Классный руководитель в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу, начиная с IV, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.

Содержание

Введение

Глава I Классный руководитель в современной школе
1.1 Классный руководитель в школе, специфика его работы
1.2Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
1.3 Цель обучения и воспитания классного руководителя
Методы воспитания для практической работы классного руководителя
1.5 Мастерство
1.6 Формы работы классного руководителя
1.7 Система работы классного руководителя и его основные направления
1.8 Педагогические задачи классного руководителя
1.9 Воспитательный процесс и его закономерности
1.10 Профессиональная пригодность классного руководителя
1.11 Педагогическая умелость
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного
руководителя
2.1 Работа классного руководителя по изучению учащихся
2.2 Наблюдение классного руководителя за учащимися
2.3 Сплочение коллектива класса
17 Новаторство
Глава III. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
3.1 Создание ученического коллектива
3.2 Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
Глава IV. Работа классного руководителя с учителями и родителями
4.1 Работа классного руководителя с учителями
4.2 Работа классного руководителя с родителями
4.3 Планирование классного руководителя воспитательной работы.
Ведение документации класса
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

курсоваяпедагогика.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Однако сегодня  до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг их полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач. В связи с этим актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.  

Для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведет несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. 

Классный наставник, учитель и воспитатель в одном  лице является главным действующим  лицом в системе вальдорфской педагогики. Стержневой идеей его  деятельности является индивидуальный подход, в результате которого он должен путем выявления склонностей, способностей, типов восприятия и мышления сформировать учебный план для каждого ученика. Классный руководитель в течение восьми лет преподает общеобразовательные предметы и обеспечивает взаимодействие учеников с другими преподавателями и родителями. Задачей вальдорфской педагогики является «искусство пробуждать» творческие природные способности человека, воспитание свободной, духовно развитой личности. 

Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как создание и воспитание ученического коллектива, организация общественно полезного труда, многочисленные виды нравственной и художественно-эстетической деятельности учащихся, непосредственно не входят в обязанности учителей – предместников и возлагаются на классного руководителя. 

Институт классных руководителей в нашей школе  имеет свою историю. ДО 1917 г. в гимназиях  и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность  классного наставника, на которую  назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведение. Была учреждена также должность помощника классного наставника, или классного надзирателя, который следил за поведение учащихся в классе и вне школа ( на улицах, в театрах, на частных квартирах и т.д.). 
 

В своеобразной форме этот институт существует также  и в современных школах некоторых  зарубежных стран. В Бельгии, например, учителя не занимаются воспитанием  и дисциплиной учащихся. Их обязанность  – обеспечивать полный объем знаний учащихся по тому предмету, который они преподают. Все остальное – забота воспитателей. Они досматривают за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия. На эту должность чаще всего берут молодых людей, так как в бельгийских школах большинство учителей женщины. 

Классный руководитель - педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе. 

 Основная  задача классного руководителя - скоординировать все воспитательные  влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений. 

Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста учащихся и сложившимися в классе взаимоотношениями. Отношения с  каждым учащимся строятся классным руководителем с учетом его индивидуальных особенностей. Деятельность классного руководителя основывается на потребностях каждого конкретного классного коллектива, каждого конкретного ребенка, и главное в ней - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.  

Основные функции  и обязанности классного руководителя  

в школе 
 

Функции классного  руководителя определяются необходимостью создания условий существования  ребенка в общеобразовательном  учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому  развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса. Классный руководитель выполняет несколько функций. Рассмотрим наиболее важные функции классного руководителя. 

организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам) –состоит в активном содействии классному самоуправлению, развитию детской самодеятельности. 

воспитательную (формирование личности и коллектива) 

коммуникативную (организация общения); 

координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками  воспитательного процесса); 

коррекционную (преобразование, изменение личности); 

экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных  воздействий); 

административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов). 

Идейно-воспитательная функция -проявляется как аналитико-обобщающая. Необходимость налаживать взаимодействие четырех коллективов (учащихся, учителей, родителей, общественности) подчеркивает значение функции координационно-информационной. Важность непосредственного доверительного контакта с детьми в целях своевременного снятия психических напряжений делает актуальной психологическую функцию. 

Стимулирующе-тормозящая функция- дает возможность активизировать общественно ценную деятельность детей и приостанавливать негативную. 

Импровизационно-творческая функция- обеспечивает классному руководи-телю повышенную контактность, эффективность  общения, целенаправленного взаимодействия с детьми. 
 

  

В качестве важнейших функций ( от лат.functio - исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторско- стимулирующая, объединительно- сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой их них. 

а) Когнитивно-иагностическая функция (от лат.cognitio – знание, познание; diagnos – определение). Она связана  с необходимостью всестороннего  изучения особенностей развития и поведения  учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процесс учебно-воспитательной деятельности. 

б) Организаторско-стимулирующая  функция. Она обусловливается тем, ч то участие школьников во внеклассной  работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся. Главное здесь – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием м свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы ( например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы. 

в) Объединительно-сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологических микроклимат в  классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности учащихся 

г) Координирующая функция классного руководителя. Обусловлена она тем, что, поскольку, как уже отмечено выше необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе. В качестве проблем для такой работы могут выступать и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения и т.д. 

д) Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностной общении и т.д. 
 

Осуществление указанных функций связано с  выполнением классным руководителем  целого ряда возложенных на него обязанностей.  

К ним относятся: 

а) всестороннее изучение учащихся; 

б) разъяснение  и внедрение правил поведения  учащихся; 

в) повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой, а  также регулирование объема домашних заданий; 

г) периодическое  проведение ученических собраний в  классе; 

д) вовлечение учащихся в кружковую работу; 

е) организация  общественно полезного труда; 

ж) оказание помощи в работе добровольных детских и  юношеских организаций и объединений. 

Основные обязанности классного руководителя определены Уставом средней общеобразовательной школы. В круг этих обязанностей входит тесное сотрудничество с другими учителями, ученическим комитетом, пионерским отрядом и комсомольской организацией, с воспитателями группы продленного дня, а также советами содействия семье и школе на предприятиях и учреждениях; оказание своевременной учебной помощи учащимся; проведение мероприятий, содействующих укреплению здоровья учащихся; организация общественно полезного труда воспитанников; ведение установленной документации (составление плана работы на четверть, оформление классного журнала, контроль за дневниками учащихся класса); представление руководству школы сведений об успеваемости; посещаемости и поведении учащихся. 

Классный руководитель работает под непосредственным руководством директора школы и его заместителей. Они же оказывают ему необходимую организационно-педагогическую помощь. 
 

1.3.Цель обучения  и воспитания классного руководителя 
 

Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации. 

Управляя ученическим  коллективом класса, координируя  деятельность педагогов, работающих с  данным классом, классный руководитель занимает двоякую позицию. С одной  стороны - он представитель администрации  школы, а с другой - представляет интересы учащихся своего класса в ходе управленческой деятельности.  

Учение, в котором  заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение  ученика, его поведения, его «Я –  концепции». Роджерс назвал «значимым  для человека учение» и считал, что только таковым оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться: 

Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них. 

Классный руководитель чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, т.е. проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно. 

Классный руководитель проявляет безусловное положительное  отношение к ученику, принимает  его таким, каков тот есть. 

Классный руководитель проявляет эмпатию к ученику, способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.  

Классный руководитель играет роль помощника и стимулятора  значимого учения, должен создать  психологический комфорт и свободу  ученика, т.е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. 

Для родителей  и учителей ученые гуманистической  школы предлагают такие приемы в  общении с ребенком: «Я высказывания»  активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт. 

Информация о работе Классный руководитель в школе