Лекции по "Педагогике и психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:52, курс лекций

Описание работы

Психология – (психо и логос) наука об учении и душе. Такое представление было об этой области знаний еще с древних времен.
Все, что относится к душе
Сегодня психология оперирует понятиями сознание, психика, поведение.
Говоря о первых психологах, мы можем отнести к ним философоф: Платон, Демокрит, Аристотель.

Работа содержит 1 файл

Лекции по психологии и педагогике.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

    Память обладает определенными характеристиками:

  1. объемом – количественный показатель возможностей запечатления, сохранения и воспроизведения,
  2. точность – способность человека качественно отражать основное содержание информации в процессе ее запечатления, сохранения и воспроизведения,
  3. быстрота – способность в процессе запоминания достигать определенной скорости при обработке, сохранении и воспроизведении.

    Эти характеристики зависят от многих факторов, они не статичны и изменяются в процессе жизни.

    Внимание  и память больше соотносимы с социальными  процессами жизни человека.

 

    Лекция  №6

    1. Мышление

    Информация, полученная человеком из окружающего  мира позволяет ему представлять внешнюю и внутреннюю стороны  предмета, предвидеть изменение предметов  во времени и представлять предметы при их отсутствии

    Мышление – познавательный психический процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

    Мышление  отражает не только существование и  бытие человека как совокупность свойств, но и отражать связи между предметами и явлениями.

    Основные  признаки мышления:

  1. обобщенность. В результате мышления человек получает информацию, которая является следствием переработки многочисленных сведений, полученных от разных объектов и которые фиксируют в сжатой форме наиболее существенные черты объекта.
  2. опосредованность отражения окружающей действительности. Мышление позволяет выявить, оценить не только то, что непосредственно видно, но и выявить косвенно.

    Основные  виды мышления:

  1. наглядно-действенное (ручной интеллект) - это мыслительные операции, осуществляемые через действия. Этот вид мышления в процессе развития человека преобладает до трехлетнего возраста, пока человек больше наблюдает.
  2. наглядно-образное - это мышление, которое осуществляется на основе тех образов, которые он воспринимал ранее.
  3. абстрактно-логическое – мышление на основе абстрактных понятий, которые образно не представлены. Решение проблем осуществляется с помощью формальной логики.

    В структуре мышления можно выделить следующие  мыслительные операции:

    • синтез – разделение сложного объекта на составные элементы,
    • переход от частей к целому,
    • сравнение,
    • обобщение – объединение объектов по определенному признаку,
    • конкретизация,
    • абстрагирование – выделение какого-либо явления и способности без какого-либо образа.

    Основные  формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

    Понятие – символическое обобщенное представление предметов, имеющих, по крайней мере, одну общую черту, которая проявляется вне зависимости от каких-либо частных ситуаций.

    Суждение – основная форма мышления, в которой отражается или утверждаются связи между предметами и явлениями действительности.

    Умозаключение – выделение из одного или нескольких суждений нового.

    Умозаключения различаются по способу формирования (производству) на

    • индуктивные – от частного к общему,
    • дедуктивные – от общего к частному.

    Вывод: мышление продуктивно. Оно позволяет человеку ориентироваться в новых данных и понимать их, т.е. формировать новое знание.

    Мышление  опосредуется речью. Отношение речи к мышлению – это отношение формы к содержанию. Эти два психических процесса невозможны друг без друга.

    Мысль формируется посредством ее речевого формулирования.

    Выделяют  условно два вида речи:

  1. внешнюю речь – речь, которую мы слышим,
  2. внутреннюю речь – речь, которая сопровождает процесс мышления. Она обеспечивает человеку процесс мышления. Внутренняя речь отличается от внешней речи большей скоростью.

    Язык – символическая система. Высказывание – некий код.

    Посредством внутренней речи человек кодирует мысль в высказывание по определенным правилам. Посредством внутренней речи осуществляется ввод информации в память.

    Учитывая  скорость, с которой мысль формируется в высказывание можно сказать, что скорость внутренней речи в несколько раз больше, чем внешней. Скорость внутренней речи порядка 400 слов в минуту.

    Внутренняя  речь обычно не содержит названия предметов и отражает характер направленных действий. Внутренняя речь содержит план действий, который может быть преобразован во внешнюю речь.

    Благодаря внутренней речи информация вводится в кратковременную память.

    Речь  организует мысль и поведение  человека.

