Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить значение нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Описать сущность и принципы нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
Установить взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания.
Определить роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.
Проанализировать проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Психолого-педагогические основы нравственного воспитания 6
1.1. Сущность и основные принципы нравственного воспитания 6
1.2. Специфика процесса нравственного воспитания и критерии нравственной воспитанности 9
1.3. Нравственный опыт. Единство нравственного и эстетического воспитания 13
ГЛАВА 2 16
Формы, пути, способы нравственного воспитания учащихся 16
2.1. Методы и специфика нравственного воспитания учащихся 16
2.2. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков 17
2.3. Нравственное воспитание учащихся с отклонениями в поведении 21
2.4. Проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи 23
2.5. Духовная составляющая нравственного воспитания 28
Заключение 31
ЛИТЕРАТУРА 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
В различных педагогических концепциях цели воспитания рассматриваются по-разному, но идеальной целью считается воспитание гармонически развитой, общественно-активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Сегодня цель воспитания определена в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь как формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому в данной работе рассматриваются проблемы нравственного воспитания учащихся.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности учащегося состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств учащегося зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2.
Установку на выработку
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4.
Выработку моральной стойкости,
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное
убеждение как основное
2.Моральное
принуждение как форма
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве: во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с мировоззренческим воспитанием, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно-эстетическая, политическая, правовая и т.д.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, половозрелые различия учащихся, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего.
Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения - человека. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».
Однако
влияние искусства на воспитание
человека в определяющей мере зависит
от его художественно-
Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
ТЕМА:
14 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ МАТЕРИ.
ЦЕЛИ:
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка «Чудотворные иконы Божьей матери», подготовленные по цветным иллюстрациям журнала «Наука и религия», выставка «Ты Богоматерь, нет сомнения…» - репродукции картин эпохи Возрождения, русских, советских, белорусских художников о матери.
ПЛАКАТЫ:
«Мы будем вечно прославлять
Ту женщину, чье имя – Мать»
«Мама, мама – слово-то святое,
Оно для сердца дорогое.
И в мире нет прекрасней слов,
Я вечно повторять его готов!»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель.
14 октября – один из самых нежных и светлых праздников – День матери. Это праздник, который объединяет вокруг своего светлого образа женщины-матери взрослых и детей, мужчин и женщин, тружеников села и рабочих, академиков и министров.
Ученик читает стихотворение «День матери».
День Матери - великий праздник.
Для всех времен, для всех веков.
Для каждого он очень важный –
И выразить не хватит слов.
День Матери – День всех любимых,
День первозданной красоты.
Он во всем неповторимый.
Ему обязан жизнью ты.
И опустись ты на колени,
И руки матери согрей.
Избавь ее от огорчений,
Она нам в жизни всех милей.
Ты говори почаще «мама» -
На сердце будет ей теплей.
И в этот день – прекрасный самый –
Ее ты лаской обогрей.
Учитель.
Для каждого из нас отношение к матери имеет особое значение. Ее любовь и доброта – лучшее, что есть в жизни. И где бы ни был человек, как бы ни складывалась его судьба, воспоминание об этом самом близком человеке неизменно согревает душу и придает силу. Для каждого слово «мама» означает самое главное – зарождение любви и нежности, зарождение самых крепких и искренних отношений длиною в жизнь.
Мама – это человек, который не только возьмет на себя заботу и ответственность за твою жизнь, но и будет дарить свое тепло и внимание, поведет тебя по жизни и всегда будет рядом, являясь самым надежным другом и верным советчиком. На свете нет любви сильнее материнской и нет ответственности больше, чем быть матерью.
И этот праздник – дань уважения всем матерям нашей страны.
Ученик.
Во многих странах мира отмечают День матери, но, правда, в разное время.
В Греции День матери отмечают 9 мая. История праздника ведется со времен античности.
В древнем Риме в этот день почитали Великую матерь – богиню, матерь всех богов.
Еще с XV века в Англии отмечают «материнское воскресенье» - четвертое воскресенье Великого поста, посвященное чествованию матерей по всей стране.
Во второе воскресенье мая этот день отмечают в США, Мальте, Дании, Финляндии, Италии, Турции, Австралии, Японии, Бельгии, Украине, Эстонии, на Кубе, в Германии.
В Финляндии в этот день вывешивают флаги, дети заранее для мамы готовят подарки, а папы стараются удивить своих любимых жен праздничным обедом.
В Эстонии в детских садах и школах для мам проходят концерты, дети дарят мамам самодельные открытки и сувениры, высказывают слова благодарности и признательности.
Ученик.
В Беларуси День матери отмечается 14 октября с 1996 года. Этот праздник приурочен у нас к празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – один из самых чтимых всей Русской Православной Церковью. В этот день явилась Божья Матерь и распростерла над всеми христианами Свой покров, омофор, защищая их от всяческих бед и невзгод.
Ученица.
Да, Пречистая Божья Матерь всегда простирает Свой таинственный покров над нами; Она всегда умоляет Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, об избавлении нас всех от бед и напастей и о даровании нам вечного спасения.
Сколько раз Божья Матерь Своим покровом спасала нашу родную страну! Когда казалось, что страна гибнет, Она через Свои чудотворные иконы проявляла особую заботу о нас и помогала освободить Родину от завоевателей.
Примеров
тому много и в недавнем времени.
В годы Великой Отечественной
войны блокадный Ленинград
Пресвятая Богородица своим появлением перед захватчиками смогла защитить Несвижский замок и Жировичский монастырь от разрушения.
Господь поручил Своей Матери стать Матерью всего мира, чтобы в минуту скорбей, болезней, тревог, забот нашей земной жизни мы всегда находили у Нее защиту и утешение.
Ученик.
Безмерна материнская любовь, нет ей границ. Мамы делают все, чтобы их детям было хорошо, чтобы они были счастливы.
Читает: «Легенда о матерях».
Давным-давно на берегу Черного моря жили люди. Они пахали землю, занимались скотоводством и охотой. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали гуляния. Пели, танцевали у костра, проводили игры, которые заканчивались бросанием стрел – стрел счастья.
Когда юноша становился охотником, он пускал стрелу в сторону леса; когда пастухом – в сторону пастбища, когда пахарем – в сторону поля.
На эти гуляния выходил с моря сам царь Нептун. Каждый раз, глядя на такой праздник, он улыбался и говорил: