Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить значение нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Описать сущность и принципы нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
Установить взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания.
Определить роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.
Проанализировать проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Психолого-педагогические основы нравственного воспитания 6
1.1. Сущность и основные принципы нравственного воспитания 6
1.2. Специфика процесса нравственного воспитания и критерии нравственной воспитанности 9
1.3. Нравственный опыт. Единство нравственного и эстетического воспитания 13
ГЛАВА 2 16
Формы, пути, способы нравственного воспитания учащихся 16
2.1. Методы и специфика нравственного воспитания учащихся 16
2.2. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков 17
2.3. Нравственное воспитание учащихся с отклонениями в поведении 21
2.4. Проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи 23
2.5. Духовная составляющая нравственного воспитания 28
Заключение 31
ЛИТЕРАТУРА 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

     Целостным и общим в личности являются главные, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие ее нравственность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность.  

     Нравственно-эстетическая сущность личности учащегося, ее соответствие или несоответствие основным нравственным требованиям подвергается постоянным изменениям в результате участия подростка в динамичных общественных отношениях. В них есть нравственно-положительные тенденции, а есть и негативные, отрицательно влияющие на ребенка. В процессе деятельности, общения, поведения учащихся направленность формирования нравственных свойств и качеств их личности может быть выявлена компетентными экспертами – учителями, родителями, коллективом учащихся. Классный руководитель, используя компетентные суждения, анкетный опрос, собственные наблюдения, сводит всю информацию воедино, анализирует ее, разбирается в несоответствиях, противоречивости суждений и оценивает направленность нравственного развития учащегося на данный момент. Такую оценку наиболее рационально производить не реже двух раз в год, что дает динамичную картину нравственного развития учащихся. Выявлением направленности развития личности важно заинтересовать самих подростков, используя оценку в качестве средства их самопознания, познания своих товарищей как стимул нравственного самовоспитания и самосовершенствования. Нравственно-эстетическая направленность, тенденция развития нравственных качеств и свойств личности подростка оценивается как примерная, хорошая, удовлетворительная и неудовлетворительная. Оценке подвергаются не только поступки, в которых не всегда просматривается истинная суть отношений подростка к жизни, а именно направленность, тенденция развития нравственной сущности его личности, объективно отражающихся и выражающихся в поведении, в отношениях, взаимодействиях, суждениях, мнениях подростков и взрослых друг о друге.

     Объективными  и справедливыми, применимыми ко всем подросткам критериями оценки их деятельности в учебно-воспитательном процессе являются прилежание и успешность. Эти критерии глубоко демократичны. Все, чем должны овладеть подростки в науке, труде, общении, отношениях, вполне доступно каждому нормальному ребенку. Успех зависит от прилежания самого ребенка, его настойчивого стремления добиться цели. Знание уровня прилежания и успешности существенно помогает представить полной, целостной картину личности, способствует более глубокому и объективному ее пониманию. При общей положительной оценке нравственного состояния ребенка проявление им хорошего прилежания, достижение успешности в учебе, труде, общественной работе значительно повышает общую социально-психологическую оценку личности подростка. Если же его нравственная направленность оценивается неудовлетворительно, как не отвечающая требованиям-критериям нравственных норм, то даже самое упорное прилежание и высокая успешность в различных видах деятельности не дают основания для его общей положительной оценки.

     Таким образом, в целях выявления нравственной воспитанности учащегося, получение точной обратной информации о ходе нравственного воспитания необходимо творчески использовать требования-критерии нравственной сущности личности, методику выявления и оценки моральных качеств и свойств учащихся.

1.3. Нравственный опыт. Единство нравственного и эстетического воспитания

 

     Нравственное  воспитание – это деятельность, устремленная в будущее, которая позволяет обеспечить развитие, несколько опережающее общий уровень морального развития общества. 

     На  современном этапе развития нашего общества задачи воспитания состоят в том, чтобы нравственные принципы стали нормами поведения всех людей. Воспитывать молодежь – это значит сформировать у нее высокие нравственные принципы, обеспечить превращение этих принципов в глубокие личные убеждения, в привычные нормы повседневного поведения.

     Объектом  нравственного воспитания учащихся является совокупность отношений: к  другим людям, учебному труду, Родине, природе, самому себе.

     Компонентами  нравственного отношения выступают  знания, эмоциональные состояния, потребности убеждения. Известно, что наиболее динамично в структуре отношений развиваются познавательная и эмоциональная составляющие. Однако каждый преподаватель многократно наблюдал, что самая яркая, доходчивая беседа о той или иной нравственной норме по-разному воздействует на сознание учащихся, обуславливая тем самым и разную динамику в их нравственном развитии. Причина этого явления – в сложившемся личном жизненном опыте.

     Системообразующим элементом жизненного опыта является опыт нравственного поведения, становление которого начинается с раннего детства. Сущностная специфика такого личностного образования, как опыт нравственного поведения, заключается в его функции: продуцировать готовность личности к нравственному самоопределению, принятию осознанного нравственного решения в ситуациях морального выбора, совершению нравственного поступка.

     Факторами становления опыта нравственного  поведения являются семья, среда  развития, учебно-воспитательный процесс  в образовательном учреждении.

     Опыт  нравственного поведения – личностное образование, складывающееся во взаимодействии когнитивного (познавательного), эмоционального, деятельностно-волевого компонентов и обуславливающее способность правильного морального выбора личности в различных жизненных ситуациях. Оно включает в себя такие образования, как:

  • знания, умения, навыки, привычки;
  • потребности;
  • ценностные ориентации;
  • интересы;
  • подходы с позиций добра и зла к оценке жизненных явлений, ситуаций, поступков;
  • способность и готовность осуществлять моральный выбор в сложной жизненной ситуации;
  • готовность к самостоятельному целеполаганию;
  • волевой компонент – развитую добрую волю, самостоятельность.

