Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу, начиная с IV, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.
Введение
Глава I Классный руководитель в современной школе
1.1 Классный руководитель в школе, специфика его работы
1.2Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
1.3 Цель обучения и воспитания классного руководителя
Методы воспитания для практической работы классного руководителя
1.5 Мастерство
1.6 Формы работы классного руководителя
1.7 Система работы классного руководителя и его основные направления
1.8 Педагогические задачи классного руководителя
1.9 Воспитательный процесс и его закономерности
1.10 Профессиональная пригодность классного руководителя
1.11 Педагогическая умелость
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного
руководителя
2.1 Работа классного руководителя по изучению учащихся
2.2 Наблюдение классного руководителя за учащимися
2.3 Сплочение коллектива класса
17 Новаторство
Глава III. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
3.1 Создание ученического коллектива
3.2 Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
Глава IV. Работа классного руководителя с учителями и родителями
4.1 Работа классного руководителя с учителями
4.2 Работа классного руководителя с родителями
4.3 Планирование классного руководителя воспитательной работы.
Ведение документации класса
Заключение
Литература
Особенности общих
свойств и качеств личности –
направленность личности, ее моральные
качества, характер, темперамент и
способности :
Особенности отдельных
психических процессов – особенности
восприятия и внимания, психомоторные
особенности, особенности мышления, памяти,
эмоционально-волевые особенности. Изучение
направленности ученика даст ответ на
вопрос: «Чего он хочет ? »; изучение его
способностей – на вопрос: «Что он может?»;
изучение характера – на вопрос: «Кто
он есть ?».
Изучение учащихся
не самоцель. Оно дает возможность
классному руководителю прогнозировать
развитие школьника, предвидеть и предупреждать
его трудности в учении, создавать
для его развития наиболее благоприятные
условия. В знании особенностей психического
развития школьника нуждаются учителя,
обучающие его, и родители.
Классный руководитель
изучает также коллектив своего
класса, характеристикой которого обычно
открывается план работы. Основными показателями
воспитанности и зрелости коллектива
являются организованность, сплоченность,
наличие здорового общественного мнения,
гуманность внутриколлективных отношений.
Как уже отмечалось,
проведение воспитательной работы немыслимо
без знания возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся. Незнание этих
особенностей зачастую служит причиной
серьезных просчетов и педагогических
ошибок.
Опыт на практике
I. Только что
назначенный в школу молодой
математик проводил занятия в
VII классе, где ему было также поручено
классное руководство. Он вызвал к доске
одного из учащихся и предложил ему решить
задачу. Оказалось, что семиклассник испытывает
затруднение. Учитель решил ему помочь
и стал задавать наводящие вопросы. Но
ученик молчал. Учителю показалось, что
он не может решить задачу, и предложил
ему сесть на место. Но, не дойдя до своей
парты, семиклассник обернулся к учителю
и с обидой сказал: «А я знаю, как решать
задачу…» Учитель проявил рассудительность
и с ласковым голосом возвратил его к доске.
Семиклассник вполне самостоятельно,
хотя и медленно, справился с задачей.
Так своей репликой он помог учителю исправить
допущенную оплошность. Оказалось, что
это был хороший ученик, но с замедленным
мышлением. Молодой учитель об этом не
знал и побуждал его к спешке.
Есть ученики,
которые не проявляют должной
усидчивости в работе, не могут
заставить себя выполнять домашние
задания. На учебной работе и поведении
школьника сказываются условия
семейного воспитания, состояние
здоровья, влияние тех контактных групп,
с которыми он находится в постоянном
общении, и т.д.
II. Учительница
истории 10-й средней школы г.
Гомеля К.Ф. Зотова обратила
внимание на то, что при устном
изложении нового материала в
V-VIII классах большинство учащихся
не усваивало его
Существенной
спецификой характеризуется педагогическое
творчество. Понятие «творчество
« ассоциируется с создание «новых
по замыслу культурных и материальных
ценностей», самостоятельной созидательной
деятельностью в различных областях производительного
труда, науки и культуры.
Аналогичным образом
обстоит дело с педагогическим творчеством
классного руководителя (воспитателя).
Оно характеризуется внесением
в учебно-воспитательную деятельность
тех или иных методических модификаций,
рационализаций методов и приемов обучения
и воспитания без какой-либо ломки педагогического
процесса.
2.2.Наблюдение
классного руководителя за
Объективность
выявления уровня воспитанности
школьника и ученического коллектива
зависит от правильного использования
разнообразных методов исследования.
Важное место среди них занимает наблюдение.
Это специально организованное восприятие
проявлений в поведении и жизнедеятельности
личности и коллектива. Прежде всего важно
уяснить, что изучать, за чем наблюдать
и как фиксировать результаты наблюдения.
Наблюдение бывает сплошным и выборочным.
При сплошном наблюдении классный руководитель
фиксирует все, что удается заметить в
поведении, высказываниях, эмоциональных
реакциях учеников. При выборочном наблюдении
отмечаются отдельные процессы и явления,
например взаимоотношения между мальчиками
и девочками, наличие у школьника учений
общественной работы и т.д.
Наблюдение должно
быть планомерным и систематическим.
Важно наметить план наблюдения, в котором
предусмотреть не только программу, но
и последовательность, время и место наблюдения.
Систематичность наблюдения предполагает
регулярность его осуществления.
Наблюдение обычно
проводится в естественных условиях
обучения и воспитания, в различных
видах деятельности учащихся. Наблюдая
за учащимися на своих уроках и уроках
других учителей, классный руководитель
выявляет особенности их познавательной
деятельности, отношение к учебному предмету,
их интересы и способности, умения и навыки
учебной деятельности, волевые качества
и т.д.
Для выявления
взглядов, убеждений и идеалов
школьников большое значение имеют
их ответы, высказывания на уроках литературы,
истории обществоведения, а также
классных часах, диспутах.
Личность и
коллектив наиболее ярко проявляются
в сложных условиях – при выполнении сложной
комплексной работы, в походе и т.д. В этих
ситуациях классный руководитель должен
быть особенно внимателен.
Весьма ценной
формой обобщения результатов изучения
школьников являются «Педагогические
консилиумы» - совещания учителей класса,
проводимые под руководством классного
руководителя. На них обсуждается характеристика
класса и отдельных учеников, коллективно
выявляются причины отставания в учебе
или недостатков в поведении тех или иных
школьников и намечаются меры индивидуального
подхода к ним.
Распространенной
формой фиксирования результатов изучения
учащихся является педагогический дневник
классного руководителя, который
используется при составлении характеристик
учащихся и классного коллектива.
2.3.Сплочение
коллектива класса
Успешное воспитание
учащихся немыслимо без сплоченного,
педагогически управляемого первичного
коллектива, каким является класс, пионерский
отряд, комсомольская группа.
Воспитание личности
в коллективе – ведущий принцип
социалистической педагогики. Первичный
коллектив – это большая воспитательная
сила, так он способен удовлетворять духовные
потребности подростков и старшеклассников
в общении, самоутверждении, самовыражении.
Коллектив дает возможность каждому школьнику
приобрести необходимый опыт общественной
жизни и развивать свои лучшие индивидуальные
качества.
Коллектив, как
живой общественный организм, рождается,
развивается, живет. В создании, сплочении
и всей жизнедеятельности первичного
коллектива главная роль принадлежит
классному руководителю. Руководствуясь
общей теорией коллектива, сплочение учащихся
он начинает с организации их деятельности.
Педагог ставит
перед классом общественно
Одновременно
с этим классный руководитель помогает
учащимся создавать органы внутриколлективного
самоуправления. На первых порах, предварительно
ознакомившись с учащимися
За этим коротким
организационным этапом следует
выявление актива класса и формирование
всех органов самоуправления в первичном
коллективе.
Коллектив сплачивается
в процессе совместной деятельности
и общения. В нем возникают
прежде всего деловые отношения
– отношения ответственной
Классный руководитель
поддерживает, стимулирует и незаметно
корректирует все виды отношений в классе,
имея в виду их стержень – деловые связи
учащихся.
Актив относительно
стабилен, но классный руководитель создает
усло вия для планомерной смены
поручений учащимся в самоуправлении,
чтобы исполнительность и умение руководить
формировались в единстве.
Итак, коллектив
формируется в деятельных отношениях.
Наиболее интенсивно он созревает в
творческой, проблемной деятельности,
когда школьники не просто выполняют
то или иное задание, а совместно решают
сложные, но посильные задачи А.С. Макаренко
настаивал, чтобы перед коллективом последовательно
выдвигались все более сложные и увлекательные
задачи. Коллектив, по его убеждению, живет
перспективной, завтрашней радостью.
Жизнь коллектива
учащихся украшают традиции. Классный
руководитель помогает школьникам постепенно
установить свои традиции: отмечать знаменательные
даты, проводить вечера любимых героев,
писателей, праздновать дни рождения
учащихся и т.д.
Традиции класса
должны не идти вразрез с общешкольными
традициями, а дополнять их. Традиции школы
связывают духовными нитями первичные
коллективы.
Регулирующим
и дисциплинирующим фактором воспитания
А.С. Макаренко называл общественное
мнение. Зафиксированные в общественном
мнении общепринятые суждения, оценки
и отношения к нравственным ценностям
выступают как общие требования к личности.
Формирование
и управление этой реальной силой
воспитания, однако представляет собой
немалые трудности. Оценочные суждения
подростков нередко строятся преимущественно
на чувстве и недостаточно осознаются.
Кроме того, складываются они порой подспудно,
незаметно, а укоренившись, стойко удерживаются
в сознании школьников. Примером негативного
общественного мнения в коллективах школьников
может служить так называемая психология
троечника – нарочитая переоценка тройки.
Формирование
положительного общественного мнения
протекает главным образом при
коллективном обсуждении общих проблем,
результатов выполненной
Формированию
общественного мнения активно содействует
классная стенная газета и разумно
оформленные наглядные
А.С. Макаренко
выдвинул идею защищенности в коллективистическом
воспитании. Он писал, что ни один воспитанник,
как бы он ни был мал и слабосилен или нов
в коллективе, не должен чувствовать своего
обособления и беззащитности. В этом, в
частности состоит гуманизм коллективистического
воспитания.
Коллектив должен
не только защищать, но и возвышать личность
школьника, удовлетворяя его потребность
в признании, стремление к самоутверждению
среди сверстников своими делами на общую
пользу. Задача классного руководителя
– помочь школьнику занять лучшую для
него позицию в коллективе. А коллектив
класса призван выявлять и развивать такие
качества подростков, которые помогали
бы им становиться активнее, увереннее
в себе и деловитее. Учитывая личные интересы
и возможности школьника, коллектив класса
доверяет ему общественную работу, учит
ее успешно выполнять. Общественное признание
успехов стимулирует лучшие проявления
школьника и вдохновляет на новые достижения.
Требовательность
первичного коллектива к школьнику
сочетается с воспитанием у школьников
дружественности, внимательности и чуткости
в отношениях друг с другом. В.А. Сухомлинский
в связи с этим писал: «Неизгладимый след
в душе воспитанника оставляет чуткость
и заботливость, проявленные воспитателями.
Но еще сильнее чуткость и заботливость
коллектива. Задача воспитателя заключается
в том, чтобы каждый ребенок пережил чувство
благодарности коллективу за чуткость,
за помощь в трудную минуту».
Классный руководитель
организует общение учащихся в различных
формах, содействует их взаимной заинтересованности
и духовному взаимообогащению. Это
достигается путем поощрения сотрудничества
учащихся при выполнении общих дел, стимулирования
добровольной взаимопомощи в учении, поощрения
дружбы, не выходящей за рамки коллективных
целей. Вместе с тем, опираясь на коллективное
мнение, классный руководитель предупреждает
и пресекает появление кличек, сплетен,
нездоровых группировок.