Курс лекций по "дидактике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»

Содержание

Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по дидактике.doc

— 635.50 Кб (Скачать)
 

      Успех учебной работы учащегося обеспечивается не только хорошо проводимыми уроками  в классе, но и еще в большей  мере самостоятельными занятиями дома.

      Очень часто можно услышать сетование  родителей, да и самих учителей, учащихся на перегрузку домашних заданий. Выражается она в количестве задаваемого  на дом материала. Но есть еще и  скрытая перегрузка, когда вся  тяжесть усвоения нового материала  перекладывается с урока на самостоятельную домашнюю работу. Не успел учитель на уроке объяснить материал: «Ребята вы это сами выучите», плохо объяснил – опять ученик вынужден самостоятельно «доходить» до всего. В результате в дополнение к 5-6 часам ежедневной классной и внеклассной работы ученик имеет не мене, а иногда и более 3-4 часов домашней, т.е. его рабочий день больше, чем у взрослого.

      В настоящее время учебники и программы  совершенствуются, запрещено давать материал не предусмотренный программой, определены предельные нормы ежедневной домашней работы, не разрешено давать задание на каникулы, праздники, выходные, от учителей требуют решительного улучшения качества уроков, с тем, чтобы материал был полностью понят учеником не дома, а в классе.

      Выделяют несколько видов домашних заданий:

  1. На закрепление учебного материала;
    1. работа над текстом учебника.

      Этот  вид задания предполагает, что  учащийся должен восстановить в памяти и дополнительно закрепить материал, проработать на уроке, а также  научиться воспроизводить его в устной или письменной (графической) форме.

    1. задание на выполнение разнообразных упражнений.

      Такие практические задания предусматриваются  по всем предметам. Их функция –  закрепление знаний, практических умений и навыков.

    1. выполнение разнообразных письменных и графических работ: написать изложение или сочинение, сделать чертежи, рисунок и т.д. Здесь опять-таки закрепление знаний путем практического использования их в каких-то конкретных ситуациях и развитием соответствующих навыков.

      II.Творческие задания с целью углубления материала.

      В практике учителей встречаются и  такие виды заданий, как прочитать  какую-то статью, рассказ, книгу, журнал; законспектировать какой-то материал; просмотреть кинофильм или спектакль; пронаблюдать какое-то природное или  бытовое явление; поставить какой-то несложный опыт и многие другие. Чаще всего эти задания носят творческий характер и требуют от учащихся определенных практических умений, ибо они не только закрепляют учебный материал, но и углубляют, расширяют, конкретизируют знания, пробуждают интерес к ним.

      Такие задания не могут быть обязательными  для всех учащихся. Они требуют  дифференцированного подхода на основе уровня знаний, умений и навыков  учащихся.

      III. Индивидуально-диффиринцированное домашнее задание и закрепление интереса к предмету.

      Большое значение имеют задания, цель которых  приблизить школьные знания к окружающей действительности, природе, производству. Такие задания помогают, с одной  стороны, использовать получаемые знаия  в жизни, а с другой – использовать жизненную практику для лучшего усвоения новых знаний.

      IV. Задания по выбору.

      Наконец, вполне возможны домашние задания по выбору учащихся и домашние задания  для желающих, не обязательные для  всех. Учащиеся добровольно выполняют  такие задания, если у них получается, если они убеждены в полезности такой работы, если у них выработана соответствующая потребность. Задания по выбору позволяют учащимся выполнять то, что им по силам и выбор делать самостоятельно. 

      
  1. Обдумывая план урока, необходимо очень тщательно продумать домашнее задание. Существует целый ряд общедидактических требований к домашним заданиям:
  2. домашнее задание – это прежде всего средство закрепления изучаемого материала;
  3. учащиеся должны быть подготовлены в процессе урока к его выполнению;
  4. объем и содержание домашних заданий должен соответствовать программным требованиям и возрастным особенностям учащихся;
  5. в домашнем задании всегда должен быть элемент творчества;
  6. оно должно приближать учащихся к усвоению нового материала на последующем уроке;
  7. задание должно быть увлекательным, интересным школьникам.

      Определить  содержание домашнего задания –  дело важное. Но не менее важно довести  его до сознания учащихся. Существует несколько правил, которые учитель  должен соблюдать, давая задание  на дом.

  1. Для задавания на дом необходимо отводить специальное время, причем вполне достаточное для того, чтобы задача была выполнена.
  2. Задание на дом надо давать при полном внимании всего класса. Совсем не обязательно давать домашнее задание в конце урока. Иногда целесообразно дать его в начале урока, превратив остальную часть времени в подготовку к выполнению задания.
  3. Добиваться в процессе урока, чтобы содержание домашнего задания было понято всеми без исключения. Бывает, что задание не выполнено из-за непонимания. А иногда из-за того, что ученик забыл, что задано. Поэтому важно проследить, чтобы оно было записано всеми. Формулировать задание нужно кратко, чтобы его запись поместилась на строчке в дневнике. Если же задание более обширное по записи, то можно предложить записать его в тетради по предмету, а в дневнике указать, где его посмотреть.
  4. Разъяснять домашнее задание нужно таким образом, чтобы учащиеся знали не только что нужно сделать, но и как сделать. Необходимо объяснить им методику выполнения домашней работы. На этом следует остановиться подробно.

      3.

