Обучение диалогической речи на среднем этапе (школа II модели)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Обучение иностранным языкам в школе рассматривается в первую очередь в качестве овладения учащимися речевой деятельностью с целью общения на изучаемом иностранном языке в устной и письменной форме. Речевая деятельность реализуется в таких основных видах, как аудирование, говорение, чтение и письмо.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………...4

1.1.Общая характеристика диалогической речи……………………….….4
Особенности диалогической речи……………………………………..9
Психолого-методические аспекты обучения…………………….…..10
Что такое говорение.
Обучение общению как путь развития речевого умения.
Типология диалогической речи. Формы и виды……………………..15
Задачи обучения диалогической речи на уроках…………………….20
Диалогическая речь как цель и средство обучения иностранному

языку………………………………………………………………….…25
Основные принципы обучения английской диалогической речи….27
Пути и этапы в обучении диалогической речи………………………29
Виды упражнений при обучении диалогической речи……………..30
Ролевая игра…………………………………………………………..39


11. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

Обучение ДРна ср.этапе(курсовая -методика преподавания ИЯ ).doc

— 299.00 Кб (Скачать)

      б) прием взаимного стимулирования, когда при порождении учебного микродиалога, каждый учащийся в паре должен составить не только реагирующую, но и стимулирующую реплику;

      в) парная работа, когда подавляющее  большинство условно- коммуникативных упражнений после фронтального  выполнения  повторяются в парном режиме;

      г) самостоятельная работа на уроке, целью  которой является подготовка к парному или групповому диалогу.  

      1.7. ПУТИ И ИХ  ЭТАПЫ  В ОБУЧЕНИИ 

      ДИАЛОГИЧЕСКОЙ PEЧИ 

      Существует  три пути обучения учеников ДР:

      1. Обучение на основе диалога-образца. т.е, это; диалог, представляющий собой модель речевого взаимодействия' собеседников в определенной ситуации по аналогии с которым ученики могут составит

      собственный диалог.

      Этапы обучения ДР на основе диалога - образца;

    • прослушивание диалога - образца и контроль понимания;
    • повторение отдельных реплик диалога за учителем или диктором;
    • чтение диалога по ролям;
    • заучивание реплик диалога-образца;
    • воспроизведение реплик;
    • замена отдельных частей или реплик;
    • самостоятельное расширение реплик;
    • составление учениками собственных диалогов по аналогии с

      диалогом-образцом.

      2. Пошаговое обучение ДР, т.е. на основе поэтапного овладения

      диалогическими  единствами (снизу вверх).

      Этапы:

    • овладение учениками отдельными репликами:
    • овладение умением соотносить отдельные реплики друг с другом:
    • овладение различными типами микродианогов:

             а) односторонний диалог - расспрос;

             б) двухсторонний диалог-расспрос;

             в) обмен мнениями;

             г) диалог – возмущение

    • овладение умением вести развернутый диалог, который включает в себя микро-диалоги;
    • самостоятельное составление диалога учениками по ситуации, задаваемой учителем на основе: темы, картины, текста, диафильма.
    1. Обучение ЛР на основе вечевой игры.

    Этапы

      1. Подготовительный этап 

      а) определение ситуации, в которой будет происходить полевая игра;

      б) определение объема и характера;

      в) выбор типа и вида игры, соответствующей  данной ситуации;

      г) распределение ролей с учетом всех возможных характеристик учащихся;

      д) подбор дополнительных  текстов  и справочных материалов по поставленной проблеме для изучения их учениками дома;

      е) подбор реквизита и раздаточного материала.

11. Игровой  этап:

      а) вступительные беседы;

      б) изучение учащимися ролевых заданий;

      в) разыгрывание учащихся ролевых ситуации;

      г) регулирование учителем хода игры.

111. Послеигровой  этап:

      а) подведение итогов ролевой игры и  ее оценки;

      б) анализ типичных языковых ошибок;  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.8. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ  ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА РОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ 

      На  разных ступенях обучения диалогической  речи ставятся следующие задачи:

      5 класс: учащиеся должны овладеть  диалогическими единствами «вопрос-ответ, просьба, приказ, реакция» и их сочетаниями, варьировать в них. Развернутый диалог должен содержать не менее 4-ех реплик с каждой стороны. Кроме этого учащиеся должны овладеть короткими диалогами - шаблонами (обмен приветствиями, прощание). Автоматическое употребление речевых клише:

      - Good morning / afternoon / evening / night.

      How are you; I’т well, Thanks, Not at all, All right, I’m sorry, Мау I ...?

      6-7 класс: учащиеся должны использовать все основные структуры,

      функциональные  виды диалогических единств (вопрос-ответ, сообщение- побуждение, реакция).

      Важной задачей развития умений диалогической речи на этом этапе должны стать:

    • расширение реплик в диалогах за счет:

      а) реакции на предметную реплику и  ее сочетание со стимулом к дальнейшему продолжению диалога

      б) переноса умений монологической речи (описания, объяснения, сообщения) в диалогическую речь.

      А также 

    • овладение числом реплик с целью расширения  диалогов (5 реплик) 
    • специальное развитие взаимной инициативы
    • выражение собственного отношения к предмету разговора
    • развить способность участников в межтемных беседах.
 

      8 класс: здесь должно осуществляться  совершенствование основных свойств  иноязычной диалогической речи, основы которых заложены в  предшествующих классах. Важной задачей в 8 классе является разучивание комбинированных механизмов, обеспечивающих перенос навыков. Объем  речи каждого  участника более 6  реплик.

      В 8 классе вводятся диалоги «покупка билета для путешествия в кино, театр; обмен впечатлениями, планирование путешествия и т.д.» 

 

      

    1.9. ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ  ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ  РЕЧИ  

      Комплекс  упражнений для развития ДР на иностранном  языке в школьных условиях включает 3 последовательные серии учебных  действий:

      1.аспектно-тренировочнь,-е  упражнения на отработку языкового  (фонетического, лексико-грамматического) материала;

      2. упражнения для развития умений реплицирования;

      3. упражнения в коммуникативном  диалогизировании.

      Упражнения  первой и второй серии - подготовительные.

      1. Аспектно-тренировочные  упражнения.

      Упражнения  этой серии, как и другие разновидности  учебных действий подготовительного этапа, имеют в целом идентичную структуру, включающую следующие компоненты:

      а) инструкцию (указание на то, что надо делать);

      б) образец или модель (иллюстрация  того, как нужно выполнять упражнение);

      в) стимул (первичный языковой или речевой материал, который подлежит обработке);

      г) реакцию (результат учебной деятельности учащихся).

а) Отражательные  упражнения.

      Наиболее  простой операцией по изменению  является отсутствие каких-либо преобразований, или нулевое изменение. К этому  виду относятся упражнения на отражение предъявляемых в звуке (на письме) слов, словосочетаний, предложений, текстов.

      Различают упражнения на сиюминутное отражение  языкового знака (имитация, эхо - повторение) и отражение мнемоническое (воспроизведение  по памяти).

      Работа с отражательными упражнениями особенно эффективна, если ее проводить с помощью звуковоспроизводящей аппаратуры.

б) Подстановочные упражнения.

        Этот вид упражнений, как и  отражательные, представляет собой  наиболее характерную группу тренировочных упражнений, обеспечивающих максимальную повторяемость одних и тех же речевых образцов и моделей. В плане обучения диалогизированию важно, чтобы материалом подстановочного упражнения служил коммуникативно значимый микродиалог, а замена производилась на свободных в смысле сочетаемости «стыках» слов в предложении с помощью семантически простых касс подстановки.

       Например:

                        this Saturday

      Pl: Have you made any plans for the week-end  this summer

                        the holidays  
                   

                         to the mountains

      Р2: Not yet. Гд like to go to the seaside but my  to the forest

      brother wants to go to the country    to the river

                        to stay at home

                        to watch TV  
                   
                   

      Как сам микродиалог, так и кассы  подстановки могут подаваться с  помощью наглядности (плакат, слайд, запись на доске). Учащиеся производят различного рода подстановки, работая как правило, в парах. При работе с микродиалогами речевой образец после ознакомления с ним прикрывают тетрадью или листком бумаги: учащемуся доступны в этом случае - лишь элементы замены.

      в) трансформационные упражнения

      По коммуникативной речевой операции трансформационные упражнения делятся на:

      1. формально-академические: 

      Поставьте предложения в вопросительной форме.

      Model: Nick is а good friend — Is ...

    1. условно-коммуникативные:

    - Уточните  время года 

      Model: The delegates arrive tomorrow at seven о'clock (When)

      По  типу речевой реакции различают 4 вида трансформационных упражнений:

    1. информационного характера,
    2. негативного характера,

      3.повелительного  характера, 

      4. эмоционального характера. 

      1. Упражнения информационного характера:

          а) сообщение информации

          б) переспрос, уточнение 

          в) контрпредложение, совет 

          г) солидарность

          д) подтверждение 

          е) обещание

    2.Упражнения  негативного характера: 

         а) несогласие 

         б) возражение 

          в) отрицание 

            г) противопоставление

            д) поправка 

    1. Упражнение повелительного характера:

         а) приказание 

         б) просьба 

Информация о работе Обучение диалогической речи на среднем этапе (школа II модели)