Курс лекций по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций

Описание работы

Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»

Работа содержит 9 файлов

Лекция № 1.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 2.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 3.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 4.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 5.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 6.doc

— 168.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 7.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

   Чем больше город, тем в большей мере его население состоит из различных многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих неидентичные ценностные ориентации и стили жизни. Человек с детства является членом нескольких организаций и групп. Каждая из них имеет свои особенности, интересы, взгляды, нормы поведения и нормы отношения к окружающему, свой кодекс требований, свои стандарты жизни и общения. В то же время знание о наличии других организаций и групп, знакомство с частью из них значительно расширяет общекультурный и социальный кругозор человека.

   Жизнь городской семьи имеет большие  отличия от сельской. С одной стороны, семья - «закрытая система», ибо горожане меньше общаются с соседями, реже встречаются с родственниками и друзьями. С другой стороны, в городских семьях слабо развита внутрисемейная деятельность. Это проявляется в том, что многие виды деятельности теряют домашнюю специфику, в результате чего снижается доля совместной деятельности членов семьи.

   Средние и особенно крупные города - средоточие криминальных структур и групп, а также всех видов девиантного поведения (проституции, наркомании, азартных игр и пр.). Это обстоятельство играет большую роль в социализации всех возрастных групп.

   Мера  благоприятности города для социализации человека от младенчества до старости определяется рядом обстоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности городской среды различными импульсами. Во-вторых, от эстетического уровня импульсов, которые способствуют удовлетворению человеком его потребностей и создают у него чувство удовлетворенности. В-третьих, от того, какие возможности есть в городе для решения задач интеллектуального, культурного, физического развития жителей. В-четвертых, от того, как горожане воспринимают решения о развитии своей среды обитания и в какой степени они активно участвуют в принятии таких решений.

   Сельские  поселения могут быть весьма различными: небольшими деревнями, типичными для российского Севера и Нечерноземья; станицами или большими селами Ставрополья, Кубани. Важно и такое обстоятельство, как близость деревни или села к городу, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов, связывающих их между собой. Имея определенные, весьма существенные различия, все сельские поселения имеют и много общих черт, которые позволяют рассматривать их как мезофактор социализации.

   Для деревни характерны преимущественно  малая плотность населения, небольшое  число жителей; малая степень  разнообразия видов трудовой и досуговой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; почти полное отсутствие культурных учреждений.

   Сельские  поселения являются эффективным  факторов социализации, поскольку в них достаточно силен социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны его окружения, стабилен состав жителей, слаба социально-профессиональная и культурная дифференциация, характерны тесные родственные и соседские связи.

Особенности социализации сельских жителей связаны со спецификой сельского труда: подчиненность труда ритмам и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года; более тяжелые, чем в городе, условия труда; большая слитность труда и быта, непреложность и трудоемкость работы в домашнем и подсобном хозяйствах; малые возможности для трудовой мобильности жителей.

   На  социализацию влияют особенности семейного  уклада. В сельских поселениях преобладают  национально и социально однородные семьи, играющие в жизни своих членов значительно большую роль, чем городские.

   Особенности социализации связаны и со спецификой социально-психологических процессов в сельском обществе. для села характерны «открытость» общения, отсутствие анонимности, относительная близость в отношениях, немногочисленность реальных и возможных контактов, что делает общение селян тесным и охватывающим все стороны жизни.

   Сельская  школа играет более существенную роль в жизни села и своих учеников, чем городская, т. к. если она и  не всегда единственный центр культурной жизни, то почти всегда - единственное воспитательное учреждение.

   В русле данной проблемы представляют интерес обобщенные социально-психологические  портреты личности городского и провинциального  школьника, составленные педагогами и  психологами (79) на основе сопоставления данных по школам столицы и провинциального города Бологое Тверской области.

   Городской школьник имеет более высокий уровень интеллектуального развития, так как у городских детей, особенно московских, более широкий доступ к информационным источникам (телевидеоаудиосистемы, печать, различные учреждения культуры и дополнительного образования). Многообразие источников информированности городского ребенка о мире порождает порой противоречивость его мировидения.

Во время  обучения школьник приобщается к  различным граням накопленной человечеством культуры, получая знания о внешнем мире. А огромный пластвнутренний мир человека - остается фактически за пределами школьных программ. Школа учит существовать в мире знаний, умений, навыков, а не жить среди людей. Учитель выступает для ребенка прежде всего носителем определенной суммы знаний, которые надо каким-то образом воспринять, а не субъектом общения старшим другом, с которым можно поговорить по душам. С потерей значимости воспитательной работы в современной городской школе у детей чаще стали проявляться индивидуалистические, эгоистические тенденции, усилилась конфликтность в отношениях с учителями.

   Ребенок не может самостоятельно справиться с тем объемом информации, который  на него обрушивают школа, учреждения культуры, средства массовой информации. Возникает информационная перегрузка при эмоциональной ненасыщенности и как результат состояние отчуждения.

   Разорванность связей Я ребенка с микросоциумом - семьей, сверстниками, природной средой приводит к психическому перенапряжению, эмоциональной неустойчивости и эмоциональным расстройствам. Нередко родители находятся в конфликтных отношениях с ребенком, семейные связи нарушаются, семья не справляется с воспитательными задачами. Стиль семейного воспитания подчас характеризует гиперопека или, наоборот, полное равнодушие. У растущего человека формируется искаженная система ценностей. Вместе с тем, для многих детей семья оказывается единственным островком, где их понимают.

   У городского школьника возникает  больше проблем со сверстниками, у него не развиты навыки общения, нет чувства групповой сплоченности- чувства локтя, уверенности в том, что его поймут и поддержат в трудную минуту. Отсюда высокий уровень агрессии и неприятия другого человека. Школьник не чувствует уверенности в своих силах, не понимает, что с ним происходит. В связи с этим снижаются познавательная активность, заинтересованность в открытии нового, появляются страх, неуверенность.

   Природе, родному краю в картине мира городского школьника отводится очень незначительное место, слаба потребность общения с животными и растительным миром, хотя иногда единственной живой душой рядом с ребенком оказывается его собака или кошка, с которыми он общается.

Провинциальный  школьник, благодаря традиционно природосообразному укладу жизни в глубинке, сильным семейным устоям, сохраненным народным традициям, ощущает себя включенным в окружающую действительность и чувствует свою защищенность. Отношения ребенка с родителями проникнуты уважением к старшим. Уклад семьи, семейные традиции выступают важным фактором формирования индивидуальности ребенка.

   Общение с природой для ученика провинциальной школы - естественная потребность, воспитанная  с детства. Природа является неотъемлемой частью внутреннего мира ребенка, субъектом общения.

   Микросоциум ребенка - семья, дом, друзья, родная природа - являются ему знакомыми и близкими образами, выступают гарантами устойчивости его внутреннего мира, который открыт к восприятию новых чувств и впечатлений, знаний и умений. Богатый чувственный мир, открытость к восприятию нового, психологическая защищенность, эмоциональная устойчивость, уверенность в своих силах являются основой для творческого развития ребенка. Отношение провинциального школьника к миру, к людям характеризуют открытость, восприимчивость, дружелюбие.

   Сельский  ученик воспринимает учителя как  старшего друга, наставника, с которым можно посоветоваться, к которому можно обратиться за помощью. для учителя образ ученика складывается задолго до того, как тот приходит в школу, так как часто они живут на одной улице, в соседних домах.

   для провинциального школьника основными  источниками информации о мире являются радио, телевидение и ... школьный учитель, который, как и ученик, испытывает информационный голод. Важным направлением деятельности учителя остается воспитательная работа.

   Итак, поселенческая среда как единое целое воздействует на все чувства человека, является фактором социализации личности и ребенка, и взрослого.

   Cpeдства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), которые осуществляют распространение информации на количественно большие, рассредоточенные аудитории. Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. В XV веке появилась печатная книга, в XVH - газеты и журналы. В XIX веке начался новый революционный этап: изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В ХХ веке широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. п.), космическая связь.

   В современном мире человек с раннего  детства оказывается в окружении  техносферы, существенной частью которой  являются средства массовой коммуникации, играющие огромную роль в жизни человека. Причем, на первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.

   Современные СМК, особенно телевидение, приобретают планетарный характер, обращаются к многомиллионным аудиториям, создают новый тип культуры - аудиовизуальный.

   Но  средства массовой коммуникации не всемогущи. Во-первых, налицо механизм индивидуального и группового отбора, оценки и интерпретации сообщаемой информации. Как ни много времени проводят люди у голубых экранов, они смотрят не все подряд, кроме того, их реакция на увиденное и услышанное существенно зависит от установок, господствующих в их первичных группах (семья, сверстники и т.д.). Во-вторых, сама массовость прессы и телевидения делает их в чем-то ограниченными, вызывая быструю стандартизацию и, как следствие этого, эмоциональную инфляцию форм, в которые облечена сообщаемая информация, а порой и самих идеологических символов. В-третьих, существует угроза избыточного, всеядного потребления телевизионной и прочей массовой культуры, что отрицательно сказывается на развитии творческих потенций индивидуальности и социальной активности личности.

   Рассматривая  СМК как мезофактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших социальных групп, т. е. массовое сознание и поведение. Влияние СМК на отдельного индивида имеет опосредованный характер. Во-первых, оно опосредовано феноменом «двуступенчатого потока информации». Идеи распространяются от СМК к «лидерам мнения», в большинстве своем неформальным, а от них - к их менее активным последователям. Во-вторых, оно опосредовано тем, что в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями массовых коммуникаций, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают противоположного настроя. Если же они и входят в соприкосновение с чуждыми этому настрою материалами, то часто их не воспринимают совсем, переделывают или истолковывают так, что они совпадают с их взглядами, или забывают с большей легкостью, чем то, что их интересует.

   Рассмотрим  основные функции средств массовой коммуникации.

   1. Информативная функция. Благодаря  информационному воздействию не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.

   Как показывают исследования, тот набор средств массовой коммуникации (программы ТВ, радио, газеты и т. д.), которые использует человек, создает специфический для него информационный мир. Он существенно различается даже у жителей одного города. Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что средства массовой коммуникации образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях.

   2. Рекреативная функция. Средства  массовой коммуникации во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта функция реализуется по отношению ко всем людям, так как отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

   З. Релаксационная функция. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и

юношах, у которых возникли осложнения в  общении с окружающими или в других сферах жизни (что приводит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и дискомфорту). Эти ребята могут, увеличив потребление продукции кино, радио, телевидения, печати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от неприятностей, заглушить или рассеять эмоциональную неудовлетворенность.

Лекция № 8.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 9.doc

— 174.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"