Организация ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка программы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………..................................3

ГЛАВА I. Теоретические основы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в образовательном учреждении...............5
1.1 Сущность понятия и виды ценностно-ориентированной деятельности........................................................................................…...5
1.2 Специфика ценностно-ориентированной деятельности младших школьников...............................................................................................14
1.3 Методы организации ценностно-ориентированной деятельности............................................................................................22

ГЛАВА II. Диагностика организации ценностно-ориентированной деятельности в практике общеобразовательных школ.....................................25
2.1 Характеристика базы исследования…………......................................25
2.2 Описание методов исследования……………………………………...29
2.3
Анализ результатов…………………........……......................................30

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная деятельность по организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников
3.1 Проект программы
3.2 Описание хода реализации
3.3 Оценка эффективности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………..................................36

ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………..................................38

Работа содержит 1 файл

Копия вкр ...Таня М..doc

— 424.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО «Омский педагогический колледж № 1» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Организация ценностно-ориентированной  деятельности младших  школьников в общеобразовательной  школе 
 

                            Выполнила:

                            студентка 4 курса 402 группы

                            социально-гуманитарного отделения

                            Мельшина  Татьяна Анатольевна 

                            Специальность: 050711 Социальная педагогика 

                            Дополнительная  квалификация: воспитатель 

                     Научный руководитель: преподаватель

                     социальной педагогики

                     Рогачева Юлия Борисовна 
         
         

ОМСК 2008 г. 
СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………..................................3 

ГЛАВА I. Теоретические основы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в образовательном учреждении...............5

    1.1 Сущность  понятия и виды ценностно-ориентированной деятельности........................................................................................…...5

    1.2 Специфика  ценностно-ориентированной деятельности  младших школьников...............................................................................................14

    1.3 Методы организации  ценностно-ориентированной деятельности............................................................................................22 

ГЛАВА II. Диагностика организации ценностно-ориентированной деятельности в практике общеобразовательных школ.....................................25

    2.1 Характеристика  базы исследования…………......................................25

    2.2 Описание  методов исследования……………………………………...29

    2.3

    Анализ  результатов…………………........……......................................30 

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная деятельность по организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников

      3.1 Проект программы

      3.2 Описание хода реализации

      3.3 Оценка эффективности 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………..................................36 

ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………..................................38

ВВЕДЕНИЕ 

     В самом общем виде, воспитательные ценности есть духовные и материальные феномены, положительно влияющие на ребенка в силу позитивных объективных общественных условий, обстоятельств, отношений. Ими также являются привносимые в результате активной, субъектно-воспитательной деятельности родителей и педагогов общественные ценности, формирующие детскую личность в соответствии с современными представлениями о сущности и назначении человека, делающие ее способом адаптироваться в обществе и получать удовлетворение от жизни. Взаимодействие педагогов с воспитанниками, насыщенное нравственным содержанием, ставит их в ситуацию выбора ценностей и в большей степени ориентирует на общечеловеческие, нравственные ценности.

     Для молодого поколения России значимыми  мотивами поведения являются: стремление к достижению личного успеха, выбор собственных целей, независимость, а общечеловеческие ценности отодвигаются на второй план. Теряется связь между прошлым и будущим русской культуры. Актуальность данной темы заключается в том, что через организацию ценностно-ориентированной деятельности младшие школьники познают, а в дальнейшем и формируют ценности, доминирующие в обществе.

     Существуют  противоречия между недостаточными возможностями школы и необходимостью организации ценностно-ориентированной  деятельности в целях социокультурного развития. Проблемой является изучение системы ценностей и её трансформации, а также выявление ценностных ориентаций младших школьников.

     Объектом  педагогического исследования является ценностно-ориентированная деятельность; предметом – методы организации  ценностно-ориентированной деятельности младших школьников.

     Целью исследования является разработка программы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении.

     Для достижения данной цели необходимо решение  следующих задач:

  • раскрыть сущность понятий и виды ценностно-ориентированной деятельности;
  • проанализировать особенности ценностно-ориентированной деятельности младших школьников;
  • описать методы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников;
  • выявить содержание и форму организации ценностно-ориентированной деятельности на примере МОУ СОШ № 47;
  • разработать рекомендации по организации комплекса мероприятий ценностно-ориентированного характера.

     В качестве гипотезы рассматривается  предположение о том, что если в процессе организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников педагог использует систему естественных, специально создаваемых ситуаций-примеров, то это обеспечивает высокий уровень нравственной воспитанности детей. 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в образовательном учреждении 

1.1 Сущность понятия  и виды ценностно-ориентированной  деятельности 

     Проблема  ценностей в научном знании имеет  давнюю историю. Ей посвящена масса работ, сборников, диссертаций. Мир есть бытие и ценности, по мнению Г. Риккерта. Лишь совокупность бытия и ценностей составляет вместе то, что заслуживает имени мира. Проблема ценности есть проблема значимости ценности. Сами ценности не относятся ни к области объектов, ни к области субъектов. Задача аксиологии, специального направления в философии, - определение видов ценностей, проникновение в существенные особенности каждой из них, определение взаимного отношения между собой и, наконец, построение системы ценностей.

     Известно, что первое разграничение познавательного  и ценностного принадлежит И. Канту. Он противопоставляет теоретический  разум, направленный на познание сущего, и практический, обращенный к человеческой морали — особому миру должного (ценностей, норм). Он же первым установил иерархию ценностей, включив в нее логические, эстетические, этические и религиозные. Г. Риккерт ставит вопрос о построении системы ценностей как открытой системы и особо выделяет этические ценности, в частности, любовь как высшую ценности.

