Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы изучить факторы, определяющие преимущества и перспективы использования мультимедийных учебников по географии.
Задачи:
изучить отличительные особенности использования мультимедийных учебников как средства обучения;
провести анализ некоторых мультимедийных учебников.

Содержание

Введение
3

Глава 1. Особенности электронных мультимедийных учебников
5
1.1. Структурная организация мультимедийного учебника 5
1.2. Требования, предъявляемые к мультимедийным учебникам 9

Глава 2. Методика работы с мультимедийными учебниками по географии
12
2.1. Особенности работы с мультимедийными учебниками 12
2.2. Анализ мультимедийных учебников по географии 17
2.3. Анализ мультимедийного учебника по географии класса 23
Глава 3. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 26
3.1. Использование мультимедиаучебника по географии на уроках в 7 классе 26
3.2. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 31

Заключение
37

Список литературы
40

Приложения

Работа содержит 1 файл

Методика работы с мультим учебн.docx

— 136.13 Кб (Скачать)

     Мультимедийные курсы по естественным предметам, в частности по географии, выпускаются не столь часто, сколь по техническим или гуманитарным. Республиканский мультимедийный центр Минобразования России решил исправить такое положение и издал электронный учебник «География. Наш дом — Земля».

     Курс  имеет трехуровневую иерархическую  структуру. В меню главного окна программы  вошли разделы «Мир», «Материки», «Океаны» и «Страны». Когда выбирается один из них, то разворачивается меню с подразделами, а когда открывается  подраздел, то появляются пункты и становятся доступны практические и контрольные  задания, а также тексты по указанной  теме. Каждый текст располагается  в отдельном окне, перемещаемом по экрану. В верхней части окна находится  полоса прокрутки пунктов меню. Она  выполнена в виде коллажа из тематически  подобранных иллюстраций, имеющих  подписи. Чтобы просмотреть материал, относящийся к какому-либо пункту, следует выбрать рядом с соответствующей  подписью ту область на коллаже, в  которой курсор принимает вид  «руки».

     Основной  материал курса можно изучать, либо слушая лекции, либо читая учебник  на экране. В первом случае нужно  указать стоящий в конце меню пункт «Диктор», и тогда окно, где можно прочитать текст, будет  недоступно. А чтобы открыть текст, необходимо еще раз выделить пункт  «Диктор».

     В основное окно программы встроены иллюстрации  и видеоролики, активизирующиеся нажатием соответствующего значка.

     Несомненно, весьма полезен словарь географических терминов, который позволяет формировать  наборы терминов по соответствующим  запросам. В нем содержится много  интересной и полезной информации, причем приводится не только краткое  и точное описание слова, но и этимология названия, а также наиболее любопытные и яркие факты, связанные с  ними.

     Помимо  теоретического материала в курс включены практические задания и контрольные работы. В заданиях предлагается разместить на контурной карте различные географические объекты, а для контроля предлагаются тесты с предложенными ответами (требуется выбрать правильный). Потом программа сразу же сообщает, верно, ли сделан выбор, а после тестирования ставится оценка в баллах по школьной системе. Правда, в случае ошибки нельзя получить совет, какой раздел нужно повторить.

     Курс  можно запускать прямо с компакт-диска, да и в сети он неплохо работает, если загружен на ПК, являющемся сервером. Но поскольку программа не имеет  сетевой версии, то при использовании  «слабого» оборудования или подключении  сразу нескольких пользователей  она замедляется.

     Пожалуй, самое большое достоинство «Географии...»  — возможность активного взаимодействия с Интернетом. Если выбрать соответствующий  пункт меню, откроется перечень наиболее известных российских и зарубежных географических сайтов с кратким  описанием и изображением первых страниц. Так что по Интернету  можно выбрать обучение, получая  консультации в форме «вопрос—ответ» и отправляя выполненные контрольные  работы, которые также были получены по Сети.

     Этот  продукт, как и любой обучающий, имеет свои минусы. К ним в первую очередь относится отсутствие персонализации, и значит, не ведется дневник, не запоминаются результаты работы, знания оцениваются на самом низком уровне, не собирается статистика тестирования и не отражается динамика обучения. Управление программой довольно примитивно: практически не используются комбинации клавиш и правая кнопка мыши, так что все команды приходится брать из меню. Весьма проблематично оказалось распечатать карты и выбранные отрывки из учебника и справочника, а также собрать различные данные по какой-либо теме для реферата.

     Но  все же, несмотря на недостатки, данный курс, рассчитанный главным образом  на дополнительную работу дома, в том  числе и по Сети, стал еще одним  шагом вперед в мультимедийном обучении. И тот, кто не пожалеет времени, сможет узнать много интересного и о жизни на Земле и о самой планете.

     Глава 3. Экспериментальное исследование по применению электронных учебников на уроках географии

     3.1. Использование мультимедиаучебника по географии на уроках в 7 классе 

     Рассмотрим  использование электронного учебника в 7 классе  авторы: Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б. География. Наш дом Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны, 7 класс. ЗАО «1С».

     Учителя, чаще всего используют учебник, демонстрируя изображение всему классу, установив  мультимедиапроектор и выводя изображения на большой экран. Можно конечно, проводить уроки с использованием мультимедийного учебника в кабинете информатики и как показал опыт, при такой форме использования класс следует разбивать на подгруппы, т.к. сидят 2-3, а то и 4 человека за одним компьютером. Кроме того, перед учащимися надо четко ставить задачу, иначе они начинают беспорядочно "бродить" по разделам. Оптимальнее всего, в индивидуальном режиме проводить тестирование по темам. Если учитель имеет возможность использовать диск на каждом уроке, то целесообразно руководствоваться прилагаемым к нему методическим пособием.

     Ниже  привожу два примера уроков с  использованием мультимедиа учебника.

     Урок  по теме "Внутренние воды Южной Америки".

     Цель  урока: сформировать знания об особенностях режима, питания, характере течения, возможностях хозяйственного использования  рек, своеобразии озер, центрах горного  оледенения. 
Выявить зависимость внутренних вод от рельефа и климата. 
Оборудование: физическая карта Южной Америки, атлас для 7 класса, мультимедиа учебник для 7 класса.
 
 

     Таблица 1.

Ход урока Активизирование разделов учебника
В начале урока 3-4 ученика получают индивидуальные задания на карточках по предыдущим темам. Раздел “Материки”,

Южная Америка

Опрос по  теме “Климат Южной Америки”.
Какие факторы оказывают определяющее влияние на климат Южной Америки? ( Ученик вызывается к экрану.) Карта ветров, течений  и распределения осадков в  разделе “Климат”
В завершение ответа ученик выполняет практическое задание 3, а класс следит за правильностью  выполнения.

( Ставится  оценка отвечавшему.)

1-я часть  задания 3 из “Практики”. После  выполнения открывается часть  2-я.
Дайте характеристику климатических поясов Южной Америки.

Выполнив  задание “Положение воздушных масс в зависимости от зенитального положение солнца”, учащийся переходит к характеристике климатических поясов. После ответа учитель выводит климатограммы на экран, а ученик должен определить и объяснить какому типу климата они соответствуют. (Ответ оценивается.)

Ответ начинается с выполнения 2-й части задания 3. 

Климатическая карта.

Опрос занимает 12-15 мин., собираются индивидуальные задания.

Изучение  нового материала

Какова  зависимость режима рек от климата?

Учащиеся  вспоминают реки Африки.

“Внутренние воды”

Дикторский  текст.

Характеристика  рек:

Бассейн Амазонки. Причины полноводности  круглый год. Зависимость характера  течения от рельефа.

Видеофрагмент “Амазонка”, слайд – “Один из притоков…”
Бассейн Ориноко. Режим реки, характер течения. Бифуркация в верхнем течении  Ориноко и Риу-Негру. Слайд “Река  Ориноко” и “Водопад Анхель”.
Бассейн Параны. Режим, характер течения. Отмечаем большой гидроэнергопотенциал рек Бразильского плоскогорья. Слайды: “Река  Парана”, “Водопад Игуасу”, видеофрагмент водопада Игуасу.
Горное  оледенение в Андах. Высота снеговой линии в зависимости от географической широты. Слайд “Горное  озеро в Андах”.
Озеро Титикака. Особенности жизни и  быта индейцев, населяющих берега озера. Использование тростника для  изготовления лодок, жилищ, огородов. Слайд “Озеро Титикака”.
Озеро Маракайбо – в прошлом пиратский  район, а в настоящем  - район нефтедобычи. Раздел “Полезные  ископаемые”.
 

 

     В конце урока выясняем на какие реки Африки по режиму похожи Амазонка, Ориноко, Парана.

     Геономенклатура: реки: Амазонка, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос, Парана, Парагвай, Ориноко, Сан-Франсиску; озера: Титикака, Маракайбо; водопады: Анхель, Игуасу.

     Домашнее  задание: параграф 43, задания в рабочей  тетради (издательство"Генжер") 162-166.

     На  изучение Антарктиды по программе отводится  два часа. Первый урок можно посвятить  изучению нового материала с помощью  электронного учебника, т.к. его использование  значительно экономит время объяснения. А на втором уроке - проверка знаний в любой удобной форме и выступления учащихся с сообщениями.

     Урок  по теме "Антарктида".

     Цель  урока: сформировать знания об особенностях географического положения, истории  открытия, исследованиях и природе  материка. 
Оборудование: карта Антарктики, атласы для 7 кл., мультимедиа учебник для 7 кл.

     Таблица 2.

Ход урока Активизирование разделов учебника
Общие сведения о материке – дикторский текст.  

Особенности географического положения материка: три океана омывают ее с севера, одна крайняя северная точка –  м.Сифре (определение координат)

Раздел «Материки»

Антарктида.  

Географическое  положение.

Открытие  Антарктиды:

Экспедиция  Дж. Кука;

Экспедиция  Беллинсгаузена и Лазарева;

Достижение  южного полюса.

Открытие и  исследование.
Необходимость изучения Антарктиды. Современные исследования.

Слайды  и видеофрагмент «Космические исследования озонового слоя».

Антарктида  – материк международного сотрудничества.

Антарктические  станции разных стран.

Международный статус материка.

Слайды  раздела.

Рельеф  Антарктиды:

Материк или архипелаг?

Анализ  карты подледного рельефа.

Наличие вулканизма – свидетельство незавершенного горообразования.

Высота.

Ледниковый  покров.

Рельеф, слайды раздела.

Геологическое прошлое материка. Геология. Слайды раздела.
Климат:

Причины холодного климата – географическое положение, наличие ледникового  покрова.

Образование стоковых ветров.

Распределение осадков, температур, сравнение климатограмм побережья и центральных районов.

Самый холодный материк.

Климат  – климатическая карта, карта  температур.

Внутренние  воды:

Ледниковый  покров – мощность и время образования. Значение изучения ледникового покрова.

Образование айсбергов.

Внутренние  воды.

Видеофрагмент «Образование айсбергов», слайды.

Органический  мир материка:

Почему  Антарктида самый бедный по видовому составу органического мира материк?

Знакомство  с представителями животного  мира.

Наименьшее  количество видов животных.

Органический  мир, слайды.

Антарктические  достопримечательности. Туризм в  Антарктиде, слайды.
 
 
 

     3.2. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 

     Эксперимент проводился в рамках учебного процесса. Для исследования отводилось несколько  уроков. На первом уроке в экспериментальном и контрольном классах проводился констатирующий срез для проверки остаточных знаний у учащихся.

     Затем проходил обучающий этап, включающий использование дополнительного  материала при изучении темы в  экспериментальном классе, в процессе которого происходило само исследование. В контрольном классе внедрение  материал излагался по тексту учебника. После обучающего этапа в двух классах был проведен контрольный  срез для выявления уровня знаний учащихся и сравнения их в контрольном  и экспериментальном классах. В результате проведения данного среза в экспериментальном и контрольном классах было выявлено то, что первый из них теоретическим материалом владеет лучше второго.

     После проведения констатирующего среза  был проведен ряд  уроков с использованием дополнительного материала, углубляющим  теоретические знания. В контрольном  классе такие уроки не проводились.  

     Результаты  эксперимента

     Результаты  проведения первого (констатирующего) среза можно представить  в  виде таблицы. 

     Оценки, полученные учащимися в результате проведения первого (констатирующего) среза. 
 
 
 

     Таблица 3. 

Оценки Экспериментальный 7 «А» класс Контрольный 7 «Г» класс
     количество %      количество      %
     5      7 25      5      22
     4      13 46      11      41
     3      8 29      10      33
     2      -      -      1      4

Информация о работе Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии