Лекции по "Педагогике и психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:52, курс лекций

Описание работы

Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.

Работа содержит 1 файл

Лекции по психологии и педагогике.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

    Сила  нервных процессов характеризует нервную систему с точки зрения способности выдерживать влияния внешней среды. Сила – устойчивость нервной системы в отношении воздействий внешней среды.

    Уравновешенность  нервных процессов указывает на отношение между процессами: либо на сбалансированность, либо на преобладание какого-либо одного.

    Подвижность характеризует скорость протекания процессов возбуждения и торможения способность сменяться один другим.

    Основа  высшей нервной деятельности человека – это два основных процесса возбуждения и торможения.

    Возбуждение – повышение функциональной активности нервных клеток и в целом коры головного мозга.

    Торможение  – затухание активности головного мозга.

    Павлв использовал 3 характеристики активности: сила, уравновешенность, подвижность.

    Четыре  типа высшей нервной деятельности по Павлову

Тип внешней нервной  деятельности (ВНД) Характеристика  нервных процессов

возбуждения и торможения

Тип темперамента
по  силе по  уравновешенности по  подвижности
Сильный сильный уравновешенный подвижный сангвинический
Безудержный сильный неуравновешенный подвижный холерический
Инертный сильный уравновешенный малоподвижный флегматический
Слабый слабый неуравновешенный малоподвижный меланхолический

    В чистом виде темперамент у человека не встречается. Каждый человек имеет  черты нескольких или всех типов  темпераментов, но есть преобладающий. Разнообразие проявлений черт темпераментов у людей бесчисленно.

    Девиантное  поведение – непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых норм и представлений.

    Определенное  сочетание черт темперамента, проявляющееся  в познавательных процессах, действиях, общении человека определяет его индивидуальный стиль деятельности.

    Темперамент выступает в качестве основы других личностных свойств, прежде всего, характера. Темперамент, будучи врожденным свойством, во многом определяет характер.

    От  темперамента зависят такие свойства как впечатлительность, эмоциональность и импульсивность.

    Впечатлительность определяется силой воздействия на человека различных символов, время сохранения в памяти и реакция на них.

    Эмоциональность характеризует скорость и глубину эмоциональной реакции человека.

    Импульсивность  определяет спонтанность реакции человека на те или иные раздражители и характер ее проявления. Пример: несдержанность реакции у холерика.

    Характеристики  темперамента:

  • реактивность – сила непроизвольной эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители,
  • активность – способность к преодолению внешних и внутренних ограничений, т.е. усвоение ценностей,
  • темп реакции определяет скорость протекания психических процессов и реакции человека на изменения состояния,
  • пластичность – способность человека быстро приспосабливаться к новым условиям,
  • ригидность – неспособность приспосабливаться к новым условиям.

    Психология  располагает большим числом методов, с помощью которых можно определить свой тип темперамента.

    Пример: тест Г. Айзенка. Он использовал 2 шкалы: первая шкала эмоциональной устойчивости и неустойчивости, а вторая - шкала экстраверсии и интроверсии.

    1. Характер

    Характер  – психическое свойство личности, определяющее особенности поведения человека (линию поведения) и выражающееся в его отношении к окружающему миру, к другим людям, к самому себе и к деятельности.

    Характер  обуславливает социальное отношение  человека, определяет поступки человека.

    Знать характер человека означает знать те существенные черты, которые с определенной логикой и последовательностью проявляются в поступках.

    Характер  складывается из множества различных  черт, при этом он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в  характер создают целостную структуру.

    Содержание  характера человека определяется связью следующих элементов:

  1. типом темперамента,
  2. спецификой проявления эмоций,
  3. спецификой проявления и динамикой воли,
  4. интеллектуальной особенностью человека (сплав мышления, внимания и памяти).

    Качества, обусловленные мышлением, вниманием и памятью:

  • сообразительность,
  • любознательность,
  • интеллектуальная гибкость

    Физиологической основой характера является сплав  черт высшей нервной деятельности и  сложных устойчивых систем связи, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта.

    Характер  не наследуется и не является врожденным. Он формируется под влиянием окружающей среды в результате деятельности человека. Влияние носит общественно-исторический характер и индивидуально-своеобразный характер.

    Лекция  №9

    Характер  формируется под влиянием как  макрофакторов, так и микрофакторов.

    Пример: даже в одной семье характеры у детей разные, хотя родители одни и те же, т.е. макрофакторы одинаковые.

    Классификация характеров:

  1. классификация Юнга в зависимости от направленности
  • экстраверт – человек, направленность которого обращена на вешнюю среду. Качества: открытость, коммуникабельность, инициативность.
  • интроверт – человек, обращенный внутрь себя. Качества: замкнутость, предпочтение уединения, глубокие внутренние переживания.
  1. классификация Леонгарда Шнишека по принципу акцентуации черт характера (выраженность черт). Он разработал тест и выделял 10 типов характера.
    1. Способности

    Способности отражают проявление таких особенностей личности, которые определяют успешность овладения той или иной деятельностью.

    Способности самым тесным образом связаны со знаниями, умениями, навыками, но не сводятся к ним, а обеспечивают их эффективное приобретение, закрепление и использование.

    Выделяют  способности социально-обусловленные и природные (естественные).

    Природные (естественные) способности обусловлены врожденные качества.

    К социально-обусловленным  относятся способности  к

    • общению,
    • взаимодействию: межличностная оценка, восприятие друг друга,
    • способность к социально-психологической адаптации,
    • предметно-деятельная способность.

    Условия развития у человека социальных способностей:

    1. наличие социокультурной среды, т.е. общества. Социокультурная среда является искусственной.
    2. социальное окружение, т.е. наличие вокруг человека других людей, которые так же обладают определенными способностями, знаниями и навыками и могут их передать через соответствующие средства обучения и воспитания. Человек, не обладающий знаниями, не может самостоятельно выйти за пределы своего невежества.
    3. отсутствие у человека с рождения жестких структур поведения, возможность их формирования в ходе обучения и воспитания. У человека нет жестко заданных схем поведения. Большая честь способностей у человека формируется при жизни. Это отличает человека от других животных.
    4. необходимость участия человека в сложных и высокоорганизованных видах деятельности. Чем более сложная деятельность, тем большее развитие требуется от человека.

    Виды  способностей:

  1. общие и специальные
    • общие, обеспечивающие успешность человека во многих видах деятельности: умственные способности, связанные с развитием интеллекта, мышления, памяти и т.д.; способность к мелкой моторике;
    • специальные, которые обеспечивают успешность в каком-то конкретном виде деятельности и предполагают развитие отдельных психических качеств: математические, художественные, музыкальные и др. Специальные способности являются предпосылками развития того или иного качества. Они называются задатками.

    Задатки – врожденные анатомические и физиологические особенности организма, которые составляют индивидуальную основу формирования способностей и облегчают их развитие.

    Пример: для развития музыкальных способностей важны такие задатки как слух. В качестве задатка может выступать подвижность нервной системы, которая помогает в игровых видах спорта.

  1. по направленности
  • теоретические, связанные с особенностью мышления. Они связаны с абстрактностью мышления
  • практические, предопределяющие к быстрой реакции
  1. учебные, определяющие способность человека к усвоению знаний
  1. творческие, обеспечивающие возможность человеку создания чего-то нового.

    На  практике все способности дополняют друг друга и существуют во взаимосвязи. Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и влияют друг на друга в зависимости от условий. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в структуру личности, каждая из них приобретает особый специфический характер. Благодаря сочетанию способностей человек развивается целостно и гармонично.

    «Защита Лужина» - произведение по нашей теме.

    Способности в процессе своего развития проходят ряд этапов. Для того чтобы та или иная способность поднялась на более высокий уровень необходимо, чтобы она была достаточно развита и оформлена на предыдущем более низком уровне.

    Можно говорить о разной степени выраженности способностей:

    • одаренность,
    • талант,
    • гениальность.

    Сочетание высокоразвитых способностей называется одаренностью. Она обуславливает не только особо успешную деятельность человека в определенной области, но и выделяет его среди других индивидов, выполняющих эту же деятельность в тех же условиях.

    Высокая степень одаренности, реализованная в определенной области, называется талантом. Талант – изюминка, стремление человека выглядеть особенным среди других.

    Волевые качества (трудолюбие, целеустремленность) способствуют развитию одаренностей.

Информация о работе Лекции по "Педагогике и психологии"