Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:52, курс лекций
Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.
Наиболее высокая степень одаренности – это гениальность.
Трудоемкая гениальность. Пример: Бетховен.
Как бы гениальность – легкая гениальность. Примеры: Пушкин, Моцарт.
Природа гениальности не очень хорошо изучена.
Эмоции в широком смысле – это своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний.
Эмоции в узком смысле – это реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей, связанная с удовлетворением потребностей.
Эмоции отражают процесс удовлетворения потребностей.
Теория Маслоу о потребностях. Типы потребностей он расположил в виде пирамиды:
Потребности высокого уровня могут возникнуть, если удовлетворены потребности более низкого уровня.
Эта теория является одной из самых известных, но ее можно опровергнуть. Не всегда потребность в знаниях может появиться только при удовлетворенности всех более низких.
Виктор Франкл «Человек в поисках смысла».
Эмоции
в процессе эволюции закрепились
у человека как своеобразный способ
поддержания жизненных
Посредством эмоций человек адаптируется к внешним условиям.
Чем более высокоорганизованным является существо, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые оно переживает. Человек является самым эмоциональным существом. Эмоции сопровождаются различными внешними проявлениями: в мимике, в жестах, в голосе.
Выразительность определяется насыщенностью речи. Тон, интонации.
Наиболее простые эмоциональные переживания (основные измерения по Вундту):
Виды эмоций:
Лекция №10
Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию, где изучались психические явления. Вундт выявил 3 основные измерения по реакции человека на внешние раздражители.
Эмоции подразделяют на
Считается часто, что эмоции присущи и животным, и человеку, а чувства – только человеку.
По направленности чувства можно разделить на
Все чувства формируются в процессе развития и социализации личности. Они взаимно развиваются и обогащаются за счет друг друга. Все чувства связаны с активным взаимодействием с другими людьми, с кругозором.
Форма проявления чувств, эмоций связана с усвоением норм и ценностей общества и с процессом обучения. В разных обществах и культурах приняты за норму разные формы проявления эмоций.
Пример: считается, мужчины более сдержанны в форме выражения чувств, поэтому есть разница в воспитании девочек и мальчиков, но это только стереотип. Представители разных возрастов по-разному проявляют эмоции.
Эти нормы направлены на то, чтобы приучить индивидов совместно жить.
Примеры: оцепенение, агрессия.
По силе длительности и устойчивости эмоций различают
Характерно сосредоточение на предмете страсти всех устремлений человека.
Пример: скупой рыцарь в произведении Пушкина.
Для эмоций характерно такое свойство, как амбивалентность.
Амбивалентность – двойственность, противоречивость переживаемых эмоций по отношению к одному и тому же объекту.
Пример: ревность совмещает любовь и ненависть.
Эмоциональность является врожденной особенностью человека, при этом развитие чувств связано
1) с развитием личности и связано с включением в эмоциональную сферу человека различных объектов,
2) кроме того, развитие чувств связано с повышением сознательного волевого управления своими эмоциями.
В зависимости от вида деятельности человека эмоции проявляются по-разному.
3)
постепенное формирование у
В процессе взаимодействия с другими людьми формируется свойство эмпатии.
Эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.
Люди отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью, устойчивостью эмоциональных переживаний, силой и глубиной чувств, их предметной отнесенностью.
Существуют разные теории появления эмоций. Теория эмоций неотделима от мимики.
1. Теория Дарвина. Он считал, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ, как адаптационные механизмы.
Дарвин
предположил, что все люди обладают
некоторым универсальным
Пример: злоба передается нахмуренными бровями, прищуренными глазами, приоткрытым ртом, чтобы укусить противника.
Три поля изменения: глаза, нос, рот.
Всем людям присущи выражения лица, соответствующие гневу (злобе), радости, страху и др.
2. Информационная теория эмоций Симонова.
Эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности человека и оценкой вероятности ее удовлетворения. Оценка происходит на основе интуиции и опыта.
Человек сопоставляет время и ресурсы для удовлетворения потребности. Пример: страх из-за недостатка информации о защите.
Если у человека нет потребности в чем-либо, то и эмоции у него не возникают. И наоборот: если есть все для удовлетворения потребности, то эмоции возникают.
3. Теория когнитивного диссонанса. Она связана с потребностью.
Положительные эмоции возникают тогда, когда выполняются у человека ожидания, т.е. когда реальные результаты поведения соответствуют намеченным. Отрицательные эмоции возникают при несовпадении ожидаемого и действительного.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности и общения, связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий.
Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, с приобретением человеком навыка, контроля за своим поведением, с постановкой более сложных удаленных целей.
Воля обеспечивает человеку возможность выбрать один из возможных вариантов.
Волевое решение принимается в условиях разнонаправленных влечений.
Главная психологическая функция воли заключается в усилении мотивации и усовершенствовании на этой основе регуляции действий. В это отличие волевых функций от импульсивных.
Лекция №11
Волевые действия подразделяют на простые и сложные.
В простом волевом акте побуждение сразу переходит в действие, а в сложном действию предшествует осознание мотивов, проявление усиленного внимания, составления плана действий с учетом возможных последствий и принятие решений.
По поводу воли нет единой теории. 2 точки зрения:
1)
поведение человека
2) человек – активный субъект.
На уровне личности воля выражается в 3-х группах свойств в зависимости от того, в каком порядке они появляются у человека: