Лекции по "Педагогике и психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:52, курс лекций

Описание работы

Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.

Работа содержит 1 файл

Лекции по психологии и педагогике.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

      Воссоздающее  воображение – создание образов, соответствующих тому или иному описанию. Это непременный атрибут познавательной деятельности человека, прежде всего учебной.

      Воссоздание образа во многом зависит от художественного мастерства автора, от способов и приемов, с помощью которых этот образ был оформлен. Полнота, содержательность образа зависит от человека, который себе его формирует. Воображение в значительной степени зависит от знаний человека, кругозора, опыта.

      Творческое  воображение (продуктивное) – создание новых образов. Оно связано с творческим мышлением, т.е. умение видеть связи между объектами. Отличительной особенностью творческого воображения является то, что объект воссоздаваемого образа не существует в действительности.

      Объективно  новый образ – образ, который нигде не представлен. Субъективно новый образ – образ, являющийся новым для конкретного человека.

      Творческое  воображение - активное целеустремленное оперирование или использование наглядных представлений для удовлетворения потребностей.

      Продукт творческого воображения не всегда представлен материально.

  1. пассивное. Характерно создание образов, возникающих спонтанно помимо воли и желаний человека.

      Виды: преднамеренное и непреднамеренное.

      Преднамеренное  воображение создает образы, не связанные с волей человека, но продиктованные желаниями, вкусами человека. Примеры: грезы, мечты, фантазии. В таких образах проявляется связь с предпочтениями, с потребностями человека.

      Непреднамеренное  воображение проявляется при ослаблении деятельности сознания. Это может быть связано с нарушениями работы мозга (пример: галлюцинации) или во время сна.

    Функции воображения:

  1. представлять действительность в образах и пользоваться ими при решении разных задач (связано с мышлением),
  2. участие в произвольной регуляции познавательных процессов и психофизиологических состояний.

      Воображение является основой аутотренинга. Есть способность человека привести себя в определенное состояние. Способность саморегулирование.

  1. регулирование эмоциональных состояний, в том числе снятие напряжения,
  2. формирование внутреннего плана действий,

      Не  только составление плана, но и выполнение его в уме, возможность представить  конечный результат.

  1. воображение всегда выступает как отражение свойств личности и его психологического состояния.

    У людей с хорошо развитым воображением под влиянием факторов могут изменяться органические признаки.

    Пример: признаки, сопровождающие те или иные эмоции: нарастание ожидания страха вызывает появление пота, ожидание чего-то страшного приводит к стихийной реакции.

    Убеждение, внушение тоже воздействуют на воображение.

    Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением способствуют настройке организма на ту или иную деятельность.

    Сформировать  образы, которые не были бы привязаны  к окружающей действительности невозможно.

    Создаваемая воображением картина может вызывать у человека изменение дыхания, расширение зрачков.

    Были  случаи внушения человеку различных болезней.

    На  основе воображения построены многие обряды и ритуалы во многих культурах. Пример: в азиатских и африканских  культурах шаман мог приговорить  человека к смерти и он через какое-то время умирал.

    Воображение ориентирует человека в процессе его деятельности. Формируется психическая модель промежуточного или конечного результата труда, что способствует их предметам воплощения.

    Как и мышление, воображение возникает  в проблемных ситуациях. Чем выше степень неопределенности ситуации, тем больше работает воображение. Мышление оперирует понятиями, воображение – образами.

    Процесс воображения носит аналитико-синтетический  характер. Аналитико-синтетический процесс является основным в воображении.

    Процесс творчества можно  подразделить на этапы:

    • подготовку: возникновение идеи,
    • созревание идеи.
    • озарение. Взаимосвязь интуиции с воображением.
    • проверка.

    Воображение является существенным проявлением  личности.

    Воображение у людей различается по ряду признаков:

    • в яркости образов. Чем ярче восприятие, тем образы выразительнее.

    У людей при нарушении в органах  чувств воображение может служить  заменителем восприятия. Пример: Бетховен написал многие произведения, будучи глухим.

    Яркость и сила воображения в значительной степени обусловлена эмоциональной  сферы человека, т.е. чем сильнее чувства, тем ярче образы воображения

    • по степени реалистичности образов.

    Взаимосвязь человека с жизненным опытом. Есть люди, которые не могут выйти за стереотип. Чем больше кругозор, тем  образы менее скованы.

    Широта  воображения – то количество областей, в которых действует воображение человека.

    Вывод: начиная с ощущений, мы двигались в сторону усложнения по структуре психических процессов, но их нельзя отделить друг от друга.

  • Психические свойства

    Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности.

    1. Темперамент

    Темперамент – ключевая категория личности. Считается, что само понятие было введено в 5 в. до н.э. Гиппократом.

    Темперамент – психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

    Темперамент – стилевая характеристика человека, т.е. он показывает то, как проявляет  человек себя в поведении и  в деятельности.

    Еще в древности было отмечено, что  некоторые люди более вспыльчивые, а другие – более спокойные.

    Понятие темперамент и его классификация  была введена Гиппократом. Он связывал темперамент с соотношением в  человеке четырех жидкостей. Греческие  названия жидкостей дали названия темпераментам:

    • кровь (сангва) – сангвиник,
    • слизь (флегма) – флегматик,
    • светлая желчь – холерик,
    • черная желчь – меланхолик.

    Та  или иная жидкость определяет скорость протекания тех или иных процессов.

    Солермская  медицинская школа охарактеризовала тип темперамента в солермском кодексе здоровья.

    Темперамент является предпосылкой к развитию к тем или иным свойствам характера. Темперамент – врожденное свойство личности.

    Характер  – формирующееся свойство личности.

    Лекция  №8

    Социализация  – обобществление, т.е. социальное становление человека.

    1) Сангвинический темперамент характеризуется сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой, высоким уровнем психической активности, разнообразием мимики и жестов, общительностью. Коммуникабельность проявляется в том, что сангвиник является центром внимания в компании, имеет широкий круг знакомых, легко сходится с людьми. Но для него не характерны глубокие привязанности. Он стремится к частой смене впечатлений, энергичен, имеет быстрый темп речи, легко переживает неудачи. В работе он достаточно продуктивен, но только тогда, когда есть многообразие видов деятельности, т.е. он не склонен к монотонной однообразной работе.

    Если  социализация у сангвиника происходит в негативных условиях, то черты темперамента будут проявляться в склонности к авантюрам, легкомысленности.

    2) Холерический темперамент характеризуется сильной подвижной нервной системой при этом неуравновешенной, что проявляется в резкой смене настроения, бурном активном проявлении эмоций.

    Характеристики  холерика:

  • страстность, несдержанность, вспыльчивость,
  • быстрота действий, но часто они необдуманны,
  • порывистость, отражающая нетерпение,
  • быстрота реакции, которая проявляется во всем: в движениях, в речи,
  • в деятельности периоды активности чередуются с периодами спада. В период активности умеет быстро включаться в работу, но на непродолжительный период времени,
  • склонность к невротическим срывам и конфликтам.

    При неблагоприятных  условиях социализации у холериков наблюдается повышенная конфликтность, неуживчивость.

    3) Флегматический темперамент характеризуется низким уровнем психической активности и сильной уравновешенной нервной системой, которая при этом малоподвижная.

    Характеристики флегматика:

  • хорошо помнит усвоенное,
  • для него характерны устойчивые постоянные связи,
  • устойчивость в настроении и стремлениях,
  • слабое внешнее выражение эмоций,
  • медлительность, инертность,
  • его сложно привести в ярко выраженное эмоциональное состояние,
  • он склонен к повторяющейся монотонной работе,
  • способен на длительное работоспособное состояние,
  • скрупулезен, тщателен,
  • но испытывает трудности при переходе с одного вида деятельности на другой,
  • сложно ориентируется и адаптируется в новой неожиданной ситуации.

    При плохих условиях социализации у флегматика может развиться шаблонность, склонность к рутине, эмоциональная скудность.

    4) Меланхолический тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности. Он характеризуется слабой малоподвижной и неуравновешенной нервной системой.

    Характеристики меланхолика:

  • преобладание отрицательных эмоций,
  • медлительность движений и сдержанность речи,
  • высокая эмоциональная чувствительность,
  • он очень раним, склонен к высоким чувствам и переживаниям,
  • при этом слабо внешне проявляет эмоции,
  • быстрая утомляемость.

    При неблагоприятных  условиях социализации боязнь контакта с людьми, склонность к невротическим срывам, депрессиям.

    Павлов  дал научное обоснование темпераменту, связав тип темперамента с нервной деятельностью. Павлов установил, что темперамент – природная особенность нервной системы человека. При нем произошло открытие рефлексов и основных нервных процессов: возбуждения и торможения.

    В основе типов темперамента лежат  основные свойства нервной системы  – это сила нервных процессов, равновесие и подвижность.

Информация о работе Лекции по "Педагогике и психологии"