Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу, начиная с IV, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.
Введение
Глава I Классный руководитель в современной школе
1.1 Классный руководитель в школе, специфика его работы
1.2Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
1.3 Цель обучения и воспитания классного руководителя
Методы воспитания для практической работы классного руководителя
1.5 Мастерство
1.6 Формы работы классного руководителя
1.7 Система работы классного руководителя и его основные направления
1.8 Педагогические задачи классного руководителя
1.9 Воспитательный процесс и его закономерности
1.10 Профессиональная пригодность классного руководителя
1.11 Педагогическая умелость
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного
руководителя
2.1 Работа классного руководителя по изучению учащихся
2.2 Наблюдение классного руководителя за учащимися
2.3 Сплочение коллектива класса
17 Новаторство
Глава III. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
3.1 Создание ученического коллектива
3.2 Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
Глава IV. Работа классного руководителя с учителями и родителями
4.1 Работа классного руководителя с учителями
4.2 Работа классного руководителя с родителями
4.3 Планирование классного руководителя воспитательной работы.
Ведение документации класса
Заключение
Литература
2.4.НОВАТОРСТВО
Высшим уровнем
профессиональной деятельности учителя
является педагогическое новаторство.
« Новаторство – новое в
созидательной деятельности людей;
деятельность новаторов. Само же это понятие
происходит от лат. novator, что означает обновитель,
человек, идеи, приемы в той или иной сфере
деятельности.
Данное определение
в полной мере относится к педагогическому
новаторству. Оно органически включает
в себя внесение и реализацию новых,
прогрессивных идей, принципов и приемов
в процесс обучения и воспитания и значительно
изменяет и повышает их качество.
Рассмотрим наглядный
пример:
Как новатор
проявил себя учитель Игорь Петрович
Волков (г. Реутово Московской обл.),
который разработал методику «творческих
заданий» школьникам средних и старших
классов. Сущность ее заключается в том,
что учитель дает учащимся множество творческих
заданий, которые включают в себя работу
с бумагой, картоном, по дереву, металлу,
пластмассе, создание рисунков и картин,
пробу сил в литературе, скульптуре и т.д.
Выполнение этих заданий носит добровольный
характер, причем каждый ученик избирает
себе задание по душе в соответствии со
своими склонностями. Включаясь в работу,
они постепенно определяют свой интерес,
развивают свои способности и таланты.
На каждого ученика заводится «Творческая
книжка», в которой фиксируются выполненные
работы и по которой можно более или менее
вероятно судить об их склонностях и творческих
задатках и осуществлять дальнейшую работу
по их развитию. Эта методика действительно
является новаторской.
Новаторством
явилось введение в школе методики
проблемного обучения или изложение
изучаемого материала укрупненными
блоками (В.Ф. Шатало и др.), благодаря
чему значительно сокращаются сроки изучения
учебных предметов. Это серьезно изменяет
технологию обучения. Таким образом, новаторство
в педагогической работе есть настоящее
открытие, важное изобретение, которое
является жизненным подвигом учителя.
Вот почему настоящих педагогов-новаторов
не так много. Но главное состоит в том
, что когда учитель добросовестно и творчески
относится к своему делу, осваивает передовой
опыт, новые психолого-педагогические
идеи, находится в непрерывном поиске,
он будет не только добиваться успехов
в обучении и воспитании, но и совершенствоваться
сам, продвигаясь от одной ступени к другой
в воем профессиональном росте.
Любимым учителем
может быть только учитель любящий.
Все это нужно
внимательно изучать и знать,
чтобы успешно осуществлять воспитательную
работу.
III ГЛАВА
Работа классного
руководителя по созданию и воспитанию
ученического коллектива
3.1.Создание ученического
коллектива
Только сплотив
учащихся в дружный и работоспособный
коллектив, можно успешно осуществлять
их обучение и воспитание. Основные вопросы
методики организации и воспитания ученического
коллектива детально освещены в специальной
главе на эту тему. Поэтому здесь следует
коснуться лишь некоторых особенностей
работы классного руководителя в этом
направлении.
Создание ученического
коллектива, как и воспитание вообще,
нужно начинать со знакомства с учащимися.