     Структуру нравственного опыта личности можно  представить следующим образом: 

Индивидуальный  опыт нравственного поведения личности
Знания
  • Историко-культурных ценностей;
  • Этических ценностей, норм и правил поведения;
  • Эстетических ценностей;
  • Духовных ценностей.
Умения
  • Принимать решения в ситуациях морального выбора;
  • Разрешать конфликтные ситуации;
  • Соотносить свои потребности с потребностями окружающих людей;
  • Анализировать нравственные поступки, ситуации;
  • Оценивать поступки свои и окружающих людей;
  • Прогнозировать результаты своего поведения.
Навыки
  • Культуры поведения в быту;
  • Поведения в общественных местах;
  • Культуры поведения на праздниках и торжествах;
  • Заботы о другом;
  • Позитивного взаимодействия.
Качества  личности
  • Когнитивные (познавательные);
  • Эмоциональные.
 

     Нравственное  воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения. Сегодня перед каждым преподавателем стоят задачи: воспитать учащихся идейными людьми, воспитать у них любовь к Родине, желание трудиться на пользу людям, быть хорошими товарищами, правдивыми, честными, доброжелательными.

     Под эстетическим воспитанием принято  понимать целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому  восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства.

     Выдающийся  советский педагог-новатор А.С. Макаренко  в практике урочной и внеурочной деятельности добивался взаимосвязи  нравственного и эстетического  воспитания. Каждая нравственная задача ставилась им как задача эстетическая. Он требовал красоты быта, одухотворенности труда, всего того, что создавалось творчеством педагогов и их воспитанников.

     В организации нравственного и  эстетического воспитания учащихся следует учитывать их возрастные особенности, уровень развития, интересы, возможности.

     Известно, что важнейшей задачей нравственного  и эстетического воспитания является воспитание любви к Родине. Это  чувство заключено в любви  к своему народу, языку, природе, в памяти о погибших за народное счастье, в бережном отношении к памятникам старины – немым свидетелям героической истории народа, а главное – в мыслях о настоящем и будущем родной страны.

     Труд  человека тесно связан с окружающей природой. Общение с ней благотворно влияет на человека, делает его нравственно чище, мягче, добрее. Любовь к природе, бережное отношение к ней, забота о живых существах имеют большое нравственное значение. Огромно и эстетическое значение природы. Ее красота – неиссякаемый источник вдохновения, положительных эмоций. Она воспитывает вкус и чувства человека. С любви к природе начинается любовь к родному краю, к Родине. Глубокие мысли о нравственном воспитании средствами природы высказывали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский.

     Важным  средством нравственного и эстетического  воспитания учащихся во внеурочное время  являются физическая культура и спорт. Они укрепляют здоровье и развивают  физические способности, выносливость, ловкость, грацию, способствуют выработке  хорошей осанки, формированию морально-волевых качеств.

     Среди многообразных средств воспитательного  воздействия важная роль принадлежит  литературе и искусству. Н. Г. Чернышевский подлинное искусство назвал учебником  жизни, которым с наслаждением пользуются все люди. Литература и искусство  выполняют одновременно несколько функций:

  • познавательную;
  • нравственно-воспитательную;
  • художественно-образовательную.

     Все эти функции находятся в органическом единстве. Единство этического и эстетического  находит свое наиболее полное выражение  в лучших образцах художественной литературы. Она способствует формированию мировоззрения, нравственного облика и характера, эстетических вкусов и идейных убеждений, раскрывает мир прекрасного.

     Лучшие  произведения художников, композиторов, писателей помогают глубоко познать  жизнь во всех ее взаимосвязях, раскрыть как внутренний мир человека, так и сложные социальные отношения. Поэтому необходимо в работе использовать произведения искусства, правдиво отражающие жизнь, мысли и чувства людей, оказывающие большое влияние на нравственное и эстетическое воспитание молодых людей.

     Формирование  нравственных и эстетических чувств – это по сути дела единый процесс. Этическое и эстетическое близки по своим воспитательным функциям и  играют огромную роль в формировании духовного облика молодых людей.  
 

 

ГЛАВА 2

Формы, пути, способы нравственного  воспитания учащихся

2.1. Методы и специфика  нравственного воспитания  учащихся

 

     Методы  воспитания по системе И. Ф. Харламова  в полной мере используются в процессе нравственного воспитания в зависимости  от специфики ситуации (убеждение, положительный пример (на основе подражания), упражнение (приучение) одобрение, осуждение, методы требования и контроля за поведением учащихся, переключение).

     На  современном этапе профессиональное учебное заведение нуждается в налаженной системе нравственного воспитания. Данная система, по мнению передовых педагогов, должна строиться на разумном сочетании вербальных и действенно-практических форм нравственного воспитания. Разумное в данной трактовке означает специфическое для каждого коллектива (исходя из уровня этических знаний конкретных учащихся) реальное применение нравственных знаний на практике.

     С целью формирования у учащихся системы нравственных ценностей и развития навыков нравственного поведения педагогу необходимо делать акцент на использовании упражнения в ходе нравственного воспитания учащихся как наиболее эффективного метода. В подтверждение этой идеи целесообразно обратиться к высказыванию известного русского педагога К. Н. Вентцеля, который утверждал, что нравственным ребенок становится не за счет прослушивания определенных курсов морали, доказывающих ему необходимость жить нравственно, а благодаря созданию таких жизненных условий, в которых ребенку приходится  действовать нравственно. 

Информация о работе Нравственное воспитание