Экспериментальное изучение двигательной активности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: двигательное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить систему работы педагога по формированию двигательного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы двигательной деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………...5

1.1. Роль и место физической активности в жизнедеятельности человека…………..5

1.2. Роль двигательной активности в социально-биологическом развитии ребенка……………………………………………………………………………………6

1.3. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста……….7

1.4. Двигательный режим детей дошкольного возраста………………………………9

Глава II. Экспериментальное изучение двигательной активности детей дошкольного возраста………………………………………………………………….12

2.1. Организация и методы исследования…………………………………………..12

2.2. Методика совершенствования работы по руководству двигательной активности детей……………………………………………………………………………………..13

2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования………………………………..16

2.4. Методические указания, направленные на развитие двигательной активности детей……………………………………………………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………………...21

Литература………………………………………………………………………………23

Приложения……………………………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Курсовая двигательная активность.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

    Качественное  изучение двигательной активности  осуществлялось с помощью наблюдения за детьми во время занятий и свободное  время. 

2.2. Методика совершенствования работы по руководству двигательной активности детей 

    Двигательная активность — одно из необходимых условий здоровья и развития ребенка. Увеличение ДА благотворно сказывается на функциональном состоянии всех систем организма, в том числе головного мозга. Считается, что к началу школьного обучения у ребенка должна сформироваться соответствующая возрасту, индивидуальным потребностям организма и типу нервной системы потребность в движении и даже определенный стиль деятельности, проявляющийся в объеме, продолжительности, интенсивности и содержания ДА. [19]

    В коррекции ДА нуждаются мало- и гиперподвижные дети.

    Коррекционная работа проводится в трех основных направлениях и включает: - деятельность воспитателя в процессе проведения режимных моментов; - специальные мероприятия, выполняемые руководителем физического воспитания и медицинскими работниками;

-  рекомендации для родителей.

     Данные диагностики и прогноза ближайшей зоны двигательного развития каждого из детей указывают направления коррекционной работы.[17]

    Согласно  базисной программы «Пралеска» при формировании двигательной активности детей должны решаться следующие задачи:

- воспитывать устойчивый интерес к организации по собственной инициативе подвижных игр и простейших соревнований со сверстниками, потребность в двигательной деятельности;

- создавать условия для развития психомоторных способностей, творчества, инициативы в самостоятельной двигательной деятельности;

- развивать культуру движений, обогащать двигательный опыт;

- обогащать активный словарь детей названиями видов и способов движений, спортивных упражнений, игр;

- развивать умение правильно показывать то или иное движение по просьбе взрослого;

- формировать оптимальную двигательную активность, стремление соблюдать двигательный режим.

    Установление  уровней сформированности ДА и составление на их основе психолого-педагогических характеристик на детей дало возможность проводить дифференцированную работу с подгруппами детей с учетом этих уровней и внутри каждой из них использовать индивидуальный подход. Задачи дифференцированного руководства ДА заключались в повышении ДА у детей с низкой подвижностью до уровня средней, воспитания у них интереса к подвижным играм и спортивным упражнениям, умения использовать полученные ранее на занятиях двигательные навыки в своей самостоятельной деятельности. У детей с высокой подвижностью - в развитии умения контролировать свои виды деятельности и воспитания выдержки, интереса к играм и упражнениям, требующих точного выполнения.

    Педагогические  приемы и методы руководства ДА строились на постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную подвижную деятельность» У детей высокой подвижности они направлялись на постепенное переключение их активности на более спокойные виды деятельности.

    В самом начале экспериментальной работы наиболее рациональными игровыми приемами и методами, используемыми воспитателем, были своевременное оказание помощи каждому ребенку в выборе пособий, места для игры, а также использование различных стимулирующих действий; показ упражнений самим воспитателем или ребенком. На протяжении всей работы индивидуальному руководству ДА детей со стороны воспитателя отводилось значительное время. Ежедневно на прогулке воспитатель отрабатывал с детьми неусвоенные на физкультурных занятиях движения и упражнения.

    В результате анализа литературы и собственных наблюдений за двигательной активностью детей, были выделены две основные группы педагогических приемов: I) одинаковые - общие приемы руководства ДА детей с высокой и низкой подвижностью, действующие, однако, по-разному на их активность; 2) отличительные друг от друга приемы, применяемые в зависимости от уровня подвижности детей.

