Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»
Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66
1. процесс преподавания
2. процесс учения – деятельность учеников.
Деятельность учителя предполагает:
Процесс обучения
Процесс преподавания процесс учения
(деятельность учителя) (деятельность учеников)
Формы деятельности педагога:
Деятельность учащихся предполагает:
Учение школьников складывается из определенных действий, зависящих от положения, которое занимает обучаемый в поле педагогических воздействий, т.е. от того, какую функцию он выполняет в педагогической ситуации. Могут быть следующие функции:
В соответствии с тремя указанными функциями выполняются 3 вида обучающих действий:
1. преподавание готовых знаний
2. естественное самонаучение
3.
направленная познавательная
Для каждого их этих обучающих действий характерны свои способы управления деятельностью обучающегося, свои методы обучения. Так, преподавание готовых знаний и умений выражается через сообщение, разъяснение, преподавание, показ.
Естественное самонаучение предполагает как побудители интерес, любопытство, увлечение. Наконец, направленная познавательная деятельность предполагает постановку задач, проблем, обсуждение, дискуссию, совместное планирование и т.д.
Процесс обучения призван осуществлять три функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Это не случайно, ибо всестороннее развитие личности предполагает единство образованности, воспитанности и общей развитости.
Рассмотрим эти функции.
Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, теории и т.д.
Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета, практические умения и навыки (анализ текста, лингвистический анализ и т.д.)
Кроме специальных умений и навыков школьники должны овладеть общеучебными умениями – работа с книгой, микроскопом и т.д.
Воспитательная функция. Она реализуется одновременно с образовательной, формируя мировоззрение, этические, эстетические представления, взгляды, убеждения, способы поведения и т.д. Она органически вытекает из самого содержания и методов обучения, но осуществляется посредством специальной организации обучения учителя и учеников. Между образованием и воспитанием не односторонняя связь: от обучения к воспитанию. Процесс воспитания тотчас же оказывает благотворительное влияние на ход обучения, т.к. воспитание дисциплинированности, организованности и т.д. создает условие для успешного обучения.
Обучение
и воспитание развивают личность.
Однако в процессе обучения важно
учитывать и развивающую
Все три функции перекрещиваются в процессе обучения. Все они связаны: одна предшествует другой, является причиной м следствием.
В процессе обучения выделяют следующие компоненты:
1. целевой (осознание цели обучения как учителем, так и учеником);
2.
мотивационный (определяется
3. содержательный (план–программы– учебник–учитель);
4. операционно-деятельностный (формы, методы обучения);
5. контрольно-регулировочный (виды контроля);
6. оценочно-результативный (оценка, самооценка).
Все эти компоненты необходимо рассматривать во взаимосвязи. Цель определяет содержание. Цель и содержание требуют определенных методов, средств, форм обучения. По ходу обучения необходим контроль. И, наконец, все компоненты процесса обучения обеспечивают результат.
Путь познания истины: от простого содержания к абстрактному мышлению и от него к практике. Обучение имеет свою специфику познания. С помощью чувств человек познает внешние признаки, затем идет восприятие, а затем осмысление. Чувства, восприятие, мышление находятся в единстве между собой. Высшая ступень осмысления характеризуется абстрактным мышлением. Исходя из этого, выделяют основные этапы процесса обучения:
Восприятие – это отражение предмета или явления в целом в момент непосредственного воздействия на наши органы чувств.
От чего зависит полнота восприятия?
Видом
восприятия является наблюдение. Наблюдение
– это намеренное восприятие предмета
или явления с целью
Условия наблюдения.
На основе восприятия и наблюдений складываются представления.
2.
Основу осмысления составляют
понятия, суждения и
Понятие – это совокупность знаний о существенных и наиболее устойчивых признаках однородных предметов и явлений.
Суждения
– это утверждение или
Суждения образуются двумя путями:
непосредственно (констатируется то, что воспринимается)
путем умозаключений или рассуждений.
Умозаключение – это вывод нового суждения из других суждений. С их помощью мы получаем новые знания.
Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация.
Анализ – мысленное растление предмета на части.
Синтез – соединение частей.
Сравнение – мыслительный процесс, с помощью которого устанавливаются сходства и различия.
Систематизация – расположение предметов в определенном порядке.
Конкретизация – подведение единичного факта под общее понятие.
Абстрагирование – отвлечение от несущественных признаков и выделение существенных.
Истинность знаний проводится на практике. В основе проверки истинности знаний на практике лежит овладение умением обратного перехода, т.е. от абстрактного к единичному, конкретному, от усвоения обобщенных понятий к их применению в конкретных условиях.
С педагогической точки зрения этот переход от абстрактного к конкретному в учебно-познавательной деятельности обеспечивает решение трех задач: закрепление знаний, формирование на основе знаний определенных умений и навыков, а также применение знаний для решения проблем повседневной жизни.
4. Контроль для того, чтобы посмотреть, как идет рост учащихся.
Функции контроля.
помогает определить соответствие учебных действий условиям учебной задачи;
с помощью контроля достигается правильность выполнения, полнота знания;
обеспечивается обратная связь на уроке: учитель – ученик;
контроль помогает осуществлять развивающую функцию
Виды контроля
Прогнозирующий
Процессуальный (текущий)
Тематический
Итоговый
В процессе обучения учитель должен помнить:
1.
каждый учащийся должен быть
мотивирован на учебу, т.е.
2. учеба должна проводиться в условиях физического и психологического комфорта
3.
процесс учебы должен
При этом отрицательные эмоции недопустимы, унижение от критики, приступы неверия в свои силы, скука.
Обеспечить все это может лишь дифференцированное обучение.
Цели
дифференцированного обучения: с
психолого-педагогической стороны
– это создание оптимальных условий
для выявления задатков развития,
интересов, способностей каждого школьника;
с социальной – целенаправленное воздействие
на формирование творческого, интеллектуального,
профессионального потенциала общества;
с физической – создание новой методической
системы обучения, основанной на принципиальной
новой мотивационной основе.
План