Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций
Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»
Чем больше город, тем в большей мере его население состоит из различных многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих неидентичные ценностные ориентации и стили жизни. Человек с детства является членом нескольких организаций и групп. Каждая из них имеет свои особенности, интересы, взгляды, нормы поведения и нормы отношения к окружающему, свой кодекс требований, свои стандарты жизни и общения. В то же время знание о наличии других организаций и групп, знакомство с частью из них значительно расширяет общекультурный и социальный кругозор человека.
Жизнь городской семьи имеет большие отличия от сельской. С одной стороны, семья - «закрытая система», ибо горожане меньше общаются с соседями, реже встречаются с родственниками и друзьями. С другой стороны, в городских семьях слабо развита внутрисемейная деятельность. Это проявляется в том, что многие виды деятельности теряют домашнюю специфику, в результате чего снижается доля совместной деятельности членов семьи.
Средние и особенно крупные города - средоточие криминальных структур и групп, а также всех видов девиантного поведения (проституции, наркомании, азартных игр и пр.). Это обстоятельство играет большую роль в социализации всех возрастных групп.
Мера благоприятности города для социализации человека от младенчества до старости определяется рядом обстоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности городской среды различными импульсами. Во-вторых, от эстетического уровня импульсов, которые способствуют удовлетворению человеком его потребностей и создают у него чувство удовлетворенности. В-третьих, от того, какие возможности есть в городе для решения задач интеллектуального, культурного, физического развития жителей. В-четвертых, от того, как горожане воспринимают решения о развитии своей среды обитания и в какой степени они активно участвуют в принятии таких решений.
Сельские поселения могут быть весьма различными: небольшими деревнями, типичными для российского Севера и Нечерноземья; станицами или большими селами Ставрополья, Кубани. Важно и такое обстоятельство, как близость деревни или села к городу, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов, связывающих их между собой. Имея определенные, весьма существенные различия, все сельские поселения имеют и много общих черт, которые позволяют рассматривать их как мезофактор социализации.
Для деревни характерны преимущественно малая плотность населения, небольшое число жителей; малая степень разнообразия видов трудовой и досуговой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; почти полное отсутствие культурных учреждений.
Сельские поселения являются эффективным факторов социализации, поскольку в них достаточно силен социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны его окружения, стабилен состав жителей, слаба социально-профессиональная и культурная дифференциация, характерны тесные родственные и соседские связи.
Особенности социализации сельских жителей связаны со спецификой сельского труда: подчиненность труда ритмам и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года; более тяжелые, чем в городе, условия труда; большая слитность труда и быта, непреложность и трудоемкость работы в домашнем и подсобном хозяйствах; малые возможности для трудовой мобильности жителей.
На социализацию влияют особенности семейного уклада. В сельских поселениях преобладают национально и социально однородные семьи, играющие в жизни своих членов значительно большую роль, чем городские.
Особенности социализации связаны и со спецификой социально-психологических процессов в сельском обществе. для села характерны «открытость» общения, отсутствие анонимности, относительная близость в отношениях, немногочисленность реальных и возможных контактов, что делает общение селян тесным и охватывающим все стороны жизни.
Сельская школа играет более существенную роль в жизни села и своих учеников, чем городская, т. к. если она и не всегда единственный центр культурной жизни, то почти всегда - единственное воспитательное учреждение.
В русле данной проблемы представляют интерес обобщенные социально-психологические портреты личности городского и провинциального школьника, составленные педагогами и психологами (79) на основе сопоставления данных по школам столицы и провинциального города Бологое Тверской области.
Городской школьник имеет более высокий уровень интеллектуального развития, так как у городских детей, особенно московских, более широкий доступ к информационным источникам (телевидеоаудиосистемы, печать, различные учреждения культуры и дополнительного образования). Многообразие источников информированности городского ребенка о мире порождает порой противоречивость его мировидения.
Во время обучения школьник приобщается к различным граням накопленной человечеством культуры, получая знания о внешнем мире. А огромный пластвнутренний мир человека - остается фактически за пределами школьных программ. Школа учит существовать в мире знаний, умений, навыков, а не жить среди людей. Учитель выступает для ребенка прежде всего носителем определенной суммы знаний, которые надо каким-то образом воспринять, а не субъектом общения старшим другом, с которым можно поговорить по душам. С потерей значимости воспитательной работы в современной городской школе у детей чаще стали проявляться индивидуалистические, эгоистические тенденции, усилилась конфликтность в отношениях с учителями.
Ребенок не может самостоятельно справиться с тем объемом информации, который на него обрушивают школа, учреждения культуры, средства массовой информации. Возникает информационная перегрузка при эмоциональной ненасыщенности и как результат состояние отчуждения.
Разорванность связей Я ребенка с микросоциумом - семьей, сверстниками, природной средой приводит к психическому перенапряжению, эмоциональной неустойчивости и эмоциональным расстройствам. Нередко родители находятся в конфликтных отношениях с ребенком, семейные связи нарушаются, семья не справляется с воспитательными задачами. Стиль семейного воспитания подчас характеризует гиперопека или, наоборот, полное равнодушие. У растущего человека формируется искаженная система ценностей. Вместе с тем, для многих детей семья оказывается единственным островком, где их понимают.
У городского школьника возникает больше проблем со сверстниками, у него не развиты навыки общения, нет чувства групповой сплоченности- чувства локтя, уверенности в том, что его поймут и поддержат в трудную минуту. Отсюда высокий уровень агрессии и неприятия другого человека. Школьник не чувствует уверенности в своих силах, не понимает, что с ним происходит. В связи с этим снижаются познавательная активность, заинтересованность в открытии нового, появляются страх, неуверенность.
Природе, родному краю в картине мира городского школьника отводится очень незначительное место, слаба потребность общения с животными и растительным миром, хотя иногда единственной живой душой рядом с ребенком оказывается его собака или кошка, с которыми он общается.
Провинциальный школьник, благодаря традиционно природосообразному укладу жизни в глубинке, сильным семейным устоям, сохраненным народным традициям, ощущает себя включенным в окружающую действительность и чувствует свою защищенность. Отношения ребенка с родителями проникнуты уважением к старшим. Уклад семьи, семейные традиции выступают важным фактором формирования индивидуальности ребенка.
Общение с природой для ученика провинциальной школы - естественная потребность, воспитанная с детства. Природа является неотъемлемой частью внутреннего мира ребенка, субъектом общения.
Микросоциум ребенка - семья, дом, друзья, родная природа - являются ему знакомыми и близкими образами, выступают гарантами устойчивости его внутреннего мира, который открыт к восприятию новых чувств и впечатлений, знаний и умений. Богатый чувственный мир, открытость к восприятию нового, психологическая защищенность, эмоциональная устойчивость, уверенность в своих силах являются основой для творческого развития ребенка. Отношение провинциального школьника к миру, к людям характеризуют открытость, восприимчивость, дружелюбие.
Сельский ученик воспринимает учителя как старшего друга, наставника, с которым можно посоветоваться, к которому можно обратиться за помощью. для учителя образ ученика складывается задолго до того, как тот приходит в школу, так как часто они живут на одной улице, в соседних домах.
для
провинциального школьника
Итак, поселенческая среда как единое целое воздействует на все чувства человека, является фактором социализации личности и ребенка, и взрослого.
Cpeдства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), которые осуществляют распространение информации на количественно большие, рассредоточенные аудитории. Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. В XV веке появилась печатная книга, в XVH - газеты и журналы. В XIX веке начался новый революционный этап: изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В ХХ веке широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. п.), космическая связь.
В
современном мире человек с раннего
детства оказывается в
Современные СМК, особенно телевидение, приобретают планетарный характер, обращаются к многомиллионным аудиториям, создают новый тип культуры - аудиовизуальный.
Но средства массовой коммуникации не всемогущи. Во-первых, налицо механизм индивидуального и группового отбора, оценки и интерпретации сообщаемой информации. Как ни много времени проводят люди у голубых экранов, они смотрят не все подряд, кроме того, их реакция на увиденное и услышанное существенно зависит от установок, господствующих в их первичных группах (семья, сверстники и т.д.). Во-вторых, сама массовость прессы и телевидения делает их в чем-то ограниченными, вызывая быструю стандартизацию и, как следствие этого, эмоциональную инфляцию форм, в которые облечена сообщаемая информация, а порой и самих идеологических символов. В-третьих, существует угроза избыточного, всеядного потребления телевизионной и прочей массовой культуры, что отрицательно сказывается на развитии творческих потенций индивидуальности и социальной активности личности.
Рассматривая СМК как мезофактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших социальных групп, т. е. массовое сознание и поведение. Влияние СМК на отдельного индивида имеет опосредованный характер. Во-первых, оно опосредовано феноменом «двуступенчатого потока информации». Идеи распространяются от СМК к «лидерам мнения», в большинстве своем неформальным, а от них - к их менее активным последователям. Во-вторых, оно опосредовано тем, что в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями массовых коммуникаций, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают противоположного настроя. Если же они и входят в соприкосновение с чуждыми этому настрою материалами, то часто их не воспринимают совсем, переделывают или истолковывают так, что они совпадают с их взглядами, или забывают с большей легкостью, чем то, что их интересует.
Рассмотрим основные функции средств массовой коммуникации.
1.
Информативная функция.
Как показывают исследования, тот набор средств массовой коммуникации (программы ТВ, радио, газеты и т. д.), которые использует человек, создает специфический для него информационный мир. Он существенно различается даже у жителей одного города. Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что средства массовой коммуникации образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях.
2.
Рекреативная функция.
З. Релаксационная функция. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и
юношах, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах жизни (что приводит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и дискомфорту). Эти ребята могут, увеличив потребление продукции кино, радио, телевидения, печати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от неприятностей, заглушить или рассеять эмоциональную неудовлетворенность.