Приступая к работе с классом,
классному руководителю нужно просмотреть
личные дела учащихся, побеседовать с
учителями, проанализировать классный
журнал за предыдущий учебный год и составить
для себя общее представление об успеваемости,
положительных сторонах и недостатках
класса с тем, чтобы определить более верный
подход к организации воспитательной
работы.
Большое значение
в создании коллектива имеет умелое
предъявление с первых же дней занятий
педагогических требований к учащимся.
Для этого обычно в самом начале учебного
года классный руководитель проводит
специальное собрание. На этом собрании
он обстоятельно знакомит учащихся с важнейшими
школьными правилами и разъясняет им,
как они должны вести себя на уроках и
переменах, выполнять домашние задания
и участвовать в общественной жизни класса.
Предъявление требований в самом начале
учебного года побуждает учащихся к анализу
своего поведения и переживанию внутренних
противоречий между имеющимся и необходимым
уровнем поведения, что в конечном итоге
стимулирует их работу над собой.
Необходимой предпосылкой
формирования ученического коллектива
является организация самоуправления
в классе и воспитание актива.
В состав актива
обычно входят лучшие учащиеся, которые
хорошо учатся и пользуются уважением
среди своих товарищей. Активистов
надо регулярно инструктировать
и помогать им в решении предстоящих
задач. Нужно детально разъяснять, какие
обязанности возлагаются на старосту
класса, руководителей различных комиссий.
Но этого мало. Важное значение имеет практическая
помощь классного руководителя в работе
актива. Поэтому необходимо учить активистов
разрабатывать намеченные мероприятия,
помогать им в распределении общественных
поручений и давать советы при возникновении
тех или иных трудностей.
Большое значение
в работе классного руководителя
с активистами имеют задушевные
индивидуальные беседы. В процессе
таких бесед классный руководитель
многое узнает о классе, о взаимоотношениях
учащихся, а также о тех трудностях, с которыми
сталкиваются активисты в своей деятельности,
и имеет возможность своевременно поддерживать
их настроение, ободрить хорошим советом,
чуткостью.
Наконец, в работе
с активистами нужно
Едва ли не самым
важным в воспитании ученического коллектива
является умение классного руководителя
организовать содержательную внеклассную
работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены
практическими делами, чтобы перед ними
всегда стояли воодушевляющие задачи-перспективы.
Вот почему опытные классные руководители
много думают над тем, чтобы с первых дней
работы с классом вовлечь учащихся в практическую
внеклассную деятельность, возбудить
интерес к ней. Ребята с интересом участвуют
в коллективных прогулках, в походах по
родному краю, в различных экскурсиях,
в общественно полезном труде и т.д.
ОПЫТ НА ПРАКТИКЕ
Вот как начал
свою работу с пятиклассниками один
из классных руководителей 11-средней
школы г. Гомеля. В первый е выходной
день после начала учебного года он
организовал коллективный поход-прогулку
в лес с посещением места бывшей партизанской
стоянки. Ребята любовались позолотой
осени, собирали грибы, слушали содержательный
рассказ классного руководителя о боевых
подвигах людей в годы Великой Отечественной
войны Прогулка заинтересовала всех, и
пятиклассники возвратились домой бодрые,
радостные, полные волнующих впечатлений.
Потом ребята по предложению классного
руководителя решили установить шефство
над соседним детским садом и стали готовить
игрушки и сувениры для малышей. Эта работа
потребовала распределения обязанностей,
поиска необходимых материалов, подготовки
небольшого концерта художественной самодеятельности.
Следующее мероприятие – подготовка вечера
сказок и т.д. В процессе совместной практической
деятельности между учащимися установились
деловые отношения, формировалась ответственность
за порученное дело, раскрывались способности
каждого пятиклассника, а главное – крепло
товарищеское сплочение, рождался дух
коллективизма.
Организация интересных
практических дел учащихся создает основу
для накопления положительных традиций
в классе, что в свою очередь способствует
обогащению жизни коллектива и его развитию.
В качестве таких традиций выступают обмен
памятными сувенирами со своими преемниками
перед окончанием учебного года, праздники
труда, повторяющиеся из года в год спортивные
мероприятия, выставки поделок и т.д.
Таковы некоторые
особенности работы классного руководителя
по созданию ученического коллектива.
Одновременно с этим проводится разнообразная
работа по всестороннему воспитанию учащихся
и, в частности, по улучшению успеваемости,
нравственному и эстетическому воспитанию,
а также по выработке трудолюбия.
Используемые
классным руководителем методы и
формы воспитания толерантной личности
имеют свою специфику в процессе реализации
в зависимости от возрастного этапа развития
учащихся. Классному руководителю необходимы
знания особенностей развития ребенка
на различных возрастных периодах развития
и учет как возрастных, так и индивидуальных
особенностей детей в процессе формирования
установки у ребенка на восприятие, отношение
и действие в окружающей социальной действительности
и в отношении с другими людьми на основе
таких личностных качеств как эмпатия,
доброжелательность, аутентичность, принятие
чувств, конфронтация и самопознание.
3.2.Работа классного
руководителя по повышению
трудовому и
нравственному воспитанию учащихся
Специфический
характер имеет работа классного
руководителя по повышению успеваемости
учащихся. Она включает в себя следующие
направления.
Прежде всего
классный руководитель использует классный
коллектив для повышения
Значительное
место в работе по улучшению успеваемости
занимают разъяснительные беседы об
обязанностях школьников в учении,
о культуре умственного труда, а
также контроль за их домашней работой.
Вместе с тем классный руководитель обязан
развивать любознательность учащихся.
Он знакомит их с достижениями науки и
техники, проводит экскурсии в научные
лаборатории и на производство, пропагандирует
научно-техническую литературу, вовлекает
учащихся в кружковые занятия. Задача
классного руководителя – вовремя заметить
отставание школьника в учении, выяснить
причины и оказать ему действенную помощь.
Ответственный
участок деятельности классного
руководителя – нравственное и трудовое
воспитание. С помощью различных внеклассных
мероприятий ( бесед, лекций, докладов,
ученических вечеров и т.д.) он знакомит
учащихся с современной жизнью страны,
с различными общественными событиями
в стране и за рубежом, проводит диспуты
на моральные темы, литературно-художественные
вечера и т.л. Однако общественное и моральное
воспитание нельзя сводить только к словесным
формам работы. Большое значение здесь
должна занимать общественная работа
и трудовая деятельность. С этой целью
организуются различные виды общественного
полезного и производительного труда
учащихся, работа по самообслуживанию,
сбор лекарственных растений, посильное
участие в благоустройстве и ремонте школы,
а также труд на промышленных предприятиях,
проводится работа по профессиональной
ориентации.
В функции классного
руководителя входит организация культурно-массовой
работы и досуга учащихся, вовлечение
их в оздоровительно-спортивную деятельность.
Классный руководитель вместе со школьным
врачом проводит санитарно-гигиеническое
просвещение школьников, заботится
о проведении профилактических прививок
и медицинских осмотров, участвует в организации
физкультурно-спортивных соревнований
и праздников.
Свою многообразную
воспитательную работу классный руководитель
проводит совместно с детскими и
юношескими организациями – спортклубами,
товариществами и т.д.
Таково содержание
и формы воспитательной работы классного
руководителя с коллективом учащихся.
Таким образом,
трудовая деятельность является одним
из важных факторов воспитания личности.
Включаясь в трудовой процесс ребенок
коренным образом меняет свое представление
о себе и о окружающем мире. Радикальным
образом изменяется самооценка. Она изменяется
под влиянием успехов в трудовой деятельности,
что в свою очередь меняет авторитет школьника
в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения
особенно большую роль играет в старшем
школьном возрасте. Классный руководитель
(воспитатель) должен поддержать и направить
развивающийся интерес не только на свой
предмет, но и на другие области познания.
Под влиянием этого интереса будет развиваться
самопознание. Главная развивающая функция
труда - это переход от самооценки к самопознанию.
Кроме этого в процессе труда развиваются
способности, умения и навыки. В трудовой
деятельности формируются новые виды
мышления. В следствии коллективности
труда школьник получает навыки работы,
общения, сотрудничества, что улучшает
адаптацию ребенка в обществе.