Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу, начиная с IV, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.
Введение
Глава I Классный руководитель в современной школе
1.1 Классный руководитель в школе, специфика его работы
1.2Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
1.3 Цель обучения и воспитания классного руководителя
Методы воспитания для практической работы классного руководителя
1.5 Мастерство
1.6 Формы работы классного руководителя
1.7 Система работы классного руководителя и его основные направления
1.8 Педагогические задачи классного руководителя
1.9 Воспитательный процесс и его закономерности
1.10 Профессиональная пригодность классного руководителя
1.11 Педагогическая умелость
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного
руководителя
2.1 Работа классного руководителя по изучению учащихся
2.2 Наблюдение классного руководителя за учащимися
2.3 Сплочение коллектива класса
17 Новаторство
Глава III. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
3.1 Создание ученического коллектива
3.2 Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
Глава IV. Работа классного руководителя с учителями и родителями
4.1 Работа классного руководителя с учителями
4.2 Работа классного руководителя с родителями
4.3 Планирование классного руководителя воспитательной работы.
Ведение документации класса
Заключение
Литература
Большое место
в работе классного руководителя
с семьей занимает систематическое
информирование родителей об успеваемости,
поведении и общественно
Обязанность классных
руководителей – осуществлять педагогическое
просвещение родителей, в особенности
с учетом специфического подхода
к учащимся различных возрастных
групп. Так, необходимо ознакомить родителей
с возрастными особенностями воспитания
и развития тех учащихся, с которыми работает
классный руководитель, и дать практические
советы о том, какое отражение должны находить
эти особенности в процессе семейного
воспитания. Беседы, лекции и доклады для
родителей обычно охватывают такие вопросы:
- особенности
семейного воспитания младших
школьников (подростков или старших
школьников);
- взаимоотношения
родителей и детей и их
- санитарно-гигиенический
режим школьника в семье;
- акселерация
и ее влияние на воспитание
учащихся;
- организация
досуга детей в семье и т.д.
Классный руководитель
заботиться о привлечении родителей
к участию в работе школьного
лектория, к посещению занятий в народном
университете педагогических знаний,
пропагандирует педагогическую литературу
по семейному воспитанию
Оказывая влияние
на воспитательную деятельность семьи,
классный руководитель в то же время
опирается на родителей при проведении
воспитательной работы с учащимися. По
его инициативе родители нередко берут
шефство над «трудными» школьниками, на
которых не оказывает должного воздействия
семья. Родители – специалисты различных
областей знаний и профессий – проводят
с учащимися беседы на медицинские, патриотические
и производственные темы, принимают участи
в организации экскурсий, литературно-художественных
вечеров и т.д. Некоторые родители ведут
кружковые занятия по ручному труду, авиамоделированию,
техническому творчеству.
Активными формами
взаимодействия педагогов и родителей
могут быть конференции по обмену опытом,
вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи
с учителями, администрацией, специалистами
/медиками, психологами, юристами и др./
Классный руководитель
привлекает родителей к управлению работой
школы и к организации деятельности классов,
что предполагает:
а) обсуждение и
решение родителями проблем воспитания
детей, жизни школы;
б) участие родителей
в организации воспитательной работы,
помощь в подготовке праздников, различных
дел, в организации экскурсий, выходов
в театры, музеи; помощь в оформлении, ремонте
кабинета, в профориентации; в ведении
кружков;
в) создание органов
самоуправления, организация их деятельности
в школе и классах (родительские
собрания, конференции, родительский комитет,
советы дел, проблемные группы).
Особая задача
классного руководителя – помощь
родителям в экономическом
Вместе с тем
родителей интересуют вопросы: что
думают сами дети о деньгах? Что необходимо
детям знать и уметь, чтобы
зарабатывать деньги? Следует ли детям
предоставить свободный доступ к
деньгам? Как научить их жить не ради
денег, но относится к ним бережливо? И
т.д.
Ничто так не
способствует сближению школы с
семьей, как приглашение родителей
для бесед с учащимися, для
руководства кружками и секциями.
При этом возрастает авторитет родителей,
также заметно повышается интерес
их детей учении школе.
Существенным
элементом руководства школой является
координация деятельности классных
руководителей по поддержанию и
укреплению связей с семьей, а также
организация этой работы в общешкольном
масштабе. Однако поскольку эти вопросы
получили освещение в главе о совместной
работе школы, семьи и общественности,
рассматривать их здесь детально нет необходимости.
Следует лишь подчеркнуть, что вопросы
улучшения семейного воспитания необходимо
обсуждать на педсоветах, в методических
объединениях (секциях) классных руководителей,
а также помогать в работе родительским
комитетам. Персональная ответственность
всех руководящих лиц школы, учителей,
классных руководителей, воспитателей
групп продленного дня за успешное выполнение
своих должностных функций.
4.3.Планирование
классным руководителем
работы. Ведение
документации класса.
Успех многогранной
воспитательной работы с классом
во многом зависит от качества ее планирования.
План работы
классного руководителя является оперативным
конкретным документом, способствующим
организации целостного воспитательного
процесса.
План составляется
до начала учебных занятий после
летних каникул, но представляется руководству
школы на утверждение к концу
первой учебной недели. В течение
этой недели классный руководитель советуется
с коллегами по параллельным классам,
учителями, руководителями школы, активом
родителей.
План работы
составляется в одном экземпляре
и находится у классного
На практике
утвердилась такая структура плана:
характеристика класса, задачи воспитания,
система воспитательной деятельности.
Титульный лист
плана включает в себя название школы,
фамилию, имя, отчество классного руководителя,
класс, четверть и учебный год.
В начале плана
дается характеристика класса, в которой
отражается состояние воспитанности коллектива
класса и отдельных учащихся. Отмечается
степень сплоченности коллектива, действенность
общественного мнения о нем, соотношение
актива и остального состава класса, т.е.
степень развития активности всех учащихся,
качество знаний учащихся, характер взаимопомощи
внутри коллектива, отклонения от норм
поведения со сторон отдельных учащихся
и их причины. Указываются также доминирующие
интересы учащихся и другие особенности
класса. Характеристика служит основой
для конкретизации задач воспитания на
четверть.
Затем классный
руководитель формулирует основные
задачи воспитательной работы с классом.
Общие задачи по возрастным группам
учащихся даны в программе «Примерное
содержание воспитания школьников», которой
руководствуется педагог. Поэтому задачи
не должны быть чрезмерно общими, ни предельно
узкими, но должны учитывать целостность
формирования личности и специфику конкретных
условий воспитания (возраст, воспитанность
учащихся, социальное окружение и т.п.).
Задачи воспитания
можно детализировать таким образом,
чтобы они соответствовали
Систематичность
в воспитательной деятельности –
одно из основных требований к плану
работы классного руководителя. Он
прежде всего требует установления
преемственности в
а) содержание воспитательной
работы – расширение общего кругозора,
развитие политических, атеистических,
нравственно-правовых , эстетических и
других понятий;
б) методы воспитания
– переход от разъяснений классного
руководителя к самостоятельному анализу
явлений общественной жизни, углубление
связи теории с практикой;
в) формы воспитательной
работы – переход от индивидуальных
и групповых бесед к диспутам
и теоретическим конференциям;
г) от простой
исполнительной работы к самостоятельной
общественной деятельности. Осуществляя
преемственность, классный руководитель
предупреждает вредное «топтание на месте»,
постепенно усложняет задачи и формы воспитательной
работы ( чем не допускает ослабления интереса
учащихся к общественной жизни школы и
класса), учитывая успехи в развитии учащихся.
При переходе учащихся из класса в класс
педагог обеспечивает постоянное обновление
видов воспитательной работы, давая учащимся
большой простор для самостоятельности
и инициативы, расширяя самоуправление
учащихся.
Нет нужды в
жесткой унификации формы плана работы
классного руководителя. Важно лишь, чтобы
план содержал систему воспитательной
деятельности педагога, предусматривающую
не только то, что он будет делать, но и
то, как будет осуществлять воспитательную
работу.
Вот примерная
форма плана работы руководителя
на учебную четверть:
Задачи в работе с классом
Содержание
работы
(по разделам)
Сроки проведения Кто привлекается к подготовке и проведению Отметка о выполнении и анализ проведенной работы
1 2 3 4 5
Рекомендуется
включать в план такие разделы: общественно-политическое
воспитание, формирование сознательного
отношения к учению, нравственное и правовое
воспитание, трудовое воспитание и профориентация,
эстетическое воспитание, укрепление
здоровья учащихся, работа с родителями.
Возможны и другие разделы и другая их
последовательность. Ориентиром при этом
может служить программа «Примерное содержание
воспитания школьников», которая варьирует
состав и последовательность разделов
в зависимости от возраста учащихся. Полезно
включить в план раздел «Социально-психологическое
изучение учащихся». В этом разделе предусматривается
наблюдение за учащимися в школе, вне ее,
ознакомление с условиями жизни и воспитания
в семье и др.
Структура плана
определяется основными видами его
идейно- организаторской деятельности.
В плане находят отражение общешкольные
мероприятия, в которых участвует классный
воспитательный коллектив, работа с самим
классным и взаимодействующими коллективами.
Основными разделами плана могут быть
общешкольные мероприятия; работа с коллективом
учащихся; работа с коллективом учителей;
работа с коллективом родителей; работа
с коллективом трудящихся базового предприятия.
План составляется на четверть.
В разделе общешкольных
мероприятий фиксируется время
их проведения, степень и формы
участия в них учащихся класса, намечаются
ответственные. Раздел «Работа с первичным
воспитательным коллективом» составляет
центральное звено плана. В нем планируются
классные часы, участие воспитателя в
делах детского коллектива: общественно
полезном труде, дежурстве, дискотеке,
экскурсиях, праздничных вечерах и походах.
Раздел «Работа с учителями, преподающими
в классе» включает мероприятия по обмену
взаимной информацией, по совместной выработке
рекомендаций относительно совершенствования
знаний, умений и навыков школьников, осуществления
индивидуального подхода к ним в процессе
обучения. Раздел «Работа с коллективом
родителей планируется на основе устоявшихся
апробированных форм взаимодействия.
Среди них родительские собрания, индивидуальные
доверительные беседы классного руководителя
с родителями, встречи родителей с учителями-предметниками.
Раздел «работа с коллективом базового
предприятия» включает встречи руководителя
с трудящимися, посвященные реформе школы,
ее роли в стратегии ускорения, воспитательным
возможностям трудовых коллективов; совместные
мероприятия трудящихся и школьников,
посвященные особенностям технологии
современного производства, экономической
реформе, трудовым традициям коллектива,
новым формам организации труда, производственной
и бытовой дисциплине.