      При определении домашнего задания  важно учитывать еще и психологические  основы организации домашней работы. Что мы сюда относим?

  1. индивидуальный характер восприятия и усвоения учебного материала. Часто одни ученики хорошо усвоили материал, другие – плохо, третьи – могут вообще его не усвоить. Кроме того, возможна и неадекватность усвоения учебной темы.

      В этих случаях необходимы индивидуальные задания на дом. Это позволяет  сильным не топтаться на месте, а  слабым – наверстать упущенное и  не потерять интереса к учению.

      2. различный уровень развития и подготовленности учащихся.

      Это предполагает различный характер и  объем домашних заданий. Разный уровень  самостоятельности и творчества.

  1. различный уровень сформированности умения самостоятельной работы. Учитель должен хорошо знать, что умеют делать его школьники. Умеют ли работать с книгой, с опорным конспектом, картой, анализировать текст, конспектировать  материал, писать тезисы и т.д.

      4.В  каких направлениях должна вестись  работа по формированию и совершенствованию умений и навыков домашней учебной работы?

      1. Обучение работе с учебником.

      У каждого учебника своя специфика: по одному предмету достаточно только прочитать  и пересказать материал, по другому  – его необходимо проанализировать, осмыслить, доказать, выучить. Учащиеся должны знать, что читать больше двух-трех раз с одной и той же целью материал бесполезно и даже вредно. Основой усвоения должно быть первое чтение, поэтому оно должно быть предельно внимательным, сосредоточенным. За первым ознакомительным чтением рекомендуется прочесть параграф по частям. Делить на части следует по смыслу. Помогает этому во многом авторские абзацы. Прочитав абзац, надо выделить главную мысль в нем.

      Так постепенно, переходя от одной части  к другой, ученик устанавливает главные  идеи текста. Когда параграф прочитан полностью и проанализирован по частям, важно установить идею всего параграфа. После этого нужно закрыть учебники и воспроизвести материал, а потом прочитать параграф снова, чтобы обнаружить свои недоработки и устранить их.

  1. Формирование навыков обработки дополнительной литературы.

      Это необходимо прежде всего учащимся старших  классов, хотя первоначальные умения могут  быть заложены и в средних. Например, составление каталогов по какой- то теме, ведение характеристики. Для  этого учащиеся должны знать, как работать в библиографическом отделе библиотеки.

      Работа  со статьей.

      Составление ее плана простого и развернутого, конспектирование, тезирование. Для  этого необходимо обучить на уроке  учащихся этой работе, показать, как  это делать. 

      План  статьи       Основные  тезисы

      (дословно)

      Конспект (своими словами)       Выводы  по ходу чтения
                               
 

      3.знакомство  с приемами систематизации и  упорядочения знаний.

      а) систематическая подготовка к уроку;

      б) умение увязывать пройденный и новый  материал.

      4. использование таблиц, опорных конспектов, памяток в подготовке дом. Задания. 

      
  1. Почему  учащиеся плохо выполняют домашние задания?
  2. Не умеют организовать себя, свое время.
  3. Увлекся – и забыл про уроки.
  4. Отсутствие нормальных бытовых условий для самостоятельной работы. Нет отдельного рабочего места. Семейные обстоятельства.

      Каковы  же пути повышения эффективности  домашней работы в процессе обучения?

  1. Выполнение всех дидактических требований, учет психологических особенностей организации домашней работы.
  2. Осуществление индивидуального подхода к учащимся и дифференциация домашней работы.
  3. Осуществление права на свободный выбор домашнего задания.
  4. Занимательность как вспомогательный фактор поддержания интереса к самостоятельной работе.
 

 

      

Тема  5. Принципы обучения

 

      План

  1. Закономерности процесса обучения.
  2. Понятие принципов обучения. Из истории развития принципов обучения.
  3. Характеристика принципов обучения на современном этапе.
 

      Литература

  1. Дидактика средней школы /Под ред. С. Скаткина. – М., 1982.
  2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. – М., 1986.
  3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.

      1.

      Справедливо утверждение И.Ф. Харламова о том, что для успешного обучения важно  знать не только сущность процесса обучения, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно осуществляется. Закономерности – это устойчивые, повторяющиеся связи в процессе обучения, реализация, которых позволяет добиваться эффективных результатов в обучении и формировании личности.

      Выделяют общие закономерности процесса обучения и специфические.

      Общие – это те, на основе которых осуществляется воспитание и обучение в целом. К  ним относится:

  1. направленность обучения на решение задач всестороннего развития личности;
  2. активно-деятельностный характер обучения;
  3. единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся.
  4. проявление уважения и требовательности к учащимся в процессе обучения;
  5. обеспечение радости успехов учащихся в овладении знаниями;
  6. раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;
  7. учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.

      Учет  этих закономерностей необходим  как в процессе воспитания, так  и в процессе обучения. В силу того, что процесс обучения имеет и свои специфические цели – обеспечение учащихся знаниями, умениями, навыками – то вполне, естественно, что существуют специфические закономерности, которым он подчинен.

      Вот эти специфические закономерности и называют чаще всего принципами обучения.

      2.

      Принципы  обучения – это те положения, требования, которые определяют содержание образования, формы и методы обучения. Откуда появились принципы?  Основной источник, приведший к их возникновению  – практика обучения, опыт и находки учителей, которые постепенно осмысляются и обобщаются.

Информация о работе Курс лекций по "дидактике"