Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить значение нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Описать сущность и принципы нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
Установить взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания.
Определить роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.
Проанализировать проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Психолого-педагогические основы нравственного воспитания 6
1.1. Сущность и основные принципы нравственного воспитания 6
1.2. Специфика процесса нравственного воспитания и критерии нравственной воспитанности 9
1.3. Нравственный опыт. Единство нравственного и эстетического воспитания 13
ГЛАВА 2 16
Формы, пути, способы нравственного воспитания учащихся 16
2.1. Методы и специфика нравственного воспитания учащихся 16
2.2. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков 17
2.3. Нравственное воспитание учащихся с отклонениями в поведении 21
2.4. Проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи 23
2.5. Духовная составляющая нравственного воспитания 28
Заключение 31
ЛИТЕРАТУРА 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
В нашем исследовании проверялась гипотеза о тесной связи процесса формирования системы ценностей с уровнем когнитивного развития. Испытуемыми являлись учащиеся 9-11 классов средних школ г. Гродно и учащиеся техникума. Общее их количество – 250 человек.[11, 37]
В качестве метода сбора данных использовалось анкетирование (опросный метод), в качестве методики – «Ценностные ориентации» Рокича. Полученные данные обрабатывались с помощью факторного анализа.
Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу о характере изменений системы ценностей подростков. Изменение каждой когнитивной схемы, входящей в общую систему, происходит постепенно, по мере увеличения нагрузки на какой-то один параметр и выделения одной, наиболее предпочитаемой подростком, ценности, и таким образом качественно изменяется вся система.
На данной стадии исследования проверялась лишь одна гипотеза. Однако существует еще несколько теоретических предположений, требующих экспериментальной проверки.[11, 37]
В настоящее время актуальность проблемы нравственного воспитания школьников возрастает. Особую значимость нравственное воспитание приобретает в процессе перевоспитания учащихся с отклонениями в поведении.
Работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; нормализацию отношений воспитателя и воспитуемого; использование всех положительных возможностей семьи и школы и разрушение мотивационной сферы неправильного поведения; формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).[3, 47]
Изучение моральных знаний учащихся показывает, что многие нравственные понятия усваиваются ими на уровне самых общих представлений и часто не совсем верно. Незнание или неверное понимание создает неправильные установки, ведет к нарушению нравственных норм и требований.
В связи с тем, что учащиеся с отклонениями в поведении не обладают достаточно устойчивыми и глубокими нравственными представлениями, понятиями, убеждениями, в работе с ними важно применять метод переубеждения.
В процессе нравственного воспитания у таких ребят необходимо разрушить негативные установки личности и сформировать на этой основе социально полезные черты и качества, воспитать способность самостоятельно решать вопросы нравственного поведения в различных жизненных ситуациях. Вот почему метод переубеждения можно выделить в качестве ведущего.
Цель метода переубеждения – показать ошибочность взглядов и представлений личности. При этом педагог должен в совершенстве владеть техникой переубеждения. Правильное общение с учеником помогает устранить его сопротивляемость к воспринимаемой нравственной информации, способствует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми. Один из исследователей данной проблемы, А. В. Зосимовский считает, что в основе метода переубеждения должна лежать моральная доказательность, которой в совершенстве необходимо владеть воспитателю. Автор выделяет следующие ее формы: научно-теоретическую, эмпирическую, логическую. Научно-теоретическая форма связана с обращениями в процессе воспитания к ведущим положениям этики. Эмпирическая определяет необходимость обращения к опыту нравственных отношений, преломляющихся в практике жизнедеятельности личности. Логическая форма реализуется в процессе объединения первых двух для того, чтобы нравственные истины превратились для ученика в прочные знания и убеждения.[3, 47-48]
Знания этих особенностей моральной доказательности позволяет педагогу избежать морализирования, нотаций, что так мешает в работе с учащимися. Практика показывает, что авторитетному воспитателю легче сформировать у школьника критическое отношение к своим взглядам и достичь положительных результатов в переубеждении.
Этические знания – это только начало воспитательной работы. Знания могут быть, но убежденности и умения применять их в жизни, в реальных действиях и поступках нет. Это может быть вызвано отсутствием у ученика конкретных примеров и опыта нравственного поведения. Следовательно, в процессе перевоспитания необходимы как нравственное просвещение, так и организация и стимулирование опыта нравственного поведения.
Ребенок должен быть уверен в необходимости преодоления всего плохого в себе и стремлении избавиться от него. Поэтому важна своевременная помощь таким учащимся со стороны родителей и учителей, использование ими разнообразных методов и форм воспитательной работы, активная позиция воспитателей.
Необходимо подчеркнуть особую важность индивидуального подхода к учащимся, склонным к аморальным поступкам. Привлечение их к общественно-полезной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности всегда дает положительный результат.
