Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оптимальные условия для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие монологической речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1 Понятие «монологической речи» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..10
1.2 Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре…………………………………………………..18
1.3 Условия развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………………….26
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре
2.1 Диагностика уровня развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………35
2.2 Реализация условий развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………52
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

монологическая речь.docx

— 195.25 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические аспекты развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

1.1 Понятие «монологической  речи» в психолого-педагогической  литературе………………………………………………………………………..10

1.2 Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре…………………………………………………..18

1.3 Условия развития монологической  речи у детей старшего дошкольного  возраста в игре………………………………………………….26

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре

2.1 Диагностика уровня  развития монологической речи  у детей старшего дошкольного  возраста в игре………………………………35

2.2 Реализация условий развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………52

Заключение

Литература

Приложения

 

 

 

 

Введение

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов  их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет  получить данные не только о речевых  способностях детей, но и об их целостном  психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, необходимо четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха  и звукового анализа, словаря, осознание  состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных  умений, умений и навыков связной  речи[1,с.12].

Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий  жизни и воспитания, поэтому в  литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у  детей к концу первого года жизни. В современной отечественной  методике нормой считается 10-12 слов к  году. Развитие понимания речи в  значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго  года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов[4,с.5].

Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами  образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами  образования слов. Развитие словаря  осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год  жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам  количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет до 3500-4000 слов[4,с.7].

К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими  компонентами языка настолько, что  усваиваемый язык действительно  становится родным. Здесь должно заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря. Вместе с тем семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются ещё далеко не завершёнными (А.В. Захарова). Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее  развитие ребенка, обеспечивая ему  переход к изучению языка в  школе[24,с.28]. 

Формирование грамматического  строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение  слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

В старшем возрасте дети умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными  союзами. Синтаксические ошибки наблюдаются  в нарушении порядка слов в  предложении.

Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание  различных по значению морфем. Для  образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В  психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое  свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К  концу дошкольного возраста детское  словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается  интенсивность словотворчества[12,с.17].

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является важным критерием оценки речевой готовности детей к школе.

Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно  включает в себя фонетическую и орфоэпическую  правильность речи, выразительность  её и четкую дикцию.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной  личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для  выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в  общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и  желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения  с людьми, задерживает психическое  развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое место в формировании речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе  занимает развитие связной речи. Под  связной речью понимают смысловое  развернутое высказывание (ряд логически  сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Основная функция связной  речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге  и монологе. В лингвистической  и психологической литературе диалогическая  и монологическая речь рассматриваются  в плане их противопоставления. Они  отличаются по своей коммуникативной  направленности, лингвистической и  психологической природе, а также  мотивами.

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны  друг с другом. В процессе общения  монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может  приобрести диалогические свойства. Важным в связи с обсуждением  сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного  возраста овладевают, прежде всего, разговорным  стилем речи, который характерен, главным  образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля  встречается редко, она ближе  к книжно - литературному стилю.

Развитие обеих форм связной  речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей  системе работы по развитию речи в  детском саду.

Обучение связной речи можно рассматривать и как  цель, и как средство практического  овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкции. Связная речь вбирает  в себя все достижения ребенка  в овладении родным языком, его  звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем[11,с.8].

Психологи подчеркивают, что  в связной речи отчетливо выступает  тесная связь речевого и умственного  воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и  совершенствует речь, учась мыслить. (Ф. А. Сохин).

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного  практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение  планирующей функции речи. В ролевой  игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму  монологической, контекстной.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать  в беседе, достаточно полно и просто отвечать на вопросы, дополнять и  поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности  задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных  высказываний (описание, повествование, от части рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура  детских рассказов, увеличивается  количество сложносочиненных и сложноподчиненных  предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении[8,с.11].

Большую роль в развитии речи детей, в повышении ее выразительности  и культуры играет работа над изобразительными средствами языка. Образные средства оживляют речь, делают ее меткой, эмоциональной, гибкой.

На развитие речи ребенка  старшего дошкольного возраста, овладение  им выразительными возможностями родного  языка большое влияние оказывает  художественная литература, такой анализ литературных произведении, когда внимание ребенка обращается не только на содержание, но и на выразительные средства языка  сказки, рассказа, стихотворения.

Восприятие литературного  произведения только тогда будет  полноценным, когда ребенок будет  к нему подготовлен. У детей появляется избирательное отношение к литературным произведениям, появляется литературный вкус[16,с.19].

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых  не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. Они способны иногда улавливать контекст. У детей формируется  умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется  понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности  формы произведения (устойчивые обороты  в сказке, ритм, рифма).

Художественное творчество является средством формирования эстетического  отношения к литературным произведениям. Исследования показали, что художественное творчество можно и нужно развивать  в дошкольном возрасте. Оно является действенным средством освоения детьми окружающей действительности. Творческая деятельность способствует развитию художественных способностей детей, выявлению их запросов и интересов. Одним из важных видов художественной деятельности детей является словесное  творчество[16,с.22].

К моменту поступления  в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как  языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности  осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как  языковой единице.

Цель исследования – оптимальные условия для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – развитие монологической речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Задачи исследования:

1. выявить психологические  особенности развития всех сторон  речи;

2. определить значение  игры для детей дошкольного  возраста;

3. изучить развитие речи  детей в игровой деятельности;

4. выявить уровень развития  речи в игровой деятельности  у детей старшего дошкольного  возраста.

Гипотеза: состоит в том, что осваивая разные типы связных высказываний, совершенствуется  монологическая речь детей.

Мы использовали такие методы, как восприятие литературного произведения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, в ней раскрыта сущность понятия монологическая речь ребенка дошкольного возраста.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть использована воспитателями, родителями для развития у детей старшего дошкольного возраста монологической речи. Структурно работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, приложения и списка литературы состоящего из 27 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Теоретические аспекты развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

 

    1. Психологические особенности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста

 

Все исследователи, изучающие  проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал  ей С.Л.Рубинштейн. Именно ему принадлежит  определение ситуативной и контекстной  речи. Рубинштейн отмечал, что для  говорящего всякая речь, передающая его  мысль или желание, является связной  речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлеченного из контекста речи), но формы связности в ходе развития меняются. "Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или  пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя".

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре