Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу, начиная с IV, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.
Введение
Глава I Классный руководитель в современной школе
1.1 Классный руководитель в школе, специфика его работы
1.2Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
1.3 Цель обучения и воспитания классного руководителя
Методы воспитания для практической работы классного руководителя
1.5 Мастерство
1.6 Формы работы классного руководителя
1.7 Система работы классного руководителя и его основные направления
1.8 Педагогические задачи классного руководителя
1.9 Воспитательный процесс и его закономерности
1.10 Профессиональная пригодность классного руководителя
1.11 Педагогическая умелость
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного
руководителя
2.1 Работа классного руководителя по изучению учащихся
2.2 Наблюдение классного руководителя за учащимися
2.3 Сплочение коллектива класса
17 Новаторство
Глава III. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
3.1 Создание ученического коллектива
3.2 Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
Глава IV. Работа классного руководителя с учителями и родителями
4.1 Работа классного руководителя с учителями
4.2 Работа классного руководителя с родителями
4.3 Планирование классного руководителя воспитательной работы.
Ведение документации класса
Заключение
Литература
К выбору форм работы
классный руководитель подходит творчески,
учетом условий жизни школы, возможностей
и особенностей детей, содержания детской
жизни, которую предстоит вместе с детьми
осмысливать, анализировать, обобщать
и корректировать. Планируемые им формы,
различного содержания «классные часы»,
призваны охватить анализом весь целостный
учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать
его ведущие идеи в сознании детей, помочь
дать оценку формирующимся идеалам, ценностным
ориентациям, вкусам, выразить принципиальное
отношение к наносному, чуждому, вредному.
Рассмотрим в
общих чертах сущность и структуру
наиболее актуальных форм работы классного
руководителя.
«Час знаний
и убеждений» посвящается анализу
складывающихся у учащихся мировоззренческих
представлений, политических, нравственных,
эстетических идеалов, ценностных ориентаций.
С учетом освоенного школьниками
учебного материала, знания текущих
общественно-политических событий, новых
явлений в науке и искусстве классный
руководитель с ребятами определяет тему
собеседования, обсуждения, диспута. По
избранной теме готовятся сам воспитатель
и все учащиеся. Школьники выступают с
сообщениями, задают вопросы, высказывают
суждения и убеждения. В ходе обсуждения
классный руководитель делится своими
соображениями. В заключительной части
«Часа» он высказывает свои суждения,
оценки знаний, соображений, взглядов,
убеждений ребят, дает им четкое представление
о том, что ими хорошо усвоено, над чем
работать, какие нравственные, эстетические
взгляды необходимо переосмыслить. Сегодня,
когда в политике, экономике, общественных
науках, искусстве происходит переоценка
многих ценностей, вся эта аналитическая
и оценочная работа воспитателя приобретает
особый смысл и значение.
Во время «Часа
труда» дети активно обсуждают доступные
их пониманию вопросы перестройки
экономической жизни страны, а
также практику собственных трудовых
отношений в коллективе. «Час труда»
может превращаться в своеобразное
производственное совещание, на котором
обсуждаются вопросы организации труда
старшеклассников, качества продукции,
отношения ребят к делу, распределению
заработанных средств. Если «Час труда»
по общим экономическим вопросам может
быть организован как семинар, то по трудовым
отношениям в коллективе – как собрание
или совещание, посвященное назревшим
актуальным вопросам, противоречиям и
конфликтам.
«Час коллектива»
представляет собой своеобразную форму
собрания коллектива класса. На нем ставятся
и осмысливаются актуальные проблемы
жизни общешкольного и классного коллективов,
состояния самоуправления, выполнения
общественных поручений, коллективных
отношений, поведения отдельных ребят.
Вместе с активом класса воспитатель выявляет
назревшую тему, изучает положение дел.
Все ребята специально готовятся к выступлениям:
изучают положительный опыт и недостатки.
В течение «часа» проводится свободная
дискуссия, формируются основные выводы
и решения, выдвигаются темы и вопросы
для очередного «Часа коллектива». Когда
«Час коллектива» проходит как отчетное
общее собрание, с ответами выступают
уполномоченные и ответственные по видам
деятельности: староста, культорг, хозорг,
физорг, редактор стенгазеты , турорг.
Обсуждаются и результаты соревнования,
дежурства по школе, организации самообслуживания,
проведения вечеров, походов, физкультурных
и спортивных мероприятий. Во время всех
дискуссий классный руководитель выражает
свое мнение в тактичной, ненавязчивой
форме. Заключительным моментом «часа
коллектива» является выражение общественного
мнения: принятие согласованного решения,
обращения, рекомендаций, пожеланий.
«Час творчества»
организуется как подведение итогов
работы учащихся класса в кружках, хореографических,
изобразительных. Музыкальных студиях,
школах искусств, на станциях техников
и юннатов, в клубах, а также дома. Он представляет
возможность каждому ребенку или группе
детей проявить себя, показать, на что
они способны, услышать мнение о результатах
своего творчества, узнать о себе что-то
новое и самоутвердится. Это позволяет
классному руководителю активно влиять
на духовный мир детей, на формирование
их художественно-эстетических представлений,
мировоззренческих убеждений. «Час творчества»
лучше всего организовывать тематически:
целиком посвящать либо научно-техническому
творчеству; либо отчету классного вокально-инструментального
ансамбля; либо поэзии; либо выставке рисунков,
изделий прикладного характера, коллекций;
либо творческим играм. Заблаговременно
классный руководитель и дети договариваются
о теме «часа», ведут к нему подготовку.
В общей его структуре обязательными элементами
являются: а) показ умений, поделок, моделей,
рисунков – всего самостоятельно сотворенного;
б) обсуждение результатов творчества,
высказывание оценок, советов, суждений,
рекомендаций по дальнейшему совершенствованию
навыков, умений, мастерства.
«Час семьи»
по содержанию направлен на осмысление
опыта семейной жизни. Школьники
обсуждают примеры жизни семей,
в которых росли выдающиеся личности.
Перед ними выступают интересные люди,
их собственные родители, а сами дети рассказывают
о своем отношении к папам и мамам, другим
членам семьи, к бытовому труду, к духовному
общению в семье. Классному руководителю
важно разобраться в том, какие представления
о жизни черпают в семье, как соотносят
их с теми, которые приобретают в школе,
в общественных организациях, из источников
массовой информации. Классный час может
быть посвящен и проблемам улицы. Детям
надо предоставить возможность активно
обсуждать свою жизнь во дворе, в неформальной
группе. Сколько времени у ребят занимает
улица, с кем они дружат, во что играют,
какова атмосфера, содержание отношений
и общения.
Таким образом,
классный руководитель посредством
основных форм своей работы с детьми
превращается в мозговой политико-синтетический
центр системы воспитания. Он оказывает
ребенку решающую педагогическую помощь
в осознании им процесса собственной жизни
и деятельности, что превращает его в активного
и сознательного субъекта воспитания.
1.7.Система работы
классного руководителя и его основные
направления
Успех в работе
классного руководителя во многом зависит
от ее плановости и систематичности.
Деятельность классного руководителя
представляет собой часть общего
процесса воспитания. Поэтому важно
согласовывать ее со всеми другими
звеньями школьной работы, ориентируясь
на общешкольный годовой план.
Организационно-педагогическая
работа классного руководителя включает
в себя постоянное изучение учащихся,
мероприятия по организации и
форматированию коллектива учащихся,
а также совместную работу с пионерским
отрядом или комсомольской группой и родителями
учащихся.
Эта работа в
соответствии с рекомендациями «Примерного
содержания воспитания школьников»
предусматривает формирование коммунистического
мировоззрения и
Система в работе
классного руководителя предполагает
целесообразное сочетание форм и
методов просвещения с организацией
практической деятельности школьников.
Классный руководитель, как правило, работает
с одним и тем же составом учащихся несколько
лет. Поэтому логика в воспитательных
мероприятиях должна прослеживаться не
только по месяцам, но и по учебным годам.
Основные направления
классного руководителя это:
Изучение учащихся
и коллектива класса: получение демографических,
медицинских, психологических и
педагогических данных (семья, социальное
и материальное положение, состояние
здоровья, уровень развития, воспитанности
и обученности, индивидуальные особенности
и т.д.)
Постановка воспитательных
задач ("перспектив") общих для
класса или отдельных групп, учеников
класса.
Планирование
воспитательной работы - составление
плана для работы с учениками,
учителями, родителями, содержащего перечень
задач и дел по их решению.
Организация, проведение
и корректировка различных
Организация работы
с родителями учащихся: систематическое
информирование об успеваемости, поведении
учащихся, посещение учащихся на дому,
осуществление педагогического
просвещения родителей, привлечение
родителей к воспитательной работе с учащимися.
Анализ и оценка
результатов воспитания: наблюдение
опросники и другие методы, позволяющие
судить о результатах и ставить
новые задачи.
1.8. Педагогические
задачи классного руководителя
Одной из важнейших
задач классного руководителя является
системная работа с коллективом класса.
Педагог гуманизирует отношения между
детьми в коллективе, способствует формированию
нравственных смыслов и духовных ориентиров,
организует социально ценные отношения
и переживания воспитанников в классном
сообществе, творческую, личностно и общественно
значимую деятельность, систему самоуправления;
создает ситуацию защищенности, эмоционального
комфорта, благоприятные психолого-педагогические
условия для развития личности ребенка,
способствует формированию навыков самовоспитания
обучающихся. Его работа направлена на
становление и проявление неповторимой
индивидуальности, "лица" классного
сообщества. В то же время классный руководитель
заботится о позиции и месте класса в школьном
коллективе, способствуя межвозрастному
общению.
По мнению В.А.
Сластенина, учитель, вовлеченный в
воспитательную систему самой логикой
действительности, поставлен перед
необходимостью решения бинарных групп
педагогических задач. Это:
* аналитическо-рефлексивные
задачи, т.е. задачи анализа и рефлексии
целостного педагогического процесса,
его элементов, возникающих затруднений
и др.;
* конструктивно-прогностические
задачи, т.е. задачи построения
целостного педагогического
* организационно-деятельностные
задачи - задачи реализации различных
вариантов учебно-
* оценочно-информационные
задачи, т.е. задачи сбора, обработки
и хранения информации о
* коррекционно-регулирующие
задачи, т.е. задачи коррекции
протекания педагогического
Полнота присутствия
этих задач в сознании и деятельности
педагога определяет уровень его субъектности
в воспитательной системе.
Еще одной важной
задачей классного руководителя
по обеспечению целостности
Непосредственное
общение с детьми, идейное, духовно-ценностное
влияние на них требует от классного
руководителя повышенного внимания
к психическим переживаниям и состояниям
детей, формированию их идеалов, взглядов,
убеждений, личностных качеств и индивидуальных
способностей. Ребенок формируется как
личность и индивидуальность тогда, когда
педагоги стремятся перевести внешние
социально ценные стимулы во внутренние
мотивы его поведения, когда он сам добивается
общественно ценных результатов, проявляя
при этом целеустремленность, волю и мужество.
Воспитательный эффект велик, когда воспитание,
на каждом этапе возрастного развития,
перерастает в самовоспитание, а ребенок
из объекта воспитания превращается в
его субъект. Механизмом такого превращения
является осмысление детьми процесса
собственной жизнедеятельности: осознание
ее целей, требований, перспектив; познание
в ее процессе своих сил и возможностей;
преодоление (самоопределение) своих слабостей
и осуществление самовоспитания. Классный
руководитель, анализирующий вместе с
учащимися общественную жизнь, процесс
их становления как личностей, формирования
их мировоззрения, творческих способностей,
предстает перед ними в качестве мыслителя,
помогающего активно участвовать в становлении
собственной личности, развитии и организации
поведения.
1.9.Воспитательный
процесс и его закономерности
Первая закономерность:
воспитание ребенка совершается только
на основе активности самого ребенка во
взаимодействии его с окружающей социальной
средой. При этом решающее значение имеет
гармонизация интересов общества и личных
интересов учащихся при определении целей
и задач педагогического процесса.