Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:52, курс лекций
Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.
Воссоздающее воображение – создание образов, соответствующих тому или иному описанию. Это непременный атрибут познавательной деятельности человека, прежде всего учебной.
Воссоздание образа во многом зависит от художественного мастерства автора, от способов и приемов, с помощью которых этот образ был оформлен. Полнота, содержательность образа зависит от человека, который себе его формирует. Воображение в значительной степени зависит от знаний человека, кругозора, опыта.
Творческое воображение (продуктивное) – создание новых образов. Оно связано с творческим мышлением, т.е. умение видеть связи между объектами. Отличительной особенностью творческого воображения является то, что объект воссоздаваемого образа не существует в действительности.
Объективно новый образ – образ, который нигде не представлен. Субъективно новый образ – образ, являющийся новым для конкретного человека.
Творческое воображение - активное целеустремленное оперирование или использование наглядных представлений для удовлетворения потребностей.
Продукт творческого воображения не всегда представлен материально.
Виды: преднамеренное и непреднамеренное.
Преднамеренное воображение создает образы, не связанные с волей человека, но продиктованные желаниями, вкусами человека. Примеры: грезы, мечты, фантазии. В таких образах проявляется связь с предпочтениями, с потребностями человека.
Непреднамеренное воображение проявляется при ослаблении деятельности сознания. Это может быть связано с нарушениями работы мозга (пример: галлюцинации) или во время сна.
Функции воображения:
Воображение является основой аутотренинга. Есть способность человека привести себя в определенное состояние. Способность саморегулирование.
Не только составление плана, но и выполнение его в уме, возможность представить конечный результат.
У людей с хорошо развитым воображением под влиянием факторов могут изменяться органические признаки.
Пример: признаки, сопровождающие те или иные эмоции: нарастание ожидания страха вызывает появление пота, ожидание чего-то страшного приводит к стихийной реакции.
Убеждение, внушение тоже воздействуют на воображение.
Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением способствуют настройке организма на ту или иную деятельность.
Сформировать образы, которые не были бы привязаны к окружающей действительности невозможно.
Создаваемая воображением картина может вызывать у человека изменение дыхания, расширение зрачков.
Были случаи внушения человеку различных болезней.
На
основе воображения построены многие
обряды и ритуалы во многих культурах.
Пример: в азиатских и африканских
культурах шаман мог
Воображение ориентирует человека в процессе его деятельности. Формируется психическая модель промежуточного или конечного результата труда, что способствует их предметам воплощения.
Как и мышление, воображение возникает в проблемных ситуациях. Чем выше степень неопределенности ситуации, тем больше работает воображение. Мышление оперирует понятиями, воображение – образами.
Процесс
воображения носит аналитико-
Процесс творчества можно подразделить на этапы:
Воображение является существенным проявлением личности.
Воображение у людей различается по ряду признаков:
У людей при нарушении в органах чувств воображение может служить заменителем восприятия. Пример: Бетховен написал многие произведения, будучи глухим.
Яркость
и сила воображения в значительной
степени обусловлена
Взаимосвязь человека с жизненным опытом. Есть люди, которые не могут выйти за стереотип. Чем больше кругозор, тем образы менее скованы.
Широта воображения – то количество областей, в которых действует воображение человека.
Вывод: начиная с ощущений, мы двигались в сторону усложнения по структуре психических процессов, но их нельзя отделить друг от друга.
Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности.
Темперамент – ключевая категория личности. Считается, что само понятие было введено в 5 в. до н.э. Гиппократом.
Темперамент – психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
Темперамент – стилевая характеристика человека, т.е. он показывает то, как проявляет человек себя в поведении и в деятельности.
Еще в древности было отмечено, что некоторые люди более вспыльчивые, а другие – более спокойные.
Понятие
темперамент и его
Та или иная жидкость определяет скорость протекания тех или иных процессов.
Солермская
медицинская школа
Темперамент является предпосылкой к развитию к тем или иным свойствам характера. Темперамент – врожденное свойство личности.
Характер – формирующееся свойство личности.
Лекция №8
Социализация – обобществление, т.е. социальное становление человека.
1) Сангвинический темперамент характеризуется сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой, высоким уровнем психической активности, разнообразием мимики и жестов, общительностью. Коммуникабельность проявляется в том, что сангвиник является центром внимания в компании, имеет широкий круг знакомых, легко сходится с людьми. Но для него не характерны глубокие привязанности. Он стремится к частой смене впечатлений, энергичен, имеет быстрый темп речи, легко переживает неудачи. В работе он достаточно продуктивен, но только тогда, когда есть многообразие видов деятельности, т.е. он не склонен к монотонной однообразной работе.
Если социализация у сангвиника происходит в негативных условиях, то черты темперамента будут проявляться в склонности к авантюрам, легкомысленности.
2) Холерический темперамент характеризуется сильной подвижной нервной системой при этом неуравновешенной, что проявляется в резкой смене настроения, бурном активном проявлении эмоций.
Характеристики холерика:
При неблагоприятных условиях социализации у холериков наблюдается повышенная конфликтность, неуживчивость.
3) Флегматический темперамент характеризуется низким уровнем психической активности и сильной уравновешенной нервной системой, которая при этом малоподвижная.
Характеристики флегматика:
При плохих условиях социализации у флегматика может развиться шаблонность, склонность к рутине, эмоциональная скудность.
4) Меланхолический тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности. Он характеризуется слабой малоподвижной и неуравновешенной нервной системой.
Характеристики меланхолика:
При неблагоприятных условиях социализации боязнь контакта с людьми, склонность к невротическим срывам, депрессиям.
Павлов дал научное обоснование темпераменту, связав тип темперамента с нервной деятельностью. Павлов установил, что темперамент – природная особенность нервной системы человека. При нем произошло открытие рефлексов и основных нервных процессов: возбуждения и торможения.
В основе типов темперамента лежат основные свойства нервной системы – это сила нервных процессов, равновесие и подвижность.