Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить значение нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Описать сущность и принципы нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
Установить взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания.
Определить роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.
Проанализировать проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Психолого-педагогические основы нравственного воспитания 6
1.1. Сущность и основные принципы нравственного воспитания 6
1.2. Специфика процесса нравственного воспитания и критерии нравственной воспитанности 9
1.3. Нравственный опыт. Единство нравственного и эстетического воспитания 13
ГЛАВА 2 16
Формы, пути, способы нравственного воспитания учащихся 16
2.1. Методы и специфика нравственного воспитания учащихся 16
2.2. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков 17
2.3. Нравственное воспитание учащихся с отклонениями в поведении 21
2.4. Проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи 23
2.5. Духовная составляющая нравственного воспитания 28
Заключение 31
ЛИТЕРАТУРА 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
Однако способность действовать на нравственной основе развивается не только с помощью самого действия и его неоднократных повторений (упражнение), но и в результате усвоения определенной суммы знаний о нравственных категориях, о задачах и способах нравственных действий, чему способствуют этические беседы, дискуссии, диспуты, тематические вечера, круглые столы, встречи, основанные на методе убеждения.
Специфика
нравственного воспитания заключается
также в том, что уровень сформированности
нравственного сознания учащегося
зависит от его индивидуально-
В процессе нравственного воспитания важен не только учет индивидуальных, но и возрастных особенностей учащихся.
В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности, однако мировоззрение, нравственные идеалы, система ценностей, моральные принципы подростков еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнение товарищей и жизненные противоречия. Поэтому на данном возрастном этапе ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит правильно организованному нравственному воспитанию учащихся. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретет подросток, такой и будет формироваться его личность.
Одна
из серьезных проблем
Исходя из этого, педагогам следует хорошо знать особенности подростковой психологии, быть корректными в общении с этой возрастной категорией учащихся, информацию подавать аргументировано, принимать к сведению разумные доводы и предложения подростков, нравственное воспитание осуществлять, воздействуя на сферу чувств, которые в этот возрастной период становятся преднамеренными и сильными.
Нравственные и социальные качества учащихся формируются интенсивно, отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, укрепляются этические убеждения, проявляется усиленный интерес к этическим проблемам в связи с возникновением сильных эмоциональных переживаний (первая любовь, дружба), возникает интерес к «вечным» проблемам: смысл жизни, счастье, долг, противоборство добра и зла, свобода личности, собственное достоинство, гуманизм и т.д.. В этот период усиливаются сознательные мотивы поведения.[2,59]
Социальные потрясения последнего десятилетия значительно повлияли на подрастающее поколение. Под сомнение поставлено общепринятое понятие подросткового возраста как некого плавного перехода от детства к юности. Поэтому рассмотрим какую роль играют семья и социальное окружение в процессе идентификации, формировании половых различий, поведенческих моделей и системы ценностей подростков.
Семья – это естественная среда существования человека. Воспитание в ней, сама атмосфера семьи, уклад жизни играют большую роль в формировании личности подростка, его ценностных ориентаций.
В настоящее время подростковый период чаще всего описывается как некий сложный комплекс переходов, включающих получение общего и специального образования, начало трудовой деятельности, протекающее одновременно со сменой условий жизни. Изменения в таком подходе связаны с тем, что границы подросткового периода значительно расширились по сравнению с предшествующими поколениями. Главным негативным последствием увеличения длительности подросткового периода, указывающим на неблагополучное течение перехода от детства к взрослой жизни, является уход из дома, бродяжничество и, как следствие, социальная изоляция молодых людей. Помочь в решении этих проблем может социальный педагог, который должен проводить просветительскую работу как с учащимися и учителями, так и с родителями.[11, 35]
Переход от детства к самостоятельной жизни – один из наиболее критических периодов, однако особенно важную роль играют социальные условия, в которых он совершается, а также психологическое развитие индивида, определяющее его способность соответствовать новым условиям жизни.
В основе исследований по идентификации подростков лежат работы Л. С. Выготского, Э. Эриксона и Дж. Марсиа. Однако на практике недостаточно внимания уделялось культурному, этническому и географическому контекстам, в которых проходил этот процесс. Для полного его понимания необходимо сфокусироваться на изучении потенциала индивида, формирующегося под влиянием ближайшего окружения и включающего его социальные и профессиональные навыки, поведенческие модели, ценностные ориентации, предпочитаемые способы решения конфликтов и выхода из стрессовых ситуаций, связи с социальным и профессиональным окружением. Идентификация продолжает оставаться центральным элементом сложного концепта, обозначаемого как подростковый возраст, однако в связи с социальными переменами последних лет, включающими изменение базовой структуры семьи, процесс ее формирования должен быть изучен более детально.[11, 35]
Пол в настоящее время считается ключевой переменной в процессе адаптации подростка к новым условиям. Обусловлено это базовыми различиями в подходах к формированию поведенческих стратегий юношей и девушек, как в образовательных учреждениях, так и в семье, изменением рынка труда, ростом сектора услуг, в котором заняты в основном девушки, увеличением количества рабочих мест, требующих только частичной занятости, изменением сферы образования в целом. Считается, что такие перемены более благоприятны для девушек, поэтому положение, в котором оказались юноши, вызывает повышенное беспокойство ученых.
Закономерной реакцией на сложившийся у определенной части общества негативный образ подростка, в котором акцентируются такие черты, как социальная апатия и растущее отчуждение, явился рост количества исследований подросткового альтруизма и асоциального поведения. Результаты показывают довольно высокий уровень альтруизма у подростков, однако чаще всего такое поведение остается не замеченным родителями. Следует отметить, что девушки-подростки более социально активны, что также связывают с доминирующими тенденциями в процессе воспитания в семье, тогда как значительная часть юношей остается в стороне от общественной жизни. Эти факты дают основание для лонгитюдных исследований роли пола, этноса, культуры и места проживания в альтруистическом поведении подростков.[11,36]
Умение противостоять трудностям и справляться с ними, позитивно разрешая конфликтные ситуации, совместно с альтруистическим поведением отражает в большей степени положительные, чем отрицательные характеристики подросткового периода. Существует четкая грань между активными стратегиями решения конфликтов, стратегиями включающими планирование с использованием внутренних ресурсов, и стратегиями, основанными на уходе от проблемы, ее отрицании, попытке забыть о ней, используя алкоголь и наркотики. В связи с этим особого внимания требует изучение роли таких факторов, как пол, семья и социальное окружение подростка.
Подростковый период следует рассматривать как один из наиболее сложных. Кризисы, сопутствующие ему, объясняются возникновением множества новых для ребенка проблем, требующих немедленного решения. Начало такой интерпретации подросткового периода было положено психоаналитической моделью З. Фрейда. Однако есть основание предполагать, что развитие должно рассматриваться как непрерывный в своей основе процесс. Более того, само понятие «конфликт поколений» может быть подвергнуто обсуждению, ибо подростки чаще всего демонстрируют высокую степень согласия с родителями в отношении существующих базовых ценностей и моральных норм, что дает основание для вывода о наличии в принципе позитивных взаимоотношений родителей и детей. Периодически возникающие разногласия не затрагивают общей системы ценностей, сформировавшейся у подростка под влиянием ближайшего окружения. Именно в семье и происходят передача и формирование ценностей подростков.
С раннего возраста дети чаще всего действуют в соответствии с нравственными нормами, сложившимися в социуме, однако их смысл не является предметом тщательного анализа вплоть до достижения ребенком подросткового возраста. Именно для этого периода жизни характерны изменения в когнитивной сфере, которые тесно связаны с духовным ростом подростка, со становлением четко оформленной системы ценностей и нравственных норм. Это положение впервые выдвинул Ж. Пиаже, определив нравственность как «систему правил», а сущность всей нравственности – как «уважение, проявляемое индивидом к этим правилам». Развитие нравственных ценностей, по мнению Пиаже, тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. В дальнейшем теория нравственного развития была полностью подтверждена Колбергом, который сосредоточился на выделении и объяснении мотивов деятельности, изменение которых приводит к изменению уровня нравственного развития, а, следовательно, и к изменению всей системы ценностей.
Д. Рест продолжил работу в этом направлении и предложил свою модель формирования системы ценностей и нравственных норм, включающую в себя как когнитивную, так и эмоциональную составляющие, уделив особое внимание конфликту между когнитивным и эмоциональным компонентами мотивации, приводящему к неустойчивости всей системы. Однако наибольший вклад в формирование системы ценностей вносят социальные знания индивида, его интеллектуальные способности. Именно способность к познанию себя, своих сверстников, общества в целом, возрастающая по мере приобретения подростком социального опыта, является тем критическим фактором, который определяет изменения, происходящие в системе ценностей. Со всей очевидностью было доказано, что данные изменения высоко коррелируют с уровнем интеллектуального развития.
Таким образом, система ценностей и нравственных норм может быть представлена как иерархия схем, выстраивающаяся в процессе взаимодействия подростка с внешним миром и управляющая его поведением. Традиционные теории когнитивного развития достаточно полно описывают процесс изменения схем в ходе взаимодействия личности с миром. Особый интерес представляют работы Пери, выделившего несколько согласованных между собой стадий интеллектуального и нравственного развития, типичных для перехода от подросткового возраста к ранней взрослости. Познавая себя и окружающий мир, подросток сталкивается с множеством конфликтных ситуаций, которые он должен преодолеть. Как правильно отреагировать на ту или иную ситуацию, как найти выход из нее – это должен подсказать социальный педагог, учитывая индивидуальные особенности подростка.
Следует отметить и особую роль религии, которая рассматривается как одна из форм проявления духовности в формировании системы ценностей. Вера может стать важной частью жизни подростка, а проповедуемые ею правила – моделью поведения, на которую будут ориентироваться молодые люди при построении своей системы нравственных норм. Так как подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования высших нравственных норм, особое значение приобретают эмоциональные связи подростка с родителями и сверстниками. При наличии таких связей между родителями и детьми последние становятся приверженцами той же религиозной конфессии, что и взрослые члены семьи. При ослабленных связях или их отсутствии подростки часто попадают под влияние более волевых сверстников, и такие контакты могут неблагоприятно сказаться на их системе ценностных ориентаций. В этих условиях задача социального педагога помочь подросткам разобраться в возникших проблемах и указать пути разрешения конфликтных ситуаций.[11, 37]
Система ценностей может быть представлена как набор когнитивных схем, выстроенных таким образом, что вершину пирамиды представляют наиболее важные для личности ценности, а в ее основании лежат те нормы, изменение которых не затрагивает базовых жизненных принципов. К изучению системы ценностей возможны два подхода: целостный анализ и анализ на уровне отдельных схем. Второй подход представляется более гибким, так как в данном случае появляется возможность рассмотреть каждую схему в отдельности, сосредоточившись на количественных изменениях внутри нее, которые неизбежно происходят по мере развития когнитивных способностей подростка. Накопленные подростком знания и опыт ведут к уточнению, более четкому качественному оформлению каждой схемы. Рост количества мотивов деятельности на отдельном этапе ведет к неустойчивости всей схемы, а затем к ее переосмыслению, но уже на качественно ином уровне, т.е. чем больше причин выбора той или иной модели поведения называет подросток, тем более вероятно появление новой когнитивной схемы, замещение одной ценности другой.