Курс лекций по "дидактике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»

Содержание

Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по дидактике.doc

— 635.50 Кб (Скачать)

74.202

Е60

Курс лекций по курсу Педагогика (дидактика)

Содержание

 

Тема 1. Дидактика и  ее основные категории

      План

  1. Понятие о дидактике. Основные категории дидактики.
  2. Задачи и проблемы исследования современной дидактики.
 

    Литература

    1. Венцент Рконь. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
    2. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина – М., 1982.
    3. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований. М., 1982.
    4. И.Ф. Харламов. Педагогика – М., 1990.
    5. Каменский Я. Великая дидактика / В сб.Каменский, Локк, Руссо, Песталоцци Пед. наследие. – М., 1989.
    6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.– М., 1984.
    7. Учебники педагогики: Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988
    8. Чеслав Куписевич. Основы общей дидактики. – М., 1986.
 

      1.

      В прошлом году, рассматривая сущность педагогического процесса, Вы наверняка  отмечали, что педагогический процесс  – это процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях учебного заведения. Таким образом, схематично структуру педагогического процесса можно изобразить следующим образом: 

                              процесс воспитания  самовоспитание

      Пед. процесс   процесс обучения самообразование

                              процесс развития 

      В прошлом году Вы говорили о процессе воспитания, в этом году Вам предстоит  изучить основы процесса обучения.

      Область педагогики, которая исследует закономерности процесса образования и обучения, называется дидактикой.

      Термин  «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика».

      Интересно обоснование важности дидактики  в работе Коменского.

      Правильно построенная дидактика, по мысли  Каменского, важна:

  1. Для родителей, которые до сих пор большей частью были не осведомлены, чего им ждать от своих детей. Они нанимали учителей, обращались к ним с просьбами, задабривали их подарками. Но если метод воспитания доведен до безошибочной верности, то результат, на который невсегда надеются, не может с божьей помощью не воспользоваться.
  2. Для учителей, большинство которых не знали, как надо учить и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучили себя и истощали свои силы трудолюбием и старательностью, стремились добиться успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени  и трудов.
  3. Для учеников, чтобы можно было довести их до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя.
  4. Для школ, которые при правильном методе не только можно будет сохранить в цветущем состоянии, но и без конца умножать. Ведь они будут поистине местами игр, домами наслаждения и удовольствия.
  5. Для государства – «Что составляет основу всякого государства? – Воспитание юношей». Ведь никогда виноградные лозы не принесут полезного плода, если за ними не было хорошего ухода.

      Т. Образом «Великая дидактика» Каменского – это универсальное искусство всех учить всему. Учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащихся, ни у учащих не было скуки или обременения, чтобы обучение происходило с удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию.

      Все это было написано в XVII веке, но своей сути не утратило и по сей день. По-прежнему дидактов волнует вопрос, как сделать более эффективным процесс обучения, как научить всех.

      Исходя  из всего вышесказанного мы можем  сделать вывод, что предмет дидактики  – это содержание образования  и организации его.

      Основные  категории дидактики: образование, обучение, преподавание, учение, научение, закономерности и принципы обучения, процесс обучения и его компоненты – задача, содержание, формы, методы и средства результата обучения.

      Рассмотрим  некоторые из них. Образование –  это целенаправленный процесс и  результат овладения учащимися  системы научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения личности. Образование может быть общим и профессиональным.

      Общее – образование, получаемое в средней  школе.

      Профессиональное  – это образование по какой-то специальности, но в системе образования. Однако конечного образования не существует, оно непрерывно, ибо непрерывно развитие человека как личности на протяжении всей его жизни.

      Ведущим путем образования является обучение.

      Обучение – это целенаправленный, систематический, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на формирование у школьников системы знаний, умений и навыков и основ личности. В основе обучения – деятельность учителя. Она включает целую систему приемов и методов передачи знаний, умений и навыков учащимся. Она включает также и много социальных действий:

  1. отбор учебного материала;
  2. выбор приемов и методов сообщения;
  3. показ наглядных пособий;
  4. постановку эксперимента;
  5. показ способа действия, объясняемого материала;
  6. контроль.

      В результате учитель выполняет сам несколько функций:

      1. исследовательскую (анализ языковых  явлений, литературных произведений, изучение опыта коллег, своего  опыта, изучение и применение  научных трудов и т.д.);

      2. конструкторская (разработка системы  уроков по определенным темам, разработка внеклассных мероприятий);

      3. организаторская (реализация намеченных  планов, организация работ);

      4. коммуникативная (установка обратной  связи).

      Учение  – это деятельность самого учащегося. Учащийся обучается в той мере, в какой он сам учится. Чтобы знания усвоить, надо совершить массу действий. Каких?

      Действия  учащихся

  1. воспринимать материал. Это труд, он сопряжен с пониманием.
  2. запоминание.
  3. конспектирование (лекции);
  4. повторение т.д.

      Различают два типа учения – бессмысленное  и осмысленное. Первый тип учения характеризуется как принудительный, безличностный, оцениваемый извне, направленный только на усвоение значений.

      Второй  тип – напротив: свободный, самостоятельно интегрируемый, личностно-вовлеченный, оцениваемый самим учащимся, направленный на усвоение осмысленных элементов личностного опыта. В настоящее время очень важно в школе перенести акцент в процессе обучения с преподавания их учения и организовать самопреподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения.

      Научение  – это результат преподавания и учения. Это знания, понятия, навыки, умения. Знания в узком смысле – это понятийно-фактическая составляющая учебного материала. Знания в широком смысле – это весь комплекс теоретических и практических знаний и умений их применять.

      Понятие – это совокупность знаний о самых существенных и устойчивых свойствах однородных предметов и явлений.

      Умения  – это действия, которые основываются на применении каких-то правил, знаний.

      Навык – это автоматизированное действие, закрепляемое в результате многократного повторения.

      Все эти категории взаимосвязаны, ибо  в конечном итоге суть заключаемая  в них есть то, что оказывает  широкое развивающее и формирующее  влияние на личность.

      Задачи  дидактики:

  1. Какое в соответствии с общей целью дать образование.
  2. Как обеспечить сознательное, прочное овладение знаниями, умениями и навыками.
  3. Как на базе знания науки развивать у человека познавательные интересы и способности, формировать мировоззрение (наиболее фундаментальные научные знания).
  4. Как осуществлять связь обучения с другими разделами педагогики и другими науками.
  5. Как готовить школьников к практической деятельности.

      Исходя  из задач дидактика разрабатывает  следующие проблемы:

  1. определяет педагогические основы содержания образования.
  2. исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся.
  3. изучает закономерности учебно-познавательной деятельности обучающихся и пути его активизации в процессе обучения.
  4. разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения.
  5. разрабатывает организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

 

Тема 2. Процесс  обучения

 

      План

  1. Сущность и структура процесса обучения.
  2. Основные компоненты процесса обучения.
  3. Этапы процесса обучения.
 

      Литература

  1. Дьяченко В.К. Организованная структура учебного процесса и его развитие. – М., 1989.
  2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя – М., 1987.
  3. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий. – М., 1989.
  4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
  5. Лернер И. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики //Сов. пед-ка. – 1989. – № 11.
  6. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
  7. Педагогика под ред. Ю.К. Бабанского – М., 1988

      8. Герасимов С.В. Когда учение  становится привлекательным // Пед-ка. – 1993. – № 2.

      9. Тагунова И.А. Мотивация как  целеполагающий компонент учения // Новые исследования в педагогических  науках. Вып. 2/58 – М., 1991.

      10. Ратанова Г.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. – 1990. – № 5.

      11. Кузнецова Л.М. От познавательного  интереса к созиданию знаний // Пед-ка. – 1993. – № 4. 

      
  1. Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Процесс обучения – это часть целостного педагогического процесса.

      Основу  процесса обучения составляют дидактические  отношения: педагог–учащийся; учащийся – содержание образования; учащийся – учебный коллектив, педагог– содержание образования и др.

      ПО

      Деят-ть учителя   деят-ть учащихся

                        Знания

                        Умения

                        Навыки

      Основным  в цепи отношений является отношение  «педагог–учащийся–объект усвоения». При этом роль педагога, как справедливо замечает Выготский, сводится к тому, чтобы быть «организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником». Структура процесса обучения:

Информация о работе Курс лекций по "дидактике"