Лекции по "Педагогике и психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:52, курс лекций

Описание работы

Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.

Работа содержит 1 файл

Лекции по психологии и педагогике.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

    Эти представления восходят еще к Платону, т.е. к античности.

  • Психический познавательный процесс
    1. Ощущения

    Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении в сознании человека отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, а так же внутренних состояний организма.

    Ощущения  возникают в результате переработки  центральной нервной системой воздействий различных видов энергии на органы чувств. Энергия поступает на рецепторы в виде сигналов, стимулов, обрабатывается и преобразуется в ощущение.

    Ощущение  возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. При этом рецепторы выполняют роль трансформатора внешней энергии в нервный процесс.

    Рецепторы позволяют распознавать внешние  воздействия.

    Классификация ощущений:

  1. в зависимости от способа взаимодействия органов чувств с объектами
  • контактные, предполагающие непосредственное взаимодействие с объектом: вкусовые и тактильные
  • дистантные, которые происходят при отсутствии контакта: зрительные, обонятельные, слуховые.
  1. по месту расположения рецепторов различают
    • экстероцептивные – рецепторы, расположенные на внешней поверхности тела и отражающие воздействия внешних свойств среды,
    • интеротиптивные – рецепторы, расположенные внутри и отражающие состояние организма, определенных органов (ощущения боли, равновесия, температуры, давления). Эти ощущения нужны для определения границ влияния на организм.
    • проприоцептивные – ощущения от рецепторов мышц, они дают ощущения о положении тела и о движении тела в пространстве. Эти ощущения обычно не осознаются человеком.

    Ощущения  обладают рядом свойств: интенсивностью, продолжительностью.

    Чувствительность  органов чувств так же может различаться. Для характеристики органов чувств было введено понятие «порог чувствительности».

    Выделяют  два вида порога чувствительности:

  • абсолютный порог, который имеет 2 крайних значения: нижний порог чувствительности и верхний порог чувствительности, т.е. характер

       Нижний  порог чувствительности определяется минимальным действием раздражителя.

       Верхний абсолютный порог определяется максимальной силой раздражителя, при которой сохраняется адекватное раздражителю ощущение, т.е. при превышении этого порога возникает неадекватное ощущение болевое.

       Разница между верхним и нижним порогами характеризует диапазон чувствительности человека.

  • относительный (дифференциальный) порог. Они определяются минимальным изменением стимула (яркости света, громкости звука), которые способен различить человек.

    Возникающие у человека ощущения под воздействием разных факторов могут притупляться или обостряться. Обострение ощущений получило название сенсибилизация.

    Способность к сенсибилизации сильно проявляется  тогда, когда отказывает один из органов  чувств.

    Снижение  чувствительности называют адаптацией. Это возникает при длительном действии раздражителя, если стимул не меняет своей интенсивности. Под влиянием сильного раздражителя так же возникает адаптация, ощущения притупляются.

    Ощущения  тесно связаны с мотивацией.

    Мотивация – совокупность побуждений. Это сложный целенаправленный процесс.

    При сильной мотивации ощущения обостряются, изменяются пороги чувствительности, в частности, у человека с высокой мотивацией увеличивается острота зрения.

    Это доказывает то, что пороги чувствительности могут изменить свои значения в зависимости  от ситуации.

    Не  все виды энергии человек воспринимает в виде ощущений.

    Главная задача ощущений – быстро донести до центральной нервной системы сведения о состоянии внутренней и внешней сред для непрерывной неосознаваемой адаптации к изменениям этой среды.

    Для нормального функционирования человека необходим постоянный приток информации к органам чувств.

    Проводили эксперименты: человека помещали специальную ванну, обособляя его от внешней среды: от света, звука и пр. У человека возникали галлюцинации слуховые и зрительные.

    Лекция  № 4

    Сенсорная депривация опасна для человека. Она доказывает, что человеку постоянно нужен приток информации для подтверждения информации о внешнем мире.

    Существуют  различные предпочтения в ощущениях  у разных групп индивидов. Это определяется возрастными особенностями, особенностями физиологи, особенностями воспитания, традициями и т.д.

    Примеры: различные вкусовые ощущения у разных людей, у различных народов; различные ощущения запахов.

    1. Восприятие  как психический  процесс

    Способностью  воспринимать мир в виде образов  является свойством только человека и высших животных. Восприятие основано на ощущениях органов чувств.

    Восприятие – это отражение в сознании человека целостных предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

    Речь  идет не об отдельных качествах предмета, а о целостном представлении.

    В процессе восприятия возникают субъективные образы предмета, называемые представлениями.