    Общим приемом в руководстве ДА являлось привлечение детей к помощи взрослым при подготовке пособий и оборудования для самостоятельной деятельности, развитие интереса к трудовой деятельности; выполнение поручений, которые вызывали у малоподвижных детей активные действия (подмести веранду), а у детей с высокой подвижностью - точных, небыстрых движений   (собрать разноцветные кубики в разные ящики, расставить кегли на определенном расстоянии).

    Важным  приемом в руководстве ДА являлось внесение в самостоятельную игру детей сюжетов, требующих активных локомоций, что способствовало увеличению ДА малоподвижных детей и вносило цель, определенную осознанную направленность в бесцельную беготню детей с высокой подвижностью. Сюжетной направленности игр, как показали наблюдения, способствовало использование различных физкультурных пособий, которые наталкивали детей на целенаправленные действия (подъем "по трапу на пароход" - ходьба по наклонной доске; "спасение утопающих матросами" - дети спрыгивают с гимнастической скамейки прямо в обручи и т.д.). Косвенное влияние на ход самостоятельной игры оказывали разные физкультурные пособия, которые заставляли детей выполнять разнообразные движения (например, я предлагала: «Ира, поезжай в магазин за продуктами на велосипеде, так будет скорее»).

      К общей группе приемов относилось  объединение детей разной подвижности  в совместные игры.

    Например, Дима К.(5 лет 8мес.), как указывалось, чрезмерно подвижный мальчик, всегда увлечен бегом настолько, что не замечает никаких препятствий на своем пути, наталкивается на различные постройки, часто ломает их, отталкивает детей.

    Оля Г. (5 лет 6 мес.) - малоподвижная девочка,, предпочитает игры с песком, с мелкими предметами, длительное время сидеть или стоять, наблюдая за играми своих сверстников.

    Мы  выяснили, что у обоих детей  не получается одно и то же движение - прокатывание обруча по узкому коридору, бросание мяча в корзину. Мы стали нацеливать детей на эти виды упражнений, объединив этих детей и подключив к ним еще одну девочку Вику С., которая являлась образцом при выполнении данных упражнений. Дима и Оля долго упражнялись вместе, у них возникла потребность к общению, совместному использованию    и других упражнений: Дима обучал кататься на велосипеде Оля, а она учила его прыгать через скакалку. В конце эксперимента были отмечены яркие качественные изменения в ДА этих детей. Двигательное поведение Димы стало более спокойным, целенаправленным, появилось стремление к точному выполнению упражнений. Оля, стала значительно подвижней, полюбила игры с мячом и другие спортивные упражнения.

    Кроме Общих педагогических приемов детям  с высокой и низкой подвижностью на прогулке, в дни, когда не было физкультурных занятий, предлагались специально подобранные и разработанные нами двигательные задания в виде игр -упражнений.

    Детям с высокой ДА предлагались двигательные задания с четко выделенной задачей, с повышенным постепенным усложнением в трудности выполнения движений на внимание, координацию, ловкость, требующие точности выполнения ("У кого больше?", "Кто быстрее докатит обруч", "Пройди не упади" и др.).

    Детям с низкой ДА давались разнообразные  двигательные задания на одно и то же двигательное качество, не требующие точности выполнения. Это игры-упражнения на быстроту реакции, на скорость и быстрое  переключение с одного вида деятельности на другой ("Все к своим флажкам", "Чья команда быстрее?" и др.). Малоподвижным детям предлагались игры-эстафеты, игры соревновательного характера. Предварительно проводилась индивидуальная работа по развитию движений, особое внимание обращалось на те движения, которые с трудом удавались им  (бег на скорость, прыжки в длину и др.). При выполнении упражнений мы всегда поощряли этих, детей, давая возможность поверить в свои силы.Все перечисленные педагогические приемы индивидуального подхода к детям строились на основе учета интереса ребенка к играм и разным видам деятельности, к различным физкультурным пособиям.

    Приведем пример: Дима К. предпочитал игры с бегом, держа пистолет или автомат. Эти игры проходили однообразно: Дима бегал по всей площадке, затем сидел на гимнастической стенке к стреляя из пистолета, затем спрыгивал и опять бегал... Мы постепенно привлекали мальчика к использованию разных движений, добиваясь точного выполнения, учитывая интерес к военной тематике,  мы объяснили Диме, что солдаты должны уметь делать разные упражнения и предлагали ему выполнить их. Это лазание до- верха по гимнастической стенке, бросание мяча в баскетбольное кольцо, ходьба но буму и др. Обогатив сюжет разными видами движений и использованием оборудования и физкультурных пособий, мы добились того, что у Димы К. к концу эксперимента появился устойчивый интерес к самостоятельным разнообразным двигательным действиям, спортивным упражнениям.

    На  прогулке наиболее, ярко проявлялись  реальные возможности каждого ребенка (организованность, активность, самостоятельность). Дети со средним и высоким уровнем ДА быстрее усваивали физические упражнения и двигательные задания, которые предлагались им, чем малоподвижные. У малоподвижных детей создавалось напряженнее состояние, неуверенность в своих силах, что отрицательно влияло на усвоение упражнений. Поэтому с малоподвижными детьми чаще повторяли одно и то же упражнение, создавая всегда спокойную, привычную обстановку. Эти дети быстрее усваивали физические упражнения на основе подражания, т.е. с помощью метода показа (воспитателем или ребенком).

    Для детей со средним и высоким  уровнями ДА наиболее важным являлось разъяснение и убеждение с  использованием слова. 
 
 

2.3.    Анализ и обсуждение результатов исследования 

    До  проведения формирующего эксперимента был осуществлен анализ состояния двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группе в течении дня (с 8.00 до 17. 00). В результате анализа был выявлен характер самостоятельной игровой деятельности и двигательной деятельности детей, соответствующий разным уровням двигательной активности.

    Результаты  констатирующего эксперимента оформлены и отображены в таблицах 2.1., 2.2.(приложение 1) и  2.3., 2.4. (приложение 2).

    В ходе констатирующего эксперимента было отмечено, что детям с высоким уровнем двигательной активности, присуща однообразная деятельность, с большим количеством бесцельного бега. У этих детей преобладают игры и упражнения высокой степени интенсивности (бег друг за другом, прыжки с разбега, футбол). Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности. Этим детям характерна излишняя подвижность, суетливость, агрессивность.

    Детям с низким уровнем двигательной активности также присуща однообразная деятельность, часто прерываемая статической позой. У этих детей преобладали игры и физические упражнения низкой степени интенсивности – сюжетно-ролевые игры, игры с мелкими предметами, с песком, которые составляли большую часть времени. Эти дети на проявляли интереса к коллективным играм, они предпочитали играть в одиночку или вдвоем. Эти дети часто затруднялись в выборе игр, они часто наблюдали за играми сверстников. У них отмечался довольно устойчивый интерес к сюжетно-ролевым играм, сюжеты этих игр однообразны и все действии совершались, сидя на скамейке (качание куклы, приготовление обеда и т.д.) Для них характерна нерешительность, застенчивость, замкнутость, плаксивость, обидчивость.

    Детям со среднем уровнем двигательной активности характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями, целесообразным их чередованием. Они широко используют различные  физкультурные пособия, уверенно выполняли хорошо знакомые упражнения. Такие дети часто самостоятельно объединялись для выполнения двигательных заданий: перебрасывали друг другу   мяч и ловили его и т.д. У детей наблюдалось уравновешенное, хорошее настроение, спокойный сон, хороший аппетит.

   Таким образом, мы получили следующие результаты:

     Два ребенка  экспериментальной и три контрольной группы имеют гиперподвижный  уровень подвижности

   Три ребенка экспериментальной и два контрольной группы имеют малоподвижный уровень подвижности.

Девять детей  контрольной и экспериментальной группы имеют оптимальный уровень подвижности.

  Уровни  двигательной  активности  детей (констатирующий  эксперимент) 

       

             Уровень

                                         Группа
     экспериментальная           контрольная
         Высокий                 15%                21 %
         Средний                 64 %                64 %
          Низкий                 21 %                15 %

Информация о работе Экспериментальное изучение двигательной активности детей дошкольного возраста