Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:52, курс лекций
Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.
Мотив – побуждение к совершению действий или актов поведения, вызванное имеющейся у человека потребностью и с разной степенью им осознаваемое.
Наличие у человека потребностей является начальным исходным моментом физической и психологической активности человека.
Воля предполагает борьбу мотивов. Понятие мотив используется для объяснения индивидуальных различий деятельности, осуществляемой в идентичных условиях.
Термином мотивация обозначаются два явления: во-первых, совокупность побуждений или мотивов, которые вызывают и определяют активность индивида, во-вторых, сам процесс образования, формирования мотивов.
Мотивы всегда сопровождаются определенными эмоциями, изменением психофизиологического состояния. Процесс мотивации всегда имеет определенное направление: стимулирует активность или тормозит.
Цель и мотив могут не совпадать. При этом мотивы могут не осознаваться человеком. Здесь наблюдается влияние социокультурных факторов на человека.
Деятельность человека управляется множеством мотивов.
Мотивация – процесс выбора оснований для определенной направленности действий.
Мотивация не только помогает понять и объяснить выбор между одинаково желаемых целей, объяснить решительность.
Сила и активность мотивации выражается в степени ее влияния на деятельность человека и ее успешность. Мотивы и их влияние с течением времени изменяются.
Изменение условий жизни, профессиональной деятельности, ценностей очень сильно меняют мотивы. Резкие перемены особенно сильно влияют на мотивацию и могут привести к мотивационному кризису.
Смена
мотивов при изменении
Мотивационный кризис – ситуация смены и изменения мотивов. Он чаще всего связан с кризисом среднего возраста.
В процессе совершения поведенческих актов мотивы могут меняться, и это возможно на всех стадиях совершения поступка.
Для
человека очень важно не только знание
и понимание собственных
Теория каузальной атрибуции.
Под каузальной атрибуцией понимается истолкование человеком мотивов, причин поведения других людей в процессе межличностного восприятия и развитие на этой основе способности предвидеть или предсказывать их поведение.
Исследования каузальной атрибуцией показали, что
Мотивационные явления повторяются и со временем становятся чертами личности. Мотивы, связанные с удовлетворением вторичных потребностей, называются социальными мотивами.
Социальные мотивы – мотивы, определяющие отношение к другим людям: мотив достижения, власти, аффелиации, мотив помощи.
Мотив достижения – стремление человека к достижению определенного результата в работе. Со временем этот мотив подразделился на два подвида: мотив достижения успеха, мотив избегания неудач. Их можно рассматривать в рамках мотива достижения.
Мотив достижения показывает, на сколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей.
Люди ориентированные на неудачу выбирают задачи либо чрезмерно сложные или очень легкие, а люди, ориентированные на успех – задачи средней сложности.
Мотив достижения связан с уровнем притязания. Уровень притязания – желаемый уровень самооценки личности, т.е. тот максимальный потолок успеха, который человек стремится достичь.
У
тревожных людей уровень
Уровень притязаний зависит от
Главным фактором, влияющим на динамику уровня притязаний, является успех. Успех – во многом категория социальная. Она зависит от того, какие стратегии считаются правильными, от уровня развития общества.
Неврастеники зачастую ставят перед собой более высокие цели.
Существуют определенные социокультурные различия в мотивации достижений, имеющиеся в культуре каждого народа и культуре. Эти различия проявляются в трех компонентах мотива достижений:
Гендерные различия – различия, связанные с полом.
Мотив власти – стремление человека управлять другими людьми, распоряжаться ими.
В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным, могущественным и проявлять это в действии. Власть – способность проводить свою волю. В мотиве власти проявляются 2 тенденции:
Различают власть
Индивидуальные различия проявляются в стремлении к увеличению количества источников власти и способности к воздействию на мотивационную основу поведения человека.
Мотив аффеляции – стремление установить эмоционально положительное отношение с другими людьми, стремление быть принятым.
Цель аффеляции – взаимный поиск принятия, поддержки. Мотив предполагает стремление к дружбе, сотрудничеству.
В мотиве аффеляции выделяют 2 формы: мотив аффеляции, мотив отвергания, т.е. боязнь быть непринятым.
Мотив помощи – мотив, основанный на эмпатическом отношении. Это альтруистический мотив и предполагает удовлетворение своих потребностей с учетом потребностей других. Это стремление отдавать. Этот мотив неотделим от развитого чувства ответственности.
Чаще всего наиболее склонны отдавать склонны те, кто в свою очередь испытал на себе такое отношение.
Те люди, социализация которых протекала в неблагоприятной обстановке, не склонны помогать другим.
Переживание успеха укрепляет мотив помощи, переживание неудачи – ослабляет.
Альтруистические мотивы – неотделимый элемент обучения и воспитания.
Закономерности проявления мотивов помощи:
В различных областях человеческой деятельности выстраиваются свои человеческие системы мотивов.
Структура личности:
Темы для самостоятельного разбора:
Итоговая
КР. 10 вопросов.
Литература:
1. Годфруа Ж. «Что такое психология»
2. Рубенштейн «Общая психология»
3.
Гальперин «Лекции по
4.
Немов Р. С. «Психология» (книга
1)