Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу, начиная с IV, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.
Введение
Глава I Классный руководитель в современной школе
1.1 Классный руководитель в школе, специфика его работы
1.2Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
1.3 Цель обучения и воспитания классного руководителя
Методы воспитания для практической работы классного руководителя
1.5 Мастерство
1.6 Формы работы классного руководителя
1.7 Система работы классного руководителя и его основные направления
1.8 Педагогические задачи классного руководителя
1.9 Воспитательный процесс и его закономерности
1.10 Профессиональная пригодность классного руководителя
1.11 Педагогическая умелость
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного
руководителя
2.1 Работа классного руководителя по изучению учащихся
2.2 Наблюдение классного руководителя за учащимися
2.3 Сплочение коллектива класса
17 Новаторство
Глава III. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
3.1 Создание ученического коллектива
3.2 Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
Глава IV. Работа классного руководителя с учителями и родителями
4.1 Работа классного руководителя с учителями
4.2 Работа классного руководителя с родителями
4.3 Планирование классного руководителя воспитательной работы.
Ведение документации класса
Заключение
Литература
Любая воспитательная
задача должна решаться через инициирование
активности ребенка: физическое развитие
- через физические упражнения, нравственное
- через постоянную ориентацию на самочувствие
другого человека, интеллектуальное -
через мыслительную активность и т.п.
Говоря об активности
ребенка, мы должны представлять, что
она существенным образом зависит
от его мотиваций. Поэтому педагог
должен прежде всего опираться на
потребности и мотивы ребенка, определять,
что является для ребенка главным
на данный момент.
Вторая закономерность
определяет единство образования и
воспитания. Образование направлено
на формирование общей культуры человека.
При этом происходит развитие индивида,
приобретающего социальный опыт, формирующего
комплекс необходимых знаний, духовных
способностей. Рассматривая процесс образования
и воспитания как единый, необходимо выделять
специфику этих двух социально-педагогических
явлений. Формируя знания, человек развивается;
развиваясь, он стремится к расширению
сферы своей деятельности и общения, которая,
в свою очередь, требует новых знаний и
умений.
Такой подход требует
постоянной коррекции содержания как
учебной, так и внеучебной деятельности
учащихся.
Третья закономерность
предполагает целостность воспитательных
влияний, которая обеспечивается единством
декларируемых социальных установок и
реальных действий педагога ( отсутствие
такого единства характеризуется тем,
что он утверждает одно, а делает другое,
призывает к активности, но проявляет
пассивность и т.п.), непротиворечивостью
педагогических требований, предъявляемых
к ребенку всеми субъектами воспитания
учащихся.
При этом осуществляется
педагогическое регулирование социального
взаимодействия, означающее непосредственное
и опосредованное влияние педагогов
на систему отношений детей в социальной
микросреде как в образовательном учреждении,
так и вне его. Это влияние направлено
на реализацию личностно значимых целей
в совместной деятельности и освоение
учащимися системы социальных ролей, способов
поведения с учетом их возрастной субкультуры.
Сущность целостности
воспитательного процесса - в подчиненности
всех его частей и функций основной
задаче: формированию целостного человека
(развитию индивидуальности ребенка
и его социализации). Такой подход
к организации воспитательной работы
предполагает реализацию следующих условий:
на уровне педколлектива
каждый педагог должен работать на
общую цель: не содействовать достижению
общей цели, а именно обеспечивать
его;
во-вторых, комплексно
решать задачи обучения, развития и
воспитания на каждом уроке, системе уроков
так, чтобы каждая часть (урок) работала
на целое (процесс);
в-третьих, обеспечить
единство воспитания и самовоспитания,
образования и самообразования.
При этом необходимо установление связей
между элементами педагогической системы.
Ими являются информационные связи (обмен
информацией), организационно-деятельностные
связи (методы совместной деятельности),
коммуникативные связи (общение), связи
управления и самоуправления.
Реализация этой
закономерности предполагает взаимодействие
социальных институтов в организации
воспитательной работы, направленной
на развитие сущностных сфер человека.
Эти сферы характеризуют образ его жизнедеятельности,
гармоничность, свободу и разносторонность
человека, его счастье и самочувствие
среди людей.
Перечисленные
закономерности определяют принципы воспитательного
процесса и выражают основные требования
к содержанию, определению форм и
методов воспитательной работы.
Принципы всегда
соответствуют целям и задачам
воспитания, в соответствии с возможностями
их достижения.
1.10.Профессиональная
пригодность классного
Всякая профессиональная
деятельность требует от человека определенной
склонности, необходимых физических
и психических данных, а также
соответствующего личностного развития.
Например, при отборе к летнему делу проверяют
зрение, слух, реактивность нервной системы,
способность переносить большие физические
нагрузки и т.д. Не зачислят на флот человека,
если он не в состоянии пе6реносить морские
качки. При назначении на многие руководящие
должности учитывают организаторские
умения и способности человека, его коммуникабельность.
При отсутствии милосердия и высокой нравственности
не в состоянии как следует исполнять
свои обязанности врач. Не в меньшей степени
является важной профессиональная пригодность
человека к педагогической деятельности,
к воспитанию людей. Недаром выдающийся
русский химик Д.И. Менделеев писал:
«К педагогическому
делу надо призывать, как к делу морскому,
медицинскому или тому подобным, не
тех, которые стремятся только обеспечить
себе жизнь, а тех которые чувствуют к
этому делу и к науке сознательное призвание
и предчувствуют в нем свое удовлетворение,
понимая общую народную надобность».
Профессиональная
пригодность человека есть не что
иное, как необходимый комплекс способностей,
физических, нервно-психических и нравственных
качеств, которые требуются для овладения
определенными рабочими функциями и успешной
деятельности в той или иной сфере производства
или духовной жизни. Поэтому ее нельзя
сводить только к сумме знаний , умений
и практической сноровки, которые приобретаются
в ходе профессионального обучения. Еще
нужна, как отмечено выше, склонность к
работе, наличие определенных природных
данных и нравственных качеств.
Профессиональная
пригодность к педагогической деятельности
связана с наличием у человека физического
и психическог7о здоровья, способности
выдерживать воздействия сильных раздражителей,
проявлять выдержку и т.д. К числу личностных
качеств, характеризующих пригодность
к педагогической деятельности, также
относятся: склонность к работе с детьми,
коммуникабельность ( стремление и умение
общаться с другими людьми), тактичность,
наблюдательность, развитое воображение,
организаторские способности, высокая
требовательность к себе. Все это вполне
поддается медицинской и психолого-педагогической
диагностике, определенному тестированию.
К сожалению, при наборе студентов в педагогические
институты и на педагогические отделения
университетов пока не предусматривается
определение их профессиональной пригодности,
зачисляют всех, кто сдает необходимые
вступительные экзамены. Вот почему в
школу попадает немало учителей, заведомо
профессионально непригодных, что резко
отрицательно сказывается на обучении
и воспитании учащихся.
1.11.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
УМЕЛОСТЬ
Есть просто умелый
классный руководитель (воспитатель),
который проводит обучение и воспитание
на обычном профессиональном уровне, и
есть классный руководитель, который проявляет
педагогическое мастерство и добивается
высоких результатов в своей работе. Многие
же классные руководители, кроме мастерства
обогащают методику обучения и воспитания.
А есть классные руководители – новаторы,
которые делают настоящее педагогические
открытия, прокладывают новые пути в обучении
и воспитании, обогащая педагогическую
теорию.
В чем же состоит
сущность этих характеристик деятельности
классных руководителей и каковы
показатели их профессионального роста
?
Под педагогической
умелостью классного
Французский физик
Паскаль верно подметил: «Ученик
– это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь».
Педагогическая
умелость – это основа профессионализма
классного руководителя, без которой невозможно
работать в школе. Она базируется на достаточной
теоретической и практической подготовке
классного руководителя, которая обеспечивается
в педагогических учебных заведениях
и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться
в школе. Так, классному руководителю необходимо
знать способы подготовки к учебным занятиям,
правильно определять структуру, содержание
и методику проведения отдельных этапов
урока, использовать важнейшие приемы
создания проблемных ситуаций, поддерживать
внимание и дисциплину учащихся на занятиях,
сочетать различные формы и методы проверки
и оценки знаний, проведения фронтальной
и индивидуальной работы с учащимися и
т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать,
что система этих знаний, умений и навыков
в той или иной мере определяется нормативными
курсами психологии, педагогики и частных
методик, которые изучаются в педагогических
учебных заведениях и на педагогических
отделениях университетов. К сожалению,
нельзя сказать, что все классные руководители
хорошо владею этими нормативными курсами,
что, естественно, отрицательно сказывается
на их педагогической деятельности.
II глава
Организационно-педагогическая
работа классного
руководителя
2.1 Работа классного
руководителя по изучению
Современный классный
руководитель – тонкий психолог и умелый
педагог. Владея теоретическими познаниями
и педагогической интуицией, он легко
входит в контакт с учителями и учениками,
умело организует совместную деятельность
в школе и вне ее, обладает искусством
прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами
и волей школьников. Он исследователь
и организатор, общественник, увлеченный
наукой, спортом, техникой или искусством
человек. Все богатство своей души он с
готовностью дарит ученикам.
Лучшие человеческие
и профессиональные качества личности
классного руководителя успешно формируются
у молодого учителя при активной учебе
в вузе и путем самовоспитания.
«Если педагогика
хочет воспитывать человека во всех
отношениях, то она должна прежде узнать
его тоже во всех отношениях». Это высказывание
К.Д. Ушинского является правилом для каждого
классного руководителя. Педагог – это
практический психолог. Чтобы успешно
работать, он постоянно изучает воспитанников.
Изучение учащихся
требует знания психологических
свойств личности школьника, а также
овладения принципами и методами педагогического
исследования. В отличие от педагогов-теоретиков
классный руководитель изучает своих
воспитанников в чисто практических целях:
лучше знать, чтобы лучше воспитывать.
Для получения
объективных данных об интеллекте, характере,
здоровье и других свойствах школьника
классный руководитель выполняет следующие
основные требования: изучает школьника
в естественной обстановке, в единстве
с условиями его жизнедеятельности; постоянно
учитывает индивидуальные и возрастные
изменения; изучает школьника целостно,
во всех его проявлениях; изучая, воспитывает
– воспитывая, изучает.
Программа изучения
личности школьника включает в себя
прежде всего ознакомление с условиями
его жизни в семье: каков состав
семьи, ее материальная обеспеченность,
семейные традиции, отношения в семье,
условия для учебы и т.д. Классного руководителя
интересует также здоровье родителей,
возможность наследственной предрасположенности
детей к заболеваниям, тип воспитания,
окружение семьи.
Другим важным
вопросам является отношение школьника
к окружающим – родителям, учителям,
товарищам по классу и другим. Следует
отметить, насколько он уважителен,
вежлив или груб, склонен идеализировать
людей или критиковать их, требователен
больше к себе или к людям, с кем и как
дружит, открыт или скрытен, склонен властвовать
или подчиняться.
Необходимо установить
его отношение к учению и труду:
добросовестно или
Успешность учения
во многом зависит от дарований и способностей
школьника. Поэтому важно определить,
какими способностями он обладает, какой
у него тип мышления и памяти; наблюдателен
ли он, быстро или медленно усваивает учебный
материал, обладает ли фантазией и остроумием;
чем интересуется во внеурочное время,
как проводит свой досуг.
Особый вопрос
для изучения школьника – его
отношение к общественной работе:
какие поручения и как
Профессор К.К. Платонов
рекомендует классному руководителю в
процессе изучения учащихся выделить
две группы свойств и качеств личности: