Лекции по "Педагогике и психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:52, курс лекций

Описание работы

Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.

Работа содержит 1 файл

Лекции по психологии и педагогике.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

    Это дает представление о комплексности. При восприятии величины и формы  предмета непосредственные зрительные ощущения связываются с мышечно-двигательными  и осязательными представлениями, сформировавшимися в прошлом  опыте человека. Мы видим константность восприятия, опыт взаимодействия и оценки различных предметов, т.е. зависимость восприятия от прошлого опыта.

      1. Восприятие  движения.

    Восприятие  движения включает в  себя:

    • выделение участвующих в движении частей тела,
    • последовательность отдельных движений и
    • согласованность друг с другом.

    При освоении непривычных движений возникают  трудности.

    При восприятии возникает множество  иллюзий.

    Пример: горизонтальная линия кажется короче, чем вертикальная из-за особенности функционирования глаза.

      1. Восприятие времени

    Восприятие  временных отношений явлений состоит в отражении их последовательности и длительности.

    Восприятие  последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими.

    Восприятие длительности опирается на наличие в каждом явлении начала и конца.

    У человека нет органа, который отвечал  бы за восприятие времени, поэтому человек  воспринимает время, опираясь на различные  вторичные признаки.

    На  восприятие времени влияет эмоциональная окраска события и явлений: если положительная окраска (+), то время движется быстрее, если отрицательная - то дольше.

    На  восприятие времени влияет заполненность того или иного отрезка времени деятельностью и событиями.

    Оценка  того или иного события при  непосредственном восприятии и при воспоминании о нем отличны. Незаполненный событиями промежуток при непосредственном восприятии воспринимается как длительный, а при воспоминании как короткий.

    В восприятии времени существенную роль играют естественные ритмы в организме человека: пульс, дыхание, сердцебиение.

    Восприятие  времени связано с так называемыми  биологическими часами. Эти ритмы помогают человеку ориентироваться во времени.

    Восприятие времени зависят от некоторых препаратов: наркотики, кофе.

    Карл  Густав Юнг выделял 4 способа восприятия окружающего мира: через

    1. эмоции,
    2. мышление
    3. интуицию
    4. ощущения.

    В соответствии с преобладанием того или иного способа выделил  4 типа личности:

    1. мыслительный,
    2. интуитивный,
    3. ощущающий и
    4. эмоциональный.

    В соответствии с этим есть разное временное ощущение:

    1. мыслительный -ориентация на личное прошлое;
    2. интуитивный - на историческое прошлое;
    3. ощущающий – на настоящее;
    4. эмоциональный - ориентация на будущее.

    Лекция  №5

    Сходство  ощущений и восприятия заключается в том, что они дают образ окружающей среды. Восприятие дает целостный образ.

    1. Внимание

    Внимание – психический процесс, который выражается в направленности сознания на значимые для человека явления.

    Внимание  выражается в сосредоточенности  человека либо на внешних процессах, либо на внутренних.

    Свойства внимания:

  1. концентрация, т.е. степень сосредоточенности. Это основной показатель выраженности внимания. Эта способность сосредотачиваться на чем-то зависит от психофизического, эмоционального состояний, от мотивации, интересов, от особенности деятельности.

    Способность сосредотачиваться вырабатывается постепенно.

  1. распределение – способность человека удерживать одновременно несколько объектов в сознании или выполнять сложный вид деятельности, который требует многих одновременных операций. При этом один вид деятельности должен быть уже отработан, а другому на фоне первого может уделяться большее внимание.
  2. переключаемость – сознательное или осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Это способность человека быстро приспосабливаться к окружающей среде.
  3. избирательность. Внимание предполагает отбор объектов и сосредоточенность только на некоторых.
  4. объем – способность одинаково четко воспринимать определенное количество объектов,
  5. устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту,
  6. отвлекаемость – непроизвольное переключение внимание от одного объекта на другой. Отвлекаемость зависит от воли, интереса к объекту и внешних раздражителей.

    Виды  внимания:

  1. природное и социальное внимания. Их выделяют условно. Врожденной способности недостаточно для адаптации, поэтому в процессе жизнедеятельности формируется социально обусловленное внимание.
  2. произвольное и непроизвольное.

    Непроизвольное  внимание свойственно как человеку, так и животным и возникает под влиянием внешних факторов вне зависимости от желаний человека. Оно активизируется неожиданно для человека и действует, как правило, на непродолжительное время. Оно активизируется тогда, когда сила раздражителей выше, чем уровень мыслительных операций, осознаваемых человеком в данный момент времени.

    Объект, привлекающий непроизвольное внимание, отличается, как правило, новизной, динамикой, изменением интенсивности раздражения. После некоторого времени либо теряется интерес, либо оно становится произвольным.

    Произвольное  внимание присуще только человеку. Человек с помощью воли может удержать внимание. Произвольное внимание обеспечивает сознательную концентрацию человека на внешних объектах либо на внутренних состояниях. Оно возникает в результате волевых усилий, направленных на достижение цели.

    Человек может перевести непроизвольное внимание в произвольное.

    Основные  характеристики произвольного  внимания: организованность, устойчивость, целенаправленность.

    Вывод: непроизвольное внимание регулируется физиологическими процессами, произвольное регулируется сознательной деятельностью человека.

    1. Память

    Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения жизненного опыта человека в его сознании.

    В этом психическом процессе можно  выделить несколько составляющих:

  1. запоминание – запечатление в сознании информации. Это является необходимым условием обогащения человека новыми знаниями и формами поведения. Запоминание зависит от многих факторов: от объема информации, от мотивации, от скорости поглощения информации и др.
  2. сохранение – удержание информации в течение какого-то времени. Продолжительность хранения очень различна: от долей секунд до десятков лет. Различают мгновенную, кратковременную, оперативную памяти.
  3. воспроизведение – активизация ранее сохраненного содержания памяти,
  4. забывание – выпадение фрагментов информации из сознания. Забывание зависит от многих факторов: от особенностей человека, от его интересов и т.д.

    Можно выделить ряд закономерностей запоминания:

  1. обычно человек запоминает то, что для него значимо и интересно,
  2. действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий лучше запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий,
  3. осмысленный материал запоминается лучше, чем бессмысленный,
  4. незаконченные действия запоминаются лучше, чем законченные.

    Особенности забывания:

  1. забывание, как и запоминание, носит избирательный характер. Забывается то, что перестает быть существенным, значимым.
  2. забывается то, что идет в разрез с устремлениями человека.

    Во  многих случаях в основе забывание  лежит мотив не желание помнить  – так называемое мотивированное забывание. Оно возникает в тех случаях, когда воспоминание травматично для психики.

    Фрейд назвал этот процесс вытеснением, при котором человек вытесняет из сознания те впечатления, которые несут негативную окраску.

    Вытеснение  – один из защитных механизмов психики, который позволяет справиться с чувством тревоги и заключается в удалении из сознания мыслей и чувств, приносящих дискомфорт.

    Виды  памяти:

  1. в зависимости от содержания материала, который запоминается, выделяют
    • наглядно образную память – память на образы, возникающие, на основе восприятия от органов чувств: запоминание зрительных образов, слуховых и т.д.
    • словесно логическую память – память на содержание информации, на взаимосвязь между элементами,
    • двигательную память – память на работу мышц,
    • эмоциональную память – память на переживания;
  2. по способу запоминания выделяют
  • механическую,
  • логическую.

    Отличить их можно по форме воспроизведения: если человек не может выйти за рамки определенной формы, то память механическая, а если может изменять форму изложения информации, то память логическая.

  1. по длительности сохранения информации выделяют
  • сенсорную – сохранение воспринятого образа на доли секунд, она связана с работой органов чувств. Это остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов органами чувств.
  • оперативную – сохранение информации на время, необходимое для решения конкретной задачи. Длительность хранения от нескольких секунд до нескольких дней.
  • кратковременную (первичную) – сохранение наиболее существенных элементов обобщенного образа воспринятой информации. Длительность сохранения до нескольких десятков секунд.

    Из  мгновенной в кратковременную память попадает та информация, которая осознается, соотносится с актуальными потребностями  и интересами человека, привлекает внимание.

    Объем кратковременной памяти индивидуален. Благодаря кратковременной памяти обрабатывается самый большой объем  информации и происходит отбор полезной информации.

    Если  информация неоднократно обрабатывается, то она попадает в долговременную память.

  • долговременную – сохранение на долгое время. Срок хранения информации и количество воспроизведений не ограничен. Для того, чтобы воспользоваться информацией из долговременной памяти, нужно усилие воли и мышления, в процессе которых информация извлекается из долговременной и переводится в оперативную память.

    Свойства  долговременной памяти:

    1. Долговременная память устойчива, инертна и не всегда доступна сознанию. Человек часто не догадывается о том, что хранится в долговременной памяти.
    2. С долговременной памятью связаны сновидения и галлюцинации - явления, составленные из кусков долговременной памяти.
    3. Долговременная память оживляется тогда, когда временно ослабляется кратковременная память.

    Например, пожилые люди плохо запоминают текущие события и одновременно в деталях помнят свою молодость.

    1. Долговременная память устойчивая, а кратковременная память неустойчивая, хрупкая и в первую очередь страдает при повреждениях мозга.

Информация о работе Лекции по "Педагогике и психологии"