Лекции по "Педагогике и психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:52, курс лекций

Описание работы

Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.

Работа содержит 1 файл

Лекции по психологии и педагогике.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

    Наиболее  высокая степень одаренности – это гениальность.

    Трудоемкая  гениальность. Пример: Бетховен.

    Как бы гениальность – легкая гениальность. Примеры: Пушкин, Моцарт.

    Природа гениальности не очень хорошо изучена.

    1. Эмоции

    Эмоции  в широком смысле – это своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний.

    Эмоции  в узком смысле – это реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей, связанная с удовлетворением потребностей.

    Эмоции  отражают процесс удовлетворения потребностей.

    Теория  Маслоу о потребностях. Типы потребностей он расположил в виде пирамиды:

    • первичные (физиологические, потребность в безопасности)
    • вторичные (потребности в общении, в знаниях, в признании, в самореализации).

     Потребности высокого уровня могут возникнуть, если удовлетворены потребности более низкого уровня.

    Эта теория является одной из самых известных, но ее можно опровергнуть. Не всегда потребность в знаниях может появиться только при удовлетворенности всех более низких.

    Виктор  Франкл «Человек в поисках смысла».

    Эмоции  в процессе эволюции закрепились  у человека как своеобразный способ поддержания жизненных процессов  в оптимальных границах. Эмоции сигнализируют о недостатке каких-то чувств.

    Посредством эмоций человек адаптируется к внешним условиям.

    Чем более высокоорганизованным является существо, тем богаче гамма эмоциональных  состояний, которые оно переживает. Человек является самым эмоциональным  существом. Эмоции сопровождаются различными внешними проявлениями: в мимике, в жестах, в голосе.

    Выразительность определяется насыщенностью речи. Тон, интонации.

    Наиболее  простые эмоциональные  переживания (основные измерения по Вундту):

  1. удовольствие и неудовольствие,
  2. возбуждение и успокоение,
  3. напряжение и разрядка.

    Виды  эмоций:

    1. по окраске
  • положительные,
  • отрицательные,
    1. по уровню активности
      • стенические, повышающие активность индивида, его энергию;
      • астенические, понижающие активность человека.

    Лекция  №10

    Вильгельм Вундт открыл первую психологическую  лабораторию, где изучались психические явления. Вундт выявил 3 основные измерения по реакции человека на внешние раздражители.

    Эмоции  подразделяют на

  1. эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (слуховые, зрительные и т.д.) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. Все это помогает адаптироваться к внешней среде.
  2. чувства – отражение в сознании человека его отношения к действительности, которое возникает при удовлетворении потребностей.

    Считается часто, что эмоции присущи и животным, и человеку, а чувства – только человеку.

    По  направленности чувства  можно разделить  на

    • интеллектуальные, связанные с познавательной деятельностью,
    • моральные, связанные с отношением человека к самому себе и к другим людям. Важную роль играет процесс социализации.
    • эстетические, связанные с взаимодействием с природной средой или социальной средой (искусство),
    • практические, связанные с деятельностью трудовой, спортивной и т.д.

    Все чувства формируются в процессе развития и социализации личности. Они взаимно развиваются и обогащаются за счет друг друга. Все чувства связаны с активным взаимодействием с другими людьми, с кругозором.

    Форма проявления чувств, эмоций связана  с усвоением норм и ценностей  общества и с процессом обучения. В разных обществах и культурах приняты за норму разные формы проявления эмоций.

    Пример: считается, мужчины более сдержанны в форме выражения чувств, поэтому есть разница в воспитании девочек и мальчиков, но это только стереотип. Представители разных возрастов по-разному проявляют эмоции.

    Эти нормы направлены на то, чтобы приучить индивидов совместно жить.

  1. аффект (душевное волнение) – сильная и относительно кратковременная эмоциональная реакция. Она возникает в связи с неожиданным резким изменением актуальных для человека жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в критических обстоятельствах. Он сопровождается ярко выраженными двигательными и внутриорганическими проявлениями. Особенность аффекта заключается в том, что он включает у человека нахождении выхода из критической ситуации.

    Примеры: оцепенение, агрессия.

    По  силе длительности и  устойчивости эмоций различают

  1. настроение – сравнительное устойчивое переживание эмоций. Настроение, как правило, не предметное, а личностное. Настроение легко может передаваться от одного человека к другому.
  2. страсть – сильное, стойкое, продолжительное чувство, которое может захватывать человека и доминировать над мышлением. Страсть может управляться низменными мотивами, так и более высокими устремлениями.

    Характерно  сосредоточение на предмете страсти всех устремлений человека.