Внедрение в воспитательную работу психолого-педагогических методов изучения и воздействия на личность, активизация способов педагогического общения, систематическая работа по обогащению нравственного, правового опыта учащихся являются необходимыми условиями успешности воспитательной работы. Кроме этого, родителям и учителям необходимы целенаправленность в работе, обдуманность действий, нестандартность мышления и творческий подход.[3, 48]
Проблема воспитания традиционного относится к категории актуальных и спорных. В ряду социально-гуманитарных дисциплин воспитание исследовалось в русле психолого-педагогического знания. Стержневую основу этих исследований составлял и анализ путей и способов приобщения индивида к системе ценностей, традиций и культуры общественной жизни, обоснование нравственных механизмов его деятельности.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке сложились определенные концептуальные направления по проблемам воспитания, выработано множество продуктивных приемов и методов, содействующих обеспечению воспитательного процесса, в первую очередь среди подрастающего поколения.
Так, К. Н. Шварцман выделяет в западной науке четыре наиболее представленные концепции воспитания: консервативное, гуманистическое, иррационалистическое и сциентистско-технократическое.
Дж. Дьюи, основоположник консервативного направления, в качестве ведущей выдвигает идею уникальности человеческой личности, обусловленной ее природной организацией и индивидуальным опытом. Личный опыт служит основой формирования нравственных механизмов поведения индивида, его морали и этики. Отсюда делают вывод о том, что основная задача воспитания должна состоять в содействии личности в накоплении индивидуального опыта, наращивании ее природных способностей с целью последующей успешной социализации.
Для практики воспитательной работы интерес представляет вывод ученого о роли воспитания в развитии творческих способностей людей.
Дж. Дьюи и его последователи К. Роджерс, Э. Келли, Т. Брамельд смысл целеполагания личности видят в достижении успеха. Причем степень успеха и его уровень находятся в прямой зависимости от индивидуального потенциала личности.
Основой
для становления
Иррационалистический
подход к проблемам воспитания основан
на идее неповторимости личности и
в силу этого – на свободе и
уникальности ее проявлений. Опираясь
на экзистенциализм, представители
данного направления
В
основе сциентистско-
Обобщая вышеизложенные западные концепции воспитания, можно сделать вывод о наличии в каждой из них отдельных рациональных начал и в тоже время отметить определенную односторонность подхода при понимании сути воспитания как процесса целенаправленного взаимодействия личности и социальной среды. Практически во всех представленных направлениях воспитание личности рассматривается в рамках процесса обучения и воспитательного воздействия семьи вне социального контекста ее жизнедеятельности.
В
советской науке воспитание традиционно
рассматривалось как социально-
Радикальные изменения в жизнь современного общества внесли последние десятилетия ХХ столетия. Научно-технический и индустриальный прогресс стремительно влечет за собой информатизацию общественной жизни. Человек все отчетливее начинает осознавать свою сопричастность со всеми глобальными процессами, происходящими на планете, и в то же время ощущает бессилие противостоять многим разрушительным и негативным тенденциям.
Прогресс знания позволяет современному обществу сознательно отказаться от догматов и традиций прошлого, влияния авторитета старших поколений. Повсеместная трансформация образа жизни со всей очевидностью наблюдается в среде студентов, учащихся техникумов и профессионально-технических училищ, непосредственно находящихся на пороге самостоятельной трудовой деятельности. Для значительной части учащейся молодежи характерной становится унификация образа жизни с нарастающими тенденциями ее индивидуализации, ухода от коллективного сознания и бытия. Одновременно приоритетной особенностью их личностного развития является ориентация на выбор собственного пути, наличие своей позиции, права на самореализацию. Такая тенденция становится всеобщей для молодежи независимо от регионального расположения и государственного устройства страны. Самоценность личности, ее право на свой образ жизни поднимаются на уровень общемировых тенденций.
В этой связи совершенно обоснованной представляется позиция современных ученых, согласно которой воспитание предлагается рассматривать как процесс последовательного и целенаправленного содействия полноценному развитию личности, создание условий для ее самораскрытия и самовоспитания. Разделяя данный подход, мы усматриваем цель воспитания в приобщении личности к общечеловеческому опыту, духовным и материальным ценностям, традициям, культуре, социальному бытию, в познании мира через активную жизнедеятельность. При этом должны быть обеспечены возможности и права личности на выбор наиболее подходящих для нее способов и видов деятельности, а также созданы условия для освоения тех социальных ролей, которые обеспечат ей достижение высоких результатов в деятельности и благоприятную позицию в обществе. Новая парадигма воспитания направлена не только на реализацию идеи раскрытия личности в ее уникальности и неповторимой целостности, но и на становление нравственных основ современного и будущего общества.