    Для развития речи необходимы два условия:

  1. врожденные предпосылки. У человека наследуется способность к овладению речи: определенное строение гортани, лица, организация дыхания и др.
  2. социальная среда, включающая в себя воспитание и обучение.

    Необходимо  сочетание обоих условий для того, чтобы человек обладал речью.

    Основные  свойства речи:

  1. содержательность - это не только количество выраженных мыслей, но и их связность с действительностью,
  2. понятность. На нее влияет слова, с помощью которых человек говорит, наличие пауз в речи.
  3. выразительность. Она связана с эмоциональной насыщенностью речи.
  4. воздейственность, т. е. влияние речи на других людей.

    Функции речи:

  1. функция обозначения. Человек дает окружающим предметам обозначения.
  2. функция сообщения. Речь обеспечивает обмен информации между людьми.
  3. функция выражения. Посредством речи можно выразить чувства и мысли.
  4. функция воздействия. Речь побуждает к действиям.

    Речь  организует мыслительную деятельность человека и его поведение.

    Исходным  моментом мышления или стимулом мыслительной активности является отображение и осознание человеком фактов и явлений проблемной ситуации. Проблемная ситуация обычно выражается простым набором вопросов: «что?», «почему?», «как?».

    Основные  этапы решения  проблемы:

  1. изучение условий,
  2. создание общего плана предполагаемых действий, т.е. стратегии,
  3. разработка тактики, включающая выбор того или иного метода для осуществления действий,
  4. сопоставление решения с исходными данными. Если удовлетворительно, то завершение решения проблемы, если нет – мыслительный процесс продолжается.
 

    Выделяется  такой вид мышления как творческое, особенностями которого являются

    • интеллектуальная новизна, необычность,
    • семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения,
    • образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта.

    Люди  с творческим типом мышления способны формировать новые связи между объектами.

    Творческое  мышление тесно связано с развитием  такого психического явления как воображение. Отличительной чертой этого явления является способность составлять план действий в ситуации неопределенности.

    Можно выделить препятствия, которые не дают развиваться  творческому мышлению:

  1. склонность к конформизму, т.е. следованию к общегрупповым нормам. Конформизм – антипод к реформации,
  2. неадекватная самооценка,
  3. высокая тревожность.

    Нарушения мышления могут иметь кратковременный или долговременный характер. Нарушения могут быть обусловлены такими факторами, как

  1. неблагоприятные условия окружающей среды,
  2. использование веществ, влияющих на характер восприятия и др.

    Ментизм – непроизвольный непрерывный и неуправляемый поток мыслей

    Парологическое  мышление характеризуется подменой одних понятий другими.

    Разорванное мышление – мышление, для которого характерно нарушение логических связей, отсутствие смыслового единства.

    Ригидность  мышления – шаблонность, чрезмерная стереотипность, чрезмерная зависимость от имеющегося у человека опыта. Проявляется в трудности формирования новых знаний.

    Если  определяющим фактором мышления становится несуществующий выдуманный мир, то это характеризует аутическое мышление. Крайней степенью аутического мышления является бред.

    По  наблюдению психиатров сюжеты бреда, наблюдаемые у людей разных народов и культур, очень схожие.

    Вывод: развитие мышления у человека происходит постепенно. Три вида мышления характеризуют этапы развития мышления. Наглядно-логическое мышление характерно для нормального взрослого человека. Развитие мышления тесно связано с познавательной деятельностью человека, т.е. с процессом обучения и с трудовой деятельностью.

    1. Воображение

    Далеко  не все психологи считают, что  нужно выделять воображение как отдельный психический процесс.

    Воображение – особая форма человеческой психики, занимающая пограничное положение между восприятием, мышлением и памятью.

    Воображение обеспечивает человеку способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект в сознании и мысленно манипулировать им. В этом проявляется связь с восприятием.

    Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного участия в практических действиях.

    Лекция  №7

    Взаимосвязь воображения и мышления очевидны.

    Воображение представляет собой психический процесс создания образов, включающих в себя предвидение конечных результатов предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения.

    Даже  тогда, когда ситуация очень неопределенна, человек способен создать программу  действий. Воображение – основа всего того, что человек создает в процессе жизнедеятельности. Вся социокультурная среда – это продукт воображения.

    От  восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют  реальности, в них есть элемент  вымысла.

    Виды  воображения:

  1. активное. Человек усилием воли вызывает у себя определенные образы. Виды активного воображения: воссоздающее (репродуктивное) и творческое.

Информация о работе Лекции по "Педагогике и психологии"