Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить значение нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Описать сущность и принципы нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
Установить взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания.
Определить роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.
Проанализировать проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Психолого-педагогические основы нравственного воспитания 6
1.1. Сущность и основные принципы нравственного воспитания 6
1.2. Специфика процесса нравственного воспитания и критерии нравственной воспитанности 9
1.3. Нравственный опыт. Единство нравственного и эстетического воспитания 13
ГЛАВА 2 16
Формы, пути, способы нравственного воспитания учащихся 16
2.1. Методы и специфика нравственного воспитания учащихся 16
2.2. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков 17
2.3. Нравственное воспитание учащихся с отклонениями в поведении 21
2.4. Проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи 23
2.5. Духовная составляющая нравственного воспитания 28
Заключение 31
ЛИТЕРАТУРА 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

     В нашем исследовании проверялась  гипотеза о тесной связи процесса формирования системы ценностей  с уровнем когнитивного развития. Испытуемыми являлись учащиеся 9-11 классов средних школ г. Гродно и учащиеся техникума. Общее их количество – 250 человек.[11, 37]

     В качестве метода сбора данных использовалось анкетирование (опросный метод), в качестве методики – «Ценностные ориентации»  Рокича. Полученные данные обрабатывались с помощью факторного анализа.

     Проведенное исследование позволило подтвердить  гипотезу о характере изменений  системы ценностей подростков. Изменение  каждой когнитивной схемы, входящей в общую систему, происходит постепенно, по мере увеличения нагрузки на какой-то один параметр и выделения одной, наиболее предпочитаемой подростком, ценности, и таким образом качественно изменяется вся система.

     На  данной стадии исследования проверялась лишь одна гипотеза. Однако существует еще несколько теоретических предположений, требующих экспериментальной проверки.[11, 37]

2.3. Нравственное воспитание  учащихся с отклонениями  в поведении

 

     В настоящее время актуальность проблемы нравственного воспитания школьников возрастает. Особую значимость нравственное воспитание приобретает в процессе перевоспитания учащихся с отклонениями в поведении.

     Работа  по нравственному воспитанию учащихся результативна при системном  подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных  методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; нормализацию отношений воспитателя и воспитуемого; использование всех положительных возможностей семьи и школы и разрушение мотивационной  сферы неправильного поведения; формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).[3, 47] 

     Изучение моральных знаний учащихся показывает, что многие нравственные понятия усваиваются ими на уровне самых общих представлений и часто не совсем верно. Незнание или неверное понимание создает неправильные установки, ведет к нарушению нравственных норм и требований.

     В связи с тем, что учащиеся с  отклонениями в поведении не обладают достаточно устойчивыми и глубокими  нравственными представлениями, понятиями, убеждениями, в работе с ними важно применять метод переубеждения.

     В процессе нравственного воспитания у таких ребят необходимо разрушить негативные установки личности и сформировать на этой основе социально полезные черты и качества, воспитать способность самостоятельно решать вопросы нравственного поведения в различных жизненных ситуациях. Вот почему метод переубеждения можно выделить в качестве ведущего.

     Цель  метода переубеждения – показать ошибочность взглядов и представлений  личности. При этом педагог должен в совершенстве владеть техникой переубеждения. Правильное общение  с учеником помогает устранить его сопротивляемость к воспринимаемой нравственной информации, способствует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми. Один из исследователей данной проблемы, А. В. Зосимовский считает, что в основе метода переубеждения должна лежать моральная доказательность, которой в совершенстве необходимо владеть воспитателю. Автор выделяет следующие ее формы: научно-теоретическую, эмпирическую, логическую. Научно-теоретическая форма связана с обращениями в процессе воспитания к ведущим положениям этики. Эмпирическая определяет необходимость обращения к опыту нравственных отношений, преломляющихся в практике жизнедеятельности личности. Логическая форма реализуется в процессе объединения первых двух для того, чтобы нравственные истины превратились для ученика в прочные знания и убеждения.[3, 47-48]

     Знания  этих особенностей моральной доказательности  позволяет педагогу избежать морализирования, нотаций, что так мешает в работе с учащимися. Практика показывает, что авторитетному воспитателю легче сформировать у школьника критическое отношение к своим взглядам и достичь положительных результатов в переубеждении. 

     Этические знания – это только начало воспитательной работы. Знания могут быть, но убежденности и умения применять их в жизни, в реальных действиях и поступках нет. Это может быть вызвано отсутствием у ученика конкретных примеров и опыта нравственного поведения. Следовательно, в процессе перевоспитания необходимы как нравственное просвещение, так и организация и стимулирование опыта нравственного поведения.

     Ребенок должен быть уверен в необходимости  преодоления всего плохого в  себе и стремлении избавиться от него. Поэтому важна своевременная  помощь таким учащимся со стороны  родителей и учителей, использование  ими разнообразных методов и  форм воспитательной работы, активная позиция воспитателей.

     Необходимо  подчеркнуть особую важность индивидуального  подхода к учащимся, склонным к  аморальным поступкам. Привлечение  их к общественно-полезной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности всегда дает положительный результат.

     Внедрение в воспитательную работу психолого-педагогических методов изучения и воздействия  на личность, активизация способов педагогического общения, систематическая работа по обогащению нравственного, правового опыта учащихся являются необходимыми условиями успешности воспитательной работы. Кроме этого, родителям и учителям необходимы целенаправленность в работе, обдуманность действий, нестандартность мышления и творческий  подход.[3, 48]

2.4. Проблемы  нравственного воспитания  учащейся  молодежи

 

     Проблема  воспитания традиционного относится к категории актуальных и спорных. В ряду социально-гуманитарных дисциплин воспитание исследовалось в русле психолого-педагогического знания. Стержневую основу этих исследований составлял и анализ путей и способов приобщения индивида к системе ценностей, традиций и культуры общественной жизни, обоснование нравственных механизмов его деятельности.

     В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке сложились определенные концептуальные направления по проблемам воспитания, выработано множество продуктивных приемов и методов, содействующих обеспечению воспитательного процесса, в первую очередь среди подрастающего поколения.

     Так, К. Н. Шварцман выделяет в западной науке  четыре наиболее представленные концепции воспитания: консервативное, гуманистическое, иррационалистическое и сциентистско-технократическое.

     Дж. Дьюи, основоположник консервативного  направления, в качестве ведущей  выдвигает идею уникальности человеческой личности, обусловленной ее природной организацией и индивидуальным опытом. Личный опыт служит основой формирования нравственных механизмов поведения индивида, его морали и этики. Отсюда делают вывод о том, что основная задача воспитания должна состоять в содействии личности в накоплении индивидуального опыта, наращивании ее природных способностей с целью последующей успешной социализации.

     Для практики воспитательной работы интерес  представляет вывод ученого о  роли воспитания в развитии творческих способностей людей.

     Дж. Дьюи и его последователи К. Роджерс, Э. Келли, Т. Брамельд смысл целеполагания личности видят в достижении успеха. Причем степень успеха и его уровень находятся в прямой зависимости от индивидуального потенциала личности.

     Основой для становления гуманистического направления в воспитании послужили  идеи Ж. Пиаже и его последователей Х. Брунера и Л. Кольберга, которые  выступили решительными противниками идеологизации жизни человека в  обществе, считая, что такое понимание  воспитания ведет к манипулированию мотивацией и поступками людей, делая их зависимыми от внешнего воздействия, и тем самым унифицирует личность как таковую. Цель воспитания сторонники данного направления видят в создании условий для самовыражения личности, предоставлении человеку права делать самостоятельный выбор. Основной путь ее достижения – интеллектуальное развитие личности, становление системы личностных качеств и способностей, обеспечивающих ей надлежащий уровень ценностно-познавательных ориентаций в окружающей среде.

     Иррационалистический  подход к проблемам воспитания основан  на идее неповторимости личности и  в силу этого – на свободе и  уникальности ее проявлений. Опираясь на экзистенциализм, представители  данного направления провозглашают  «философскую жизнь» применительно к личности, отрицая возможность научного познания ее сути, позитивной роли среды, которая, как они считают, наносит вред личности, унифицируя ее, стирая индивидуальность. Как отрицательный фактор среды рассматривается ими и коллективизм. Цель воспитания понимается в том, чтобы всячески оградить личность от коллективистского окружения, изолировать ее. Только таким путем, по их мнению, может осуществляться подлинное воспитание неординарной, не похожей на других личности, раскрытие ее индивидуальных свойств и способностей.

     В основе сциентистско-технократического  направления лежат психология бихевиоризма Б. Скиннера. Его сторонники В. Петтерн, Г. Уиллер в воспитании стоят на позициях строгого рационализма, отрицая возможность  саморазвития и самореализации личности. Воспитание понимается ими как жесткая система обучения правилам и нормам поведения, а также моральным нормам, принятым в обществе. Стимулом такого подхода выступает система поощрений и наказаний. В данном случае среда олицетворяет собой доминантный фактор  личностного развития, ориентированный на формирование индивида, полностью соответствующего ее требованиям.

     Обобщая вышеизложенные западные концепции  воспитания, можно сделать вывод  о наличии в каждой из них отдельных  рациональных начал и в тоже время отметить определенную односторонность подхода при понимании сути воспитания как процесса целенаправленного взаимодействия личности и социальной среды. Практически во всех представленных направлениях воспитание личности рассматривается в рамках процесса обучения и воспитательного воздействия семьи вне социального контекста ее жизнедеятельности.

     В советской науке воспитание традиционно  рассматривалось как социально-детерминиронанный  процесс целенаправленного формирования личности, обеспечиваемый специальными   социальными институтами общества, в первую очередь его образовательной системой. Ведущими принципами социалистической психологии и педагогики воспитания выступали идейная направленность, гражданственность и патриотизм, трудолюбие и нравственность. Особое место отводилось роли коллектива. Коллективистская направленность как основополагающий принцип воспитания личности красной линией проходит в трудах виднейших советских психологов и педагогов – В. М. Бехтерева, Л. С. Выготкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, А. В. Петровского, Я. Л. Коломинского, Т. Н. Конниковой, Е. В. Шороховой и др.

     Радикальные изменения в жизнь современного общества внесли последние десятилетия  ХХ столетия. Научно-технический и  индустриальный прогресс стремительно влечет за собой информатизацию общественной жизни. Человек все отчетливее начинает осознавать свою сопричастность со всеми глобальными процессами, происходящими на планете, и в то же время ощущает бессилие противостоять многим разрушительным и негативным тенденциям.

     Прогресс знания позволяет современному обществу сознательно отказаться от догматов и традиций прошлого, влияния авторитета старших поколений. Повсеместная трансформация образа жизни со всей очевидностью наблюдается в среде студентов, учащихся техникумов и профессионально-технических училищ, непосредственно находящихся на пороге самостоятельной трудовой деятельности. Для значительной части учащейся молодежи характерной становится унификация образа жизни с нарастающими тенденциями ее индивидуализации, ухода от коллективного сознания и бытия.  Одновременно приоритетной особенностью их личностного развития является ориентация на выбор собственного пути, наличие своей позиции, права на самореализацию. Такая тенденция становится всеобщей для молодежи независимо от регионального расположения и государственного устройства страны. Самоценность личности, ее право на свой образ жизни поднимаются на уровень общемировых тенденций.

     В этой связи совершенно обоснованной  представляется позиция современных ученых, согласно которой воспитание предлагается рассматривать как процесс последовательного и целенаправленного содействия полноценному развитию личности, создание условий для ее самораскрытия и самовоспитания. Разделяя данный подход, мы усматриваем цель воспитания в приобщении личности к общечеловеческому опыту, духовным и материальным ценностям, традициям, культуре, социальному бытию, в познании мира через активную жизнедеятельность. При этом должны быть обеспечены возможности и права личности на выбор наиболее подходящих для нее способов и видов деятельности, а также созданы условия для освоения тех социальных ролей, которые обеспечат ей достижение высоких результатов в деятельности и благоприятную позицию в обществе. Новая парадигма воспитания направлена не только на реализацию идеи раскрытия личности в ее уникальности и неповторимой целостности, но и на становление нравственных основ современного и будущего общества.

Информация о работе Нравственное воспитание