Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить значение нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Описать сущность и принципы нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
Установить взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания.
Определить роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.
Проанализировать проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Психолого-педагогические основы нравственного воспитания 6
1.1. Сущность и основные принципы нравственного воспитания 6
1.2. Специфика процесса нравственного воспитания и критерии нравственной воспитанности 9
1.3. Нравственный опыт. Единство нравственного и эстетического воспитания 13
ГЛАВА 2 16
Формы, пути, способы нравственного воспитания учащихся 16
2.1. Методы и специфика нравственного воспитания учащихся 16
2.2. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков 17
2.3. Нравственное воспитание учащихся с отклонениями в поведении 21
2.4. Проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи 23
2.5. Духовная составляющая нравственного воспитания 28
Заключение 31
ЛИТЕРАТУРА 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

     Важнейшими  компонентами нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор  в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Слепое послушание, бездумное исполнение приводит к слабоволию, к бесхарактерности и, в конечном счете, к безнравственности. Только убежденность, согласие с собственной совестью и волевая твердость обеспечивают в совокупности возможность подлинно нравственного поступка.

     Заключительным  компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственные навыки и привычки, которые возникают  и закрепляются в нервной системе  ребенка как своеобразный итог всей совокупности  нравственных отношений и поведения. Наступает такое состояние привычного нравственного сознания и поведения, когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых норм, становятся практически невозможными. Нравственное поведение становится привычным, обыденным, не нуждающимся в контроле.

     Нравственность  неразрывно связана с другими  формами общественного сознания. Особенно тесно она переплетается  с правом. Моральное воспитание обеспечивает правопослушное поведение граждан. Воспитательная функция искусства, помимо развития художественного вкуса, заключается еще и в нравственном формировании личности граждан. Наука способствует нравственному просвещению граждан, побуждает их к служению людям. Все религиозные учения всегда были и являются способом внедрения в сознание людей определенной морали. На основе морали как формы общественного сознания и воздействия существуют и разрабатываются педагогические теории и системы нравственного воспитания.

     На  протяжении всего времени существования  человеческого общества три ценности всегда были, есть и будут основополагающими в жизни людей: это истина, красота и добро.

     Стремление  к истине привело к развитию наук, стремление к красоте стало стимулом для творчества и фактором развития искусства и культуры, стремление к добру способствовало выработке норм нравственного поведения и милосердия. Что же означают эти нравственные нормы и как их обосновать?

     Нравственные  нормы – «это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни». О нравственных нормах говорили на страницах своих произведений мыслители, ученые и писатели. 

     Эта формулировка подводит нас к трактовке  термина «мораль». В переводе с  латинского «моралис» означало уклад, привычку, нравы. В современной авторской трактовке мораль выглядит следующим образом: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и  бескорыстное следование им».  

     В этике мораль понимают как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.

     В зависимости от того, как освоена  и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Следовательно, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, честность и справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д. 

     Нравственность  человека – это совокупность его  сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением  норм и требований морали.

     Исходя  из сказанного выше, можно определить цель нравственного воспитания как формирование у школьников нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения.

     Нравственное  сознание - сформированность нравственных понятий, знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам.

     Нравственные  ценности – значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, целей. Все нравственные ценности делятся на объективные и (ценности вокруг нас – добро, справедливость, милосердие и т.д.) и субъективные (ценности внутри нас – качества личности). Задача воспитателя – объективные ценности переместить в область качеств личности.

     Нравственные  чувства – субъективное воспитание человеком моральных норм, принципов, идеалов, проявляющееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, происходящим событиям, ко всей окружающей действительности.

     Нравственное поведение – сознательное следование человека в собственных действиях и поступках моральным принципам и нормам.[2, 57]

     О степени сформированности нравственных сознания, чувств и поведения школьников можно судить на основе следующих  критериев нравственного воспитания личности:

     - глубина осмысления правил морали;

     - степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения;

     - характер моральной ориентации  в сложных нравственных ситуациях; 

     - мера нравственной требовательности к себе, к людям;

     - характер поведения наедине с  собой и в коллективе;

     - наличие гуманистических черт  характера и поведения;

     - степень уважительного и доброжелательного  отношения к людям;

     - уровень развития чувства собственного  достоинства;

     - уровень развития совести, чести, стыда.

1.2. Специфика процесса нравственного воспитания и критерии нравственной воспитанности

 

     Нравственное  воспитание имеет свои специфические  цели. Они определяются господствующими  общественными отношениями и  духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой, цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

     Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием  – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого учащегося. Моральные нормы касаются всех сторон общественной и личной жизни людей. С их помощью оценивается и регулируется любая человеческая деятельность. Труд существует не просто как физическое усилие, но как общественно значимая деятельность, оцениваемая общественным мнением с позиций отношения к ней человека, ее количества и качества. Учебная деятельность подростка не просто интеллектуальное усилие, направленное на освоение знаний, умений и навыков, но деятельность, нравственно оцениваемая с точки зрения прилежания, ответственности, целеустремленности. Отношение подростков к жизни только основа их общественного взаимодействия и общения, но и проявление личностных качеств, отвечающих или не отвечающих нормам и требованиям общественной морали.

     Нравственная  воспитанность или невоспитанность  человека в зависимости от социальных условий может проявляться в  различных качественных состояниях. Индивидуальное нравственное сознание может находиться в противоречии с нравственными общественными отношениями. Противоречие между индивидуальной общественной моралью проявляется в скрытых формах безнравственности и невоспитанности. Оно возникает, когда под влиянием эгоизма, потребительской психологии, стремления к наживе, молодой человек, маскируя свое подлинное лицо, действует в обход правовых и моральных норм. Орудием разрешения этого противоречия являются демократизация и гласность, способствующие разоблачению двуличия, двурушничества и лицемерия.

     Низкая  нравственная воспитанность проявляется  в импульсивном поведении, недостаточно осознанном в рамках норм и требований общественной морали. Такое положение  возникает при отсутствии внимания к нравственному просвещению, к четкой организации нравственной жизни. Стихийное формирование нравственного сознания учащегося чревато отклонениями в поведении от требований общественной морали.

     Высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни учащихся, их участия в общественной деятельности и отношениях. Законом научной организации нравственного воспитания является его единство с различными видами деятельности, жизнью в широком смысле этого слова. Овладение моральными нормами и требованиями, перевод их в личностно значимые принципы и навыки поведения осуществляется эффективно путем сознательного освоения конкретной общественно значимой деятельности, глубоко осмысленного практического участия в ней, осознания ее нравственного значения. Организуя процесс нравственного воспитания, педагог стремится наряду с нравственным просвещением вскрывать и вычленять нравственные аспекты любой подростковой деятельности, привлекать учащихся к нравственному осмыслению всех жизненных отношений. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни подростков, всей их деятельности и отношений. Вместе с тем нравственное воспитание не растворяется в учебной, общественно-гражданской, творческой, трудовой деятельности учащихся. Оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.

     Специфика и особенности процесса нравственного  воспитания проявляются в необходимости  постоянной диагностики моральной  воспитанности подростка. Процесс нравственного воспитания проявляется в необходимости постоянной диагностики моральной воспитанности подростка. Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о деятельности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Важно не столь то, что учащийся говорит о себе, своих намерениях и поступках, сколько то, как он поступает в каждом конкретном случае. Как он относится к другим людям, к общественной и личной собственности, к труду, к общественной деятельности, к общим и личным интересам, к требованиям общественной дисциплины – эти отношения нравственный портрет личности. В целях более детального изучения всех отношений воспитанников педагог с вниманием подходит к оценкам, которые дает своим членам коллектив, к высказываниям учителей, родителей, общественников, близко знающих подростка. Огромное значение имеет специальное психологическое изучение поведения и деятельности воспитанников. Вся эта информация является основой для ориентирования в педагогическом процессе. Она обеспечивает возможность принятия обоснованных, как стратегических, определяющих направление жизни коллектива решений, так и тактических, мер в отношении поведения группы, отдельного подростка.

     Таким образом, специфика процесса нравственного  воспитания выражается в своеобразии его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики. Важная особенность заключается в его участии  в процессе умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания. Научно обоснованное отношение  к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания подростков.[7, 330-332] 

     Определение критериев, разработка методики выявления  нравственной воспитанности, учета  и оценки поведения, деятельности учащихся – важное условие диагностики и совершенствования воспитательной работы с подростками. Личность во всем многообразии ее качеств и свойств существует как целостность. Ее нельзя разложить на изолированные качества и формировать их отдельно. Задача в том, чтобы выявить то главное, что представляет собой целостность, основообразующее начало личности, и то частное, производное, особенное, что дополняет и характеризирует ее как индивидуальность.

Информация о работе Нравственное воспитание