Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить значение нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Описать сущность и принципы нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
Установить взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания.
Определить роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.
Проанализировать проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Психолого-педагогические основы нравственного воспитания 6
1.1. Сущность и основные принципы нравственного воспитания 6
1.2. Специфика процесса нравственного воспитания и критерии нравственной воспитанности 9
1.3. Нравственный опыт. Единство нравственного и эстетического воспитания 13
ГЛАВА 2 16
Формы, пути, способы нравственного воспитания учащихся 16
2.1. Методы и специфика нравственного воспитания учащихся 16
2.2. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков 17
2.3. Нравственное воспитание учащихся с отклонениями в поведении 21
2.4. Проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи 23
2.5. Духовная составляющая нравственного воспитания 28
Заключение 31
ЛИТЕРАТУРА 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
Целостным и общим в личности являются главные, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие ее нравственность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность.
Нравственно-эстетическая сущность личности учащегося, ее соответствие или несоответствие основным нравственным требованиям подвергается постоянным изменениям в результате участия подростка в динамичных общественных отношениях. В них есть нравственно-положительные тенденции, а есть и негативные, отрицательно влияющие на ребенка. В процессе деятельности, общения, поведения учащихся направленность формирования нравственных свойств и качеств их личности может быть выявлена компетентными экспертами – учителями, родителями, коллективом учащихся. Классный руководитель, используя компетентные суждения, анкетный опрос, собственные наблюдения, сводит всю информацию воедино, анализирует ее, разбирается в несоответствиях, противоречивости суждений и оценивает направленность нравственного развития учащегося на данный момент. Такую оценку наиболее рационально производить не реже двух раз в год, что дает динамичную картину нравственного развития учащихся. Выявлением направленности развития личности важно заинтересовать самих подростков, используя оценку в качестве средства их самопознания, познания своих товарищей как стимул нравственного самовоспитания и самосовершенствования. Нравственно-эстетическая направленность, тенденция развития нравственных качеств и свойств личности подростка оценивается как примерная, хорошая, удовлетворительная и неудовлетворительная. Оценке подвергаются не только поступки, в которых не всегда просматривается истинная суть отношений подростка к жизни, а именно направленность, тенденция развития нравственной сущности его личности, объективно отражающихся и выражающихся в поведении, в отношениях, взаимодействиях, суждениях, мнениях подростков и взрослых друг о друге.
Объективными и справедливыми, применимыми ко всем подросткам критериями оценки их деятельности в учебно-воспитательном процессе являются прилежание и успешность. Эти критерии глубоко демократичны. Все, чем должны овладеть подростки в науке, труде, общении, отношениях, вполне доступно каждому нормальному ребенку. Успех зависит от прилежания самого ребенка, его настойчивого стремления добиться цели. Знание уровня прилежания и успешности существенно помогает представить полной, целостной картину личности, способствует более глубокому и объективному ее пониманию. При общей положительной оценке нравственного состояния ребенка проявление им хорошего прилежания, достижение успешности в учебе, труде, общественной работе значительно повышает общую социально-психологическую оценку личности подростка. Если же его нравственная направленность оценивается неудовлетворительно, как не отвечающая требованиям-критериям нравственных норм, то даже самое упорное прилежание и высокая успешность в различных видах деятельности не дают основания для его общей положительной оценки.
Таким образом, в целях выявления нравственной воспитанности учащегося, получение точной обратной информации о ходе нравственного воспитания необходимо творчески использовать требования-критерии нравственной сущности личности, методику выявления и оценки моральных качеств и свойств учащихся.
Нравственное воспитание – это деятельность, устремленная в будущее, которая позволяет обеспечить развитие, несколько опережающее общий уровень морального развития общества.
На современном этапе развития нашего общества задачи воспитания состоят в том, чтобы нравственные принципы стали нормами поведения всех людей. Воспитывать молодежь – это значит сформировать у нее высокие нравственные принципы, обеспечить превращение этих принципов в глубокие личные убеждения, в привычные нормы повседневного поведения.
Объектом нравственного воспитания учащихся является совокупность отношений: к другим людям, учебному труду, Родине, природе, самому себе.
Компонентами
нравственного отношения
Системообразующим элементом жизненного опыта является опыт нравственного поведения, становление которого начинается с раннего детства. Сущностная специфика такого личностного образования, как опыт нравственного поведения, заключается в его функции: продуцировать готовность личности к нравственному самоопределению, принятию осознанного нравственного решения в ситуациях морального выбора, совершению нравственного поступка.
Факторами
становления опыта
Опыт нравственного поведения – личностное образование, складывающееся во взаимодействии когнитивного (познавательного), эмоционального, деятельностно-волевого компонентов и обуславливающее способность правильного морального выбора личности в различных жизненных ситуациях. Оно включает в себя такие образования, как:
Структуру
нравственного опыта личности можно
представить следующим образом:
Индивидуальный опыт нравственного поведения личности | |
Знания |
|
Умения |
|
Навыки |
|
Качества личности |
|
Нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения. Сегодня перед каждым преподавателем стоят задачи: воспитать учащихся идейными людьми, воспитать у них любовь к Родине, желание трудиться на пользу людям, быть хорошими товарищами, правдивыми, честными, доброжелательными.
Под эстетическим воспитанием принято понимать целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства.
Выдающийся советский педагог-новатор А.С. Макаренко в практике урочной и внеурочной деятельности добивался взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания. Каждая нравственная задача ставилась им как задача эстетическая. Он требовал красоты быта, одухотворенности труда, всего того, что создавалось творчеством педагогов и их воспитанников.
В организации нравственного и эстетического воспитания учащихся следует учитывать их возрастные особенности, уровень развития, интересы, возможности.
Известно,
что важнейшей задачей
Труд человека тесно связан с окружающей природой. Общение с ней благотворно влияет на человека, делает его нравственно чище, мягче, добрее. Любовь к природе, бережное отношение к ней, забота о живых существах имеют большое нравственное значение. Огромно и эстетическое значение природы. Ее красота – неиссякаемый источник вдохновения, положительных эмоций. Она воспитывает вкус и чувства человека. С любви к природе начинается любовь к родному краю, к Родине. Глубокие мысли о нравственном воспитании средствами природы высказывали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский.
Важным
средством нравственного и
Среди
многообразных средств
Все
эти функции находятся в
Лучшие произведения художников, композиторов, писателей помогают глубоко познать жизнь во всех ее взаимосвязях, раскрыть как внутренний мир человека, так и сложные социальные отношения. Поэтому необходимо в работе использовать произведения искусства, правдиво отражающие жизнь, мысли и чувства людей, оказывающие большое влияние на нравственное и эстетическое воспитание молодых людей.
Формирование
нравственных и эстетических чувств
– это по сути дела единый процесс.
Этическое и эстетическое близки
по своим воспитательным функциям и
играют огромную роль в формировании
духовного облика молодых людей.
Методы воспитания по системе И. Ф. Харламова в полной мере используются в процессе нравственного воспитания в зависимости от специфики ситуации (убеждение, положительный пример (на основе подражания), упражнение (приучение) одобрение, осуждение, методы требования и контроля за поведением учащихся, переключение).
На
современном этапе
С целью формирования у учащихся системы нравственных ценностей и развития навыков нравственного поведения педагогу необходимо делать акцент на использовании упражнения в ходе нравственного воспитания учащихся как наиболее эффективного метода. В подтверждение этой идеи целесообразно обратиться к высказыванию известного русского педагога К. Н. Вентцеля, который утверждал, что нравственным ребенок становится не за счет прослушивания определенных курсов морали, доказывающих ему необходимость жить нравственно, а благодаря созданию таких жизненных условий, в которых ребенку приходится действовать нравственно.