    Особенности восприятия (основные свойства):

  1. целостность. Целостный образ складывается на основе обобщении знаний об отдельных свойствах предметов, получаемых в виде ощущений. В получаемых образах предметы отражаются полно, со всеми их свойствами. Человек способен дополнить некоторые свойства предмета. Есть способность восполнять образ, делать его законченным.
  2. структурность. Восприятие не является простой суммой ощущений.
  3. предметность. Предметность определяется возможностью соотнесения знаний о предметах с самими воспринимаемыми предметами.
  4. избирательность. Избирательность определяется потребностями человека и возникающими на их основе мотивациями.
  5. константность. Человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные, т.е. без этого свойства человек не смог бы ориентироваться в окружающем мире. Константность восприятия определяется тем, что форма, цвет объекта воспринимаются стереотипно независимо от того, как объект представлен восприятию.

    Пример: если у человека, смотрящего на тарелку сбоку, спросить какой она формы, то он ответит, что она круглая.

    Обусловленность содержания и направленности восприятия опытом и знаниями человека называется апперцепция.

    Пример: люди разных профессий по-разному воспринимают предметы и явления

  1. категориальность. Восприятие носит обобщенный характер. Каждый воспринимаемый объект человек обозначает понятием и относит к определенному классу.
  2. осмысленность. Образы, которые формируются у человека, всегда имеют определенное смысловое значение.

    На  содержание восприятия влияют такие факторы, как

    • задачи и мотивы деятельности,
    • накопленные знания и взаимосвязанные с ними интересы,
    • эмоциональное состояние человека.

    Виды восприятия:

      1. по цели:
        • преднамеренное, предполагающее сознательно поставленную цель,
        • непреднамеренное, т.е. без сознательно поставленной цели и волевого усилия;
      2. по виду рецепторов: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и кинестетическое;
      3. по форме отражения материи: восприятие пространства, времени и движения
      4. по степени организованности: организованное (наблюдения) и неорганизованное

    В основе восприятия лежат условные рефлексы - временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы раздражителей. 

    Основные закономерности восприятия:

  1. для правильности восприятия необходим постоянный приток информации в центральную нервную систему. Настройка человека на внешний мир постоянно поддерживается стимуляцией органов чувств. Это происходит с детства.

    Устойчивость образов внутренних состояний объясняется постоянством действующих структур и механизмов мозга. Мозговая деятельность (фонтом конечности).

    Фонтом  конечности – явление, наблюдаемое особенно часто во время военных действий: кажется, что ампутированная конечность болит.

    Устойчивость  условий внешней среды определяется постоянным притоком информации.

    Сформировавшиеся  у человека образы устойчивы.

    Пример: человеку надевали очки, которые искажали изображение. Через некоторое время человек приспосабливаться видеть через них нормально.

  1. восприятие непосредственно связано с движением, работой мышц;
  2. все, что воспринимает человек, он воспринимает как фигуру на фоне.

    Фигура  – то, что ясно воспримется, фон – некая аморфная субстанция. Главную роль в выделении фигуры играет ее осмысленность для человека. Фигура и фон относительны друг относительно друга. Одновременно нельзя относительно четко воспринимать все объекты.

    Наиболее  наглядно это проявилось в двойственном изображении: белая фигура на темном фоне или наоборот.

    Сознание  воспринимает фигуру, группируя элементы изображения по фактору близости. На процесс выделения фигуры влияют предположения о том, что может быть предъявлено человеку.

    Пример: «|3». В зависимости от того, где это предъявлено: в ряду букв или цифр, человек воспримет это как букву «В» или как число «13».

  1. человек рассматривает окружающие предметы как неизменные, т.е при восприятии нового человек стремится найти схожесть со старым.

    Отдельные элементы восприятия приобретают отдельное значение только в составе целого.

    Пример: [ ] – воспринимается как квадрат.

  1. человек воспринимает мир в зависимости от того, каковы его ожидания. Если ожидания человека неоправданны, то он лучше воспринимает неожиданный объект.
  2. восприятие мира зависит от того, какими словами называются окружающие предметы и явления. Есть взаимосвязь между языком и осмыслением.
  3. человек не способен долго воспринимать и осознавать неизменяющиеся объекты. Длительное восприятие неизменяющегося объекта погружает человека в состояние медитативности.
      1. Восприятие  пространства

    В восприятии пространства различают

    • восприятие свойств объекта: форму, величину, объем,
    • восприятие расстояния между объектами и их положение среди других,
    • восприятие удаленности предметов от наблюдателя

Информация о работе Лекции по "Педагогике и психологии"