Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа
Целью работы изучить факторы, определяющие преимущества и перспективы использования мультимедийных учебников по географии.
Задачи:
изучить отличительные особенности использования мультимедийных учебников как средства обучения;
провести анализ некоторых мультимедийных учебников.
Введение
3
Глава 1. Особенности электронных мультимедийных учебников
5
1.1. Структурная организация мультимедийного учебника 5
1.2. Требования, предъявляемые к мультимедийным учебникам 9
Глава 2. Методика работы с мультимедийными учебниками по географии
12
2.1. Особенности работы с мультимедийными учебниками 12
2.2. Анализ мультимедийных учебников по географии 17
2.3. Анализ мультимедийного учебника по географии класса 23
Глава 3. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 26
3.1. Использование мультимедиаучебника по географии на уроках в 7 классе 26
3.2. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 31
Заключение
37
Список литературы
40
Приложения
Введение |
3 |
Глава 1. Особенности электронных мультимедийных учебников |
5 |
1.1. Структурная организация мультимедийного учебника | 5 |
1.2. Требования, предъявляемые к мультимедийным учебникам | 9 |
Глава 2. Методика работы с мультимедийными учебниками по географии |
12 |
2.1. Особенности работы с мультимедийными учебниками | 12 |
2.2. Анализ мультимедийных учебников по географии | 17 |
2.3. Анализ мультимедийного учебника по географии класса | 23 |
Глава 3. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии | 26 |
3.1. Использование мультимедиаучебника по географии на уроках в 7 классе | 26 |
3.2. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии | 31 |
Заключение |
37 |
Список литературы |
40 |
Приложения |
45 |
Введение
Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствование. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Лавинообразный рост объёмов информации в ХХI веке, принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности.
Информационный
взрыв породил множество
Актуальность темы. Перспективным представляется соединение возможностей мультимедиа с идеями проблемного обучения, с элементами критического мышления разработка с помощью мультимедиа проблемных ситуаций различных типов. Конструктивной является задача алгоритмизации и автоматизации процесса составления проблемных заданий средствами компьютера, с применением мультимедийных учебников на основе формализации некоторых элементов этого процесса. Актуальной стала проблема определения наиболее эффективной с точки зрения обучения комбинации многорецепторных средств наглядности, которая имеется в арсенале мультимедийных учебников.
Объектом являются методические основы использования мультимедийных учебников в образовании, в частности в географии.
Предметом исследования являются мультимедийные учебники по географии.
Целью работы изучить факторы, определяющие преимущества и перспективы использования мультимедийных учебников по географии.
Задачи:
Методы исследования: исторический, системный, описательный, моделирование, сравнительный, социологический, метод информационных технологий.
Практическая
значимость состоит в возможности использования
учителями электронных мультимедийных
учебников на уроках географии.
Глава
1. Особенности электронных
мультимедийных учебников
1.1. Структурная организация мультимедийного учебника
Мультимедийный учебник - это учебник, при создании которого используется компьютерная технология МУЛЬТИМЕДИА, то есть технологии передачи цвета, звука, графики и т.д. в любой комбинации. Это определение не противоречит терминам “обучающая программа” и “электронный учебник, хотя последний, строго говоря, может и не быть мультимедийными (то есть в этом учебнике может быть использована только технология обработки текста).
На этом этапе целесообразно вернуться к понятию электронного учебника (ЭУ) или мультимедийного учебника (МУ), сравнить ЭУ с обычным текстовым учебником (ОУ). Использование компьютера для воспроизведения на экране монитора текста и цветных иллюстраций, полностью копирующих ОУ, не дает права полученному продукту называться ЭУ, это всего лишь электронная форма ОУ, которую значительно тяжелее читать на экране. ОУ может предстать перед нами и в письменной (рукописной) форме и не изменить своей сущности и в то же время будет более удобен для чтения по сравнению с электронной формой. Повторим, нельзя называть ЭУ любой продукт образовательного характера только из-за того что он может быть использован исключительно с помощью компьютера. Воспроизведение или использование такого продукта с помощью средств информатики является необходимым, но не достаточным условием. Кстати, обратим внимание, что воспроизведение больших объемов текста и простых иллюстраций возможно с помощью телевидения - в телетексте, а частичное воспроизведение текстов, размещенных во Всемирной паутине (у нас часто пишут "в Интернете") - с помощью мобильных телефонов.
Целесообразно в понятие ЭУ (МУ) вкладывать несколько иной смысл. ЭУ (МУ) называется продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса, и имеющий принципиально новые черты по сравнению с ОУ. К таковым обычно относят свойства мультимедийности, виртуальной реальности, высокой степени интерактивности, использование "педагогических агентов влияния", настройки на личностные характеристики обучаемого и т.д. Вместо слов "соответствующий утвержденной программе обучения", может быть, даже лучше использовать "обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического процесса обучения", по определению Л.Х. Зайнутдиновой.
Начиная с 1998 г., появилось много работ, в которых рассматриваются проблемы разработки ЭУ, несколько меньше - использование ЭУ в учебном процессе. До сих пор основными создателями ЭУ являются программистские коллективы, для которых важно заявить о себе в качестве разработчиков мультимедийных и пр. продуктов. Они вовсе не задумываются о том, как можно использовать разработанный продукт в учебном процессе. Им кажется, что они вложили в продукт все, что могли: ЭУ богато иллюстрирован, есть гипертекст, гипермедиа, индексы, разнообразные средства навигации и т.д. Удивляет только одно: разработанный продукт почему-то не используется ни учителями, ни школьниками. Хорошо бы понять, почему это происходит.
Электронный
учебник и образовательный
Большинство разработчиков, так называемых ЭУ предлагает уже готовый продукт и не может одновременно предложить эффективный способ использования этого продукта, поскольку не владеют основами психолого-педагогических знаний. Такой продукт может быть очень симпатичным, содержать всякие программистские "прибамбасы" типа изоморфинга, крутящихся 3D-моделей или мигающих флэш-изображений, но быть абсолютно непригодным к использованию в школе или ВУЗе.
Что делать, или программирование "сверху-вниз". Программистам, знакомым с весьма популярным методом проектирования "сверху-вниз", а также коллективам, ведущим разработки ЭУ, хотелось бы дать, в соответствии с этим методом, следующую рекомендацию. Представьте, что ЭУ, который вы хотите создать, уже разработан. Напишите, как вы (или ваши знакомые преподаватели) рекомендуете его использовать в учебном процессе в классе. Что должен сделать преподаватель, что будут делать студенты, как эта деятельность хотя бы приблизительно будет связана с учебной программой и количеством часов, отводимых на изучение данной темы, смогут ли студенты успешно работать с клавиатурой или мышкой при использовании данного интерфейса, какой начальный уровень знаний (не только по предмету, но и по использованию средств информатики) необходим для изучения данного раздела, сколько необходимо иметь компьютеров в классе для успешного изучения темы, что будет, если за одним компьютером будут сидеть два, три, а то и четыре студента, как изменится эффективность и качество обучения.
Если продукт разрабатывается не для классно-урочной системы, предложите метод обучения, дайте рекомендацию педагогу в связи с его новой ролью (тьютора, наставника или консультанта и т.д.), опять же ответьте на большую часть вопросов из предыдущего абзаца... Только убедившись, что вы в состоянии дать необходимые разъяснения и рекомендации, что разрабатываемый продукт улучшит качество обучения, повысит "производительность труда студента или преподавателя", приступайте к разработке ЭУ.
Приходится констатировать, что разработчики не задают себе этих вопросов. В большинстве фирм их даже некому сформулировать, так как в их составе преобладают менеджеры и тестировщики, а представители педагогической формы деятельности практически полностью отсутствуют. Конечно, не только на них экономят фирмы, но именно сейчас, в связи с последними государственными программами информатизации образования, резко возрастает рынок мультимедийных образовательных продуктов, и отсутствие педагогов среди разработчиков приводит к отрицательным экономическим результатам для этих фирм. Предложение начинает не соответствовать спросу.
Для
понимания некоторых новых
I.
Представим себе, что мы должны
дать подробное представление
о большом лекционно-
ЭУ должен предоставлять аналогичные (близкие к реальности) возможности. В нем, например, можно использовать на порядок больше иллюстраций, чем в обычном учебнике, фрагменты видеофильмов, а можно использовать панорамы виртуальной реальности, с помощью которых на экране компьютера можно получить полное представление об окружающей обстановке, в том числе и об источниках звука, рассмотреть подробнее определенные предметы и даже прочитать их описание или прослушать (продолжая их рассматривание) эту же информацию.
Этот
способ представления информации может
быть широко использован в учебных
дисциплинах, в которых присутствует
описательная информация: география, история,
в определенной степени - литература,
представление различных
Таким
образом, электронный учебник должен,
сохраняя все возможности обычных
учебников, обладать принципиально
новыми, по сравнению с ними, качествами,
включающими элементы гипермедиа и
виртуальной реальности, обеспечивающими
высокий уровень наглядности, иллюстративности
и высокой степени
1.2.
Требования предъявляемые
к мультимедийному учебнику
Информация о работе Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии