Курс лекций по "дидактике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»

Содержание

Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по дидактике.doc

— 635.50 Кб (Скачать)
 

      Литература

      Учебные пособия.

      Проблемы  методов обучения в современной  общеобразовательной школе. – М., 1980.

      Лернер  И.Я. Дидлактические основы методов  обучения. – М., 1981.

      Выбор методов обучения / Под ред. Ю. Бабанского. М., 1981.

      Кудряшёв  Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981. 

      Слово «метод» означает способ познания, систему правил и подходов к изучению явлений и закономерностей развития природы, общества и мышления.

      В науке «метод» имеет конкретное значение в зависимости от предмета исследования или вида деятельности. Всякий метод представляет собою  единство объективного и субъективного, потому что в нем сочетается познание явлений и закономерностей объективной действительности и выработанные на их основе приемы изучения, исследования и преобразования человеком объективного мира.

      Методы  обучения представляют собой систему целенаправленных способов действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую усвоение или содержание образования. Метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс усвоения учеником содержания образования.

      Процесс обучения двусторонний: учитель –  обучает, ученик – учится. Однако руководящая  роль в этом процессе принадлежит учителю. Его задача – развить интерес учащихся к изучаемому предмету, обеспечить сознательное усвоение знаний, научить применять их на практике. Помогают ему в этом методы обучения. Определяются методы обучения целью обучения и его содержанием. Выбирает метод учитель, исходя из целей, содержания предмета, своих индивидуальных особенностей, индивудуально-психологических особенностей учащихся, уровня подготовленности класса.

      Таким образом, методы обучения – это система  действий учителя, организующего познавательную деятельность учеников, которая ведет к усвоению содержания образования.

      Каждый  вид деятельности имеет свои методы. Универсальных методов нет, каждый имеет свои преимущества и слабые стороны. 

      Проблема  методов обучения активно разрабатывается  в дидактике уже в течение 30 лет. Тем не менее, единой классификации  методов не существует. Объясняется  это множеством подходов к рассмотрению данной проблемы. Подход к классификации  – это то, что берется за основу.

      Методы  классифицируются:

      по  дидактическим задачам (методы сообщения  новых знаний; закрепление; проверки и оценки знаний) Данилов, Есипов, Харламов;

      по  источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические) Перовский, Толант, Зверев;

      по  логическим формам (индивидуальные, дедуктивные) Верзалин, Шаповаленко;

      по  типам познавательной деятельности учащихся (репродуктивные, частчно-поисковые, исследовательские) Лернер, Скаткин, Махмутов.

      Существуют  вспомогательные методы, стимулирующие  учение. К ним относят познавательные игры, экскурсии, конкурсы, олимпиады, смотры и т.д. Каждая классификация, даже в пределах одного подхода имеет свои особенности.

      Так, Данилов и Есипов методы выделяют, исходя из целей и задач учебной  деятельности.

      Это: 1. методы приобретения новых знаний;

      2.методы  формирования умений и навыков  и применение знаний на практике;

      методы  проверки и оценки умений, знаний, навыков.

      Харламов, сохраняя подход, дополняет данную классификацию своими методами и  в результате выделяет: 1. методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (лекция, иллюстр., объяснение);

  1. методы закрепления изучаемого материала (беседы, работа с учебником);
  2. методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа над текстом, лабораторные работы);
  3. методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (письменные, практические работы);
  4. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (устный опрос, контрольные работы, проверка домаш. работ и т.д.).

      Наиболее  распространенной является классификация  методов Лернера и Скаткина. Они  классифицируют методы обучения, беря за основу самостоятельность и глубину  мыслительной деятельности учащихся. Они выделяют:

    1. объяснительно-иллюстрированный метод;
    2. репродуктивный;
    3. проблемное изложение;
    4. частично-поисковый или эвристический;
    5. исследовательский.

      Предлагаемая  система позволяет четко определить: какова познавательная деятельность учащихся при использовании данного источника знаний, каковы учебные задачи и как они при этом ставятся и решаются.

      Система Лернера и Скаткина получила признание  не только в дидактике, но и в методиках  всех гуманитарных предметов.

      Рассмотрим  выделяемые методы.

  1. Объяснительно-иллюстрированный метод организуется разными способами объяснения. Это может быть рассказ, лекция, объяснение, работа с учеником, демонстрация иллюстраций, картин, кино-диафильмов.
  2. Репродуктивный – метод готовых знаний. Сущность его заключается в том, что преподаватель отбирает знаний и преподносит их учащимся. Проявляется репродуктивный метод в 2-х формах: 1. предъявление одного и того же задания для многократных повторений;

      2.предъявление  вариаций, схожих с усвоенным  образцом.

      Достоинства: учет оперативности действий, ибо  деятельность осуществляется по готовому образцу.

      Недостаток: практически не формирует мышление.

  1. Метод проблемного изложения. Обычно предшествует частично-поисковому (эвристическому) или же используется параллельно ему. Так, в процессе школьной лекции учитель знакомит учащихся с различными оценками творчества писателя, его произведений, героев и это создает базу для последующего создания проблемной ситуации и поиска.
  2. Эвристический метод или частично-поисковый. Его сущность: под руководством учителя школьник выполняет какие-то части процесса решения задач и находит ответы.

      Формы: а) учитель сообщает факты, а ученики  делают выводы;

      б) учитель ставит проблему, а гипотезу выдвигают ученики.

      5. Исследовательский метод. Этот  метод используется, когда у учащихся  появляется опыт в решении проблемных задач. При использовании данного метода учитель констатирует систему проблем, задач и адаптирует ее в различных ситуациях учебного процесса.

      Знания  учащихся выступают: а)как средство для решения задачи

      б) как результат решения задачи.

      Между методами есть иерархия связей. Так, объяснительно-иллюстрационный  и репродуктивный создают базу для  исследовательского метода. Эвристический  метод формирует разные процедуры  познавательной деятельности (анализ, синтез, решение проблемного вопроса, выход из проблемной ситуации и т.д.). Исследовательский метод реализует различные проблемы в разных ситуациях.

      Исходя  из системы общедидактических методов, обоснованных Лернером и Скаткиным, П.И. Кудряшев предложил свою систему  методов обучения литературы.

  1. Метод творческого чтения
  2. Эвристический
  3. Исследовательский
  4. Репродуктивный

      Данная  классификация хорошо учитывает  логику познания литературы как учебного предмета.

  1. Метод творческого чтения. Этот метод наиболее специфичен для литературы, поскольку важнейшим элементом его является искусство слова. Он проявляется в следующих приемах: выразительное чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, чтение художественного текста с комментарием, беседа с целью выяснения непосредственного впечатления учащихся от прочитанного; слово учителя с целью активизации художественного переживания. Этот метод способствует развитию наблюдательности, умения видеть и слышать явления жизни, умения найти слова для выражения своих переживаний.

      Виды  деятельности учащихся: чтение произведений, заучивание наизусть, слушание художественного чтения, составление плана, устные и письменные отзывы.

  1. Эвристический метод.

      Следующая ступень в логике познавательной деятельности учащихся – углубленное  усвоение произведения – его анализ. Эта ступень, углубляя первоначальное эмоциональное восприятие, стимулирует интеллектуальные усилия.

      Задача  учителя – помочь уч-ся обнаружить основные проблемы произведения, найти  пути их разрешения, учить анализировать  их.

      Обычное проявление этого метода – эвристическая беседа.

      Он  проявляется через следующие  приемы анализа текста: анализ эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов, целого произведения, образов, языка, композиции, всевозможные сопоставления, постановки вопросов, диспуты.

  1. Исследовательский метод. Он близок к эвристическому. Однако при эвристическом методе учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать и систематизировать их. При исследовательском методе учащиеся применяют уже усвоенные ими умения и навыки. Приемы реализации метода: учитель выдвигает проблему для всего класса. Он может указать источники, пособия, произведения.
  2. Репродуктивный метод.

      Значение  этого метода не только в сообщении  учащимся новых знаний, но и в  обобщении суммы знаний, полученных учащимися.

      Приемы: рассказ учителя о жизни и  творчестве писателя, лекция, демонстрация учебных пособий, использование  технических средств.

      Виды  деятельности учащихся: запись лекции, составление плана, конспекта, таблиц, подготовка устных ответов, рефератов, докладов, сочинений.

 

      

Тема  4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности.

 

      План

      1.Сущность  домашней работы учащихся.

      2. Общедидактические требования к  организации домашней работы школьников.

      3. Психологические основы организации  домашней работы школьников.

      4. Формирование у учащихся умений  и навыков домашней учебной  работы.

      5. Пути повышения эффективности  домашней работы в процессе  обучения. 

      Литература

  1. Борисова В.А. Творческие домашние задания – один из путей активизации умственной деятельности школьников. / В кн.: Психологические особенности формирования мыслительной деятельности школьников – Л., 1984.
  2. Векслер С.И. Подготовка учащихся к самостоятельному решению учебных проблем. // Сов. пед-ка. – 1983. – № 3.
  3. Волков И. Развитие самостоятельности и творчества школьников //Нар. образование. – 1983. – № 1.
  4. Древелов Х. и др. Домашние задания. Пер.с нем. – М., 1989.
  5. Лосева В., Луньков А. Домашние задания: с ребенком или за него. //Семья и школа. – 1993. – № 7.
  6. Назаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников. //Педагогика. – 1993. – № 3.
  7. Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. – М., 1979.
  8. Раманаускас З.Л. Формирование умений самостоятельной работы с учебниками. // Сов. пед-ка. – 1983. – № 3.
  9. Шабалина З.П. Домашняя учебная работа школьников. – М., 1982.

Информация о работе Курс лекций по "дидактике"