Курс лекций по "дидактике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»

Содержание

Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по дидактике.doc

— 635.50 Кб (Скачать)

      Чтобы доказать это, достаточно обратиться к  истории развития принципов обучения в педагогике. Я ставлю целью проследить весь путь их развития. Остановимся  лишь на некоторых этапах. Я.А. Коменский выделил общедидактические и непосредственные принципы обучения.

      К общедидактическим принципам он относил:

      1. воспитывающий характер обучения;

      2. связь обучения с жизнью;

      3. соответствие обучения возрасту  учащихся.

      К непосредственным принципам:

      1. принцип сознательности и активности  знаний;

      2. наглядности;

      3. постепенности и систематичности;

      4. принцип упражнения и прочности  усвоения знаний.

      Все принципы Коменского были направлены против зубрежки и схоластики, царивших в педагогической деятельности.

      Г. Песталоцци (186)  впервые выдвинул принцип природосообразности и  на основе его идею развивающего обучения.

      Суть  этого принципа – развитие природных  способностей человека в направлении  их постоянного совершенствования, сообразно с естественным ходом развития ребенка.

      Ф. Дистервег (196) развивая положения Песталоцци, выделяет 3 принципа:

      1. самодеятельность

      2. природосообразности

      3. культуросообразности.

      Дистервег считал, что развитие человека возможно лишь тогда, когда он сам активно  участвует в собственном воспитании. Отсюда вытекает принцип самодеятельности. Развивать ее – задача учителя.

      Природосообразность Дистервег понимал как учет индивидуальных, возрастных, психологических и физических особенностей развития ребенка.

      Принцип культуросообразности был выдвинут Дистервегом впервые. Он считал, что важно учитывать место и время жизни ребенка. Обучение и воспитание должны быть согласованы с развитием страны, ее национальными особенностями. Однако Дистервег предупреждает, что это должно быть разумное согласование, без преувеличения национального «я». Этот экскурс в историю, не дает полного представления о развитии принципов обучения, тем не менее он позволяет представить, как шел процесс их развития. В настоящее время существует множество подходов к выделению принципов обучения.

      Так, Т. Ильина выделяет:

    1. принцип наглядности
    2. принцип сознательности и активности учащихся в обучении.
    3. принцип доступности
    4. принцип научности
    5. принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
    6. принцип систематичности и последовательности
    7. принцип прочности усвоения знаний
    8. принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью
    9. принцип воспитания в процессе обучения.

      Харламов  И.Ф. выделяет:

  1. научность обучения
  2. проблемность обучения
  3. наглядность обучения
  4. активность и сознательность учащихся в процессе обучения
  5. доступность обучения
  6. систематичность и последовательность
  7. прочность обучения и его цикличность
  8. единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

      М.Н  Скаткин, учитывая четко обозначившуюся тенденцию к непрерывному образованию, предлагает ввести принцип перехода обучения к самообразованию, а также, уделял внимание формированию положительного отношения к учению – принцип положительного эмоционального фона обучения.

      Ю.К. Бабанский, разрабатывающий теорию оптимизации в дидактике, предлагает три новых принципа:

      1. оптимального сочетания словесных,  наглядных и практических, репродуктивных  и поисковых методов и приемов  обучения;

      2. оптимального сочетания урочных,  внеурочных, а также общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения;

      принципы  создания оптимальных условий для  обучения.

      Вводит  он также и принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению.

      Безусловно, ничья классификация не может  вызывать возражений, тем более, что  основа их все-таки традиционна, имеющая вековые корни. Ваше право – придерживаться любой из них.

      Рассмотрим  более детально некоторые из принципов  обучения.

    1. Научность и доступность.

      Принцип научности требует давать лишь научные  положения. Теоретической основой  принципа является теория познания.

      Реализация  принципа научности поможет:

  1. обеспечивать высокий уровень преподавания.
  2. раскрывать факты и явления в динамике;
  3. исходить из исторического характера знаний;
  4. демонстрировать силу и мощь научных знаний;
  5. раскрывать роль науки.

      С принципом научности тесно связан принцип доступности, ибо то, что  мы даем, должно осваиваться, становиться  доступным. Это значит расширяются  познавательные возможности учащихся, а это дает возможность усложнять  задачи познания.

      Обычно  выделяют три правила принципа доступности:

  1. от известного к неизвестному;
  2. от близкого к дальнему;
  3. от простого к сложному.
    1. Систематичность и последовательность

      Этот  принцип отвечает прежде всего логике предмета. Под систематичностью понимают изучение нового материала на основе ранее изученного, установление связей между темами, разделами, другими предметами. Последовательность определяется тем, что в каждом предмете есть своя система взаимосвязанных понятий, вытекающих одно из другого. Нарушая последовательность их изучения, вы тем самым нарушаете логику самого предмета.

      Реализация  принципа:

  1. изучение нового учебного материала должно опираться на ранее усвоенные знания;
  2. учебный материал следует делить на связанные между собой части;
  3. после каждой части важно делать вывод;
  4. заострять внимание на узловых вопросах;
  5. при планировании материала следует продумывать систему его подачи;
  6. осуществлять межпредметные связи.

      3.Связь предмета с жизнью.

      Основа  для реализации этого принципа заложена в содержании предмета. Осуществление  принципа начинается с самого содержания образования. Задача школьного образования – создать базу для дальнейшего  – профессионального. Потому этот принцип дает:

  1. стимулирует потребность обучаемых в получении новых знаний;
  2. раскрывает связь теоретических знаний с практикой;
  3. проверяет истинность теоретических знаний на практике.
  4. Сознательность и активность.

      Сознательность  предполагает осмысление, активность – стремление к знаниям, включение  ведущих мотивов, характеризующих  познавательную активность. Этот принцип  заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслением, творческой переработке и применении. Он обусловлен двусторонним характером процесса обучения, в котором учение возможно лишь тогда, когда активен и деятелен ученик.

  1. Принцип наглядности.

      Наглядность Коменский называл «золотым принципом  дидактики». Наглядность – это  представление понятий на основе чувств, восприятий. Наглядность повышает интерес к знаниям. Материал становится более доступным.

      Виды  наглядности:

  1. натуральные наглядные пособия (эксперимент, наблюдение);
  2. объемные наглядные пособия (муляжи, фигуры);
  3. изобразительные (карты);
  4. символические (рисунки, картины, кино);
  5. графические (графики, таблицы).

      Учитель обязан умело использовать наглядность, верно оценивая ее необходимость, не перегружая при этом его урок.

      Более того, наглядность всегда должна эстетично  выглядеть и по-возможности эстетически  воспитывать.

  1. Принцип прочности знаний.

      Прочность достигается всем ходом деятельности учащихся. Зависит прочность знаний, с одной стороны, от умений учителя, а с другой – от сознательности учеников.

      Чтобы добиться прочности знаний, необходимо уметь повторять их как на уроках по изучению нового материала, на уроках повторения и обобщения знаний, так  и в процессе изучения других тем. При этом учитель должен четко представлять, чего он добивается от своих учеников. И уметь наладить контроль и проверку знаний, умений и навыков своих учеников.

      Все перечисленные принципы неотделимы друг от друга, ибо в основе своей  они обеспечивают эффективность процесса обучения.

      Однако  следует помнить, что это общедидактические  принципы. Каждый из предметов в  школе имеет свои специфические  принципы изучения.

      Так, при изучении литературы учитель  должен будет опираться на такие  специфические принципы, как 1) опора на восприятия читателя;

      2) целостность анализа;

      3) проблемность;

      4) историзма;

      5) единство формы и содержания.

      Таким образом, принципы обучения – это  не исходные положения, на которые учитель  опирается в своей работе. Определяются принципы – логикой самого процесса обучения и спецификой преподаваемого предмета. Опора на принципы позволит оптимально организовать работу учителя и учащихся.

 

      

Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы.

      План

  1. Из истории развития проблемы дифференциации обучения.
  2. Сущность, цели и формы дифференциации.
  3. Психолого-педагогические основы и критерии дифференциации обучения.
  4. Пути реализации дифференциации обучения на современном этапе.

      Литература

  1. Дифференцированное обучение: Педагогическая и физическая оценка // Педагогика. – 1992. – № 9-10.
  2. Иванов Ю. Дыферэнцыацыя: Магчымасці педкалектываў // Народная авскта. – 1993. – № 1. – С. 6-9.
  3. Клевченя М.В. Проблемы теории и практики дифференцированного обучения /В сб. Актуальные проблемы дифференцированного обучения /Под ред. Л.Н. Рожиной. – Минск, 1992.
  4. Перевозный А.В. Дифференцированное образование: история и современность. – Минск. 1996.
  5. Положение о средней общеобразовательной школе Беларуси. // Наст. газета от 14 августа, 1991 (разработано группой бел. ученых-педагогов под редакцией проф. К.В. Гавриловец).
  6. Чайкун С. Дифференциация: своя модель // Наст. газета от февраля (теория) и от 17 февраля (практика) 1993 г.
 

      1.

      На  современном этапе дифференциация обучения важнейшее направление  обновления школы, ее гуманизации и  демократизации. И это не случайно, ибо обучение и развитие личности в учебно-воспитательном процессе происходит успешно при условии, когда деятельность педагога опирается на потребности, интересы и возможности самих учащихся. Только хорошее знание индивидуально-психологических особенностей каждого ученика позволяет создать эффективно педагогическую технологию. Проблема дифференциации обучения, несмотря на то, что мы не можем сегодня говорить о ее достаточной теоретической и практической разработанности, не нова. Если мы совершим краткий экскурс в историю, то обнаружим, что еще во времена выдающегося римского мыслителя Марка Фабия Квинтилиана высказывались суждения о дифференцированном обучении. В сочинении «О воспитании оратора» Квинтилиан развивает мысль о разных способностях, одаренности, талантливости учащихся. «Справедливо вменяется в достоинство учителю, когда старается он замечать в своих учениках различие умов и узнавать, кто к чему способен от природы», – писал Квинтилиан.

Информация о работе Курс лекций по "дидактике"