Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 00:27, курсовая работа
Обучение иностранным языкам в школе рассматривается в первую очередь в качестве овладения учащимися речевой деятельностью с целью общения на изучаемом иностранном языке в устной и письменной форме. Речевая деятельность реализуется в таких основных видах, как аудирование, говорение, чтение и письмо.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………...4
1.1.Общая характеристика диалогической речи……………………….….4
Особенности диалогической речи……………………………………..9
Психолого-методические аспекты обучения…………………….…..10
Что такое говорение.
Обучение общению как путь развития речевого умения.
Типология диалогической речи. Формы и виды……………………..15
Задачи обучения диалогической речи на уроках…………………….20
Диалогическая речь как цель и средство обучения иностранному
языку………………………………………………………………….…25
Основные принципы обучения английской диалогической речи….27
Пути и этапы в обучении диалогической речи………………………29
Виды упражнений при обучении диалогической речи……………..30
Ролевая игра…………………………………………………………..39
11. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….45
Главной особенностью общения является его эвристичность, т.е. незапланированность, нестандартность, непредсказуемость, творческое начало, вероятностный характер. Это касается всех компонентов общения: выбора речевых задач, предмета, содержания, формы общения и его участников. Из этого следует, что при обучении диалогу, учитель должен развивать способность общающихся к эвристичности, незаученности высказываний, к умению осуществлять стратегию и тактику своего речевого поведения
Чаще всего запланированную тактику приходится менять на ходу, поскольку она нарушается тактикой других партнеров, учетом всех факторов общения. И этому - переориентировке в ходе общения - можно и нужно обучать. Одним из средств начального обучения тактике общения является функциональные опоры. Они представляют собой названия речевых задач. Это делается для каждого из речевых партнеров.
а) Оба партнера получают одну задачу:
«Обсудите
план осмотра города».
б) Задачи партнеров дифференцированы
«Объясни, почему ты не
занимаешься зимним спортом.» «Убеди своего товарища в том,
в) Детерминирована тактика лишь одного партнера, другой находит ее самостоятельно
г) Тактика задана не жестоко, как в примерах выше, а намечены лишь отдельные вехи.
д) Говорящие сами выбирают себе стратегию. При этом тактика может быть дана и может отсутствовать.
е) Второй партнер не знаком с тактикой первого (и наоборот).
Приведенные каркасы диалогического общения называются функциональными моделями диалога. Содержащиеся в них опоры в виде речевых задач подготавливают говорящего только в тактическом плане, что имеет место и в реальном процессе общения, поэтому не противоречат неподготовленности как характеристике этапа развития речевого умения.
Функциональные модели диалога могут быть даны на карточках (общих и индивидуальных) или проецироваться на экран, с клише и без них.
Когда функциональные опоры применяются впервые, нужно провести следующую работу:
Такой комплекс упражнений достаточно провести несколько раз, чтобы ученики поняли суть того, чему необходимо научиться.
Обучение
диалогическому общению с помощью
функциональных опор является лишь первой
ступенью к овладению умением общаться.
1.2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИАЛАОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
В диалогической речи участвуют несколько собеседников, поэтому в ней происходит постоянная смена двух видов речевой деятельности - говорения и аудирования. Нельзя спланировать диалог заранее, т.к. оба собеседника принимают участие в создании текста. Степень их активности может быть разной, но проявление инициативы, по крайней мере, одним из них, является обязательным условием развития беседы.
Диалогическая речь зачастую бывает ситуативной, т.е. окружающая ситуация становится неотъемлемым компонентом ее содержания. Постоянная опора на ситуацию позволяет в значительной степени сокращать используемые языковые структуры. Поэтому существенными лингвистическими особенностями ДР являются эллипсы, недоговорки, понять которые можно лишь с учетом ситуации общения. Обязательным компонентом, входящим в состав ситуации ДР, считается предшествующая реплика собеседника. Она во многом определяет содержание и форму реагирующей реплики. Ситуации ДР постоянно меняются и порождают у собеседников самые разные коммуникативные намерения. Высказывания партнеров в диалогическом общении в большинстве случаев характеризуются эмоциональностью, они выражают собственные мнения, оценки обсуждаемых явлений. Оно проявляется в использовании логико-рассудочных языковых элементов, эмфатической интонации.
Лингвисты отмечают значительную клишированность ДР. В диалогах употребляются речевые клише, готовые предложения. К синтаксическим особенностям относится многообразие моделей предложений. В ней широко используются утвердительные, отрицательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения.
