Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу, начиная с IV, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.
Введение
Глава I Классный руководитель в современной школе
1.1 Классный руководитель в школе, специфика его работы
1.2Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
1.3 Цель обучения и воспитания классного руководителя
Методы воспитания для практической работы классного руководителя
1.5 Мастерство
1.6 Формы работы классного руководителя
1.7 Система работы классного руководителя и его основные направления
1.8 Педагогические задачи классного руководителя
1.9 Воспитательный процесс и его закономерности
1.10 Профессиональная пригодность классного руководителя
1.11 Педагогическая умелость
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного
руководителя
2.1 Работа классного руководителя по изучению учащихся
2.2 Наблюдение классного руководителя за учащимися
2.3 Сплочение коллектива класса
17 Новаторство
Глава III. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
3.1 Создание ученического коллектива
3.2 Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
Глава IV. Работа классного руководителя с учителями и родителями
4.1 Работа классного руководителя с учителями
4.2 Работа классного руководителя с родителями
4.3 Планирование классного руководителя воспитательной работы.
Ведение документации класса
Заключение
Литература
Однако сегодня
до сих пор четко не определены
функции классных руководителей, содержание
их работы, круг их полномочий и ответственности,
вариативные формы решения ими педагогических
задач. В связи с этим актуальной является
проблема обеспечения оптимальной деятельности
классного руководителя.
Для организации
внеклассной воспитательной работы в
средних и старших классах из числа наиболее
опытных учителей назначаются классные
руководители. Их необходимость обусловлена
тем, что в этих классах учебную и воспитательную
работу ведет несколько учителей, деятельность
которых нуждается в определенной координации.
Классный наставник,
учитель и воспитатель в одном
лице является главным действующим
лицом в системе вальдорфской
педагогики. Стержневой идеей его
деятельности является индивидуальный
подход, в результате которого он должен
путем выявления склонностей, способностей,
типов восприятия и мышления сформировать
учебный план для каждого ученика. Классный
руководитель в течение восьми лет преподает
общеобразовательные предметы и обеспечивает
взаимодействие учеников с другими преподавателями
и родителями. Задачей вальдорфской педагогики
является «искусство пробуждать» творческие
природные способности человека, воспитание
свободной, духовно развитой личности.
Кроме того, многие
виды внеклассной работы, такие, например,
как создание и воспитание ученического
коллектива, организация общественно
полезного труда, многочисленные виды
нравственной и художественно-эстетической
деятельности учащихся, непосредственно
не входят в обязанности учителей – предместников
и возлагаются на классного руководителя.
Институт классных
руководителей в нашей школе
имеет свою историю. ДО 1917 г. в гимназиях
и других средних учебных заведениях
Российской империи существовала должность
классного наставника, на которую
назначались штатные
В своеобразной
форме этот институт существует также
и в современных школах некоторых
зарубежных стран. В Бельгии, например,
учителя не занимаются воспитанием
и дисциплиной учащихся. Их обязанность
– обеспечивать полный объем знаний
учащихся по тому предмету, который они
преподают. Все остальное – забота воспитателей.
Они досматривают за порядком в классе
и проводят внеклассные мероприятия. На
эту должность чаще всего берут молодых
людей, так как в бельгийских школах большинство
учителей женщины.
Классный руководитель
- педагог, осуществляющий организацию,
координирование и проведение внеурочной
воспитательной работы в закреплённом
за ним классе.
Основная
задача классного руководителя -
скоординировать все
Он решает задачи
в соответствии со спецификой возраста
учащихся и сложившимися в классе
взаимоотношениями. Отношения с
каждым учащимся строятся классным руководителем
с учетом его индивидуальных особенностей.
Деятельность классного руководителя
основывается на потребностях каждого
конкретного классного коллектива, каждого
конкретного ребенка, и главное в ней -
содействие саморазвитию личности, реализации
ее творческого потенциала, обеспечение
активной социальной защиты ребенка, создание
необходимых и достаточных условий для
активизации усилий детей по решению собственных
проблем.
Основные функции
и обязанности классного
в школе
Функции классного
руководителя определяются необходимостью
создания условий существования
ребенка в общеобразовательном
учреждении для его успешной жизнедеятельности,
содействия разностороннему творческому
развитию личности, духовному становлению,
постижению смысла жизни. Классный руководитель,
получая и обрабатывая информацию о своих
воспитанниках, их психофизическом развитии,
социальном окружении, семейных обстоятельствах,
контролирует ход целостного воспитательного
процесса, процесс становления личности
каждого ребенка, его нравственных качеств;
анализирует характер оказываемых на
него воздействий; координирует учебную
деятельность каждого воспитанника и
всего классного коллектива, самоопределение,
самовоспитание и саморазвитие обучающегося,
формирование классного коллектива, развитие
творческих способностей воспитанников,
взаимоотношения с другими участниками
воспитательного процесса. Классный руководитель
выполняет несколько функций. Рассмотрим
наиболее важные функции классного руководителя.
организаторскую
(проведение работы по всем педагогическим
аспектам) –состоит в активном содействии
классному самоуправлению, развитию
детской самодеятельности.
воспитательную
(формирование личности и коллектива)
коммуникативную
(организация общения);
координационную
(согласование всех влияний, установление
взаимодействия между всеми участниками
воспитательного процесса);
коррекционную
(преобразование, изменение личности);
экологическую
(защита ребёнка от неблагоприятных
воздействий);
административную
(ведение личных дел учащихся и других
официальных документов).
Идейно-воспитательная
функция -проявляется как аналитико-
Стимулирующе-тормозящая
функция- дает возможность активизировать
общественно ценную деятельность детей
и приостанавливать негативную.
Импровизационно-творческая
функция- обеспечивает классному руководи-телю
повышенную контактность, эффективность
общения, целенаправленного
В качестве важнейших
функций ( от лат.functio - исполнение, обязанность)
классного руководителя выступают следующие:
когнитивно-диагностическая, организаторско-
стимулирующая, объединительно- сплачивающая,
координирующая и личностно-развивающая.
Рассмотрим кратко сущность каждой их
них.
а) Когнитивно-иагностическая
функция (от лат.cognitio – знание, познание;
diagnos – определение). Она связана
с необходимостью всестороннего
изучения особенностей развития и поведения
учащихся и определения уровня их
воспитанности в целях учета этих особенностей
в процессе внеклассной работы и осуществления
индивидуального подхода к их обучению
и воспитанию. Классному руководителю
необходимо знать состояние здоровья
учащихся и физического развития, условия
домашнего воспитания, характер их обучаемости
и воспитуемости, межличностные контакты
и участие в организуемой деятельности,
проявляемые склонности, способности
и интересы, отношение к учебной работе
и динамику успеваемости. Указанные данные
нужно доводить до сведения работающих
в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим
образом учитывали их в процесс учебно-воспитательной
деятельности.
б) Организаторско-стимулирующая
функция. Она обусловливается тем,
ч то участие школьников во внеклассной
работе в известной мере является
добровольным делом. Оно несовместимо
ни с понуждением, ни с жестким регламентированием
деятельности учащихся. Главное здесь
– умение классного руководителя организовать
внеклассную работу таким образом, чтобы
она увлекала учащихся высокой содержательностью,
разнообразием м свежестью форм, постоянным
поиском новых подходов к ее проведению.
Даже самые традиционные виды работы (
например, встреча Нового года, праздник
именинников, классные часы и т.д.) каждый
раз необходимо проводить по-новому, придавать
им яркие, красочные формы.
в) Объединительно-сплачивающая
функция. Эта функция вытекает из
того, что действенным фактором воспитания
является сплочение учащихся, здоровый
психологических микроклимат в
классе, товарищеское общение, забота
друг о друге, влияние ученического
коллектива. В то время необходимо предотвращать
появление в классе группировок с негативной
направленностью, создавая условия для
увлекательной совместной деятельности
учащихся
г) Координирующая
функция классного
д) Личностно-развивающая
функция. Ее осуществление требует придания
проводимой воспитательной работе действенного
педагогического влияния на развитие
личностных качеств учащихся: стимулирование
их потребностно-мотивационной сферы,
учебно-познавательной активности, нравственное
и эстетическое формирование, развитие
творческих способностей и задатков, утверждение
достоинства в межличностной общении
и т.д.
Осуществление
указанных функций связано с
выполнением классным руководителем
целого ряда возложенных на него обязанностей.
К ним относятся:
а) всестороннее
изучение учащихся;
б) разъяснение
и внедрение правил поведения
учащихся;
в) повседневное
наблюдение за успеваемостью учащихся,
контроль за их домашней работой, а
также регулирование объема домашних
заданий;
г) периодическое
проведение ученических собраний в
классе;
д) вовлечение учащихся
в кружковую работу;
е) организация
общественно полезного труда;
ж) оказание помощи
в работе добровольных детских и
юношеских организаций и
Основные обязанности
классного руководителя определены Уставом
средней общеобразовательной школы. В
круг этих обязанностей входит тесное
сотрудничество с другими учителями, ученическим
комитетом, пионерским отрядом и комсомольской
организацией, с воспитателями группы
продленного дня, а также советами содействия
семье и школе на предприятиях и учреждениях;
оказание своевременной учебной помощи
учащимся; проведение мероприятий, содействующих
укреплению здоровья учащихся; организация
общественно полезного труда воспитанников;
ведение установленной документации (составление
плана работы на четверть, оформление
классного журнала, контроль за дневниками
учащихся класса); представление руководству
школы сведений об успеваемости; посещаемости
и поведении учащихся.
Классный руководитель
работает под непосредственным руководством
директора школы и его заместителей. Они
же оказывают ему необходимую организационно-педагогическую
помощь.
1.3.Цель обучения
и воспитания классного
Целью обучения
и воспитания должно быть не приобретение
знаний как набора знаний, фактов, теорий
и пр., а изменение личности учащегося
в результате самостоятельного учения.
Задача школы и воспитания – дать возможность
развития, саморазвития личности, способствовать
поиску своей индивидуальности, помочь
человеку идти к самоактуализации.
Управляя ученическим
коллективом класса, координируя
деятельность педагогов, работающих с
данным классом, классный руководитель
занимает двоякую позицию. С одной
стороны - он представитель администрации
школы, а с другой - представляет
интересы учащихся своего класса в ходе
управленческой деятельности.
Учение, в котором
заинтересован ученик, где есть не
просто накопление фактов, а изменение
ученика, его поведения, его «Я –
концепции». Роджерс назвал «значимым
для человека учение» и считал, что
только таковым оно и может быть. Он определял
следующие условия, при которых оно может
состояться:
Ученики решают
в процессе учения проблемы, интересующие
и значимые для них.
Классный руководитель
чувствует себя по отношению к ученикам
конгруэнтно, т.е. проявляет себя таким
человеком, как он есть, выражая себя свободно.
Классный руководитель
проявляет безусловное
Классный руководитель
проявляет эмпатию к ученику, способность
проникать в его внутренний мир, понимать
его, смотреть его глазами, оставаясь при
этом самим собой.
Классный руководитель
играет роль помощника и стимулятора
значимого учения, должен создать
психологический комфорт и
Для родителей
и учителей ученые гуманистической
школы предлагают такие приемы в
общении с ребенком: «Я высказывания»
активное слушание, безусловная любовь
к ребенку, положительное внимание
к нему, контакт глаз, физический контакт.