Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»
Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66
Чтобы доказать это, достаточно обратиться к истории развития принципов обучения в педагогике. Я ставлю целью проследить весь путь их развития. Остановимся лишь на некоторых этапах. Я.А. Коменский выделил общедидактические и непосредственные принципы обучения.
К общедидактическим принципам он относил:
1.
воспитывающий характер
2. связь обучения с жизнью;
3.
соответствие обучения
К непосредственным принципам:
1.
принцип сознательности и
2. наглядности;
3.
постепенности и
4.
принцип упражнения и
Все принципы Коменского были направлены против зубрежки и схоластики, царивших в педагогической деятельности.
Г. Песталоцци (186) впервые выдвинул принцип природосообразности и на основе его идею развивающего обучения.
Суть этого принципа – развитие природных способностей человека в направлении их постоянного совершенствования, сообразно с естественным ходом развития ребенка.
Ф. Дистервег (196) развивая положения Песталоцци, выделяет 3 принципа:
1. самодеятельность
2. природосообразности
3. культуросообразности.
Дистервег считал, что развитие человека возможно лишь тогда, когда он сам активно участвует в собственном воспитании. Отсюда вытекает принцип самодеятельности. Развивать ее – задача учителя.
Природосообразность Дистервег понимал как учет индивидуальных, возрастных, психологических и физических особенностей развития ребенка.
Принцип культуросообразности был выдвинут Дистервегом впервые. Он считал, что важно учитывать место и время жизни ребенка. Обучение и воспитание должны быть согласованы с развитием страны, ее национальными особенностями. Однако Дистервег предупреждает, что это должно быть разумное согласование, без преувеличения национального «я». Этот экскурс в историю, не дает полного представления о развитии принципов обучения, тем не менее он позволяет представить, как шел процесс их развития. В настоящее время существует множество подходов к выделению принципов обучения.
Так, Т. Ильина выделяет:
Харламов И.Ф. выделяет:
М.Н Скаткин, учитывая четко обозначившуюся тенденцию к непрерывному образованию, предлагает ввести принцип перехода обучения к самообразованию, а также, уделял внимание формированию положительного отношения к учению – принцип положительного эмоционального фона обучения.
Ю.К. Бабанский, разрабатывающий теорию оптимизации в дидактике, предлагает три новых принципа:
1.
оптимального сочетания
2.
оптимального сочетания
принципы создания оптимальных условий для обучения.
Вводит он также и принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению.
Безусловно, ничья классификация не может вызывать возражений, тем более, что основа их все-таки традиционна, имеющая вековые корни. Ваше право – придерживаться любой из них.
Рассмотрим более детально некоторые из принципов обучения.
Принцип научности требует давать лишь научные положения. Теоретической основой принципа является теория познания.
Реализация принципа научности поможет:
С
принципом научности тесно
Обычно выделяют три правила принципа доступности:
Этот принцип отвечает прежде всего логике предмета. Под систематичностью понимают изучение нового материала на основе ранее изученного, установление связей между темами, разделами, другими предметами. Последовательность определяется тем, что в каждом предмете есть своя система взаимосвязанных понятий, вытекающих одно из другого. Нарушая последовательность их изучения, вы тем самым нарушаете логику самого предмета.
Реализация принципа:
3.Связь предмета с жизнью.
Основа для реализации этого принципа заложена в содержании предмета. Осуществление принципа начинается с самого содержания образования. Задача школьного образования – создать базу для дальнейшего – профессионального. Потому этот принцип дает:
Сознательность предполагает осмысление, активность – стремление к знаниям, включение ведущих мотивов, характеризующих познавательную активность. Этот принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслением, творческой переработке и применении. Он обусловлен двусторонним характером процесса обучения, в котором учение возможно лишь тогда, когда активен и деятелен ученик.
Наглядность Коменский называл «золотым принципом дидактики». Наглядность – это представление понятий на основе чувств, восприятий. Наглядность повышает интерес к знаниям. Материал становится более доступным.
Виды наглядности:
Учитель обязан умело использовать наглядность, верно оценивая ее необходимость, не перегружая при этом его урок.
Более
того, наглядность всегда должна эстетично
выглядеть и по-возможности
Прочность достигается всем ходом деятельности учащихся. Зависит прочность знаний, с одной стороны, от умений учителя, а с другой – от сознательности учеников.
Чтобы добиться прочности знаний, необходимо уметь повторять их как на уроках по изучению нового материала, на уроках повторения и обобщения знаний, так и в процессе изучения других тем. При этом учитель должен четко представлять, чего он добивается от своих учеников. И уметь наладить контроль и проверку знаний, умений и навыков своих учеников.
Все перечисленные принципы неотделимы друг от друга, ибо в основе своей они обеспечивают эффективность процесса обучения.
Однако следует помнить, что это общедидактические принципы. Каждый из предметов в школе имеет свои специфические принципы изучения.
Так, при изучении литературы учитель должен будет опираться на такие специфические принципы, как 1) опора на восприятия читателя;
2) целостность анализа;
3) проблемность;
4) историзма;
5) единство формы и содержания.
Таким образом, принципы обучения – это не исходные положения, на которые учитель опирается в своей работе. Определяются принципы – логикой самого процесса обучения и спецификой преподаваемого предмета. Опора на принципы позволит оптимально организовать работу учителя и учащихся.
План
Литература
1.
На
современном этапе