Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:52, курс лекций
Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.
Сила нервных процессов характеризует нервную систему с точки зрения способности выдерживать влияния внешней среды. Сила – устойчивость нервной системы в отношении воздействий внешней среды.
Уравновешенность нервных процессов указывает на отношение между процессами: либо на сбалансированность, либо на преобладание какого-либо одного.
Подвижность характеризует скорость протекания процессов возбуждения и торможения способность сменяться один другим.
Основа высшей нервной деятельности человека – это два основных процесса возбуждения и торможения.
Возбуждение – повышение функциональной активности нервных клеток и в целом коры головного мозга.
Торможение – затухание активности головного мозга.
Павлв использовал 3 характеристики активности: сила, уравновешенность, подвижность.
Четыре типа высшей нервной деятельности по Павлову
Тип внешней нервной деятельности (ВНД) | Характеристика
нервных процессов
возбуждения и торможения |
Тип темперамента | ||
по силе | по уравновешенности | по подвижности | ||
Сильный | сильный | уравновешенный | подвижный | сангвинический |
Безудержный | сильный | неуравновешенный | подвижный | холерический |
Инертный | сильный | уравновешенный | малоподвижный | флегматический |
Слабый | слабый | неуравновешенный | малоподвижный | меланхолический |
В чистом виде темперамент у человека не встречается. Каждый человек имеет черты нескольких или всех типов темпераментов, но есть преобладающий. Разнообразие проявлений черт темпераментов у людей бесчисленно.
Девиантное поведение – непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых норм и представлений.
Определенное сочетание черт темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях, общении человека определяет его индивидуальный стиль деятельности.
Темперамент выступает в качестве основы других личностных свойств, прежде всего, характера. Темперамент, будучи врожденным свойством, во многом определяет характер.
От темперамента зависят такие свойства как впечатлительность, эмоциональность и импульсивность.
Впечатлительность определяется силой воздействия на человека различных символов, время сохранения в памяти и реакция на них.
Эмоциональность характеризует скорость и глубину эмоциональной реакции человека.
Импульсивность определяет спонтанность реакции человека на те или иные раздражители и характер ее проявления. Пример: несдержанность реакции у холерика.
Характеристики темперамента:
Психология
располагает большим числом методов,
с помощью которых можно
Пример: тест Г. Айзенка. Он использовал 2 шкалы: первая шкала эмоциональной устойчивости и неустойчивости, а вторая - шкала экстраверсии и интроверсии.
Характер – психическое свойство личности, определяющее особенности поведения человека (линию поведения) и выражающееся в его отношении к окружающему миру, к другим людям, к самому себе и к деятельности.
Характер обуславливает социальное отношение человека, определяет поступки человека.
Знать характер человека означает знать те существенные черты, которые с определенной логикой и последовательностью проявляются в поступках.
Характер складывается из множества различных черт, при этом он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в характер создают целостную структуру.
Содержание характера человека определяется связью следующих элементов:
Качества, обусловленные мышлением, вниманием и памятью:
Физиологической основой характера является сплав черт высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем связи, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта.
Характер не наследуется и не является врожденным. Он формируется под влиянием окружающей среды в результате деятельности человека. Влияние носит общественно-исторический характер и индивидуально-своеобразный характер.
Лекция №9
Характер формируется под влиянием как макрофакторов, так и микрофакторов.
Пример: даже в одной семье характеры у детей разные, хотя родители одни и те же, т.е. макрофакторы одинаковые.
Классификация характеров:
Способности отражают проявление таких особенностей личности, которые определяют успешность овладения той или иной деятельностью.
Способности самым тесным образом связаны со знаниями, умениями, навыками, но не сводятся к ним, а обеспечивают их эффективное приобретение, закрепление и использование.
Выделяют
способности социально-
Природные (естественные) способности обусловлены врожденные качества.
К социально-обусловленным относятся способности к
Условия развития у человека социальных способностей:
Виды способностей:
Задатки – врожденные анатомические и физиологические особенности организма, которые составляют индивидуальную основу формирования способностей и облегчают их развитие.
Пример: для развития музыкальных способностей важны такие задатки как слух. В качестве задатка может выступать подвижность нервной системы, которая помогает в игровых видах спорта.
На практике все способности дополняют друг друга и существуют во взаимосвязи. Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и влияют друг на друга в зависимости от условий. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в структуру личности, каждая из них приобретает особый специфический характер. Благодаря сочетанию способностей человек развивается целостно и гармонично.
«Защита Лужина» - произведение по нашей теме.
Способности в процессе своего развития проходят ряд этапов. Для того чтобы та или иная способность поднялась на более высокий уровень необходимо, чтобы она была достаточно развита и оформлена на предыдущем более низком уровне.
Можно говорить о разной степени выраженности способностей:
Сочетание высокоразвитых способностей называется одаренностью. Она обуславливает не только особо успешную деятельность человека в определенной области, но и выделяет его среди других индивидов, выполняющих эту же деятельность в тех же условиях.
Высокая степень одаренности, реализованная в определенной области, называется талантом. Талант – изюминка, стремление человека выглядеть особенным среди других.
Волевые качества (трудолюбие, целеустремленность) способствуют развитию одаренностей.