Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»
Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66
Литература
Учебные пособия.
Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
Лернер И.Я. Дидлактические основы методов обучения. – М., 1981.
Выбор методов обучения / Под ред. Ю. Бабанского. М., 1981.
Кудряшёв
Н.И. Взаимосвязь методов обучения
на уроках литературы. – М., 1981.
Слово «метод» означает способ познания, систему правил и подходов к изучению явлений и закономерностей развития природы, общества и мышления.
В науке «метод» имеет конкретное значение в зависимости от предмета исследования или вида деятельности. Всякий метод представляет собою единство объективного и субъективного, потому что в нем сочетается познание явлений и закономерностей объективной действительности и выработанные на их основе приемы изучения, исследования и преобразования человеком объективного мира.
Методы обучения представляют собой систему целенаправленных способов действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую усвоение или содержание образования. Метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс усвоения учеником содержания образования.
Процесс обучения двусторонний: учитель – обучает, ученик – учится. Однако руководящая роль в этом процессе принадлежит учителю. Его задача – развить интерес учащихся к изучаемому предмету, обеспечить сознательное усвоение знаний, научить применять их на практике. Помогают ему в этом методы обучения. Определяются методы обучения целью обучения и его содержанием. Выбирает метод учитель, исходя из целей, содержания предмета, своих индивидуальных особенностей, индивудуально-психологических особенностей учащихся, уровня подготовленности класса.
Таким образом, методы обучения – это система действий учителя, организующего познавательную деятельность учеников, которая ведет к усвоению содержания образования.
Каждый
вид деятельности имеет свои методы.
Универсальных методов нет, каждый
имеет свои преимущества и слабые
стороны.
Проблема методов обучения активно разрабатывается в дидактике уже в течение 30 лет. Тем не менее, единой классификации методов не существует. Объясняется это множеством подходов к рассмотрению данной проблемы. Подход к классификации – это то, что берется за основу.
Методы классифицируются:
по дидактическим задачам (методы сообщения новых знаний; закрепление; проверки и оценки знаний) Данилов, Есипов, Харламов;
по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические) Перовский, Толант, Зверев;
по логическим формам (индивидуальные, дедуктивные) Верзалин, Шаповаленко;
по типам познавательной деятельности учащихся (репродуктивные, частчно-поисковые, исследовательские) Лернер, Скаткин, Махмутов.
Существуют вспомогательные методы, стимулирующие учение. К ним относят познавательные игры, экскурсии, конкурсы, олимпиады, смотры и т.д. Каждая классификация, даже в пределах одного подхода имеет свои особенности.
Так, Данилов и Есипов методы выделяют, исходя из целей и задач учебной деятельности.
Это: 1. методы приобретения новых знаний;
2.методы
формирования умений и навыков
и применение знаний на
методы проверки и оценки умений, знаний, навыков.
Харламов, сохраняя подход, дополняет данную классификацию своими методами и в результате выделяет: 1. методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (лекция, иллюстр., объяснение);
Наиболее распространенной является классификация методов Лернера и Скаткина. Они классифицируют методы обучения, беря за основу самостоятельность и глубину мыслительной деятельности учащихся. Они выделяют:
Предлагаемая
система позволяет четко
Система Лернера и Скаткина получила признание не только в дидактике, но и в методиках всех гуманитарных предметов.
Рассмотрим выделяемые методы.
2.предъявление вариаций, схожих с усвоенным образцом.
Достоинства: учет оперативности действий, ибо деятельность осуществляется по готовому образцу.
Недостаток: практически не формирует мышление.
Формы: а) учитель сообщает факты, а ученики делают выводы;
б) учитель ставит проблему, а гипотезу выдвигают ученики.
5. Исследовательский метод. Этот метод используется, когда у учащихся появляется опыт в решении проблемных задач. При использовании данного метода учитель констатирует систему проблем, задач и адаптирует ее в различных ситуациях учебного процесса.
Знания учащихся выступают: а)как средство для решения задачи
б) как результат решения задачи.
Между методами есть иерархия связей. Так, объяснительно-иллюстрационный и репродуктивный создают базу для исследовательского метода. Эвристический метод формирует разные процедуры познавательной деятельности (анализ, синтез, решение проблемного вопроса, выход из проблемной ситуации и т.д.). Исследовательский метод реализует различные проблемы в разных ситуациях.
Исходя
из системы общедидактических
Данная классификация хорошо учитывает логику познания литературы как учебного предмета.
Виды деятельности учащихся: чтение произведений, заучивание наизусть, слушание художественного чтения, составление плана, устные и письменные отзывы.
Следующая ступень в логике познавательной деятельности учащихся – углубленное усвоение произведения – его анализ. Эта ступень, углубляя первоначальное эмоциональное восприятие, стимулирует интеллектуальные усилия.
Задача учителя – помочь уч-ся обнаружить основные проблемы произведения, найти пути их разрешения, учить анализировать их.
Обычное проявление этого метода – эвристическая беседа.
Он проявляется через следующие приемы анализа текста: анализ эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов, целого произведения, образов, языка, композиции, всевозможные сопоставления, постановки вопросов, диспуты.
Значение этого метода не только в сообщении учащимся новых знаний, но и в обобщении суммы знаний, полученных учащимися.
Приемы: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, лекция, демонстрация учебных пособий, использование технических средств.
Виды деятельности учащихся: запись лекции, составление плана, конспекта, таблиц, подготовка устных ответов, рефератов, докладов, сочинений.
План
1.Сущность домашней работы учащихся.
2.
Общедидактические требования
3.
Психологические основы
4.
Формирование у учащихся
5.
Пути повышения эффективности
домашней работы в процессе
обучения.
Литература