Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 00:27, курсовая работа
Обучение иностранным языкам в школе рассматривается в первую очередь в качестве овладения учащимися речевой деятельностью с целью общения на изучаемом иностранном языке в устной и письменной форме. Речевая деятельность реализуется в таких основных видах, как аудирование, говорение, чтение и письмо.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………...4
1.1.Общая характеристика диалогической речи……………………….….4
Особенности диалогической речи……………………………………..9
Психолого-методические аспекты обучения…………………….…..10
Что такое говорение.
Обучение общению как путь развития речевого умения.
Типология диалогической речи. Формы и виды……………………..15
Задачи обучения диалогической речи на уроках…………………….20
Диалогическая речь как цель и средство обучения иностранному
языку………………………………………………………………….…25
Основные принципы обучения английской диалогической речи….27
Пути и этапы в обучении диалогической речи………………………29
Виды упражнений при обучении диалогической речи……………..30
Ролевая игра…………………………………………………………..39
11. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….45
в) приглашение
4.
Упражнения эмоционального
а) сомнение
б) удивление
в) неуверенность.
Трансформационные упражнения выполняют только устно. В этом случае сохраняется их диалогичность, кооперирование двух собеседников. Однако образец выполнения лучше дать визуально (в виде плаката) или просто написать на доске.
Конструктивные упражнения.
Сложной учебной операцией является самостоятельное построение учащимися высказываний-реплик с опорой на данный им языковой, речевой или структурный материал. Эти упражнения носят творческий характер.
В данную серию комплекса упражнений следует включать лишь такие формы работы, которые предполагают наличие собеседника и его определенную реакцию на стимул
Model: P1: That is а wooden cottage.
P2: Yes, that cottage is made of wood, not of stone.
2) Make up sentences (objections) as shown in the model.
Model: Р l: Pete Moffat is а university student. (school headmaster)
P2: No, Mr Moffat isn' t а university student. As far as I know he is а school headmaster.
II. Упражнения для развития умений реплицирования
К этой группе относятся респонсивные (от английского слова response - ответ отзыв реакция) и некоторые простейшие разновидности ситуативных упражнений.
а) Вопросно-ответные упражнения.
Как известно, вопрос-ответ довольно частичное диалогическое единство в реальных актах общения. Вопросы всегда коммуникативны, они нацелены на собеседника, требуют от него отклика. Таким образом, вопрос- это одновременно и побуждение к речевой реакции. В практике обучения иноязычной речи, вопросы могут носить как условно-, так и реально- мотивированный характер. Так, если учитель спрашивает ученика: Why didn' t your father соте to school to see me as 1 asked yon on Monday, Sidorov? (учитель действительно просил ученика прийти в школу), то это реальный вопрос и на него следует давать соответствующий ответ.
Но на уроке, учитель может задавать и много других вопросов, например: What colour is the blackboard? How many doors are there in the classroom?
Ответы на эти вопросы известны спрашивающему, т.к. они связаны с реальной действительностью ( и об этом осведомлен отвечающий).
Следовательно, эти вопросы коммуникативны лишь по форме. По существу они условны, поскольку являются лишь формой учебных действий, вырабатывающих автоматизмы ответного реплицирования в диалогическом общении.
Примеры основных структурно-семантических групп вопросов, стимулирующих учебно-тренировочное реплицирование (ответы учащихся свободны, в них используются речевые фрагменты вопросов):
а) Вопросы по теме «Погода», «Даты».
б) Вопросы относительно употребления разговорных формул;
- When do we say «Hello»?
- When do we use the word «Please»? и т.д.
Основными типами вопросов, как известно, являются общие, альтернативные и специальные. Наиболее просты для реакции общие вопросы. В учебных целях учащимся часто предлагают отвечать полными предложениями (после неполных ответов).
При выполнении вопросно-ответных упражнений немаловажное значение имеет опора на сформированное у учащихся умение реагировать в ответных репликах эллиптическими высказываниями, а также нестандартными формами, выражающими подтверждение или отрицание (of course, Surely, Ву по means, That' s right).
Альтернативные вопросы уже сами по себе частично содержат ответ:
- Must we do'this exercise oraIIy or in writing? - We must do it oraIIy.
На специальные вопросы учащиеся могут давать как лаконично- эллиптические (неполные) ответы, так и развернутые пояснения:
- А raincoat.
- What do we usually put on when it - We put on а raincoat.
rains? - When it rains we usually put on a
raincoat.
Чтобы придать вопросно-ответным формам работы большую естественность, учитель должен умело пользоваться всей гаммой разнообразных вопросов, которые, как известно, могут быть наводящими, опережающими, провокационными, переспросами и т.д.
б) Репликовые упражнения.
Реплики в естественном диалоге не всегда соотносятся между собой как вопрос - ответ. В свободной беседе партнеры довольно продуктивно реагируют на такие высказывания, как утверждение (оценка суждения, констатация, информирование), приглашение-побуждение, выражение эмоций и другие. Но можно ли в учебных условиях добиться от учащихся более или менее распространенного высказывания в ответ на реплику, содержащую непосредственного требования высказаться? Ведь в репликовых упражнениях реакция учащихся не программируется, они сами создают содержание высказывания и - что особенно важно – свободно выбирают форму его выражения (опираясь на усвоенный ранее языково-речевой материал). Как показывает практика, выполнение учениками подобного рода упражнений, не только необходимо, но и возможно. Учащихся нужно приучать к свободному участию в таких формах работы. В соответствии с типологией диалогических единств (исключая вопрос-ответ) различают следующие разновидности репликовых упражнений (по их коммуникативной структуре):
1. утверждение-вопрос (ответная реплика выражает удивление, сомнение, переспрос, уточнение, предположение и т.д.),
2.
утверждение-утверждение (
3.
утверждение-отрицание (
4.
побуждение-повествование (
Примеры:
1. Запросите пояснения:
-I won' t see Jack any more. - What do you mean?
2. а) Сообщите нечто касающееся вас по данной теме разговора:
- I’m crazy about music. - I Iike tennis more.
б) обменяйтесь с партнером формулами вежливости
- I’m very sorry. - That' s aII right.
- Thank you very much. - Don' t mention it
3. а)
Возразите и поправьте
- There are 30 days in Мау. - That isn't right. Мау has 31 days.
б) Не соглашайтесь с утверждением:
- Еvery city with а population оf а - That isn't always true. There's а
million has an underground. number of cities which haven't an
4. Отреагируйте на распоряжение
- Bring the spade, please. - But I’ve already brought it.
в) Условная беседа.
Как традиционные вопросо-ответные, так и сравнительно новые, репликовые упражнения недостаточны в плане формирования у учащихся умения вести беседу, участвовать в диалоге, ибо знакомя школьников с разновидностями реплик в тех или иных видах диалогических единств, преподаватели как бы пренебрегают спонтанностью, многообразием и непредсказуемой сочетаемостью этих реплик в естественном разговоре. Это вызывает необходимость в разработке синтетического методического приема обучения диалогу.
Условная беседа - это учебный аналог свободной беседы - типичного вида реального диалогического общения.
Для разработки упражнения «условная беседа» интерес представляет такой тип контекстуально-смысловой связанности реплик участников групповой беседы, при которой любое последующее высказывание является развитием первоначального.
По коммуникативной цели реплики в беседе данной концентрической структуры могут иметь следующее содержание: запрос дополнительной информации, уточнение, выражение своего отношения (восхищение, радость, сомнение и др.), ассоциативная реакция. Этим набором реакций может быть практически исчерпана любая тема высказываний.
Беседа концентрической структуры искусственно создается в классе, при этом учащиеся уже должны уметь строить высказывания заданного коммуникативного содержания (переспрос, одобрение и т.д.).
Экспозиция (начальное высказывание) и программа реплик задаются учителем. Учащийся, действуя по программе учителя, может построить свое высказывание так: Friends! I’т inviting you aII to my birthday party.
Каждый из присутствующих по-своему реагирует на это сообщение. Например:
Рl: (реакция-восклицание): Fine! (Splendid! А good idea!)
Р2: (реакция-вопрос): When М11 it be?
P3: (реакция-утверждение): I’m sorry, Pete, 1 shan' t be able to соте as I’II be away on Saturday. Father takes me to Kiev.
Р4: (реакция-сомнение): I doubt that it wouId be convenient for Pete. Структурой условной беседы должны быть предусмотрены:
1. тема;
2. экспозиция;
3. программа реакций;
4. образец выполнения;
г) Дополняемые ситуации.
Для развития у учащихся навыка реплицирования следует использовать так называемые дополняемые ситуации. Это простейшая разновидность ситуативных упражнений, суть которых заключается в том, что учащимся предполагается, как бы дополнить, завершить описание некоторого комплекса обстоятельств, сделать из предъявленной его части вывод, заключение. Само описание ситуации дается очень лаконично, в нем сжато представлен какой-либо эпизод (случай, происшествие), лично наблюдаемый или известный из других источников.
Реакция учащихся может сводится к постановке логичного в данных обстоятельствах вопроса, являться простым умозаключением, подсказываться описанием микроситуации и иметь вид трансформированного высказывания, представлять собой совет, рекомендацию по поводу сложившихся обстоятельств, о которых сообщает испытывающее затруднение лицо и т.д.
III. Упражнения в коммуникативном диалогизировании. К данной серии относятся коммуникативные упражнения реально мотивированного регистра, выполняемые в форме индивидуальной или групповой беседы. И содержание диалогических реплик высказываний, и их языковая форма создаются учащимися.
а) Тематическая полидиалогическая беседа.
Такую беседу учитель проводит по одной из программных тем устной речи (например, «Путешествие», «Передвижение по городу») или по одной из микротем межтематического характера (например, «Совет») учитель готовит экспозицию и целый ряд вопросов, которые он ставит поочередно учащимся группы.
Информация о работе Обучение диалогической речи на среднем этапе (школа II модели)