Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу, начиная с IV, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.
Введение
Глава I Классный руководитель в современной школе
1.1 Классный руководитель в школе, специфика его работы
1.2Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
1.3 Цель обучения и воспитания классного руководителя
Методы воспитания для практической работы классного руководителя
1.5 Мастерство
1.6 Формы работы классного руководителя
1.7 Система работы классного руководителя и его основные направления
1.8 Педагогические задачи классного руководителя
1.9 Воспитательный процесс и его закономерности
1.10 Профессиональная пригодность классного руководителя
1.11 Педагогическая умелость
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного
руководителя
2.1 Работа классного руководителя по изучению учащихся
2.2 Наблюдение классного руководителя за учащимися
2.3 Сплочение коллектива класса
17 Новаторство
Глава III. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
3.1 Создание ученического коллектива
3.2 Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
Глава IV. Работа классного руководителя с учителями и родителями
4.1 Работа классного руководителя с учителями
4.2 Работа классного руководителя с родителями
4.3 Планирование классного руководителя воспитательной работы.
Ведение документации класса
Заключение
Литература
Сложность и
многообразность воспитательной работы
классного руководителя обусловливают
необходимость ее глубокого анализа
и продуманного планирования. Это, однако,
понимают не все классные руководители.
В этой связи затронем вопросы
о том, как эта проблема становится
в педагогической науке.
Л.Н. Толстой
писал, что люди отличаются один от
другого тем, что одни из них сначала
делают, а потом думают, другие же
– сначала думают, а потом делают.
Деятельность человека в отличие
от поведения животного характеризуется
предварительной обдуманностью, это значит,
она заранее прогнозируется в его сознании.
Известный физиолог
П.К. Анохин, как уже отмечалось выше,
обосновал идею об опережающем отражении
человеком тех действий и поступков,
которые он собирается совершить. Иначе
говоря, прежде чем осуществить ту или
иную работу или совершать то или иное
действие, человек, заранее прогнозирует
их в своем сознании., проектирует их и
создает более или менее детальную «программу»
поведения. Эта «программа» не только
определяет его деятельность, но и выполняет
роль «акцептора действия», который позволяет
контролировать эту деятельность, сравнивая
ее с намеченной «программой», и вносить
в нее необходимые коррективы.
Однако заранее
продуманная «программа» не только
делает наше поведение осмысленным. Если
она составлена и зафиксирована в сознании
человека она побуждает его выполнять
намеченные действия и поступки, придавая
им волевой характер.
Чем сложнее
деятельность человека и чем больший
отрезок времени она
При планировании
воспитательной работы классный руководитель
должен исходить из следующих положений:
а) в плане
нужно предусматривать
б) поскольку
воспитание осуществляется только в
деятельности, план должен предусматривать
включение школьников в познавательную,
патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую
и спортивно-оздоровительную деятельность;
в) система внеклассной
воспитательной работы должна быть подчинена
организации, воспитанию и развитию
ученического коллектива;
г) в общей
системе внеклассной работы по всестороннему
развитию учащихся нужно обязательно
выделять ту или иную ведущую для
данного времени воспитательную
задачу и намечать мероприятия по
ее решению;
д) нужно, чтобы
план содержал мероприятия, направленные
на согласованность воспитательных усилий
классного руководителя, учителей которые
работают в классе, и родителей.
Каким же должен
быть порядок планирования классным
руководителем воспитательной работы?
Первый этап.
Приступая к составлению плана, необходимо
прежде всего определить уровень воспитанности
класса, его положительные стороны и недостатки.
Важно изучить сдвиги в жизни и работе
класса, уровень развития коллектива.
Например, достигнуты сдвиги в сплочении
класса, в проведении увлекательных внеклассных
мероприятий. Значит, опираясь на эти положительные
стороны, нужно позаботиться об организации
более содержательной практической деятельности
и придании ей характера интересных перспектив,
реализуя таким образом «закон движения»
коллектива.
Повысилась общественная
активность учащихся – необходимо
расширять общественные мероприятия,
углублять их содержательность. Класс
проявляет заинтересованность в
спортивной работе – нужно сделать
так, чтобы он выступал инициатором
проведения спортивно-массовых соревнований,
физкультурных вечеров, праздников и т.д.
Короче говоря, все, что есть в классе положительного
и интересного, нужно обязательно расширять,
укреплять и развивать. Воспитание на
положительном всегда приносит плодотворные
результаты.
Одновременно
с этим нужно обращать внимание и
на недочеты, которые имеют место
в классе: снижение дисциплины, ослабление
интереса к чтению художественной литературы,
ухудшение межличностных
Определив особенности
класса, его положительные стороны
и недостатки, нужно написать вступительную
часть плана.
Второй этап
планирования -разработка внеклассных
мероприятий по всестороннему воспитанию
и развитию учащихся. Попробуем представить
себе их, например в отношении к VI классу:
а) беседа « Соблюдение
режима дня – черта культурного
человека»;
б) беседа «Приемы
активного воспроизведения изучаемого
материала при подготовке домашних заданий»;
в) классное собрание
« Об участии школьников в работе
предметных кружков»;
г) экскурсия
на завод; встреча с молодыми рационализаторами
и изобретателями;
д) участие в
благоустройстве территории школы, посадка
декоративных кустов;
е) совместное собрание
учащихся и родителей по вопросу
« Об участии школьников в домашнем
труде»;
ж) совещание
с активом по вопросу « О
повышении роли активистов в общественно
полезном труде;
з) шефы завода в
гостях у класса: «Почему говорят, что
труд украшает человека?»;
и) подготовка литературного
вечера « Родина – в поэзии»;
к) участие в
спартакиаде школы под девизом
« Олимпийский резерв»;
л)диспут « Какого
человека можно считать нравственным?;
м) проведение один
раз в неделю обзора газет на тему «Чем
живет мир ?»
Третий этап
- разработка мероприятий по решению
ведущей воспитательной задачи. «
Повышение ответственности
а) встреча с
учителями, работающими в классе,
и родителями учащихся по вопросу «Как
повысить качество домашнего учения?»;
б) беседа с учащимися
« Основные правила выполнения домашних
заданий»;
в) посещение
учащихся на дому с целью контроля
за их домашним учением;
г) встреча учащихся
с директором школы по вопросу «Что
делается в классе по улучшению домашней
работы?»;
д) проведение двух
практических занятий по выполнению
домашних заданий по математике и
русскому языку;
е) классное собрание
совместно с учителями и
Четвертый этап
- оформление плана воспитательной
работы. Если необходимые мероприятия
на учебную четверть или полугодие
разработаны, нужно их расставить в
той хронологической
Всю эту работу
классный руководитель предварительно
осуществляет сам. Но составленный план
необходимо обсудить с учащимися, обязательно
познакомить их с ведущей задачей,
на которую они должны обратить особое
внимание. Естественно, необходимо учитывать
предложения учащихся, обосновать намеченные
мероприятия.
Жизнь выдвигает
перед классными руководителями
большие и малые задачи, которые
в той или иной форме должны
отражаться в их планах по всем годам работы.
Такими вопросами, в частности, являются:
охрана природы, правила дорожного движения,
дети и закон, мальчики и девочки, правила
для учащихся, самовоспитание, алкоголь
и здоровье, курение и здоровье, культура
речи и многие другие.
Известно, что
воспитательная работа оценивается
не по количеству видов деятельности,
а по ее качеству, т.е. по тому, как
она способствовала всестороннему
развитию личности и сплочению коллектива.
Поэтому одинаково недопустимы
как перегрузка класса различными мероприятиями,
так и недогрузка ими. В первом случае
неизбежность напластование одного вида
работы на другой и нервозность школьников,
во втором – вялость в жизни коллектива.
В плане должны
оптимально сочетаться словесные и
практические методы работы. Отдавая предпочтение
организации деятельности учащихся, нельзя
недооценивать роль разъяснения и идейно-нравственного
просвещения.
Следует поощрять
кооперирование и взаимопомощь классных
руководителей. Хорошо подготовленная
педагогом беседа может быть проведена
в нескольких классах. Знания и опыт педагога,
ценный для воспитания учащихся, не должен
ограничиваться рамками одного класса.
Приводя в действие этот педагогический
резерв, коллектив учителей с тем будет
экономить свои силы.
План не догма,
а основная программа действий. В нем предусматриваются
главные дела, кроме которых ежедневно
идет организационно-педагогическая работа,
определяемая наличной ситуацией.
Значительные
коррективы плана должны быть согласованы
с организатором внеклассной и внешкольной
воспитательной работы.
Для анализа
эффективности проводимой воспитательной
работы классному руководителю полезно
вести педагогический дневник, который
не входит, однако, в обязательную отчетную
документацию
На основе плана
воспитательной работы на четверть классный
руководитель может составлять план на
неделю, который конкретизирует воспитательные
мероприятия. Его можно совместить с дневником
классного руководителя.
План - важнейший
документ классного руководителя. Но,
кроме лана, он несет ответственность
за ведение классного журнала, личных
дел учащихся, в необходимых случаях пишет
на них характеристики. Некоторые классные
руководители ведут дневники проводимой
работы, а также специальные журналы, в
которых на каждого ученика отводится
2-3 страницы. В них фиксируются положительные
поступки учащихся, а также те или иные
отрицательные явления. Если записи делаются
регулярно, классный руководитель имеет
возможность наблюдать за тенденциями
развития своих воспитанников, принимать
своевременные меры к улучшению воспитательной
работы как с классом, так и с каждым учащимся
в отдельности.
Таким образом,
эффективное выполнение классным руководителем
своих функций, активное использование
форм работы и четкое планирование
дает возможность включения всех школьников
в целостный учебно-воспитательный процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большую часть
в воспитательной работе оказывает
школа. Школа располагает
Активное участие
школьника в учении, труде, а также
в преобразовании своей личности
– важнейшая цель обучения и воспитания.
Школа - исключительно
сложный и весьма разветвленный
по своей внутренней структуре механизм,
который может успешно
Выполнение закона
об образовании требует также
разъяснительной работы среди родителей
и молодежи о путях получения
образования. С этой целью школа
организует родительские собрания, проводит
беседы, лекции и доклады по этим вопросам,
коллективные и индивидуальные консультации
для родителей и учащихся по профессиональной
ориентации. Большое место в этом направлении
занимает расширение и укрепление учебно-материальной
базы школы. С помощью шефствующих предприятий
учителя оборудуют учебные кабинеты, создают
фон учебников и учебных пособий для бесплатного
пользования учащимися, укрепляют базу
трудового обучения и воспитания и т.д.