Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить значение нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Описать сущность и принципы нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
Установить взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания.
Определить роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.
Проанализировать проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Психолого-педагогические основы нравственного воспитания 6
1.1. Сущность и основные принципы нравственного воспитания 6
1.2. Специфика процесса нравственного воспитания и критерии нравственной воспитанности 9
1.3. Нравственный опыт. Единство нравственного и эстетического воспитания 13
ГЛАВА 2 16
Формы, пути, способы нравственного воспитания учащихся 16
2.1. Методы и специфика нравственного воспитания учащихся 16
2.2. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков 17
2.3. Нравственное воспитание учащихся с отклонениями в поведении 21
2.4. Проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи 23
2.5. Духовная составляющая нравственного воспитания 28
Заключение 31
ЛИТЕРАТУРА 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Слепое послушание, бездумное исполнение приводит к слабоволию, к бесхарактерности и, в конечном счете, к безнравственности. Только убежденность, согласие с собственной совестью и волевая твердость обеспечивают в совокупности возможность подлинно нравственного поступка.
Заключительным
компонентом нравственного
Нравственность
неразрывно связана с другими
формами общественного
На протяжении всего времени существования человеческого общества три ценности всегда были, есть и будут основополагающими в жизни людей: это истина, красота и добро.
Стремление к истине привело к развитию наук, стремление к красоте стало стимулом для творчества и фактором развития искусства и культуры, стремление к добру способствовало выработке норм нравственного поведения и милосердия. Что же означают эти нравственные нормы и как их обосновать?
Нравственные нормы – «это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни». О нравственных нормах говорили на страницах своих произведений мыслители, ученые и писатели.
Эта формулировка подводит нас к трактовке термина «мораль». В переводе с латинского «моралис» означало уклад, привычку, нравы. В современной авторской трактовке мораль выглядит следующим образом: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им».
В этике мораль понимают как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.
В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Следовательно, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, честность и справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д.
Нравственность человека – это совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением норм и требований морали.
Исходя из сказанного выше, можно определить цель нравственного воспитания как формирование у школьников нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения.
Нравственное сознание - сформированность нравственных понятий, знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам.
Нравственные ценности – значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, целей. Все нравственные ценности делятся на объективные и (ценности вокруг нас – добро, справедливость, милосердие и т.д.) и субъективные (ценности внутри нас – качества личности). Задача воспитателя – объективные ценности переместить в область качеств личности.
Нравственные чувства – субъективное воспитание человеком моральных норм, принципов, идеалов, проявляющееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, происходящим событиям, ко всей окружающей действительности.
Нравственное поведение – сознательное следование человека в собственных действиях и поступках моральным принципам и нормам.[2, 57]
О степени сформированности нравственных сознания, чувств и поведения школьников можно судить на основе следующих критериев нравственного воспитания личности:
-
глубина осмысления правил
- степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения;
-
характер моральной ориентации
в сложных нравственных
-
мера нравственной
- характер поведения наедине с собой и в коллективе;
- наличие гуманистических черт характера и поведения;
-
степень уважительного и
-
уровень развития чувства
- уровень развития совести, чести, стыда.
Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой, цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.
Специфика
процесса нравственного воспитания
обусловлена также и его
Нравственная
воспитанность или
Низкая нравственная воспитанность проявляется в импульсивном поведении, недостаточно осознанном в рамках норм и требований общественной морали. Такое положение возникает при отсутствии внимания к нравственному просвещению, к четкой организации нравственной жизни. Стихийное формирование нравственного сознания учащегося чревато отклонениями в поведении от требований общественной морали.
Высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни учащихся, их участия в общественной деятельности и отношениях. Законом научной организации нравственного воспитания является его единство с различными видами деятельности, жизнью в широком смысле этого слова. Овладение моральными нормами и требованиями, перевод их в личностно значимые принципы и навыки поведения осуществляется эффективно путем сознательного освоения конкретной общественно значимой деятельности, глубоко осмысленного практического участия в ней, осознания ее нравственного значения. Организуя процесс нравственного воспитания, педагог стремится наряду с нравственным просвещением вскрывать и вычленять нравственные аспекты любой подростковой деятельности, привлекать учащихся к нравственному осмыслению всех жизненных отношений. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни подростков, всей их деятельности и отношений. Вместе с тем нравственное воспитание не растворяется в учебной, общественно-гражданской, творческой, трудовой деятельности учащихся. Оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.
Специфика и особенности процесса нравственного воспитания проявляются в необходимости постоянной диагностики моральной воспитанности подростка. Процесс нравственного воспитания проявляется в необходимости постоянной диагностики моральной воспитанности подростка. Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о деятельности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Важно не столь то, что учащийся говорит о себе, своих намерениях и поступках, сколько то, как он поступает в каждом конкретном случае. Как он относится к другим людям, к общественной и личной собственности, к труду, к общественной деятельности, к общим и личным интересам, к требованиям общественной дисциплины – эти отношения нравственный портрет личности. В целях более детального изучения всех отношений воспитанников педагог с вниманием подходит к оценкам, которые дает своим членам коллектив, к высказываниям учителей, родителей, общественников, близко знающих подростка. Огромное значение имеет специальное психологическое изучение поведения и деятельности воспитанников. Вся эта информация является основой для ориентирования в педагогическом процессе. Она обеспечивает возможность принятия обоснованных, как стратегических, определяющих направление жизни коллектива решений, так и тактических, мер в отношении поведения группы, отдельного подростка.
Таким образом, специфика процесса нравственного воспитания выражается в своеобразии его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики. Важная особенность заключается в его участии в процессе умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания подростков.[7, 330-332]
Определение критериев, разработка методики выявления нравственной воспитанности, учета и оценки поведения, деятельности учащихся – важное условие диагностики и совершенствования воспитательной работы с подростками. Личность во всем многообразии ее качеств и свойств существует как целостность. Ее нельзя разложить на изолированные качества и формировать их отдельно. Задача в том, чтобы выявить то главное, что представляет собой целостность, основообразующее начало личности, и то частное, производное, особенное, что дополняет и характеризирует ее как индивидуальность.