Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу, начиная с IV, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.
Введение
Глава I Классный руководитель в современной школе
1.1 Классный руководитель в школе, специфика его работы
1.2Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
1.3 Цель обучения и воспитания классного руководителя
Методы воспитания для практической работы классного руководителя
1.5 Мастерство
1.6 Формы работы классного руководителя
1.7 Система работы классного руководителя и его основные направления
1.8 Педагогические задачи классного руководителя
1.9 Воспитательный процесс и его закономерности
1.10 Профессиональная пригодность классного руководителя
1.11 Педагогическая умелость
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного
руководителя
2.1 Работа классного руководителя по изучению учащихся
2.2 Наблюдение классного руководителя за учащимися
2.3 Сплочение коллектива класса
17 Новаторство
Глава III. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
3.1 Создание ученического коллектива
3.2 Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
Глава IV. Работа классного руководителя с учителями и родителями
4.1 Работа классного руководителя с учителями
4.2 Работа классного руководителя с родителями
4.3 Планирование классного руководителя воспитательной работы.
Ведение документации класса
Заключение
Литература
Труд является
равнозначным предметом программы
обучения. Правда в последнее время
в большинстве школ труд находится
в упадке. Это связано как с общей социально-экономической
ситуацией, так и с общим развитием социума.
В связи с этим трудовое обучение требует
коренной перестройки. Труд должен взять
на себя более широкую функцию, чем подготовка
детей к работе на производстве, но не
исключая ее. В этом я вижу будущее трудового
обучения.
Именно классный
руководитель реализует цели и задачи
воспитания, организует активную учебно-познавательную,
трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную
и художественно-эстетическую деятельность
учащихся, направленную на их развитие
и формирование разнообразных личностных
качеств.
Об определяющей
роли педагога-воспитателя в
В школах работает
немало учителей, которые добиваются
высокого качества обучения и воспитания,
творчески подходят к методической
стороне воспитательного процесса,
обогащают передовой опыт и вносят значительный
вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного
процесса. Многим из них присвоены почетные
звания «Заслуженный учитель», «Учитель
методист», «Старший учитель».
В условиях реформирования
и обновления нашего общества роль учителя
в этих процессах трудно переоценить.
Во многом от него зависит образование
народа, его культура и нравственность,
а также направление дальнейшего развития
общества. В настоящее время осуществляется
ряд мер по повышению профессиональной
подготовки учителей в педагогических
институтах и университетах. В частности,
усиливается их творческая и практическая
подготовка по тем дисциплинам, которые
будут составлять предмет преподавательской
деятельности в школе, значительно расширяется
изучение психолого-педагогических дисциплин
и углубляется их теоретическая и практическая
направленность. Совершенствуются механизмы
отбора абитуриентов для зачисления их
на учебу в педагогические институты и
университеты. При них работают курсы
для абитуриентов. Принимаются меры к
тому, чтобы заработная плата учителя
была не ниже среднемесячного заработка
рабочих и служащих других профессий.
Но общественное
положение и престиж учителя,
классного руководителя в немалой
степени зависят и от него самого,
от его эрудиции и качества работы.
Это не простое дело. Учительская
работа относится к весьма сложным
видам деятельности. И вот здесь
перед учителем, классным руководителем
возникает ряд профессиональных проблем.
Обращенность педагогической теории к
классному руководителю отнюдь не снижает
тех трудностей, с которыми он встречается
в своей работе. Дело здесь в следующем.
Теория содержит обобщенные положения
о том, как нужно осуществлять бучение
и воспитание учащихся, в ней фиксируются
общие методические идеи о подходе к детям,
об учете их возрастных и индивидуальных
особенностей. Практика же выступает в
большом разнообразии конкретного и единичного
и зачастую ставит такие вопросы, на которые
теория не всегда дает прямые ответы. Вот
почему от классного руководителя, учителя
требуется большая практическая подготовка,
опыт, педагогическая гибкость и умение
творчески подходить к решению возникающих
задач, которые в общем плане определяют
уровень его профессионализма.
IV -ГЛАВА
Работа классного
руководителя с учителями
и родителями
4.1.Работа классного
руководителя с учителями
Проводя воспитательную
работу с учащимися, классному руководителю
следует поддерживать тесные контакты
с учителями с целью установления единых
требований к учащимся и повышения качества
учебно-воспитательного процесса. В каких
же формах осуществляется эта работа?
Одной из таких
форм является посещение классным руководителем
уроков, проводимых учителями в его классе.
В процессе посещения занятий он наблюдает
за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует
качество их знаний и познавательную активность.
Одновременно с этим классный руководитель
изучает вопрос о накоплении оценок и
использовании их стимулирующей роли
в учении, о дозировке объема домашних
заданий и т.д.
Активная жизненная
позиция школьника проявляется
в его сознательном и заинтересованном
учении. «Учиться на совесть ! - должно
стать правилом для всех учащихся.
Воспитать такое
отношение к учению – дело всех учителей
и родителей, но у классного руководителя
в решении этой задачи имеются свои возможности.
Наблюдая за
работой учащихся на уроках, классный
руководитель помогает учителям учитывать
индивидуальные особенности учащихся,
вместе с тем он регулирует учебную нагрузку
школьников, чтобы она не превышала установленных
Уставом школы норм.
Классный наставник
изучает учебные трудности и
совместно с родителями и учителями
и активом класса устраняет их.
Одни учащиеся нуждаются в дополнительных
занятиях, другие в усиленном контроле,
третьи в повышенном внимании и даже лечении,
четвертых надо учить приемам умственной
работы Важно организовать в классе взаимопомощь
между учащимися. Она осуществляется на
добровольных началах в форме товарищеского
сотрудничества.
Классный наставник
в единстве с учителями формирует
у школьников познавательный интерес.
Он способствует включению учащихся
в работу предметных кружков, организует
беседы на научные темы и встречи
с учеными, актив класса под его руководством
пропагандирует научно-популярную литературу
и т.д.
Важной проблемой
в работе классного руководителя
с учителями является организация
помощи слабоуспевающим школьникам.
Конечно, эту работу должен вести
каждый учитель. Но классный руководитель,
находясь в постоянных контактах с учащимися,
иногда может подсказать причины снижения
качества знаний того или иного школьника
и попросить учителя учесть их в своей
работе. Не менее существенной стороной
работы классного руководителя с учителями
является активизация внеклассной учебной
работы, и в частности, кружковых занятий,
предметных олимпиад, выставок ученического
творчества.
Наконец, сам
классный руководитель нуждается в
помощи учителей в организации внеурочной
воспитательной работы. По его просьбе
учителя проводят с учащимися беседы на
научные, нравственные и эстетические
темы, участвуют в классных собраниях,
в налаживании общественно полезной работы
и т.д. Таким образом, тесное взаимодействие
классного руководителя с учителями помогает
ему повышать содержательность и действенность
учебно-воспитательной работы.
. Классный руководитель
способствует включению
В организации
внеучебной, внешкольной работы классного
коллектива, досуговых и каникулярных
мероприятиях классный руководитель активно
взаимодействует с педагогом-
Классный руководитель
должен тесно взаимодействовать
с социальным педагогом, призванным
быть посредником между личностью
ребенка и всеми социальными
институтами в разрешении личностных
кризисов обучающихся. При непосредственном
участии социального педагога классный
руководитель организует социально значимую
деятельность обучающихся, мероприятия,
направленные на развитие социальных
инициатив, реализацию социальных проектов.
Широкое распространение
в общеобразовательных
Для успешного
решения вопроса обучения, воспитания
и развития личности ребенка необходимо
активное взаимодействие всех участников
образовательного процесса, дифференциация,
интеграция и координация педагогического
труда в едином образовательном пространстве
и социокультруной среде. В этой связи
педагогическим советом общеобразовательных
учреждений при определении функций классного
руководителя необходимо в первую очередь
четко обозначить его права, обязанности
и ответственность, соотнося их с должностными
обязанностями других участников образовательного
процесса.
4.2.Работа классного
руководителя с родителями
Работа с родителями
– неотъемлемая часть системы
работы классного руководителя. Эта
работа приносит успех, если она, будучи
систематической и научно обоснованной,
органично включается в общую педагогическую
деятельность классного руководителя.
Всю свою деятельность
с родителями классный руководитель
организует через классный родительский
комитет, а также через учителей,
работающих в данном классе. Функции родительского
комитета класса в основном те же, что
и общешкольного, но здесь особое внимание
уделяется индивидуальному подходу к
родителям учащимся, изучению школьников,
осуществлению мер по устранению причин
неуспеваемости и недостатков в поведении,
развитию творческой активности учеников,
контактам комитета со всеми учителями,
работающими в этом классе.
Элементами системы
работы с родителями являются: изучение
семьи, ее уклада, микроклимата, характера
воспитательной деятельности; установление
и поддержание единых требований школы
и семьи в воспитании детей; последовательное
психолого-педагогическое просвещение
родителей; систематическое взаимное
информирование о ходе развития школьника;
совместное принятие решений, способствующих
успешному обучению и воспитанию детей;
оказание практической педагогической
помощи родителям в случае необходимости;
содействие в установлении связи семьи
с общественностью в целях улучшения воспитания
детей; привлечение родителей к внеклассной
учебно-воспитательной работе с учащимися
в школе и вне ее.
Работа с родителями
требует от классного руководителя
умения устанавливать доверительные
и деловые отношения с ними,
педагогического такта, выдержки, последовательного
и неотступного внимания.
Одним из основных
его принципов в работе с родителями
является опора на положительное
в личных качествах родителей
и семейном воспитании.
Главное в работе
классного руководителя с родителями
состоит в том, чтобы обеспечить
единство требований к воспитанию учащихся
со стороны семьи и школы, создать нормальные
условия для их домашнего учения и направлять
воспитательную деятельность семьи. Содержание
и основные формы работы школы с семьей
раскрыты в специальной главе на эту тему.
Поэтому здесь мы ограничимся освещением
лишь некоторых вопросов деятельности
классных руководителей по поддержанию
связей с родителями учащихся.
Родители, говорится
в методическом письме «О работе классного
руководителя», - своеобразный, постоянно
действующий и организуемый на общественных
началах коллектив. Как всякий коллектив,
он должен иметь свою организацию, органы
управления, уполномоченных, распределение
обязанностей. Классный руководитель
во всей работе опирается на этот коллектив,
прежде на его высший орган – родительское
собрание. Родительское собрание избирает
своей рабочий орган – родительский комитет.
У школы и
советской семьи единая воспитательная
цель – всестороннее развитие детей.
У них общие подходы к
Семейная педагогика
обладает рядом преимуществ перед
воспитательной деятельностью классного
руководителя: родительская любовь, интимность
отношений, возможность шире применять
единство морального и материального
стимулирования, а также использовать
в воспитательных целях совместный досуг
и др. Родители имеют возможность действенно
влиять на самовоспитание школьников.
Классный руководитель знакомит родителей
с путями более полного использования
этих преимуществ семейного воспитания.
Классный руководитель
заинтересован в повышении
Неоценимое значение
имеют личные контакты классного
руководителя с родителями. Их результативность
зависит прежде всего от взаимного
желания сотрудничать, взаимного доверия,
уважительности и взаимной требовательности.
Стиль их отношений, как правило, определяет
классный руководитель.
Приглашение ( а
не вызов) родителей в школу и
посещение их на дому осуществляются
по предварительной
Классный руководитель
акцентирует внимание родителей
на их специфических задачах и
методах воспитания. Так, в идейно-политическом
воспитании родители влияют на сознание
детей через правильные оценки событий
общественной жизни и свой образ жизни.
В умственном воспитании родители должны
не повторять работу учителя, а создавать
необходимые условия для выполнения домашних
заданий, приучать их к разумному режиму,
предупреждать неудачи, поощрять трудолюбие
и настойчивость в учении, формировать
ценностное отношение к творческому мышлению.
Через совместный труд воспитывать у детей
привычку к труду, бережливость и расчетливость.
Нравственность ребенка формируется прежде
всего характером внутрисемейных отношений.
Есть свои особенности и в правовом, половом,
эстетическом и физическом воспитании.