    Пример: скупой рыцарь в произведении Пушкина.

  1. стресс – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на различные чрезвычайные условия и действия: опасность, угрозу, обиду. Реакция на стрессогенные факторы зависит от особенностей нервной системы: сильная или слабая.
  2. апатия – эмоциональное состояние, характеризующаяся упрощением чувств, безразличием ко всему окружающему и ослаблению побуждений. Она может быть вызвана усталостью, болезнью.

    Для эмоций характерно такое свойство, как амбивалентность.

    Амбивалентность – двойственность, противоречивость переживаемых эмоций по отношению к одному и тому же объекту.

    Пример: ревность совмещает любовь и ненависть.

    Эмоциональность является врожденной особенностью человека, при этом развитие чувств связано

    1) с развитием личности и связано с включением в эмоциональную сферу человека различных объектов,

    2) кроме того, развитие чувств связано с повышением сознательного волевого управления своими эмоциями.

    В зависимости от вида деятельности человека эмоции проявляются по-разному.

    3) постепенное формирование у человека  системы ценностей, включение  в нее нравственных регуляторов  (долг, совесть).

    В процессе взаимодействия с другими  людьми формируется свойство эмпатии.

    Эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.

    Люди  отличаются друг от друга эмоциональной  возбудимостью, длительностью, устойчивостью  эмоциональных переживаний, силой  и глубиной чувств, их предметной отнесенностью.

    Существуют  разные теории появления эмоций. Теория эмоций неотделима от мимики.

    1. Теория Дарвина. Он считал, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ, как адаптационные механизмы.

    Дарвин  предположил, что все люди обладают некоторым универсальным набором  выражений лица, которые отражают основные адаптивные модели, сложившиеся в процессе эволюции.

    Пример: злоба передается нахмуренными бровями, прищуренными глазами, приоткрытым ртом, чтобы укусить противника.

    Три поля изменения: глаза, нос, рот.

    Всем  людям присущи выражения лица, соответствующие гневу (злобе), радости, страху и др.

    2. Информационная теория  эмоций Симонова.

    Эмоциональные состояния определяются качеством  и интенсивностью актуальной потребности  человека и оценкой вероятности  ее удовлетворения. Оценка происходит на основе интуиции и опыта.

    Человек сопоставляет время и ресурсы  для удовлетворения потребности. Пример: страх из-за недостатка информации о защите.

    Если  у человека нет потребности в  чем-либо, то и эмоции у него не возникают. И наоборот: если есть все для  удовлетворения потребности, то эмоции возникают.

    3. Теория когнитивного диссонанса. Она связана с потребностью.

    Положительные эмоции возникают тогда, когда выполняются  у человека ожидания, т.е. когда реальные результаты поведения соответствуют  намеченным. Отрицательные эмоции возникают при несовпадении ожидаемого и действительного.

    1. Воля

    Воля  – сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности и общения, связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий.

    Развитие  воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, с приобретением человеком навыка, контроля за своим поведением, с постановкой более сложных удаленных целей.

    Воля  обеспечивает человеку возможность  выбрать один из возможных вариантов.

    Волевое решение принимается в условиях разнонаправленных влечений.

    Главная психологическая функция воли заключается  в усилении мотивации и усовершенствовании на этой основе регуляции действий. В это отличие волевых функций от импульсивных.

    Лекция  №11

    Волевые действия подразделяют на простые и сложные.

    В простом волевом акте побуждение сразу переходит в действие, а  в сложном действию предшествует осознание мотивов, проявление усиленного внимания, составления плана действий с учетом возможных последствий  и принятие решений.

    По  поводу воли нет единой теории. 2 точки зрения:

    1) поведение человека определяется  стимулом и реакцией (бихевиоризм),

    2) человек – активный субъект.

    На  уровне личности воля выражается в 3-х группах  свойств в зависимости от того, в каком порядке они появляются у человека:

  1. базовые или первичные: настойчивость, сила воли, энергичность, выдержка,
  2. вторичные (можно рассматривать не только как волевые качества, но и характерологические) появляются позже, когда проявляются черты характера: смелость, самообладание (умение контролировать проявления своей психики), уверенность в себе, решительность (умение реализовать решения);
  3. третичные (связаны с морально нравственными и ценностными качествами человека), они формируются еще позже, когда человек имеет опыт общения с людьми и умение подчинить себя интересам других: ответственность, обязательность, дисциплинированность, принципиальность (верность определенным убеждениям), инициативность, организованность, исполнительность. Именно третичные качества можно рассматривать как показатель зрелости личности.

Информация о работе Лекции по "Педагогике и психологии"