Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»
Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66
Успех учебной работы учащегося обеспечивается не только хорошо проводимыми уроками в классе, но и еще в большей мере самостоятельными занятиями дома.
Очень часто можно услышать сетование родителей, да и самих учителей, учащихся на перегрузку домашних заданий. Выражается она в количестве задаваемого на дом материала. Но есть еще и скрытая перегрузка, когда вся тяжесть усвоения нового материала перекладывается с урока на самостоятельную домашнюю работу. Не успел учитель на уроке объяснить материал: «Ребята вы это сами выучите», плохо объяснил – опять ученик вынужден самостоятельно «доходить» до всего. В результате в дополнение к 5-6 часам ежедневной классной и внеклассной работы ученик имеет не мене, а иногда и более 3-4 часов домашней, т.е. его рабочий день больше, чем у взрослого.
В настоящее время учебники и программы совершенствуются, запрещено давать материал не предусмотренный программой, определены предельные нормы ежедневной домашней работы, не разрешено давать задание на каникулы, праздники, выходные, от учителей требуют решительного улучшения качества уроков, с тем, чтобы материал был полностью понят учеником не дома, а в классе.
Выделяют несколько видов домашних заданий:
Этот
вид задания предполагает, что
учащийся должен восстановить в памяти
и дополнительно закрепить
Такие практические задания предусматриваются по всем предметам. Их функция – закрепление знаний, практических умений и навыков.
II.Творческие задания с целью углубления материала.
В
практике учителей встречаются и
такие виды заданий, как прочитать
какую-то статью, рассказ, книгу, журнал;
законспектировать какой-то материал;
просмотреть кинофильм или
Такие задания не могут быть обязательными для всех учащихся. Они требуют дифференцированного подхода на основе уровня знаний, умений и навыков учащихся.
III.
Индивидуально-
Большое значение имеют задания, цель которых приблизить школьные знания к окружающей действительности, природе, производству. Такие задания помогают, с одной стороны, использовать получаемые знаия в жизни, а с другой – использовать жизненную практику для лучшего усвоения новых знаний.
IV. Задания по выбору.
Наконец,
вполне возможны домашние задания по
выбору учащихся и домашние задания
для желающих, не обязательные для
всех. Учащиеся добровольно выполняют
такие задания, если у них получается,
если они убеждены в полезности такой
работы, если у них выработана соответствующая
потребность. Задания по выбору позволяют
учащимся выполнять то, что им по силам
и выбор делать самостоятельно.
Определить содержание домашнего задания – дело важное. Но не менее важно довести его до сознания учащихся. Существует несколько правил, которые учитель должен соблюдать, давая задание на дом.
3.
При
определении домашнего задания
важно учитывать еще и
В этих случаях необходимы индивидуальные задания на дом. Это позволяет сильным не топтаться на месте, а слабым – наверстать упущенное и не потерять интереса к учению.
2. различный уровень развития и подготовленности учащихся.
Это
предполагает различный характер и
объем домашних заданий. Разный уровень
самостоятельности и
4.В
каких направлениях должна
1. Обучение работе с учебником.
У каждого учебника своя специфика: по одному предмету достаточно только прочитать и пересказать материал, по другому – его необходимо проанализировать, осмыслить, доказать, выучить. Учащиеся должны знать, что читать больше двух-трех раз с одной и той же целью материал бесполезно и даже вредно. Основой усвоения должно быть первое чтение, поэтому оно должно быть предельно внимательным, сосредоточенным. За первым ознакомительным чтением рекомендуется прочесть параграф по частям. Делить на части следует по смыслу. Помогает этому во многом авторские абзацы. Прочитав абзац, надо выделить главную мысль в нем.
Так постепенно, переходя от одной части к другой, ученик устанавливает главные идеи текста. Когда параграф прочитан полностью и проанализирован по частям, важно установить идею всего параграфа. После этого нужно закрыть учебники и воспроизвести материал, а потом прочитать параграф снова, чтобы обнаружить свои недоработки и устранить их.
Это необходимо прежде всего учащимся старших классов, хотя первоначальные умения могут быть заложены и в средних. Например, составление каталогов по какой- то теме, ведение характеристики. Для этого учащиеся должны знать, как работать в библиографическом отделе библиотеки.
Работа со статьей.
Составление
ее плана простого и развернутого,
конспектирование, тезирование. Для
этого необходимо обучить на уроке
учащихся этой работе, показать, как
это делать.
План статьи | Основные
тезисы
(дословно) |
Конспект (своими словами) | Выводы по ходу чтения |
3.знакомство с приемами систематизации и упорядочения знаний.
а) систематическая подготовка к уроку;
б) умение увязывать пройденный и новый материал.
4.
использование таблиц, опорных конспектов,
памяток в подготовке дом. Задания.
Каковы же пути повышения эффективности домашней работы в процессе обучения?
План
Литература
1.
Справедливо утверждение И.Ф. Харламова о том, что для успешного обучения важно знать не только сущность процесса обучения, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно осуществляется. Закономерности – это устойчивые, повторяющиеся связи в процессе обучения, реализация, которых позволяет добиваться эффективных результатов в обучении и формировании личности.
Выделяют общие закономерности процесса обучения и специфические.
Общие – это те, на основе которых осуществляется воспитание и обучение в целом. К ним относится:
Учет этих закономерностей необходим как в процессе воспитания, так и в процессе обучения. В силу того, что процесс обучения имеет и свои специфические цели – обеспечение учащихся знаниями, умениями, навыками – то вполне, естественно, что существуют специфические закономерности, которым он подчинен.
Вот эти специфические закономерности и называют чаще всего принципами обучения.
2.
Принципы обучения – это те положения, требования, которые определяют содержание образования, формы и методы обучения. Откуда появились принципы? Основной источник, приведший к их возникновению – практика обучения, опыт и находки учителей, которые постепенно осмысляются и обобщаются.