Организация ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка программы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………..................................3

ГЛАВА I. Теоретические основы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в образовательном учреждении...............5
1.1 Сущность понятия и виды ценностно-ориентированной деятельности........................................................................................…...5
1.2 Специфика ценностно-ориентированной деятельности младших школьников...............................................................................................14
1.3 Методы организации ценностно-ориентированной деятельности............................................................................................22

ГЛАВА II. Диагностика организации ценностно-ориентированной деятельности в практике общеобразовательных школ.....................................25
2.1 Характеристика базы исследования…………......................................25
2.2 Описание методов исследования……………………………………...29
2.3
Анализ результатов…………………........……......................................30

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная деятельность по организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников
3.1 Проект программы
3.2 Описание хода реализации
3.3 Оценка эффективности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………..................................36

ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………..................................38

Работа содержит 1 файл

Копия вкр ...Таня М..doc

— 424.00 Кб (Скачать)

     Теоретическое осмысление отстает от жизни, соответственно, нет четкости в формулировке целей  воспитания и школа не получает необходимые  технологии [21, с.80-81].

     В самом общем виде, воспитательные ценности есть духовные и материальные феномены, положительно влияющие на ребенка в силу позитивных объективных общественных условий, обстоятельств, отношений.

       Ими также являются привносимые  в результате активной, субъектно-воспитательной  деятельности родителей и педагогов  общественные ценности, формирующие детскую личность в соответствии с современными представлениями о сущности и назначении человека, делающие ее способом адаптироваться в обществе и получать удовлетворение от жизни [3, с.13-17].

     Ценности  не вырабатываются, не навязываются, они  выбираются индивидуально. Для каждого человека существует свой, неповторимый «набор» ценностей или так называемый индивидуальный мир ценностей.

     От  индивида к индивиду этот мир отличается значительно. Но вместе с тем существует некий «набор» ценностей, который  принимается большинством людей. Это общечеловеческие ценности. В них отражены в определенной степени единое понимание добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого, иначе говоря, общие нравственные основания поведения.

     Если  мир индивидуальных ценностей подвижен, изменчив, то мир общечеловеческих ценностей относительно постоянен. К вечным, общечеловеческим ценностям следует отнести:

    • духовно-религиозные и духовно-атеистические;
    • способствующие развитию всех сущностных сил и дарований индивидуальности;
    • помогающие обретению нравственной внутренней свободы, сознание долга и ответственности;
    • формирующие нравственный индивидуализм и коллективизм на духовном фундаменте совести, любви, надежды, чести, достоинства, интеллигентности;
    • развивающие способности к производительному интеллектуальному и производительному труду.

     Основной  вопрос, возникающий при определении  целей и содержания воспитания –  это выбор системы ценностей. Существует неисчислимое количество ценностей. Традиционно выделяются три ценности, выраженные в категориях Добра, Истины, Красоты.

     Для ориентации школьников в учебно-воспитательном процессе В.А.Караковский предлагает выделять семь приоритетных ценностей: семья, труд, знание, культура, отечество, земля, мир.

     Размышляя об опоре на традиционные российские ценности, Н.Д.Никандров выделяет как приоритетные: патриотизм, духовные ценности, в частности духовную свободу, здоровье, жизнь. К воспитанию духовных ценностей следует подходить с позиций православной культуры.

     Самый сильный фактор становления ценностного отношения – свершающийся на глазах у школьника ценностный выбор «духовное – материальное», «высокое – низкое», когда взрослые, стоящие перед альтернативой, избирают высшие ценности. В таких условиях воспитанник приобретает опыт ориентации на высшие ценности в той или иной мере, в зависимости от индивидуальных жизненных обстоятельств.

     Вторым  фактором формирования ценностных отношений  является непосредственное проживание с детьми этих отношений во взаимодействии с реальной окружающей действительностью. Условием такого проживания становится педагогическое вскрытие в факте его отношенческого содержания, в предмете его человеческой сущности – «вочеловечивание» протекающей жизни, окружающих предметов и свершающихся событий.

     Третий  фактор становления и развития ценностного отношения – осмысление самим субъектом содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека [4, с.35-44].

Это происходит в ценностно-ориентированной деятельности, когда личность, взаимодействуя с  миром, производит оценку объекта взаимодействия для собственной жизни и жизни человека как таковой.

     В самом общем виде, воспитательные ценности есть духовные и материальные феномены, положительно влияющие на ребенка  в силу позитивных объективных общественных условий, обстоятельств, отношений. Ими также являются привносимые в результате активной, субъектно-воспитательной деятельности родителей и педагогов общественные ценности, формирующие детскую личность в соответствии с современными представлениями о сущности и назначении человека, делающие ее способом адаптироваться в обществе и получать удовлетворение от жизни.

     Взаимодействие  педагогов с воспитанниками, насыщенное нравственным содержанием, ставит их в  ситуацию выбора ценностей и в  большей степени ориентирует  на общечеловеческие, нравственные ценности.

     Педагогический  смысл понятия ориентация подразумевает  растущего человека, который приобретает  жизненные ориентиры, осваивает  окружающую действительность, ищет свое место в жизни.

     Освоение  внешнего мира и познание самого себя у школьника происходит во взаимодействии с взрослыми, которые целенаправленно помогают ему в этом.

     На  основе ценностных ориентаций личность определяет свое место, назначение и  роль в системе ценностей. Это  и есть ценностное самоопределение  личности [18, с.28-31].

