Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа
Целью работы изучить факторы, определяющие преимущества и перспективы использования мультимедийных учебников по географии.
Задачи:
изучить отличительные особенности использования мультимедийных учебников как средства обучения;
провести анализ некоторых мультимедийных учебников.
Введение
3
Глава 1. Особенности электронных мультимедийных учебников
5
1.1. Структурная организация мультимедийного учебника 5
1.2. Требования, предъявляемые к мультимедийным учебникам 9
Глава 2. Методика работы с мультимедийными учебниками по географии
12
2.1. Особенности работы с мультимедийными учебниками 12
2.2. Анализ мультимедийных учебников по географии 17
2.3. Анализ мультимедийного учебника по географии класса 23
Глава 3. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 26
3.1. Использование мультимедиаучебника по географии на уроках в 7 классе 26
3.2. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 31
Заключение
37
Список литературы
40
Приложения
Уроки-практикумы
можно превратить в единый творческий
процесс с элементами проектной
деятельности, предложив учащимся создание
презентации. В этом случае у них
возникает интерес к поиску необходимой
информации в различных источниках, в
том числе и в Интернете, который является
одним из главных и масштабных источников
информации. Основные функции Интернета
связаны с вещательными, интерактивными
и поисковыми услугами, которые могут
быть активно использованы в школьной
географии и учебно-воспитательном процессе.
Организуя работу учащихся в сети Интернет,
ссылки на который есть в каждом разделе
электронном учебнике, учитель исполняет
роль координатора, рекомендуя школьникам
искать географическую информацию методом
от общего к частному, т.е. осуществлять
поиск по ключевым словам.
2.2.
Анализ мультимедийных
учебников по географии
Мультимедийный учебник выполняется в электронном (цифровом) формате, допускающем гиперссылки, графику, речь диктора, интерактивные издания, мультимедийные эффекты. Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интеративность и привлекательность.
Однако продуктов, которые учитель может применять в процессе обучения, прямо на уроке, немного. Поэтому интерес к первым электронным учебникам по географии был особенно велик. С них и начнём обзор географических программ. Более подробно рассмотрим три электронных учебника:
Все учебники изданы Республиканским мультимедиа центром Минобразования России по заказу Министерства образования Российской Федерации. Первые два учебника успешно прошли конкурс на поставку вместе с компьютерной техникой в рамках президентской программы информатизации сельских школ. ("География России. 8 класс" издан позже, поэтому о его судьбе известно меньше).
Таким
образом, можно говорить о том, что
формируется совершенно иной тип
учебных изданий - электронный учебник.
В чём же достоинства этих учебников.
До настоящего момента можно было
увидеть лишь текст с отсканированными
иллюстрациями, что и называлось
электронным учебником. Есть ли в
новых пособиях что-либо отсутствующее
в традиционных изданиях на бумажной
основе? Конечно, нельзя утверждать, что
все, что можно увидеть на мониторе
лучше, чем в книге, но, правильно
используя возможности
Всё это информационное богатство, открывающее большие перспективы в методике преподавания для учителя, конечно, невозможно на бумаге. Электронный учебник обладает рядом несомненных положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников:
Именно благодаря такому разнообразию представляемого материала и интерактивности можно создать пособие, ориентированное на многогранное применение. Во-первых, то работа с учебником в классе. В демонстрационном режиме с помощью мультимедиа проектора или LCD-панели и кодоскопа в кабинете географии (естественно при помощи компьютера). Во-вторых, возможно занятие в компьютерном классе. В-третьих, индивидуальное обучение на дому с вариантом экстерната. Наконец, это дистанционное обучение (во всех учебниках реализована Интернет-поддержка пользователя-ученика).
Для большинства учителей наиболее интересен "классно-урочный" вариант. И здесь, первый вариант наиболее предпочтителен. Во-первых, часто сажать детей в компьютерный класс нельзя т.к. весьма лимитировано время работы школьников за PC (особенно в 6-7 классе). Во-вторых, учебники ориентированы на демонстрационную работу с пояснениями учителя, поскольку не имеют чётко организованной последовательности действий ученика. Ребёнок может попасть в любой раздел с любого места учебника, выполнив максимум четыре действия. Индивидуальная работа ограничивается и отсутствием дифференцированного подхода в структуре и изложении материала.
Необходимо
отметить, что учебники для 7 и 8 классов
более ориентированы на работу в
демонстрационном режиме, что, несомненно,
приближает пособие к использованию
в школе на уроке. При индивидуальной
работе дома любой из трёх учебников
окажет большую помощь ученику в
роли справочника, дополнительного
пособия (в силу указанных выше причин).
Дистанционное обучение, несмотря на
заложенные возможности задать вопрос
преподавателю, получить контрольную
работу, не получило дальнейшего развития.
Дистанционная поддержка
Большим плюсом во всех учебниках является каталог ссылок на Интернет-ресурсы по тематике соответствующего курса. Наиболее удачна реализация этого раздела в учебнике 6 класса, где все ссылки помещены на веб-странице в Интернете (естественно для того, что бы их увидеть необходимо подключение компьютера к Интернет). В учебниках для 7 и 8 классов ссылки помещены на CD (вместе с остальными компонентами учебника), что затрудняет оперативное обновление и отслеживание работоспособности рекомендуемых сайтов.
Опыт
использования электронных
Продолжая
рассуждения о демонстрационных
возможностях электронных учебников,
надо отметить, что в дальнейшем
разумно ждать в составе
Видимо учебник в недалёком будущем должен представлять несколько взаимосвязанных компонентов:
Таким
образом, можно говорить о формировании
на сегодняшний момент нового типа
учебного пособия - электронных мультимедийных
интерактивных учебников. Учитель, владеющий
современными технологиями, имеет возможность
использовать на уроке не только вышеописанные
средства, но и достаточно обширный перечень
других обучающих и развивающих программ,
не попавших в настоящий обзор. Наконец,
от изучения достаточно обширного материала
имеет смысл переходить к обучению приёмам
самостоятельного поиска информации,
её анализа, обобщения и систематизации.
И здесь главный источником становится
Интернет.
2.3. Анализ мультимедийного учебника по географии 7 класса
Рассмотрим использование электронного учебника в 7 классе авторы: Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б. География. Наш дом Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны, 7 класс. ЗАО «1С».
Диск разрабатывался на основе учебных материалов авторов Душиной И.В., Коринской В.А. и Щенева В А.
Темы диска: Мир, Материки, Океаны, Страны.
В диск включены разделы: Тесты, Практика, Справочник, Интернет.
Диск содержит: текстовый учебный материал, дикторский текст, около 1500 слайдов, 25 видеороликов.
На диске представлены
Приведены мультимедиа описания отдельных стран мира, в том числе и стран нового зарубежья.
Использование средств мультимедиа позволило поместить большое количество карт, слайдов, схем, рисунков и видео сюжетов. Анимация позволяет смоделировать реальные ситуации. Многие природные процессы и явления показаны в динамике.
Для
закрепления теоретических
Тестовые
задания предназначены для
Интересные
графические решения и
Информация о работе Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии