Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 00:27, курсовая работа
Обучение иностранным языкам в школе рассматривается в первую очередь в качестве овладения учащимися речевой деятельностью с целью общения на изучаемом иностранном языке в устной и письменной форме. Речевая деятельность реализуется в таких основных видах, как аудирование, говорение, чтение и письмо.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………...4
1.1.Общая характеристика диалогической речи……………………….….4
Особенности диалогической речи……………………………………..9
Психолого-методические аспекты обучения…………………….…..10
Что такое говорение.
Обучение общению как путь развития речевого умения.
Типология диалогической речи. Формы и виды……………………..15
Задачи обучения диалогической речи на уроках…………………….20
Диалогическая речь как цель и средство обучения иностранному
языку………………………………………………………………….…25
Основные принципы обучения английской диалогической речи….27
Пути и этапы в обучении диалогической речи………………………29
Виды упражнений при обучении диалогической речи……………..30
Ролевая игра…………………………………………………………..39
11. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….45
б) Вопросы учащихся.
При всей свой традиционности схема «Учитель спрашивает - ученик отвечает» в целом оправдана: учитель всегда имеет четкую программу вопросов, с помощью которых он активизирует речь учащихся, формирует их умение строить ответные высказывания.
Вместе с ним нельзя не учитывать и теневой стороны: привыкание ученика к роли только отвечающего на вопросы может привести к возникновению стереотипа пассивности в диалогизировании. Такому ученику трудно развить в себе инициативность, которая имеет исключительно важное значение.
Поэтому поощрение учащихся к постановке вопросов должно стать повседневным делом учителя. На каждом уроке следует отводить несколько минут для вопросов (question time). Вызванный учителем ученик задает вопросы
На первых порах учитель намечает содержание вопросов, затем ученикам предоставляется «свобода действий». Запрограммированную тематику вопросов можно записать на карточках и выдать в специальных конвертах учащимся.
в) Пресс - конференция.
Этот вид упражнении также предполагает фронтальную постановку вопросов одному лицу, однако, при этом определяются социально- коммуникативные роли участников беседы, дается характеристика ситуации общения, называется тема.
г) Интервью.
Это
упражнение следует рассматривать
как разновидность учебной
д) Учебно-речевые ситуации.
Суть ситуативных упражнений заключается в свободной, конкретно направленной речевой реакции учащихся на комплексе воображаемых или условно реальных обстоятельств, содержащих некоторую проблему (или конфликт), которую должны разрешить учащиеся.
В отличие от других упражнений на реплицирование, стимулирующая экспозиция в которых выражена одним предложением (вопросом, утверждением и т.д.), основу ситуативного упражнения составляет микротекст (3-7 предложений), сжато описывающий модель естественного стечения обстоятельств. Отсюда более распространенное название упражнения - учебно-речевая ситуация (УРС).
Разновидностью УРС являются упражнения:
1. дополняемые
2. проблемные
Проблемная ситуация - упражнение, экспозиция которого содержит определенную внеречевую задачу; анализируя проблему, учащиеся подробно излагают пути ее разрешения.
Описательные ситуации как вид упражнения в большей степени рассчитаны на воображение. Реагируя на содержащийся в экспозиции стимул, учащиеся восстанавливают личные детали обстановки, «привязывая» их к воображаемым собеседникам.
Суть ролевых УРС состоит в том, что учащиеся сообщают лишь характер социально-коммуникативных ролей участников диалогического контакта.
е) Дискуссия.
Учебная дискуссия, как и ситуативные упражнения, имеет определенную структуру. Она может дать положительный эффект на уроке лишь в том случае, если учитель хорошо владеет методикой ее проведения и тщательно готовится к ней.
Экспозиция дискуссии бывает двух видов: с выраженной и невыраженной проблематикой.
Экспозиция первого вида облегчает организацию свободного диалогизирования. Вместе с соответствующими направляющими вопросами она образует определенный содержательный комплекс, который легко может быть развернут в полилогическое живое обсуждение. Дискуссия по экспозиции с невыраженной проблематикой представляется более сложной с точки зрения ее организации, стимулирования, со6людення нормативности языковой формы. Это - обсуждение просмотренного фильма, театральной постановки, книги, рассказа. Наблюдения показывают, что ученики обычно начинают обсуждение произведения с его общей оценки, затем аргументируют свое мнение.
Как в оценке, так и в доказательствах ставится ряд проблем стимулирующих дальнейшее обсуждение (спор, дискуссию). Для поддержания диалога, учитель ставит ряд наводящих вопросов.
Очень
важно не допустить превращение
свободного обсуждения в вопросно-ответную
процедуру, когда роль отвечающих исполняет
учащийся.
Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы: расширяет контекст деятельности, выступает как эффективное средство мотива к иностранному диалогическому общению, способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими подробностями и интересами. Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации, дают возможность использовать язык как средство общения, актуализируя как вербальные, так и невербальные средства общения. Тем самым ролевая игра способствует реализации общего методического принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку.
Наибольшее распространение в отвеченной и зарубежной теории ролевых игр получила классификация, разработанная социологом У.Герхардтом, согласно которой роли делятся на статусные, позиционные и ситуационные.
Что касается ролевых отношений, то их принято делить на симметричные и асимметричные. При симметричных ролевых отношениях коммуниканты являются носителями одной и той же социальной роли, например, студент – студент, преподаватель – преподаватель, брат – сестра и т.д. Ситуации такого общения направлены на развитие умений строить взаимоотношения с носителем идентичной роли, обсуждать проблемы в рамках общего социального контекста. Асимметричные отношения наблюдаются тогда, когда участники общения характеризуются различными социальными признаками. Например, студент – преподаватель, ученик - учитель, подчиненный – начальник.
Н.И.Гез кандидат педагогических наук, считает, что в процессе проведения ролевых игр должно происходить тесное и активное соединение умений обучающихся с социокультурной реальностью обучаемого языка при непосредственном участии преподавателя, использовании учебников и других средств обучения. Построенная по такому принципу ролевая игра стимулирует речевую деятельность, способствуя формированию более прочных умений и навыков. Ситуация ролевого общения может лишь в том случае явиться стимулом к развитию спонтанной творческой речи, если она будет динамичной, а не статичной, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач.
Участники игры должны быть поставлены в такие условия при которых необходимо выяснить: социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений.
Одним из спорных является вопрос о месте ролевых игр в учебном процессе и о характере подготавливающих их упражнений. О различном решении данного вопроса свидетельствует расхождение как в организации материала в современных учебниках, так и в методических рекомендациях.
Для создания ролевых ситуаций, в русле которых организуются и проводятся игры, широко используются рисунки, описание ситуации, инструкции и довольно длительная и тщательная языковая подготовка, осуществляемая в процессе выполнения упражнений, некоторые из которых носят ролевой характер.
Особое внимание уделяется развитию аудирования и говорения на материале так называемых ролевых диалогов-интервью, дискуссий, критической оценки прослушанного или прочитанного.
Большинство авторов считает целесообразным проводить игру на заключительном этапе работы над темой, поскольку не все учащиеся окажутся способными, без предварительной подготовки, к свободной импровизации в ролевой игре. Успешное исполнение ролей обеспечивает при этом учет 3 моментов:
1)
ситуативно обусловленный
2)
владение интонационными
3)
понимание цели игры и
Усвоение указанных положений является задачей этапа, подготавливающего ролевую игру.
Особое значение ролевая игра приобретает в обучении иноязычной диалогической речи школьников подросткового возраста. Известно, что учащихся переходного возраста характеризует чувство взрослости: подростки стремятся быть похожими на взрослых, представлять себя взрослыми и совершать соответствующие речевые поступки. Ролевая игра как раз и обеспечивает общение на взрослом уровне, позволяет детям проявить инициативу и самодеятельность, реализует их стремление к самоутверждению.
В структуре ролевой игры выделяют такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Первый компонент - роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и т.д.).
Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации.
В обучении иностранному языку используются речевые ситуации т.е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различения естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций (УРС), которые создаются искусственно. М.В.Ляховицкий и Е.И.Вишневский выделяют следующие компоненты ситуации; субъект, объект (предмет разговора), отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого акта.
По мере развития диалогических умений школьников степень развернутости каждого из компонентов УРС может уменьшаться. Выделяют три уровня развернутости УРС: первый - самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты УРС; второй - промежуточный, когда условия речевого акта (обстановка, компетентность партнеров в решении задач и некоторые другие) домысливаются самими учащимися; третий - минимальный, где указывается только отношение субъекта к предмету разговора.
Третий
компонент ролевой игры - ролевые
действия, которые выполняют учащиеся,
играя определенную роль. Ролевые действия
как разновидность игровых действий органически
связаны с ролью - главным компонентом
ролевой игры - и составляют основную,
далее неразложимую единицу развитой
формы игры (Д.Б.Эльконин). Они включают
вербальные и невербальные действия.
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА ФРАГМЕНТОВ
УРОКА АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА
1. В 8 классе на уроке английского языка по теме «How to keep fit» учащимся было предложено прослушать короткие высказывания и найти с помощью каких выражений можно предложить сделать что-либо и с помощью каких можно ответить на предложение (уч. Богородицкая, И.В.Хрусталева, упр.39 с.51)
Mike: How about watching the boxing championship? Boxing
is always so very thrilling to watch!
Ann: I prefer to attend quieter competitions. 1 hate bowing.
It' s а rough sport, I think.
AIex: There is а good sporting programme on television today.
They are showing the International Boat Race. What do you say
to watching it?
Tim: 1 wouldn' t miss it though I’d prefer to attend it. The гасе is never
Информация о работе Обучение диалогической речи на среднем этапе (школа II модели)