Лекции по "Педагогике и психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:52, курс лекций

Описание работы

Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.

Работа содержит 1 файл

Лекции по психологии и педагогике.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

    Войно Ирина Александровна

    Лекция  №1

  1. Психология  как наука. Ее характеристика

    Психология  – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних  времен.

    Все, что относится к душе

    Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.

    Говоря  о первых психологах, мы можем отнести  к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.

    Начиная с античности, область изучения науки  психологии (предмет психологии) менялась:

    • сперва душа,
    • потом сознание,
    • поведение,
    • психика.

    Категории:

    • объект,
    • предмет,
    • методы.

    Объект  изучения психологии – психика.

    Предмет психологии – основные закономерности ее функционирования.

    Психология - наука, которая изучает факты, законы и механизмы функционирования психики.

    Это фундаментальная многоотраслевая наука. Отрасли: социальная психология, возрастная психология, инженерная психология.

    Первоначально психология рассматривалась как  наука о душе. Выделяют следующие периоды развития:

    1) Донаучный период, который берет начало еще в древних цивиллизациях: присутствовал анемизм, считали, что причина всех явлений – наличие во всех предметах души

    Античные  представления. Платон полагал, что  душа обитает в теле человека и  направляет его в течение всей жизни, а после смерти покидает его  и поступает в мир идей. Аристотель считал, что душа – двигатель человека, центр души находится в сердце, куда поступает информация от органов чувств. Эти впечатления соединяются, сплетаются и направляют человека по определенному пути.

    Психология  была очень тесно связана с другими науками: медициной, к примеру.

    Гиппократ ввел в науку понятие темперамента: меланхолический, холерический, сангвистический, флегматический. Он считал, что эти  темпераменты базируются на 4-х типах  жидкости: кровь, слизь, светлая желч, темная желч.

    Это был донаучный период. Развитие науки  происходило медленно из-за влияния  религии.

    2) В 17 веке сложилось представление об организме как о своеобразной машине.

    Развивалась механика, биология, физика, развивалась  медицина. Помогала практика работы в больнице, открытия в области микробиологии, обнаружение микроорганизмов.

    Представители: Рене Декарт.

    Декарт  говорил о разумной душе, находящейся  в головном мозге и составляющая сущность человека, которая помогает управлять своими страстями и  возвышает его над животными.

    Появились представления о рефлексах.

    3) В 18 веке пытались установить, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, пост от органов чувств, т.е. связать ощущения и сознание.

    Ощущение  – первичный психический процесс.

    Чрезвычайно сильно повлияло на развитие психологии учение Дарвина, которое коренным образом изменило представления о жизнедеятельности организма.

    4) В 19 веке в 1879 г была открыта первая психологическая лаборатория. Основатель Вильгельм Вундт. Начало экспериментальной психологии.

    Поскольку достаточно сложно было оценить внутреннюю психическую деятельность человека, то познание производилось методом интроспекции.

    Из-за трудностей изучения сознания возникло наплавление бихевиоризм, которое  изучало поведение. Оперировали понятиями стимул и реакция. Каждой ситуации соответствует свой стиль поведения.

    Активно развивался психоанализ. Развивал его  Зигмунд Фрейд. Фрейд создал теорию фрейдизма. В психике есть 3 слоя, которые взаимодействуют друг с другом. Этим взаимодействием определяется поведение.

    5) В 20 веке выделяют следующие отрасли:

    • общая психология – познание психических процессов и свойств человека,
    • возрастная психология – закономерности развития психики в разном возрасте,
    • социальная психология – психологические закономерности, которые возникают при взаимодействии людей друг с другом,
    • генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения,
    • медицинская психология изучает особенности развития психики и отклонения в контексте лечения и профилактики,
    • психофизиология – изучение мозга и психики.

    Менялось  представление о предмете, мянялось взаимодействие с другими науками.

  1. Методы  психологии
    1. Эмпирические  методы. Наблюдения.

    1) Наблюдение – основной способ познания мира.

    В чем отличие обыденного (бытового) наблюдения и научного?

    Научное наблюдение – целенаправленный организованный процесс.

    Преднамеренное  систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений  с целью изучения их специфических  изменений в определенных условиях.

    Разновидности научного наблюдения:

    • интроспекция (внутреннее наблюдение) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями (переживания, собственный мыслительный процесс, работа памяти),
    • внешнее наблюдение – наблюдение внешних проявлений психики путем наблюдения за испытуемым со стороны.

    2) Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для изучения конкретных психологических явлений.

    Важнейший признак научного эксперимента –  программа, последовательность и фиксация результата.

    Виды  эксперимента:

    • естественный – зачастую незаметный для испытуемого эксперимент,
    • лабораторный, который проводится в специальных условиях в лабораториях.

    Эксперименты  Аша и Мельграмма показали, что  человек чрезвычайно подвержен мнению группы, а так же способен причинить другому человеку значительный вред, если скажут, что ответственность не ляжет на него.

    (Фильм  «Эксперимент»)

    3) Психодиагностические методы.

    Примеры: тестирование, опрос.

    Тестирование  – метод, при котором испытуемому дают ряд заданий с целью измерения индивидуальных различий.

    Психологические тесты 

    Виды  тестов:

    • тесты достижений, позволяющие определить степень владения навыков,
    • тесты интеллекта для выявления умственного потенциала,
    • тесты креативности для выявления творческого потенциала
    • личностные тесты – выявление особенностей личности.

    Тестирование  позволяет выявить и замерить некоторые показатели.

    Разновидностью  опроса является

    • анкетирование. Анкетирование направлено на выявление мнений суждений, склонностей.
    • интервьюирование – устная беседа. Оно обычно применяется по отношению к одному человеку или небольшой группе.

    4) Социометрия – метод, который применим в случае исследования группы, и изучает межличностные отношения в группе.

    Выявление внутренней структуры группы, выявление лидеров и аутсайдеров и т.д.

    Сходство  с другими методами состоит в  письменном анкетировании. Причем вопросов меньше (5, а в тестах может быть 30). 

    Эффективность применения эмпирических методов зависит  от того, на сколько метод валидный (на сколько применение метода уместно) и на сколько он надежный (позволяет получить одни и те же результаты при многократном применении). 

    В практической психологии широкое распространение  получили психотерапия, психокоррекция. Эти процедуры направлены на изменение психологии, разрешение проблем. 
 
 
 
 

    Лекция  №2

  1. Психика и психические  явления

    Современная психология - наука, которая изучает законы функционирования психики.

    Признаками  психического являются

  1. явления, изучаемые психологией, т.е. мысли, чувства, стремления, т.е. все, что человек переживает, испытывает и что составляет внутреннее содержание человеческой жизни,
  2. всякое психическое явление дифференцируется от других, т.е. психика отражает реальную действительность.

    Весь  окружающий объективный материальный мир передается человеку посредством психики. Все воздействия внешней среды проходят через психику.

    Носителем психики у человека выступает  головной мозг. Следовательно, как свойство мозга, психика обеспечивает человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира. Это важнейшая функция, которую выполняет психика.

    Особенности отражения действительности в психике:

  1. любое внешнее воздействие преломляется через уже сложившееся особенности психики и конкретное состояние человека, следовательно, это отражение не является мертвым (зеркальным) процессом, а представляет собой постоянно развивающийся процесс.

    Выводы:

    а) одно и то же воздействие по-разному отражается у разных людей и по-разному может быть отражено через разное время, характер отражения индивидуален,

    б) возникающие у человека образы окружающего мира являются своеобразными копиями предметов и явлений. При этом человеку присуща субъективность психического отражения, которая проявляется в активном преобразовании этих образов, т.е. того, что отражается

    В этом проявляется первый признак - динамичность отражения, динамичная характеристика внутренней жизни человека, которая предполагает активность.

  1. вторая функция психики – регуляция поведения и деятельности. С помощью психики человек осознает свои потребности, формирует мотивы, ставит цели и задачи деятельности, определяет способы их достижения. Поведение при этом выступает высшей формой проявления психики, т.е. способностью вырабатывать в ходе деятельности стратегию.
  2. осознание человеком своего места в окружающем мире. С одной стороны, психика обеспечивает адаптационные процессы. С другой стороны, человек с помощью психики осознает себя как личность, наделенную определенными психологическими особенностями, как личность, отличающуюся от других людей. Это позволяет строить отношения с другими людьми, взаимодействовать с ними. Благодаря психике человек может ощущать себя значащей социальной единицей.

    Высшей  формой развития психики, возникшей  в ходе общественно исторического развития, является сознание.

    Сознание – осознанное бытие, которое формируется в процессе общественной практики.

    Психикой  наделены все живые существа, обладающие развитыми нервными узлами, однако сознание присуще только человеку.

    Основные  характеристики сознания:

  1. ощущение себя познающим субъектом, способность контролировать собственные психические состояния, поведение и управлять ими,
  2. мысленное представление действительности в форме образов и использовать это для деятельности, человек может представлять и то, что в окружающем мире не представлено за счет воображения,
  3. способность к коммуникации.

Информация о работе Лекции по "Педагогике и психологии"