Классный руководитель в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу, начиная с IV, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.

Содержание

Введение

Глава I Классный руководитель в современной школе
1.1 Классный руководитель в школе, специфика его работы
1.2Основные функции и обязанности классного руководителя в школе
1.3 Цель обучения и воспитания классного руководителя
Методы воспитания для практической работы классного руководителя
1.5 Мастерство
1.6 Формы работы классного руководителя
1.7 Система работы классного руководителя и его основные направления
1.8 Педагогические задачи классного руководителя
1.9 Воспитательный процесс и его закономерности
1.10 Профессиональная пригодность классного руководителя
1.11 Педагогическая умелость
Глава II. Организационно-педагогическая работа классного
руководителя
2.1 Работа классного руководителя по изучению учащихся
2.2 Наблюдение классного руководителя за учащимися
2.3 Сплочение коллектива класса
17 Новаторство
Глава III. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
3.1 Создание ученического коллектива
3.2 Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
Глава IV. Работа классного руководителя с учителями и родителями
4.1 Работа классного руководителя с учителями
4.2 Работа классного руководителя с родителями
4.3 Планирование классного руководителя воспитательной работы.
Ведение документации класса
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

курсоваяпедагогика.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Сложность и  многообразность воспитательной работы классного руководителя обусловливают  необходимость ее глубокого анализа  и продуманного планирования. Это, однако, понимают не все классные руководители. В этой связи затронем вопросы  о том, как эта проблема становится в педагогической науке. 

Л.Н. Толстой  писал, что люди отличаются один от другого тем, что одни из них сначала  делают, а потом думают, другие же – сначала думают, а потом делают. Деятельность человека в отличие  от поведения животного характеризуется предварительной обдуманностью, это значит, она заранее прогнозируется в его сознании. 

Известный физиолог П.К. Анохин, как уже отмечалось выше, обосновал идею об опережающем отражении  человеком тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Иначе говоря, прежде чем осуществить ту или иную работу или совершать то или иное действие, человек, заранее прогнозирует их в своем сознании., проектирует их и создает более или менее детальную «программу» поведения. Эта «программа» не только определяет его деятельность, но и выполняет роль «акцептора действия», который позволяет контролировать эту деятельность, сравнивая ее с намеченной «программой», и вносить в нее необходимые коррективы. 

Однако заранее  продуманная «программа» не только делает наше поведение осмысленным. Если она составлена и зафиксирована в сознании человека она побуждает его выполнять намеченные действия и поступки, придавая им волевой характер. 

Чем сложнее  деятельность человека и чем больший  отрезок времени она охватывает, тем более важное значение имеет ее предварительное обдумывание, программирование или, иначе говоря, планирование. Именно к таким видам деятельности относится деятельность педагогическая и , в частности, воспитательная работа классного руководителя. Она всегда рассчитывается на более или менее длительное время, связана с одновременным решением множества проблем и задач, и если ее детально не прогнозировать и старательно не планировать, успеха не добиться. Работать без плана – значит, как правило, идти вслед за событиями. Работать по заранее продуманному плану – значит, направлять события, создавать воспитательные ситуации и придавать педагогической работе целенаправленность и действенность. 

При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений: 

а) в плане  нужно предусматривать разнообразные  мероприятия и виды работы, которые  способствовали бы всестороннему развитию учащихся; 

б) поскольку  воспитание осуществляется только в  деятельности, план должен предусматривать включение школьников в познавательную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность; 

в) система внеклассной  воспитательной работы должна быть подчинена  организации, воспитанию и развитию ученического коллектива; 

г) в общей  системе внеклассной работы по всестороннему  развитию учащихся нужно обязательно  выделять ту или иную ведущую для  данного времени воспитательную задачу и намечать мероприятия по ее решению; 

д) нужно, чтобы  план содержал мероприятия, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей которые работают в классе, и родителей. 

Каким же должен быть порядок планирования классным руководителем воспитательной работы? 

Первый этап. Приступая к составлению плана, необходимо прежде всего определить уровень воспитанности класса, его положительные стороны и недостатки. Важно изучить сдвиги в жизни и работе класса, уровень развития коллектива. Например, достигнуты сдвиги в сплочении класса, в проведении увлекательных внеклассных мероприятий. Значит, опираясь на эти положительные стороны, нужно позаботиться об организации более содержательной практической деятельности и придании ей характера интересных перспектив, реализуя таким образом «закон движения» коллектива. 

Повысилась общественная активность учащихся – необходимо расширять общественные мероприятия, углублять их содержательность. Класс  проявляет заинтересованность в  спортивной работе – нужно сделать  так, чтобы он выступал инициатором  проведения спортивно-массовых соревнований, физкультурных вечеров, праздников и т.д. Короче говоря, все, что есть в классе положительного и интересного, нужно обязательно расширять, укреплять и развивать. Воспитание на положительном всегда приносит плодотворные результаты. 

Одновременно  с этим нужно обращать внимание и  на недочеты, которые имеют место  в классе: снижение дисциплины, ослабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение межличностных отношений, разобщенность коллектива на отдельные  группировки и т.д. Каждый из этих недочетов может стать предметом ведущей воспитательной задачи, решение которой также необходимо спланировать. 

Определив особенности  класса, его положительные стороны  и недостатки, нужно написать вступительную  часть плана. 

Второй этап планирования -разработка внеклассных мероприятий по всестороннему воспитанию и развитию учащихся. Попробуем представить себе их, например в отношении к VI классу: 

а) беседа « Соблюдение режима дня – черта культурного  человека»; 

б) беседа «Приемы  активного воспроизведения изучаемого материала при подготовке домашних заданий»; 

в) классное собрание « Об участии школьников в работе предметных кружков»; 

г) экскурсия  на завод; встреча с молодыми рационализаторами  и изобретателями; 

д) участие в  благоустройстве территории школы, посадка декоративных кустов; 

е) совместное собрание учащихся и родителей по вопросу  « Об участии школьников в домашнем труде»; 

ж) совещание  с активом по вопросу « О  повышении роли активистов в общественно  полезном труде; 

з) шефы завода в гостях у класса: «Почему говорят, что труд украшает человека?»; 

и) подготовка литературного  вечера « Родина – в поэзии»; 

к) участие в  спартакиаде школы под девизом  « Олимпийский резерв»; 

л)диспут « Какого человека можно считать нравственным?; 

м) проведение один раз в неделю обзора газет на тему «Чем живет мир ?» 

Третий этап - разработка мероприятий по решению  ведущей воспитательной задачи. «  Повышение ответственности учащихся за выполнение домашних заданий»: 

а) встреча с  учителями, работающими в классе, и родителями учащихся по вопросу «Как повысить качество домашнего учения?»; 

б) беседа с учащимися  « Основные правила выполнения домашних заданий»; 

в) посещение  учащихся на дому с целью контроля за их домашним учением; 

г) встреча учащихся с директором школы по вопросу «Что делается в классе по улучшению домашней работы?»; 

д) проведение двух практических занятий по выполнению домашних заданий по математике и  русскому языку; 

е) классное собрание совместно с учителями и родителями на тему «Что улучшилось в нашей учебной работе ? » 

Четвертый этап - оформление плана воспитательной работы. Если необходимые мероприятия  на учебную четверть или полугодие  разработаны, нужно их расставить в  той хронологической последовательности, в какой они должны проводиться. Таким планом хорошо пользоваться, поскольку видно, что за чем и когда нужно проводить. 

Всю эту работу классный руководитель предварительно осуществляет сам. Но составленный план необходимо обсудить с учащимися, обязательно  познакомить их с ведущей задачей, на которую они должны обратить особое внимание. Естественно, необходимо учитывать предложения учащихся, обосновать намеченные мероприятия. 

Жизнь выдвигает  перед классными руководителями большие и малые задачи, которые  в той или иной форме должны отражаться в их планах по всем годам работы. Такими вопросами, в частности, являются: охрана природы, правила дорожного движения, дети и закон, мальчики и девочки, правила для учащихся, самовоспитание, алкоголь и здоровье, курение и здоровье, культура речи и многие другие. 

Известно, что  воспитательная работа оценивается  не по количеству видов деятельности, а по ее качеству, т.е. по тому, как  она способствовала всестороннему  развитию личности и сплочению коллектива. Поэтому одинаково недопустимы  как перегрузка класса различными мероприятиями, так и недогрузка ими. В первом случае неизбежность напластование одного вида работы на другой и нервозность школьников, во втором – вялость в жизни коллектива. 

В плане должны оптимально сочетаться словесные и  практические методы работы. Отдавая предпочтение организации деятельности учащихся, нельзя недооценивать роль разъяснения и идейно-нравственного просвещения. 

Следует поощрять кооперирование и взаимопомощь классных руководителей. Хорошо подготовленная педагогом беседа может быть проведена в нескольких классах. Знания и опыт педагога, ценный для воспитания учащихся, не должен ограничиваться рамками одного класса. Приводя в действие этот педагогический резерв, коллектив учителей с тем будет экономить свои силы. 

План не догма, а основная программа действий. В нем предусматриваются главные дела, кроме которых ежедневно идет организационно-педагогическая работа, определяемая наличной ситуацией. 

Значительные  коррективы плана должны быть согласованы  с организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы. 

Для анализа  эффективности проводимой воспитательной работы классному руководителю полезно  вести педагогический дневник, который  не входит, однако, в обязательную отчетную документацию 

На основе плана  воспитательной работы на четверть классный руководитель может составлять план на неделю, который конкретизирует воспитательные мероприятия. Его можно совместить с дневником классного руководителя. 

План - важнейший  документ классного руководителя. Но, кроме лана, он несет ответственность за ведение классного журнала, личных дел учащихся, в необходимых случаях пишет на них характеристики. Некоторые классные руководители ведут дневники проводимой работы, а также специальные журналы, в которых на каждого ученика отводится 2-3 страницы. В них фиксируются положительные поступки учащихся, а также те или иные отрицательные явления. Если записи делаются регулярно, классный руководитель имеет возможность наблюдать за тенденциями развития своих воспитанников, принимать своевременные меры к улучшению воспитательной работы как с классом, так и с каждым учащимся в отдельности. 

Таким образом, эффективное выполнение классным руководителем  своих функций, активное использование  форм работы и четкое планирование дает возможность включения всех школьников в целостный учебно-воспитательный процесс. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Большую часть  в воспитательной работе оказывает  школа. Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе.  

Активное участие  школьника в учении, труде, а также  в преобразовании своей личности – важнейшая цель обучения и воспитания.  

Школа - исключительно  сложный и весьма разветвленный  по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если педагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и согласованности в работе, если он не будет сплочен четко очерченными целями. Не менее важное значение имеет правильно организованное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников, Все это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой. 

Выполнение закона об образовании требует также  разъяснительной работы среди родителей  и молодежи о путях получения  образования. С этой целью школа  организует родительские собрания, проводит беседы, лекции и доклады по этим вопросам, коллективные и индивидуальные консультации для родителей и учащихся по профессиональной ориентации. Большое место в этом направлении занимает расширение и укрепление учебно-материальной базы школы. С помощью шефствующих предприятий учителя оборудуют учебные кабинеты, создают фон учебников и учебных пособий для бесплатного пользования учащимися, укрепляют базу трудового обучения и воспитания и т.д. 

Информация о работе Классный руководитель в школе