Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:52, курс лекций
Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.
Войно Ирина Александровна
Лекция №1
Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.
Начиная с античности, область изучения науки психологии (предмет психологии) менялась:
Категории:
Объект изучения психологии – психика.
Предмет психологии – основные закономерности ее функционирования.
Психология - наука, которая изучает факты, законы и механизмы функционирования психики.
Это фундаментальная многоотраслевая наука. Отрасли: социальная психология, возрастная психология, инженерная психология.
Первоначально психология рассматривалась как наука о душе. Выделяют следующие периоды развития:
1) Донаучный период, который берет начало еще в древних цивиллизациях: присутствовал анемизм, считали, что причина всех явлений – наличие во всех предметах души
Античные представления. Платон полагал, что душа обитает в теле человека и направляет его в течение всей жизни, а после смерти покидает его и поступает в мир идей. Аристотель считал, что душа – двигатель человека, центр души находится в сердце, куда поступает информация от органов чувств. Эти впечатления соединяются, сплетаются и направляют человека по определенному пути.
Психология была очень тесно связана с другими науками: медициной, к примеру.
Гиппократ ввел в науку понятие темперамента: меланхолический, холерический, сангвистический, флегматический. Он считал, что эти темпераменты базируются на 4-х типах жидкости: кровь, слизь, светлая желч, темная желч.
Это был донаучный период. Развитие науки происходило медленно из-за влияния религии.
2) В 17 веке сложилось представление об организме как о своеобразной машине.
Развивалась механика, биология, физика, развивалась медицина. Помогала практика работы в больнице, открытия в области микробиологии, обнаружение микроорганизмов.
Представители: Рене Декарт.
Декарт говорил о разумной душе, находящейся в головном мозге и составляющая сущность человека, которая помогает управлять своими страстями и возвышает его над животными.
Появились представления о рефлексах.
3) В 18 веке пытались установить, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, пост от органов чувств, т.е. связать ощущения и сознание.
Ощущение – первичный психический процесс.
Чрезвычайно сильно повлияло на развитие психологии учение Дарвина, которое коренным образом изменило представления о жизнедеятельности организма.
4) В 19 веке в 1879 г была открыта первая психологическая лаборатория. Основатель Вильгельм Вундт. Начало экспериментальной психологии.
Поскольку достаточно сложно было оценить внутреннюю психическую деятельность человека, то познание производилось методом интроспекции.
Из-за трудностей изучения сознания возникло наплавление бихевиоризм, которое изучало поведение. Оперировали понятиями стимул и реакция. Каждой ситуации соответствует свой стиль поведения.
Активно развивался психоанализ. Развивал его Зигмунд Фрейд. Фрейд создал теорию фрейдизма. В психике есть 3 слоя, которые взаимодействуют друг с другом. Этим взаимодействием определяется поведение.
5) В 20 веке выделяют следующие отрасли:
Менялось представление о предмете, мянялось взаимодействие с другими науками.
1) Наблюдение – основной способ познания мира.
В чем отличие обыденного (бытового) наблюдения и научного?
Научное наблюдение – целенаправленный организованный процесс.
Преднамеренное
систематическое и
Разновидности научного наблюдения:
2) Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для изучения конкретных психологических явлений.
Важнейший признак научного эксперимента – программа, последовательность и фиксация результата.
Виды эксперимента:
Эксперименты Аша и Мельграмма показали, что человек чрезвычайно подвержен мнению группы, а так же способен причинить другому человеку значительный вред, если скажут, что ответственность не ляжет на него.
(Фильм «Эксперимент»)
3) Психодиагностические методы.
Примеры: тестирование, опрос.
Тестирование – метод, при котором испытуемому дают ряд заданий с целью измерения индивидуальных различий.
Психологические тесты
Виды тестов:
Тестирование позволяет выявить и замерить некоторые показатели.
Разновидностью опроса является
4) Социометрия – метод, который применим в случае исследования группы, и изучает межличностные отношения в группе.
Выявление внутренней структуры группы, выявление лидеров и аутсайдеров и т.д.
Сходство
с другими методами состоит в
письменном анкетировании. Причем вопросов
меньше (5, а в тестах может быть
30).
Эффективность
применения эмпирических методов зависит
от того, на сколько метод валидный
(на сколько применение метода уместно)
и на сколько он надежный (позволяет получить
одни и те же результаты при многократном
применении).
В
практической психологии широкое распространение
получили психотерапия, психокоррекция.
Эти процедуры направлены на изменение
психологии, разрешение проблем.
Лекция №2
Современная психология - наука, которая изучает законы функционирования психики.
Признаками психического являются
Весь окружающий объективный материальный мир передается человеку посредством психики. Все воздействия внешней среды проходят через психику.
Носителем психики у человека выступает головной мозг. Следовательно, как свойство мозга, психика обеспечивает человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира. Это важнейшая функция, которую выполняет психика.
Особенности отражения действительности в психике:
Выводы:
а) одно и то же воздействие по-разному отражается у разных людей и по-разному может быть отражено через разное время, характер отражения индивидуален,
б) возникающие у человека образы окружающего мира являются своеобразными копиями предметов и явлений. При этом человеку присуща субъективность психического отражения, которая проявляется в активном преобразовании этих образов, т.е. того, что отражается
В этом проявляется первый признак - динамичность отражения, динамичная характеристика внутренней жизни человека, которая предполагает активность.
Высшей формой развития психики, возникшей в ходе общественно исторического развития, является сознание.
Сознание – осознанное бытие, которое формируется в процессе общественной практики.
Психикой наделены все живые существа, обладающие развитыми нервными узлами, однако сознание присуще только человеку.
Основные характеристики сознания: