Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить значение нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Описать сущность и принципы нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
Установить взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания.
Определить роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.
Проанализировать проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Психолого-педагогические основы нравственного воспитания 6
1.1. Сущность и основные принципы нравственного воспитания 6
1.2. Специфика процесса нравственного воспитания и критерии нравственной воспитанности 9
1.3. Нравственный опыт. Единство нравственного и эстетического воспитания 13
ГЛАВА 2 16
Формы, пути, способы нравственного воспитания учащихся 16
2.1. Методы и специфика нравственного воспитания учащихся 16
2.2. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков 17
2.3. Нравственное воспитание учащихся с отклонениями в поведении 21
2.4. Проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи 23
2.5. Духовная составляющая нравственного воспитания 28
Заключение 31
ЛИТЕРАТУРА 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

     Такой подход к воспитанию влечет за собой  необходимость понимания того, к  интеграции в какое общество мы должны готовить молодое поколение, что должна представлять личность с точки зрения ее системной организации (т.е. ее важнейших качеств и свойств), каковы должны быть ее содержание деятельности, сущность и содержание внешних направляемых  воздействий на личность со стороны воспитателей. В этой связи встает задача построения прогностической модели личности, включающей в себя совокупность тех основных социальных функций, которые она обеспечивает в обществе и к выполнению которых она должна быть подготовлена всей системой воспитательного воздействия. Одновременно прогностическая модель должна отражать важнейшие социально необходимые личностные качества индивида, сформированные в процессе воспитательной работы.

     Думается, что воспитание в условиях современного общества должно быть направлено на становление гуманной личности с отчетливо выраженной гражданской позицией, чувством патриотизма и человеческого достоинства, целостной, высоконравственной и ответственной с присущим ей сочетанием выраженной индивидуальности с коллективистской  направленностью, характеризующейся осознанием профессионального долга, трудолюбием, развитой гуманитарной культурой и культурой взаимодействия с окружающими. Становление такой личности возможно при условии обеспечения системного подхода.

     В качестве методологической основы для  построения системы воспитательной работы с молодежью выдвигаются следующие теоретические идеи. 

     Идея  деятельностно-ролевого подхода. Она предполагает понимание воспитания как целенаправленного процесса обеспечения готовности молодежи к разнообразным видам социальной деятельности посредством овладения ею системой социальных ролей.

     Воспитание  и развитие  личности возможно только в деятельности. При этом речь идет прежде всего о личностно-мотивированной деятельности, которая отвечает потребностям конкретного человека и способствует его саморазвитию и самовоспитанию. В силу этого внешние воспитательные воздействия эффективны только в том случае, когда в них находят отражение потребности, мотивы, интересы личности.

     Деятельностный  подход является одним из ведущих  обоснований феномена «социализация» и его составляющей – воспитания. Только в деятельности индивид получает разнообразный социальный опыт, реализует себя как личность, у него формируется вполне определенный образ жизни, складываются отношения с окружающими. Включение человека в различные виды деятельности предполагает его способность  и готовность к реализации себя в соответствующих социальных ролях. Степень подготовленности личности к выполнению важнейших социальных ролей Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, А. В. Петровский рассматривают в качестве объективного показателя ее полноценности и воспитанности.

     В общей структуре социальных ролей, реализуемых личностью, целесообразно  выделить роли гражданина, профессионала и семьянина, отражающие ее принадлежность к основным типам социальных образований общества. В ходе их освоения и реализации идет процесс становления самосознания  и самосовершенствования личности, т.е. формируется ее роль как субъекта собственного развития. Данный подход нашел применение в практике орагнизации воспитательной работы средних специальных и профессионально-технических учебных заведений республики.

     Безусловно, жизнедеятельность человека в обществе не ограничивается вышеназванными ролями. Но для реализации цели и задач современного воспитательного процесса такой обобщенный подход является, на наш взгляд, весьма продуктивным. Именно на развитие личности в системе базовых ролей должны быть в первую очередь направлены как внешние воспитательные усилия, так и механизмы внутренней саморегуляции личности.

     Идея  целостности личности в процессе воспитания, содействие оптимизации  ее образа жизни. Реализация этой цели предполагает комплексный подход в решении задач воспитания личности с опорой на системообразующую основу, которой должна стать выраженная индивидуальность личности в сочетании с ее коллективистской направленностью.

     Такой подход позволяет объективно оценить  процесс личностного становления  современного человека с четкой ориентацией на саморазвитие и самореализацию в условиях совместного общественного бытия. Развитие общества в качестве важнейшего приоритета выдвигает человеческую индивидуальность. Осознание самостоятельности бытия, собственной неповторимости, проявление и реализация личностных качеств и способностей становятся главным направлением созидательных усилий формирующегося человека, важнейшим условием индивидуализации его образа жизни.

     Возникает необходимость обратиться к интерпретации  понятия «образ жизни» личности, поскольку это влечет за собой обоснованность включения его в научный контекст проблем воспитания.

     Каждая  человеческая жизнь объективируется  временными рамками, но значимость для  человека имеют не только константы  времени, но и то, каково качественное содержание его активного бытия. «Мы никогда не поймем до конца человеческой личности - писал Л. С. Выготский, - если будем рассматривать ее статистически, как сумму проявлений, поступков и т.п., без единого жизненного плана этой личности, ее лейтлинии, превращающей историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связанный единый биографический процесс».

     В психологической науке проблема образа жизни нашла свое отражение  в трудах таких крупнейших психологов современности, как Л. Франк, А. Адлер, К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев. Так, К. Левиным впервые была предпринята попытка построить модель психологического времени жизни человека, в которой его сознание и поведение рассматривались через долговременную перспективу и разнообразные характеристики его индивидуальных проявлений. Л. Франк в построении собственного личностного мира придавал особое значение проблеме принятия индивидом  тех или иных ценностей.

     С. Л. Рубинштейн представлял личность как субъект жизненного пути, но и строящий свою жизненную перспективу. Им была показана зависимость образа жизни от типа личности, ее направленности, потребностей и интересов, способов включения в профессиональные и другие знания, разнообразные сферы жизни.

     Существенный  вклад в разработку методологических основ данного понятия внесли работы В. И. Слободчикова, который обосновал идею рефлексивности человеческой жизнедеятельности, т.е. способностей человека посредством рефлекса определять и видоизменять свой образ жизни.

     В целом образ жизни можно определить как систему потребностей интересов, ценностных ориентаций личности, реализуемых в разнообразных видах ее деятельности. В уникальности человеческой личности кроется право на уникальность своего образа жизни. Но при этом нельзя забывать, что его рамками должна выступать, прежде всего, культура личности: гражданская, профессиональная, семейная и т.д. Систематические негативные проявления в поведении и деятельности личности являются, как правило, свидетельством деформации всего ее образа жизни, разрушения жизненных перспектив.

     Ни  одну из категорий воспитания  - нравственного, эстетического, физического – нельзя по-настоящему оценить вне образа жизни конкретного человека. Отсюда целесообразным представляется выдвижение следующей актуальной задачи воспитания: совершенствование целостной социальной ситуации развития личности для обеспечения оптимизации ее образа жизни. Данное понятие может выступать как интегральный показатель уровня социализации индивида, степени связи между ним и социальной средой. Содержательная его характеристика позволяет обеспечить инструментальный подход к изучению процесса социализации. Как пишет В. А. Ядов, «социально-психологический анализ образа жизни призван выявить механизмы саморегуляции  субъекта, связанные с его отношением к условиям жизни и деятельности, с его потребностями и жизненными ориентациями, а также его отношением к социальным нормам». В результате создается возможность предметного подхода к исследованию особенностей социализации конкретных субъектов в зависимости от социально детерминированных условий их жизнедеятельности.[14]

2.5. Духовная составляющая  нравственного воспитания

 

     Педагоги, размышляя о воспитании школьников, согласны, что одним из основных элементов государственной идеологии, системы воспитания в нашей стране являются христианские ценности.

     Но  образование у нас светское, направлено на формирование научного мировоззрения. У многих педагогов возникает  вопрос: как же быть им, призванным осуществлять все направления воспитательной работы и вместе с этим налаживать контакты с религией, убеждать учащихся в необходимости осознания духовной силы христианских ценностей?

     Контакты  церкви и учебных заведений, на мой  взгляд, необходимы. Учебные заведения  не могут обойти своим вниманием  такой памятник мировой культуры, как Библия. Мудрые мысли, содержащиеся в ней, полезны всем – и верующим, и атеистам.

     Реформирование  образования опирается на основы концепции государственной политики по отношению к религиозным организациям, которая направлена на обеспечение  гражданам Республики Беларусь свободы совести.

     Без гуманизации государства и всех общественных отношений немыслима  и гуманизация воспитания и образования. Воспитывают не только семья, школа  и церковь, но и вся общественность. При этом приоритетными должны быть духовные ценности, что особенно важно в современных условиях, когда деньги для молодых людей становятся зачастую единственным мерилом счастья и человеческого достоинства. Грубый меркантилизм все больше охватывает учащихся школ, ПТУ и даже вузов.

     Мы  живем сегодня в условиях идеологического вакуума. До сих пор нет четкого определения общенациональной идеи, которая, предполагает ориентацию на духовно-нравственное и физическое здоровье, на добро и красоту, трудолюбие и работоспособность, гуманизм, коллективизм, патриотизм и другие общечеловеческие ценности. Конечно, целью воспитания является всестороннее развитие личности, включающее в себя умственное, моральное, физическое воспитание и, несомненно, развитие творческих способностей детей.[14]

     Сейчас  часто бранят систему воспитания, сложившуюся в бывшем СССР. Да, не все шло гладко, были недостатки, был формализм в воспитательной работе. Но в ней было много и доброго, сильного, действенного. Главное – укреплялось духовное здоровье молодежи, воспитывалось бескорыстие, подлинно нравственное и эстетическое отношение к природе, людям, труду, Родине. Патриотизм входил в плоть и кровь каждого. Значительную роль в осуществлении всех направлений воспитательной работы сыграли детские и юношеские общественные организации. Они активно участвовали в жизни страны, с гордостью и ответственностью относились к порученному делу.

     В настоящее время существует много  таких организаций, но их работу необходимо оживить, что принесет большую пользу для нашего общества. Тогда многие негативные явления будут преодолены, укрепится духовное здоровье молодежи.

     Хочется отметить, что обновление, реформирование системы образования не терпит спешки, суеты, скоропалительных решений. Дело это сложное, многогранное, и подходить  к нему следует осторожно и  только на основе серьезных научных обоснований. Европейские и другие мировые стандарты надо, конечно, учитывать и использовать, но необходимо проявлять самостоятельность, сообразовываясь с условиями и возможностями Беларуси, ее областей и районов.

     Многие  публикации в республиканских газетах и журналах показывают, что возникла проблема перегрузок учащихся, ведущих к усталости и нервно-психическим аномалиям. А перегрузки, нервно-психические расстройства приводят детей к потере самого ценного – здоровья.

     Часто и справедливо критикуют учебники, а также методы, предлагаемые педагогикой. Педагогика направлена на то, чтобы поднять детей на высший уровень мышления. Такая методика способна только заморозить умственное развитие ребенка. Многие педагоги утверждают, что можно дать более высокий уровень знаний без увеличения сроков обучения. Они предлагают внедрять  вучебный процесс новые технологии, которые разработаны в республике и прошли независимую экспертизу.[14]

     Учебные пособия по философии, вышедшие в  середине 90-х годов, содержат противоречия. Одни говорят о первичности сознания, другие характеризуют структуру общества преимущественно с психологической стороны; одни делают «нажим» на идеализм, другие – на материализм. Правда, в последние годы вышли учебные пособия по философии, которые удовлетворяют педагогов. В пособиях раскрыт творческий характер философии марксизма, законы и категории материалистической диалектики. Написаны они доступно, с неподдельной любовью к предмету.

     Духовное  обогащение учащихся, забота об укреплении их физического и духовного здоровья должны быть в центре внимания государственных органов и всех общественных организаций.

     Целесообразно развивать интеллигентность молодежи, которая включает образованность, разностороннее развитие человека. Но главным в интеллигентности является воспитанность, стиль поведения человека, его душевные качества.

     В современных условиях актуально  звучит «Концепция воспитания детей  и учащейся молодежи в Республике Беларусь». Проблемы образования и воспитания  учащейся молодежи могут быть решены только совместными усилиями теоретиков и практиков. Необходимы исследования по многообразным вопросам, связанным с основными направлениями воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях. Духовное здоровье подрастающего поколения требует внимания и заботы всей общественности.

Информация о работе Нравственное воспитание