Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 08:35, курсовая работа
Целью исследования является разработка программы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………..................................3
ГЛАВА I. Теоретические основы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в образовательном учреждении...............5
1.1 Сущность понятия и виды ценностно-ориентированной деятельности........................................................................................…...5
1.2 Специфика ценностно-ориентированной деятельности младших школьников...............................................................................................14
1.3 Методы организации ценностно-ориентированной деятельности............................................................................................22
ГЛАВА II. Диагностика организации ценностно-ориентированной деятельности в практике общеобразовательных школ.....................................25
2.1 Характеристика базы исследования…………......................................25
2.2 Описание методов исследования……………………………………...29
2.3
Анализ результатов…………………........……......................................30
ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная деятельность по организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников
3.1 Проект программы
3.2 Описание хода реализации
3.3 Оценка эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………..................................36
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………..................................38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ
СПО «Омский педагогический
колледж № 1»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Организация
ценностно-ориентированной
деятельности младших
школьников в общеобразовательной
школе
Вы
ст
со
Ме
Сп
До
Научный руководитель: преподаватель
социальной
Рогачева Юлия Борисовна
ОМСК 2008
г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……
ГЛАВА I. Теоретические основы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в образовательном учреждении...............5
1.1 Сущность
понятия и виды ценностно-
1.2 Специфика
ценностно-ориентированной
1.3 Методы организации
ценностно-ориентированной
ГЛАВА II. Диагностика
организации ценностно-ориентированной
деятельности в практике общеобразовательных
школ..........................
2.1 Характеристика
базы исследования………….........
2.2 Описание
методов исследования…………………………
2.3
Анализ
результатов…………………........……..
ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная деятельность по организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников
3.1 Проект программы
3.2 Описание хода реализации
3.3
Оценка эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ПРИЛОЖЕНИЕ...………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В самом общем виде, воспитательные ценности есть духовные и материальные феномены, положительно влияющие на ребенка в силу позитивных объективных общественных условий, обстоятельств, отношений. Ими также являются привносимые в результате активной, субъектно-воспитательной деятельности родителей и педагогов общественные ценности, формирующие детскую личность в соответствии с современными представлениями о сущности и назначении человека, делающие ее способом адаптироваться в обществе и получать удовлетворение от жизни. Взаимодействие педагогов с воспитанниками, насыщенное нравственным содержанием, ставит их в ситуацию выбора ценностей и в большей степени ориентирует на общечеловеческие, нравственные ценности.
Для молодого поколения России значимыми мотивами поведения являются: стремление к достижению личного успеха, выбор собственных целей, независимость, а общечеловеческие ценности отодвигаются на второй план. Теряется связь между прошлым и будущим русской культуры. Актуальность данной темы заключается в том, что через организацию ценностно-ориентированной деятельности младшие школьники познают, а в дальнейшем и формируют ценности, доминирующие в обществе.
Существуют
противоречия между недостаточными
возможностями школы и
Объектом
педагогического исследования является
ценностно-ориентированная
Целью исследования является разработка программы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
В
качестве гипотезы рассматривается
предположение о том, что если в процессе
организации ценностно-ориентированной
деятельности младших школьников педагог
использует систему естественных, специально
создаваемых ситуаций-примеров, то это
обеспечивает высокий уровень нравственной
воспитанности детей.
ГЛАВА
1. Теоретические основы
организации ценностно-ориентированной
деятельности младших
школьников в образовательном
учреждении
1.1
Сущность понятия
и виды ценностно-
Проблема ценностей в научном знании имеет давнюю историю. Ей посвящена масса работ, сборников, диссертаций. Мир есть бытие и ценности, по мнению Г. Риккерта. Лишь совокупность бытия и ценностей составляет вместе то, что заслуживает имени мира. Проблема ценности есть проблема значимости ценности. Сами ценности не относятся ни к области объектов, ни к области субъектов. Задача аксиологии, специального направления в философии, - определение видов ценностей, проникновение в существенные особенности каждой из них, определение взаимного отношения между собой и, наконец, построение системы ценностей.
Известно,
что первое разграничение познавательного
и ценностного принадлежит И.
Канту. Он противопоставляет
Усложнение человеческого мира и расширение поля человеческих коммуникаций, которое несет современная наука и прогресс, часто оборачивается усилением стрессовых нагрузок на человека, манипуляцией человеческим сознанием, дегуманизацией социальных связей людей [9, с.3].
Все
эти сугубо жизненные проблемы современности
носят мировоззренческий
Исторически сложилось много различных аксиологических концепций и подходов. Само понятие «ценность» появилось еще в Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель). Сократ, вводя принцип целесообразности, общий для Блага и Красоты, возводит последние в ранг идеальных ценностей. У Платона высшей универсальной ценностью оказывается Благо. Аристотель пытается разграничить Благо и Единое. В Новое время выдвинули разум как главную ценность человека (Т. Гоббс). В эпоху Просвещения И. Кант сумел «развести» Истину, Красоту и Благо как основные ценности. Последователи Канта стали считать, что истиной занимается рассудок, а ценностью - разум (точнее воля).
Формально
аксиология как наука о ценностях
своим рождением обязана Э.
Способы порождения научного знания и одновременно характеристика познавательных ценностей, их детерминирующая роль обстоятельно исследовались рядом отечественных авторов, в том числе Г.С.Арефьевой, Я.Ф.Аскиным, В.П.Каратеевым, Т.К.Никольской. Контуры и направления решений на базе имеющихся уже результатов исследования проблемы «познавательное-ценностное» намечены в работах К.Н.Любутина, А.М.Коршунова, В.В.Мантатова, Л.А.Микешиной.
Теоретическое осмысление проблемы «ценности и наука», поле ее исследования, роль ценностных факторов в деятельности ученого и в развитии научного познания в целом, формы проявления в целом, формы проявления и присутствия ценностных ориентации в науке представлены в работах А.А. Ивина, С.А. Клишиной, Е.А. Мамчур, B.C. Степина, направленных на выяснение особенностей включения ценностных ориентации в научное знание через методологические, философско-мировоззренческие предпосылки и основания науки.
Дискуссия по проблеме ценностей продолжается. Одни философы понимают ценности как субъективные (Г.Коген, В.Дильтей, А.Баумгартен), другие как объективные (М.Шелер, Н.Гартман), третьи - как субъектно-объективные (Э.Гуссерль, А.Мейнонг), четвертые — как трансцендентные (В.Виндельбанд, Г.Риккерт), пятые доказывают абсолютность ценностей (Н.Лосский, Ж.Марсель), шестые - их относительность (Ж.-П.Сартр). А М.Хайдеггер, например, предлагал снять совсем аксиологическую проблематику, мешающую, по его мнению, человеку реализовать себя.
В настоящее время аксиология стала одной из перспективных и быстро развивающихся областей философского знания. Исследователи пишут о сближении подходов по проблематике ценностей (Б.С.Алишев), акцентируют внимание на амбивалентности ценностей (А.С.Архангельская), размышляют об онтологическом статусе абсолютных ценностей (И.С.Бельский), об идеалах и ценностях современного общества (М.Ю.Билаонова), формулируют парадоксы оценочных суждений (Н.Ф.Бучило), выясняют диалектику объективного и субъективного в понятии ценностей (Н.Н.Вотинцева), фундируют проблематику обоснования аксиологии как науки о ценностях (Я.В.Кушнаренко), утверждают о возрастании ценностных факторов при осмыслении глобальных процессов в мире (Г.М.Диденко) и вновь обращаются к необходимости разработки аксиологической проблематики применительно к человеку (В.И.Гвазава, В.П.Капец и др.).
В воспитании проблема целей и содержания воспитания всегда связана с приоритетными ценностями, утверждаемыми в обществе, в государстве. Ценности фиксирует то, что сложилось в жизни, в менталитете народа или провозглашено как норма. Меняются ценности – меняются нормы – меняются цели воспитания. Н.Д. Никандров видит две модели соотношения ценностей и целей воспитания: