Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 08:35, курсовая работа
Целью исследования является разработка программы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………..................................3
ГЛАВА I. Теоретические основы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в образовательном учреждении...............5
1.1 Сущность понятия и виды ценностно-ориентированной деятельности........................................................................................…...5
1.2 Специфика ценностно-ориентированной деятельности младших школьников...............................................................................................14
1.3 Методы организации ценностно-ориентированной деятельности............................................................................................22
ГЛАВА II. Диагностика организации ценностно-ориентированной деятельности в практике общеобразовательных школ.....................................25
2.1 Характеристика базы исследования…………......................................25
2.2 Описание методов исследования……………………………………...29
2.3
Анализ результатов…………………........……......................................30
ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная деятельность по организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников
3.1 Проект программы
3.2 Описание хода реализации
3.3 Оценка эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………..................................36
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………..................................38
Теоретическое осмысление отстает от жизни, соответственно, нет четкости в формулировке целей воспитания и школа не получает необходимые технологии [21, с.80-81].
В самом общем виде, воспитательные ценности есть духовные и материальные феномены, положительно влияющие на ребенка в силу позитивных объективных общественных условий, обстоятельств, отношений.
Ими также являются
Ценности не вырабатываются, не навязываются, они выбираются индивидуально. Для каждого человека существует свой, неповторимый «набор» ценностей или так называемый индивидуальный мир ценностей.
От индивида к индивиду этот мир отличается значительно. Но вместе с тем существует некий «набор» ценностей, который принимается большинством людей. Это общечеловеческие ценности. В них отражены в определенной степени единое понимание добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого, иначе говоря, общие нравственные основания поведения.
Если мир индивидуальных ценностей подвижен, изменчив, то мир общечеловеческих ценностей относительно постоянен. К вечным, общечеловеческим ценностям следует отнести:
Основной вопрос, возникающий при определении целей и содержания воспитания – это выбор системы ценностей. Существует неисчислимое количество ценностей. Традиционно выделяются три ценности, выраженные в категориях Добра, Истины, Красоты.
Для ориентации школьников в учебно-воспитательном процессе В.А.Караковский предлагает выделять семь приоритетных ценностей: семья, труд, знание, культура, отечество, земля, мир.
Размышляя об опоре на традиционные российские ценности, Н.Д.Никандров выделяет как приоритетные: патриотизм, духовные ценности, в частности духовную свободу, здоровье, жизнь. К воспитанию духовных ценностей следует подходить с позиций православной культуры.
Самый сильный фактор становления ценностного отношения – свершающийся на глазах у школьника ценностный выбор «духовное – материальное», «высокое – низкое», когда взрослые, стоящие перед альтернативой, избирают высшие ценности. В таких условиях воспитанник приобретает опыт ориентации на высшие ценности в той или иной мере, в зависимости от индивидуальных жизненных обстоятельств.
Вторым фактором формирования ценностных отношений является непосредственное проживание с детьми этих отношений во взаимодействии с реальной окружающей действительностью. Условием такого проживания становится педагогическое вскрытие в факте его отношенческого содержания, в предмете его человеческой сущности – «вочеловечивание» протекающей жизни, окружающих предметов и свершающихся событий.
Третий фактор становления и развития ценностного отношения – осмысление самим субъектом содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека [4, с.35-44].
Это происходит
в ценностно-ориентированной
В самом общем виде, воспитательные ценности есть духовные и материальные феномены, положительно влияющие на ребенка в силу позитивных объективных общественных условий, обстоятельств, отношений. Ими также являются привносимые в результате активной, субъектно-воспитательной деятельности родителей и педагогов общественные ценности, формирующие детскую личность в соответствии с современными представлениями о сущности и назначении человека, делающие ее способом адаптироваться в обществе и получать удовлетворение от жизни.
Взаимодействие педагогов с воспитанниками, насыщенное нравственным содержанием, ставит их в ситуацию выбора ценностей и в большей степени ориентирует на общечеловеческие, нравственные ценности.
Педагогический смысл понятия ориентация подразумевает растущего человека, который приобретает жизненные ориентиры, осваивает окружающую действительность, ищет свое место в жизни.
Освоение внешнего мира и познание самого себя у школьника происходит во взаимодействии с взрослыми, которые целенаправленно помогают ему в этом.
На основе ценностных ориентаций личность определяет свое место, назначение и роль в системе ценностей. Это и есть ценностное самоопределение личности [18, с.28-31].
Таким образом, главнейшая функция воспитателя – открывать и совершенствовать человеческое в человеке через освоение ценностей и познание многообразия связей реального мира в их соотношении с человеческими ценностями.
Ценностно-ориентированная деятельность – один из видов воспитывающей деятельности, специально организованной с целью нравственного самоопределения и нравственного развития детей.
Выделяют
несколько видов ценностно-
По видам ценностей различают:
Ключевые ценности, характеризующие достойную Человека жизнь, располагаются последовательно, как бы проецируя последовательность, согласно возрастному развитию, разворачивающею осмысление ребенком жизни как таковой.
Сначала — это жизнь Природы с ее объективными закономерностями, столь близкой малышу-первокласснику, еще самому, так зависящему от натуры; ключевой ценностью является «природа», а конечным результатом является ценностное отношение к природе как дому человечества.
Затем — это жизнь Человека, но, тем не менее, продукта природы. И одновременно, носителя и творца культуры. Ключевая ценность — «человек» как феномен этого мира; конечный же результат — признание Человека наивысшей ценностью.
А далее — это жизнь Общества, удивительного феномена объединения людей, только и способных к жизни в сообществе друг с другом и зависимости друг от друга, однако непрестанно стремящихся к автономии и независимости. Ключевой ценностью является ценность «общества», а конечный результат — сформированное уважение к социальной стороне жизни человека, к роли гражданина.
И затем — образ жизни, достойный Человека, как продукт воли, деятельности, творчества самого человека. Ключевая ценность — «жизнь», конечный результат — формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни.
Наконец, заключительным этапом школьного воспитания становится личностный внутренний мир «Я», эмансипированный от других, обретающий свои индивидуальные основы и свое индивидуальное содержание и устанавливающий связь этого «Я» и «жизни»; ключевая ценность — жизненная позиция, конечный результат — состоявшийся выбор жизненной позиции [1, с.12-16].
Таким
образом, воспитательный процесс выстраивается
как логическое восхождение от возраста
к возрасту, каждый новый шаг — ступенька
вверх в духовном и физическом становлении.
Ключевые ценности, характеризующие достойную
Человека жизнь, расположены последовательно,
согласно возрастному развитию, разворачивание
осмысления ребенком жизни как таковой.
Психолого-педагогические особенности
младшего школьника как субъекта социального
воспитания создают необходимые предпосылки
для его вхождения в систему общественных
отношений и сознательной деятельности.
Ценностно-ориентированная деятельность
позволяет сформировать социальные качества
и заложить основу нравственного воспитания
детей данного возраста [1, с. 35 - 36].
1.2
Специфика ценностно-
Младшее школьное детство – это период (7-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны:
Основные направления и технология педагогической деятельности:
Направление первое: формирование начальных детских убеждений (ИДУ) у младших школьников.
Реализовать его - значит подвести серьезную базу под нравственную структуру личности, создать фундамент ее духовности.
Убеждения, как известно, представляют собой идею, в истинность которой человек верит, которую готов отстаивать и которой руководствуется в повседневной деятельности.
Ребенок с большой силой верит в те общечеловеческие идеи, которые доступны его возможностям, его пониманию. Их немало, но можно выделить наиболее существенные: вера в родительскую любовь, в могущество взрослых, в свое бессмертие, в свою неповторимость, в красоту и неповторимость Родины [5, с.269-272].
Эту веру дети пытаются отстаивать в своеобразной детской форме. Это и есть зародыш тех социально значимых убеждений, которые могли бы сформироваться при благоприятных условиях. Не вина, а беда многих детей, что едва ли не с младенческого возраста эта вера разрушается. Едва ребенок начинает осознавать себя и окружающий мир, он попадает под отрицательное воздействие макро- и микросреды. Школа далеко не всегда в состоянии противостоять разрушительным силам среды. Ее возможности далеко не безграничны. Но и недооценивать роль школы тоже ошибочно. Она может не все, но многое.
Направление второе: развитие общественных отношений и предупреждение авторитарности учителя.
Чтобы избежать возможных отклонений, как показывает опыт, желательно соблюдать следующие условия:
Это вполне доступный каждому учителю «набор демократических ритуалов» (трудно говорить о действительной самостоятельности учащихся 1-2 классов). Младшим школьникам свойственен своеобразный экстремизм в оценке поступков, особенно проступков одноклассников [17, с.64-68].