Лекции по "Педагогике и психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:52, курс лекций

Описание работы

Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.

Работа содержит 1 файл

Лекции по психологии и педагогике.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

    Процесс развития психики у животных и  человека претерпел целый ряд  этапов. 

    Основные  этапы развития психики:

  1. совершенствование двигательного аппарата, особенно конечностей. Развитие мелких движений серьезно способствует развитию психики,
  2. развитие органов чувств,
  3. появление условных рефлексов,
  4. развитие способности к осмысленному поведению при возникновении препятствий.

    У животных интеллектуальная деятельность не является главенствующей в поведении, доминирует поведение рефлекторное. Изобретенные способы поведения не передаются от одного к другому.

    Если  мы будем говорить о процессе "очеловечивания" и постепенного отделения человека от прочих живых существ, то немаловажную роль в этом сыграл труд.

    Основной  закон развития психики: человек развивается в процессе труда. Изменяя природу, человек изменяется сам.

    Если  говорить об этапах создания психики и развития человека, то последовательность можно сравнивать с этапами развития животных.

    1) Переходя от ощущений к восприятию, а от него к мышлению можно говорить о том, что человек все более выделяется из окружения. Человек учится оценивать предметы и использовать их в деятельности.

    2) Постепенно развивались способности к мышлению, начиная с простейших аналитических задач, способность к различению общего и специфического, способность формирования оценочного отношения к окружающей действительности, способность к творчеству.

    Сознание – это не только отражение окружающего мира и знаний о нем, но и практическое отношение к нему человека (субъекта). Психика и сознание формируются в деятельности и проявляются в поведении.

    3) Необходимость совместной деятельности способствовала развитию общения, которое вылилось в появление членораздельной речи. Для того чтобы способность речи развилась, необходима постоянная тренировка речевого аппарата.

    4) Следующий этап развития психики: развитие абстрактного мышления напрямую связано с развитием речи.

    Все явления человеческой психики возникают, формируются и развиваются в процессе деятельности мозга. У человека органом сознательной деятельности является кора больших полушарий.

    Большие полушария (парные образования, покрытые корой) – наиболее развитая часть головного мозга.

    Выделяют  правое и левое полушария, которые выполняют различные функции:

Левое полушарие отвечает за Правое  полушарие отвечает за
  • правую часть тела (слух, зрение)
  • сознание
  • аналитико-логическое мышление
  • произвольную память
  • освоение языка, письма, счета
  • навыки вербального общения
 
  • обеспечивает рациональное начало в человеке, способность к систематизации
  • левую часть тела (слух, зрение)
  • подсознание (бессознательная деятельность)
  • образное, интуитивное мышление
  • непроизвольная память
  • восприятие музыки, различение цветов
  • навыки невербального общения (посредством мимики, жестов, поз)
  • эмоциональное начало в человеке, обеспечивает способность к творчеству

    Обобщая, можно сказать, что правое полушарие  отвечает за опыт, основанный на ощущениях, левое - опыт, построенный логическими рассуждениями.

    Кора больших полушарий является непосредственной материальной основой психических процессов у человека и животных.

    Функционирование  психики неотделимо от развития нервной  системы.

    В коре различают 4 части:

    лобная  – отвечает за организацию целенаправленной деятельности, т.е. за подчинение деятельности определенным мотивам

    затылочная, теменная, височная – отвечают за прием, хранение и переработку информации, поступающей от органов чувств. В затылочной части расположен центр зрения, в височной – центр слуха и обоняния, в теменной – центр осязания кожных ощущений.

    Мозжечок  – орган равновесия, с которым связана деятельность вестибулярного аппарата.

    Кора  больших полушарий, испытывая воздействия от различных сигналов от предметов окружающего мира, совершает сложную работу по анализу внешней среды, выделению раздражителей, обработки этих сигналов.

    Основные  различия в деятельности полушарий обнаружил американский ученый Роберт Сперри, рискнувший в лечебных целях рассечь полушария мозга у больных эпилепсией в клинических условиях.

    Была  разработана методика временного отключения одного из полушарий и наблюдения за поведением человека.

    Факты работы мозга:

  1. у человека только с левым полушарием
    • речь есть,
    • он инициативен,
    • для него характерна болтливость,
    • голос становится монотонным, утрачивается способность воспринимать интонации,
    • утрачивается образное мышление,
    • логическое сохраняется и даже усиливается,
    • человек позитивен;
  2. у правополушарных
    • речь ухудшается,
    • охотнее действ мимикой и жестами, чем речью,
    • речь становится менее членораздельной,
    • человек многое забывает, с трудом вспоминает названия предметов.
    • воспринимает действительность негативно.

    Правое  и левое полушария работают вместе: речь, мышление – результат совместной деятельности.

    Материальной  основой психики является высшая нервная деятельность. Основная форма взаимодействия организма с окружающей средой – это рефлекс.

    1. Реакция мышц как неотъемлемый компонент поведения было введено Декартом и им же было введено понятие рефлекса, которое в дальнейшем стало фундаментальным в психологии.

    Появившийся после Декарта термин «рефлекс» получил название отражение.

    С 19 века физиология стимулировала рост психологического знания.

    2. Галь был основателем френологии. Он предложил карту головного мозга, предположив, что форма черепа влияет за способности человека. 

    Лекция  № 3

    Чем большее распространение получали эксперименты, тем больше развивалась  психология.

    Взгляды Галя показывают, что зачастую представления были ошибочны.

    Развивались ложные представления, такие, как представление  о том, что чем больше объем мозга, тем умнее человек, интеллект более развит.

    3. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга» преобразовал понятие рефлекса.

    Сеченов, опираясь на экспериментальные данные, получил более полные представления  о работе рефлекса.

    Начальным звеном рефлекса является раздражитель - сигнал. У Сеченова есть понятия сигнал и стимул.

    Сигнал связан и с организмом, который его воспринимает, и с внешней средой, свойства которой он различает. (Раньше принимали за стимул только реакцию организма). Сигнал информирует организм о ситуации, к которой должны приспособиться все органы. Сигнал влияет на корректировку действий.

    Саморегуляция поведения организма посредством чувствований – это основа Сеченовской схемы психической деятельности. Т.е. все поведение человека представляет собой систему рефлекторных актов.

    Сеченов открыл процесс «торможения». До этого считали, что есть только процесс возбуждения нервных клеток. Сеченов выяснил, что существует процесс торможения нервных сигналов.

    4. Продолжил изучение рефлексов в рамках учения о поведении Павлов.

    Павлов  ввел в понятие рефлекс принцип  условности, отсюда появилось понятие  «условный рефлекс».

    Безусловный рефлекс наследуется и возникает в процессе эволюции.

    Условный  рефлекс: организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от внутренних и внешних условий. Внешние раздражители становятся для организма сигналами, ориентирующими в окружающей среде. Реакция закрепляется только в том случае, если ее санкционирует внутренний фактор: потребность организма.

    Павлов  открыл законы высшей деятельности человека. 

    Психические явления отражают основное содержание психики и составляют предмет  изучения психологии.

    Есть  двойственность: с одной стороны психическое явление – продукт деятельности человека, а с другой - отражение внешней среды. В каждом психическом явлении эти два аспекта сочетаются.

    Психические явления условно  можно подразделить на

  1. психические процессы, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействие окружающей действительности,
  2. психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности. Примеры: темперамент, характер, способности.
  3. психические состояния. Они характеризуют определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики, характерные для человека в тот или иной момент времени. Примеры: бодрость, усталость, активность, апатия.

    Подобное  рассмотрение психических явлений  возможно только в теории. На практике, к примеру, сложно отделить ощущения как основу функционирования. Нужно психические явления нужно рассматривать целостно.

    5. Психоанализ Фрейда. Представления о психике в рамках психоанализа:

  1. человеческие поступки – проявление мотивов, которые коренятся в предшествующем опыте: в детстве и т.д.
  2. трехэлементное представление о личности. Психика состоит из 3-х слоев: бессознательного, подсознательного и сознательного.

    Бессознательное – глубинный фундамент психики, состоящий из инстинктивных побуждений, а так же там хранятся эмоции и воспоминания, которые угрожают сознанию. Бессознательное – это те нереализованные влечения, которые вступают в конфликт с социальными нормами и не должны быть реализованы. Смысл этих влечений определяется инстинктами. Бессознательное – темное начало в человеке.

    Подсознательное – пограничная область между сознательным и бессознательным. Подсознательное включает весь опыт человека, который не осознается им в данный момент. В этом слое происходит столкновение влечений и сознательной цензуры. Весь этот опыт может оказаться на более высоком уровне.

    Сознание состоит из ощущений и переживаний, осознаваемых человеком в данный момент. Сознание – поверхностное проявление психики на стыке с внешним миром.

Информация о работе Лекции по "Педагогике и психологии"