     Таким образом, главнейшая функция воспитателя  – открывать и совершенствовать человеческое в человеке через освоение ценностей и познание многообразия связей реального мира в их соотношении  с человеческими ценностями.

     Ценностно-ориентированная деятельность – один из видов воспитывающей деятельности, специально организованной с целью нравственного самоопределения и нравственного развития детей.

     Выделяют  несколько видов ценностно-ориентированной  деятельности школьников:

  • общественная деятельность;
  • эколого-туристическая деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • познавательная деятельность.

     По  видам ценностей различают:

    • человек как ценность;
    • природа как ценность;
    • счастье как ценность;
    • трудовые ценности;
    • совесть как ценность;
    • свобода как ценность;
    • судьба как ценность;
    • материальные ценности;
    • «Я» как ценность;
    • Любовь как ценность;
    • Жизнь как ценность [19, с.69-78].

     Ключевые  ценности, характеризующие достойную  Человека жизнь, располагаются последовательно, как бы проецируя последовательность, согласно возрастному развитию, разворачивающею осмысление ребенком жизни как таковой.

     Сначала — это жизнь Природы с ее объективными закономерностями, столь близкой малышу-первокласснику, еще самому, так зависящему от натуры; ключевой ценностью является «природа», а конечным результатом является ценностное отношение к природе как дому человечества.

     Затем — это жизнь Человека, но, тем не менее, продукта природы. И одновременно, носителя и творца культуры. Ключевая ценность — «человек» как феномен этого мира; конечный же результат — признание Человека наивысшей ценностью.

     А далее — это жизнь Общества, удивительного феномена объединения людей, только и способных к жизни в сообществе друг с другом и зависимости друг от друга, однако непрестанно стремящихся к автономии и независимости. Ключевой ценностью является ценность «общества», а конечный результат — сформированное уважение к социальной стороне жизни человека, к роли гражданина.

     И затем — образ жизни, достойный Человека, как продукт воли, деятельности, творчества самого человека. Ключевая ценность — «жизнь», конечный результат — формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни.

     Наконец, заключительным этапом школьного воспитания становится личностный внутренний мир «Я», эмансипированный от других, обретающий свои индивидуальные основы и свое индивидуальное содержание и устанавливающий связь этого «Я» и «жизни»; ключевая ценность — жизненная позиция, конечный результат — состоявшийся выбор жизненной позиции [1, с.12-16].

     Таким образом, воспитательный процесс выстраивается  как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг — ступенька вверх в духовном и физическом становлении. Ключевые ценности, характеризующие достойную Человека жизнь, расположены последовательно, согласно возрастному развитию, разворачивание осмысления ребенком жизни как таковой. Психолого-педагогические особенности младшего школьника как субъекта социального воспитания создают необходимые предпосылки для его вхождения в систему общественных отношений и сознательной деятельности. Ценностно-ориентированная деятельность позволяет сформировать социальные качества и заложить основу нравственного воспитания детей данного возраста [1, с. 35 - 36]. 

1.2 Специфика ценностно-ориентированной деятельности младших школьников 

     Младшее школьное детство – это период (7-11 лет), когда происходит процесс  дальнейшего развития индивидуально-психологических  и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны:

    • доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;
    • доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов;
    • возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой [13, с.157-168].

    Основные  направления и технология педагогической деятельности:

     Направление первое: формирование начальных детских  убеждений (ИДУ) у младших школьников.

     Реализовать его - значит подвести серьезную базу под нравственную структуру личности, создать фундамент ее духовности.

     Убеждения, как известно, представляют собой  идею, в истинность которой человек  верит, которую готов отстаивать и которой руководствуется в  повседневной деятельности.

     Ребенок с большой силой верит в  те общечеловеческие идеи, которые  доступны его возможностям, его пониманию. Их немало, но можно выделить наиболее существенные: вера в родительскую любовь, в могущество взрослых, в  свое бессмертие, в свою неповторимость, в красоту и неповторимость Родины [5, с.269-272].

     Эту веру дети пытаются отстаивать в своеобразной детской форме. Это и есть зародыш  тех социально значимых убеждений, которые могли бы сформироваться при благоприятных условиях. Не вина, а беда многих детей, что едва ли не с младенческого возраста эта вера разрушается. Едва ребенок начинает осознавать себя и окружающий мир, он попадает под отрицательное воздействие макро- и микросреды. Школа далеко не всегда в состоянии противостоять разрушительным силам среды. Ее возможности далеко не безграничны. Но и недооценивать роль школы тоже ошибочно. Она может не все, но многое.

     Направление второе: развитие общественных отношений  и предупреждение авторитарности учителя.

     Чтобы избежать возможных отклонений, как показывает опыт, желательно соблюдать следующие условия:

    • с первых же дней практиковать совместное планирование жизни, деятельности детей на неделю;
    • вместе с детьми четко подводить итоги выполнения недельного плана;
    • практиковать (в доступной для детей форме) комментирование, оценку выполнения персональных и общественных поручений;
    • комментировать ответы одноклассников, обсуждать отметки;
    • обсуждать поступки, проступки, оценивать их и т. п.

     Это вполне доступный каждому учителю  «набор демократических ритуалов» (трудно говорить о действительной самостоятельности учащихся 1-2 классов). Младшим школьникам свойственен своеобразный экстремизм в оценке поступков, особенно проступков одноклассников [17, с.64-68].

Информация о работе Организация ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательной школе