     Усложнение  человеческого мира и расширение поля человеческих коммуникаций, которое  несет современная наука и  прогресс, часто оборачивается усилением  стрессовых нагрузок на человека, манипуляцией человеческим сознанием, дегуманизацией социальных связей людей [9, с.3].

     Все эти сугубо жизненные проблемы современности  носят мировоззренческий характер и ставят под сомнение традиционные для техногенной цивилизации  ценности науки и научно-технического прогресса.

Исторически сложилось много различных аксиологических концепций и подходов. Само понятие «ценность» появилось еще в Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель). Сократ, вводя принцип целесообразности, общий для Блага и Красоты, возводит последние в ранг идеальных ценностей. У Платона высшей универсальной ценностью оказывается Благо. Аристотель пытается разграничить Благо и Единое. В Новое время выдвинули разум как главную ценность человека (Т. Гоббс). В эпоху Просвещения И. Кант сумел «развести» Истину, Красоту и Благо как основные ценности. Последователи Канта стали считать, что истиной занимается рассудок, а ценностью - разум (точнее воля).

     Формально аксиология как наука о ценностях  своим рождением обязана Э.Гартману, который ввел понятие «значимость», которое не зависит от опыта и играет роль критерия истины. Философы Баденской (В.Виндельбанд, Г.Риккер и др.) и Марбургской (Г.Коген и др.) школ неокантианства, развивая эту тенденцию, используют кроме понятия «значимость» понятия «долженствование» и «ценность». Г. Коген считает, что истина возникает не из соответствия знания реальности, а из ценностей, привносимых в познание. В.Виндельбанд понимает под философией критическую науку об общеобязательных ценностях. По Ф.Ницше вопрос о ценностях фундаментальнее вопроса о достоверности. Серьезный вклад в теоретическую разработку проблемы ценностей внесли философы позитивистского направления: неореализм (Р.Б. Перри), натурализм (Т. Манро), контекстуализм (Ст. Пепер), прагматизм (Дж. Дьюи). С 60-х годов XX века эти идеи получают развитие в отечественной философии (С.Ф.Анисимов, В.В.Гречаный, М.С.Каган, Д.А.Леонтьев, Л.Н.Столович и другие) [3, с.13-17].

     Способы порождения научного знания и одновременно характеристика познавательных ценностей, их детерминирующая роль обстоятельно исследовались рядом отечественных авторов, в том числе Г.С.Арефьевой, Я.Ф.Аскиным, В.П.Каратеевым, Т.К.Никольской. Контуры и направления решений на базе имеющихся уже результатов исследования проблемы «познавательное-ценностное» намечены в работах К.Н.Любутина, А.М.Коршунова, В.В.Мантатова, Л.А.Микешиной.

     Теоретическое осмысление проблемы «ценности и  наука», поле ее исследования, роль ценностных факторов в деятельности ученого  и в развитии научного познания в  целом, формы проявления в целом, формы проявления и присутствия ценностных ориентации в науке представлены в работах А.А. Ивина, С.А. Клишиной, Е.А. Мамчур, B.C. Степина, направленных на выяснение особенностей включения ценностных ориентации в научное знание через методологические, философско-мировоззренческие предпосылки и основания науки.

     Дискуссия по проблеме ценностей продолжается. Одни философы понимают ценности как  субъективные (Г.Коген, В.Дильтей, А.Баумгартен), другие как объективные (М.Шелер, Н.Гартман), третьи - как субъектно-объективные (Э.Гуссерль, А.Мейнонг), четвертые — как трансцендентные (В.Виндельбанд, Г.Риккерт), пятые доказывают абсолютность ценностей (Н.Лосский, Ж.Марсель), шестые - их относительность (Ж.-П.Сартр). А М.Хайдеггер, например, предлагал снять совсем аксиологическую проблематику, мешающую, по его мнению, человеку реализовать себя.

     В настоящее время аксиология стала  одной из перспективных и быстро развивающихся областей философского знания. Исследователи пишут о  сближении подходов по проблематике ценностей (Б.С.Алишев), акцентируют внимание на амбивалентности ценностей (А.С.Архангельская), размышляют об онтологическом статусе абсолютных ценностей (И.С.Бельский), об идеалах и ценностях современного общества (М.Ю.Билаонова), формулируют парадоксы оценочных суждений (Н.Ф.Бучило), выясняют диалектику объективного и субъективного в понятии ценностей (Н.Н.Вотинцева), фундируют проблематику обоснования аксиологии как науки о ценностях (Я.В.Кушнаренко), утверждают о возрастании ценностных факторов при осмыслении глобальных процессов в мире (Г.М.Диденко) и вновь обращаются к необходимости разработки аксиологической проблематики применительно к человеку (В.И.Гвазава, В.П.Капец и др.).

     В воспитании  проблема целей и  содержания воспитания всегда связана  с приоритетными ценностями, утверждаемыми в обществе, в государстве. Ценности фиксирует то, что сложилось в жизни, в менталитете народа или провозглашено как норма. Меняются ценности – меняются нормы – меняются цели воспитания. Н.Д. Никандров видит две модели соотношения ценностей и целей воспитания:

    • ценности сменились, а их изменения, в системе образования не произошли; (современная ситуация в России)
    • декларируемые ценности провозглашались как желательные образцы поведения, а в жизни общества утверждаются другие ценности; (в тоталитарном государстве).

Информация о работе Организация ценностно-ориентированной деятельности младших школьников в общеобразовательной школе