Простейшей единицей ДР является диалогическое единство. Диалогические единства классифицируются в зависимости от структурно-функционального характера входящих в их состав реплик (сообщение- сообщение, вопрос - ответ, побуждение - реакция, сообщение - вопрос- сообщение и т.п.), их количества (двухчленные, трехчленные, четырехчленные).
Реплики
в них связаны как
В
силу этих причин не будет осуществляться
их полный перенос из общения на родном
языке в иностранный. С самого начала обучения
английской ДР важно специально заботиться
об их развитии, иначе иноязычная ДР учащихся
не существенными свойствами. Степень
класса к классу должна повышаться будет
характеризоваться своими насыщения учебных
диалогов ими от класса к классу должна
повышаться.
1.3.
ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ
РЕЧИ
Диалогическая речь характеризуется определенными коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями.
Коммуникативные особенности. Партнеры по общению прибегают к диалогизированию в следующих типичных случаях:
1.
когда один из них испытывает
дефицит в сведениях, а
2. когда раскрытие сюжета (темы) не может быть реализовано одним собеседником ввиду его языковой или мнемонической неспособности, дефицита сведений или в связи с необходимостью поэтапной проверки адекватности высказываемых положения;
3.
когда партнеры испытывают
4.
когда существует
ДР
следует рассматривать как
Коммуникативные ситуации в разных сферах и видах общения далеко не одинаковы по своей текстовой «производительности», степени влияния на выбор темы по глубине и характеру ее раскрытия и т.д. Так, все ситуации в социально-бытовой сфере в принципе однотемны ( ср.: покупка газеты в киоске, сдача в ремонт обуви, беседа на приеме у врача). Напротив, все ситуации в социально-культурной сфере, как правило, политемны, поскольку в любом общении приятелей (беседа за чашкой чая, встреча одноклассников), речевая деятельность является самоцелью, необходимым средством поддержания должного уровня коммуникативной общности.
Здесь можно говорить лишь об определенном диапазоне тем (соответствующих интересам собеседников), возникновение которых можно предвидеть с той или иной степенью вероятности.
Коммуникативные ситуации в сфере обучения предусматривают целый набор тем, которые дифференцируются в зависимости от занятия коммуникантов, от соответствующих события и т.д. Однако в целом тематический комплекс в этой сфере будет связан с учебной деятельностью.
Ситуация общения должна включать 4 компонента: обстановку, отношения между коммуникантами, речевое побуждение и сам процесс диалогизироваиия, т.е. воспринимаемые партнерами высказывания собеседников.
Для развертывания диалога важное значение имеет инициативная (первая) реплика. Она является и изначальным речевым стимулом, и носителем темы.
Реакция партнера должна быть тематически согласованной, но точно прогнозировать, что он скажет, трудно. Неопределенность возрастет между второй и третьей репликами. У первого партнера может быть четкая программа, но она, как правило, сразу четко не раскрывается.
Темой ДР может быть широкий круг вопросов.
Это: человек (его покупки, внешность, речь...), событие (в личной жизни собеседника или в общественной сфере) и т.д. Факторами, формирующими тему диалога, являются отношения между собеседниками, уровень их коммуникативной общности, внешние события, ситуация в широком смысле.
Психологические особенности.
На содержание и характер диалогического общения влияют следующие психологические аспекты:
1.
процессы восприятия речь
Содержательная сторона высказываний в диалогическом контакте формируется на основе жизненного опыта общающихся и целого ряда стимулов.
Собеседник может испытывать потребность или необходимость:
1. сообщить что-то партнеру по общению;
2. запросить у партнера нужную информацию;
3. привлечь внимание партнера к какому-либо объекту или событию;
4. сообщить о своих наблюдения, впечатлениях, выводах;
5. высказать свои положительные (отрицательные) эмоции.
Следует отметить, что компоненты ситуации, в рамках которой происходит диалог, находятся в постоянном движении, что влечет за собой смену стимулов в течении одного акта диалогического общения.
В ходе ДР каждому из участников контакта приходится решать целый ряд задач психологического характера, а именно
1. помнить все предыдущие беседы с данным партнером, чтобы максимально использовать опыт совместного общения, не повторяться;
2.
помнить все, что сказал
3. мгновенно оценить всю сумму сведений, полученных к началу своей речевой партии;
6.
следить за правильностью
7. уметь извлекать информацию из ситуации общения, в том числе сообщаемую паралингвистическими средствами (жестами, мимикой), к которым прибегает собеседник.
Информация о работе Обучение диалогической речи на среднем этапе (школа II модели)