Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 17:16, курсовая работа
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: двигательное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить систему работы педагога по формированию двигательного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы двигательной деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………...5
1.1. Роль и место физической активности в жизнедеятельности человека…………..5
1.2. Роль двигательной активности в социально-биологическом развитии ребенка……………………………………………………………………………………6
1.3. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста……….7
1.4. Двигательный режим детей дошкольного возраста………………………………9
Глава II. Экспериментальное изучение двигательной активности детей дошкольного возраста………………………………………………………………….12
2.1. Организация и методы исследования…………………………………………..12
2.2. Методика совершенствования работы по руководству двигательной активности детей……………………………………………………………………………………..13
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования………………………………..16
2.4. Методические указания, направленные на развитие двигательной активности детей……………………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………………...21
Литература………………………………………………………………………………23
Приложения……………………………………………………………………………..25
1.3. Характеристика
двигательной активности детей
дошкольного возраста
Понятие "двигательная активность" включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. В детском возрасте двигательную активность (ДА) можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой. [14]
К характеристикам двигательной активности можно отнести такие параметры, как «уровень ДА» и «двигательный тип».
По данным литературы [12], выделяют три уровня ДА:
- Высокий уровень. Для детей характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.
- Дети со средним уровнем ДА. Они имеют хороший уровень физической подготовленности и развития физических качеств. Им свойственно уравновешенное поведение, преимущественно с хорошим настроением, положительными эмоциями, умением сосредотачиваться и быть внимательными при выполнении двигательных заданий, однако им не всегда удается правильно и качественно выполнить задание, иногда у них отмечается слабая техника движений. Реакция сердечно-сосудистой системы (ССС) на физические нагрузки протекает по благоприятному типу.
- Низкий уровень ДА - малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость. Не выявляются какие-либо закономерные изменения в реакциях ССС на физическую нагрузку. [12]
Под «двигательным типом» понимается набор индивидуальных двигательных особенностей, присущих данному ребенку. Каждый ребенок обладает своим типом ДА. Невыявление этого типа и навязывание несвойственного типа движения, по мнению автора, приводит к тому, что у ребенка возникает неприязнь к этому движению, а часто и к ДА вообще. Увеличение количества физкультурных занятий, которые не являются для ребенка необходимой психоэмоциональной разрядкой и не совпадают, не соответствуют его типу ДА, может привести к резко отрицательным последствиям, стать источником длительного стресса, способствующего неприязни к движениям. Индивидуальные двигательные особенности выявляются в процессе наблюдения за ребенком в течение длительного времени с фиксацией в дневнике тех видов движений, которые он предпочитает, выполняет с удовольствием. Л. М. Лазарев [5] выделяет следующие двигательные типы ребенка:
-
Взрывной. Дети с этим типом
ДА предпочитают быстрое,
- Циклический. Дети циклическим типом ДА склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег на длительной дистанции);
- Пластический. Дети с пластическим типом движений предпочитают мягкие, плавные движения;
- Силовой. Дети с силовым типом предпочитают силовые нагрузки. [5]
В настоящее время общепринятыми критериями оценки суточной двигательной активности являются: ее продолжительность, объем и интенсивность. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что специалисты рекомендуют условно делить детей на группы большой, средней и малой подвижности. Это дает определенные ориентиры для руководства двигательной деятельностью детей. Однако указанные характеристики строятся на усредненном подходе, задача же состоит в определении индивидуального оптимума двигательной активности. Ведь большая подвижность детей, в зависимости от их индивидуальной потребности в движении, может выступать в качестве и оптимальной и чрезмерной, а средняя для кого-то оказаться недостаточной. . В этом плане более точно характеризуют степень подвижности понятия: оптимальная ДА (рассматриваемая как индивидуальная норма), недостаточная (гипоподвижность, или малоподвижность), чрезмерная (гиперподвижность). Двигательное поведение малоподвижных и гиперподвижных детей совпадает с характеристиками «медлительных» и «гиперактивных», на которых серьезное внимание обращается со стороны физиологов, психологов и врачей (М.М. Кольцова, В.И. Габдракипова, ГГ. Гарскова, М. Пассольт), что еще разубеждает в важности оценки уровня подвижности ребенка.
Таким образом, оптимальная ДА должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника.
1.4. Двигательный
режим детей дошкольного возраста
Двигательный режим — это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания ДА ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) движения детей. В литературе встречаются термины «достаточный двигательный режим», «нормальный», «повышенный». Все они ориентируют на обеспечение оптимальной двигательной активности детей. Однако это одностороннее освещение сущности двигательного режима. Назначение его не только в удовлетворении потребности детей в движении. Не менее важна содержательная сторона — разнообразие движений, видов и форм деятельности.[20]
Продолжительность ДА должна составлять не менее 50—60 % периода бодрствования, что равняется 6—7 часам в сутки. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). ДА здесь должна составлять 65—75 % времени пребывания на воздухе. Кроме того, в распорядке дня обязательны и другие периоды умеренной и целесообразной двигательной деятельности детей — это время до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственное. Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам сразу после дневного сна. В это время нецелесообразны организованные физические упражнения. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав условия для этого.[9]
Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность и организованные физкультурные мероприятия. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей ДА. Это можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она наименее утомительна из всех форм двигательной активности и содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной деятельности ребенок в наибольшей степени проявляет свое двигательное творчество, а также уровень владения двигательными умениями. Содержание этой деятельности определяется самими детьми, однако это не значит, что взрослые могут не обращать на нее внимания.
К организованным формам ДА относятся:
Главная цель двигательного режима — удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться улучшения их здоровья, всестороннего физического развития, обеспечить овладение двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности в систематических физических упражнениях. [7]
Высокий интерес к какой-либо деятельности, проявление творчества в значительной степени свидетельствуют о психологическом комфорте ребенка, ибо интересы выражают его специфическое отношение к объекту, обусловленное жизненным значением и эмоциональной привлекательностью.
При внимательном наблюдении за детьми можно достаточно отчетливо по этим критериям оценить их психологическое благополучие в определенный период бодрствования. Если ребенок не хочет идти в детский сад, с трудом расстается с родителями, малоподвижен, часто грустит, капризничает, плачет, ссорится со сверстниками, не активен в период бодрствования, если он зажат, скован, значит, психологический дискомфорт налицо и надо срочно принимать меры! [19]
Формы работы по физическому воспитанию для конкретной группы или детского сада в целом, как считает Шишкина В. А., отбираются по принципу системности. Учитываются состояние здоровья детей в группе, особенности их физического развития, возраст, общая физическая подготовленность, условия семейного воспитания, профессионально-личностные интересы воспитателей, задачи дошкольного учреждения в области физической культуры на предстоящий период.
Каждое
дошкольное учреждение имеет право
на свои подходы в физическом воспитании;
педагогический коллектив детского сада
сам определяет, каким формам физической
культуры отдать предпочтение, оценивая
их эффективность по динамике здоровья
и развития детей. Воспитатели групп также
могут по своему усмотрению останавливать
выбор на тех или иных системных и эпизодичных
физкультурных мероприятиях, подчинив
их решению выдвинутых задач. [20]
Выводы
Таким образом, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что:
- двигательное развитие детей рассматривается как формирование двигательных умений и физических качеств;
-
одним из информативных
- двигательная активность — одно из необходимых условий здоровья и развития ребенка;
Таким образом, двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками.
Знание
особенностей двигательной активности
детей и степени обусловленности ее воспитанием
и обучением необходимо для правильного
построения процесса физического воспитания
детей.
ГЛАВА II.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.
Организация и методы
В предыдущей главе были рассмотрены роль и характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста. Для проверки эффективности разработанного двигательного режима и методов руководства двигательной активностью детей был проведён педагогический эксперимент.
Для осуществления экспериментальной работы я перед собой поставила ряд задач:
Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада № 16 г. Могилева.
За экспериментальную и
Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.
Количественное
измерение двигательной активности
осуществлялось с помощью шагомера
«Заря», который помещался в
Измерение продолжительности двигательной активности детей подсчитывалось с помощью секундомера. Интенсивность двигательной активности определялась путем деления количества движений на продолжительность ее в минутах. За деятельностью детей и воспитателя осуществлялось педагогические наблюдения. Они фиксировались в дневник. Поведение каждого ребенка анализировалось в сопоставлении с показателями двигательной активности. В целях выявления наиболее рациональных приемов педагогического руководства двигательной активностью детей с разной подвижностью велись наблюдения за деятельностью воспитателя.
Информация о работе Экспериментальное изучение двигательной активности детей дошкольного возраста