Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»
Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66
Е60
План
Литература
1.
В
прошлом году, рассматривая сущность
педагогического процесса, Вы наверняка
отмечали, что педагогический процесс
– это процесс, реализующий цели
образования и воспитания в условиях учебного
заведения. Таким образом, схематично
структуру педагогического процесса можно
изобразить следующим образом:
Пед. процесс процесс обучения самообразование
В прошлом году Вы говорили о процессе воспитания, в этом году Вам предстоит изучить основы процесса обучения.
Область
педагогики, которая исследует
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика».
Интересно обоснование важности дидактики в работе Коменского.
Правильно построенная дидактика, по мысли Каменского, важна:
Т. Образом «Великая дидактика» Каменского – это универсальное искусство всех учить всему. Учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащихся, ни у учащих не было скуки или обременения, чтобы обучение происходило с удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию.
Все это было написано в XVII веке, но своей сути не утратило и по сей день. По-прежнему дидактов волнует вопрос, как сделать более эффективным процесс обучения, как научить всех.
Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что предмет дидактики – это содержание образования и организации его.
Основные категории дидактики: образование, обучение, преподавание, учение, научение, закономерности и принципы обучения, процесс обучения и его компоненты – задача, содержание, формы, методы и средства результата обучения.
Рассмотрим некоторые из них. Образование – это целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системы научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения личности. Образование может быть общим и профессиональным.
Общее – образование, получаемое в средней школе.
Профессиональное – это образование по какой-то специальности, но в системе образования. Однако конечного образования не существует, оно непрерывно, ибо непрерывно развитие человека как личности на протяжении всей его жизни.
Ведущим путем образования является обучение.
Обучение – это целенаправленный, систематический, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на формирование у школьников системы знаний, умений и навыков и основ личности. В основе обучения – деятельность учителя. Она включает целую систему приемов и методов передачи знаний, умений и навыков учащимся. Она включает также и много социальных действий:
В результате учитель выполняет сам несколько функций:
1.
исследовательскую (анализ
2.
конструкторская (разработка
3.
организаторская (реализация
4.
коммуникативная (установка
Учение – это деятельность самого учащегося. Учащийся обучается в той мере, в какой он сам учится. Чтобы знания усвоить, надо совершить массу действий. Каких?
Действия учащихся
Различают два типа учения – бессмысленное и осмысленное. Первый тип учения характеризуется как принудительный, безличностный, оцениваемый извне, направленный только на усвоение значений.
Второй тип – напротив: свободный, самостоятельно интегрируемый, личностно-вовлеченный, оцениваемый самим учащимся, направленный на усвоение осмысленных элементов личностного опыта. В настоящее время очень важно в школе перенести акцент в процессе обучения с преподавания их учения и организовать самопреподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения.
Научение – это результат преподавания и учения. Это знания, понятия, навыки, умения. Знания в узком смысле – это понятийно-фактическая составляющая учебного материала. Знания в широком смысле – это весь комплекс теоретических и практических знаний и умений их применять.
Понятие – это совокупность знаний о самых существенных и устойчивых свойствах однородных предметов и явлений.
Умения – это действия, которые основываются на применении каких-то правил, знаний.
Навык – это автоматизированное действие, закрепляемое в результате многократного повторения.
Все
эти категории взаимосвязаны, ибо
в конечном итоге суть заключаемая
в них есть то, что оказывает
широкое развивающее и
Задачи дидактики:
Исходя из задач дидактика разрабатывает следующие проблемы:
План
Литература
8. Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным // Пед-ка. – 1993. – № 2.
9.
Тагунова И.А. Мотивация как
целеполагающий компонент
10. Ратанова Г.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. – 1990. – № 5.
11.
Кузнецова Л.М. От
Основу процесса обучения составляют дидактические отношения: педагог–учащийся; учащийся – содержание образования; учащийся – учебный коллектив, педагог– содержание образования и др.
ПО
Деят-ть учителя деят-ть учащихся
Знания
Умения
Навыки
Основным в цепи отношений является отношение «педагог–учащийся–объект усвоения». При этом роль педагога, как справедливо замечает Выготский, сводится к тому, чтобы быть «организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником». Структура процесса обучения: