Лекции по "Педагогике и психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:52, курс лекций

Описание работы

Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.

Работа содержит 1 файл

Лекции по психологии и педагогике.doc

— 316.50 Кб (Скачать)
    1. Мотив и мотивация

    Мотив – побуждение к совершению действий или актов поведения, вызванное имеющейся у человека потребностью и с разной степенью им осознаваемое.

    Наличие у человека потребностей является начальным  исходным моментом физической и психологической активности человека.

    Воля  предполагает борьбу мотивов. Понятие мотив используется для объяснения индивидуальных различий деятельности, осуществляемой в идентичных условиях.

    Термином  мотивация обозначаются два явления: во-первых, совокупность побуждений или мотивов, которые вызывают и определяют активность индивида, во-вторых, сам процесс образования, формирования мотивов.

    Мотивы  всегда сопровождаются определенными  эмоциями, изменением психофизиологического  состояния. Процесс мотивации всегда имеет определенное направление: стимулирует активность или тормозит.

    Цель  и мотив могут не совпадать. При  этом мотивы могут не осознаваться человеком. Здесь наблюдается влияние социокультурных факторов на человека.

    Деятельность человека управляется множеством мотивов.

    Мотивация – процесс выбора оснований для определенной направленности действий.

    Мотивация не только помогает понять и объяснить  выбор между одинаково желаемых целей, объяснить решительность.

    Сила  и активность мотивации выражается в степени ее влияния на деятельность человека и ее успешность. Мотивы и их влияние с течением времени изменяются.

    Изменение условий жизни, профессиональной деятельности, ценностей очень сильно меняют мотивы. Резкие перемены особенно сильно влияют на мотивацию и могут привести к мотивационному кризису.

    Смена мотивов при изменении социальной среды и жизненных условий  могут привести к возникновению  мотивационного кризиса.

    Мотивационный кризис – ситуация смены и изменения мотивов. Он чаще всего связан с кризисом среднего возраста.

    В процессе совершения поведенческих  актов мотивы могут меняться, и  это возможно на всех стадиях совершения поступка.

    Для человека очень важно не только знание и понимание собственных мотивов, но и мотивов других людей.

    Теория  каузальной атрибуции.

    Под каузальной атрибуцией понимается истолкование человеком мотивов, причин поведения других людей в процессе межличностного восприятия и развитие на этой основе способности предвидеть или предсказывать их поведение.

    Исследования  каузальной атрибуцией показали, что

    • человек объясняет свое поведение не так, как поведение других людей,
    • человек склонен объяснять удачные результаты деятельности внутренними факторами, а неудачные – внешними в отношении себя и наоборот в отношении другого.

    Мотивационные явления повторяются и со временем становятся чертами личности. Мотивы, связанные с удовлетворением вторичных потребностей, называются социальными мотивами.

    Социальные  мотивы – мотивы, определяющие отношение к другим людям: мотив достижения, власти, аффелиации, мотив помощи.

    Мотив достижения – стремление человека к достижению определенного результата в работе. Со временем этот мотив подразделился на два подвида: мотив достижения успеха, мотив избегания неудач. Их можно рассматривать в рамках мотива достижения.

    Мотив достижения показывает, на сколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей.

    Люди  ориентированные на неудачу выбирают задачи либо чрезмерно сложные или  очень легкие, а люди, ориентированные  на успех – задачи средней сложности.

    Мотив достижения связан с уровнем притязания. Уровень притязания – желаемый уровень самооценки личности, т.е. тот максимальный потолок успеха, который человек стремится достичь.

    У тревожных людей уровень притязаний больше соответствует реальным возможностям.

    Уровень притязаний зависит от

  • сопоставления своих результатов деятельности с нормативами (результатами той же деятельности у других людей),
  • самооценки и
  • личностных особенностей.

    Главным фактором, влияющим на динамику уровня притязаний, является успех. Успех – во многом категория социальная. Она зависит от того, какие стратегии считаются правильными, от уровня развития общества.

    Неврастеники  зачастую ставят перед собой более  высокие цели.

    Существуют  определенные социокультурные различия в мотивации достижений, имеющиеся  в культуре каждого народа и культуре. Эти различия проявляются в трех компонентах мотива достижений:

    • стремление к мастерству,
    • стремление к соперничеству,
    • стремление к удовольствию.

    Гендерные различия – различия, связанные  с полом.

    Мотив власти – стремление человека управлять другими людьми, распоряжаться ими.

    В основе мотива власти лежит потребность  чувствовать себя сильным, могущественным и проявлять это в действии. Власть – способность проводить  свою волю. В мотиве власти проявляются 2 тенденции:

    • стремление к приобретению власти,
    • осуществление ее.

    Различают власть

  • вознаграждения, власть принуждения – виды власти, проявляющиеся в повседневной жизни: в семье, в школе,
  • норматитивная власть – власть должностная, информационная.

    Индивидуальные  различия проявляются в стремлении к увеличению количества источников власти и способности к воздействию на мотивационную основу поведения человека.

    Мотив аффеляции – стремление установить эмоционально положительное отношение  с другими людьми, стремление быть принятым.

    Цель  аффеляции – взаимный поиск принятия, поддержки. Мотив предполагает стремление к дружбе, сотрудничеству.

    В мотиве аффеляции выделяют 2 формы: мотив аффеляции, мотив отвергания, т.е. боязнь быть непринятым.

    Мотив помощи – мотив, основанный на эмпатическом отношении. Это альтруистический мотив и предполагает удовлетворение своих потребностей с учетом потребностей других. Это стремление отдавать. Этот мотив неотделим от развитого чувства ответственности.

    Чаще  всего наиболее склонны отдавать склонны те, кто в свою очередь испытал на себе такое отношение.

    Те  люди, социализация которых протекала  в неблагоприятной обстановке, не склонны помогать другим.

    Переживание успеха укрепляет мотив помощи, переживание  неудачи – ослабляет.

    Альтруистические  мотивы – неотделимый элемент обучения и воспитания.

    Закономерности  проявления мотивов  помощи:

  • более выражен по отношению к своей социальной группы: расы, профессии и т.д.,
  • по отношению к человеку с более привлекательными чертами,
  • по отношению к зависимым людям.

    В различных областях человеческой деятельности выстраиваются свои человеческие системы мотивов.

    Структура личности:

  • биогенная – биологическая составляющая
  • психогенная,
  • социальная – та, которая формируется под влиянием внешней среды.
 
 
 

    Темы  для самостоятельного разбора:

    • понятие личности, структура личности, типологии и подходы к истолкованию
    • Как соотносятся категории человек, индивид,
    • Структура личности.
    • Понятие личности в разных науках.
    • типологии и теории личности Юнга, кречера,
 

    Итоговая  КР. 10 вопросов. 
 

 

    

    Литература:

    1. Годфруа Ж. «Что такое психология»

    2. Рубенштейн «Общая психология»

    3. Гальперин «Лекции по психологии»

    4. Немов Р. С. «Психология» (книга  1) 
 
 
 

Информация о работе Лекции по "Педагогике и психологии"