Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа
Целью работы изучить факторы, определяющие преимущества и перспективы использования мультимедийных учебников по географии.
Задачи:
изучить отличительные особенности использования мультимедийных учебников как средства обучения;
провести анализ некоторых мультимедийных учебников.
Введение
3
Глава 1. Особенности электронных мультимедийных учебников
5
1.1. Структурная организация мультимедийного учебника 5
1.2. Требования, предъявляемые к мультимедийным учебникам 9
Глава 2. Методика работы с мультимедийными учебниками по географии
12
2.1. Особенности работы с мультимедийными учебниками 12
2.2. Анализ мультимедийных учебников по географии 17
2.3. Анализ мультимедийного учебника по географии класса 23
Глава 3. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 26
3.1. Использование мультимедиаучебника по географии на уроках в 7 классе 26
3.2. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 31
Заключение
37
Список литературы
40
Приложения
Мультимедийный учебник выполняется в электронном (цифровом) формате, допускающем гиперссылки, графику, речь диктора, интерактивные издания, мультимедийные эффекты. Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интеративность и привлекательность.
Простыми в изготовлении и эксплуатации являются учебники, выполненные в формате html основном формате сети Интернет. Другой вариант, который встречается чаще, - размещение учебника на компакт-дисках. Гипертекстовая структура учебника позволяет осуществлять индивидуальную траекторию обучения.
На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции "вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление учебного материала, практика, тестирование. См. Приложение
В
настоящее время к учебникам
предъявляются следующие
1.
Информация по выбранному
2.
Каждый фрагмент, наряду с текстом,
должен представлять
3.
Текстовая информация может
4.
На иллюстрациях, представляющих
сложные модели или устройства,
должна быть мгновенная
5.
Текстовая часть должна
6.
Наличие аудиоинформации,
Режимы работы электронного
1. обучение без проверки;
2.
обучение с проверкой, при
3. тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.
Идеальная модель мультимедийного учебника должна обладать следующими параметрами:
Глава 2. Методика работы с мультимедийными учебниками по географии
2.1.
Особенности работы
с мультимедийными учебниками
В процессе обучения географии выделяют три основные формы работы с мультимедийными, электронными учебниками (МЭУ):
Рассмотрим более подробно непосредственное применение мультимедийных, электронных учебников в учебном процессе на уроках географии, т.к. данная форма в современных условиях является наиболее актуальной по ряду причин, в частности, 1) информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека, оттеснив книгу и учебник, которые, к сожалению, в повседневной жизни перестали быть главными источниками знаний; 2) в последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению дисциплин естественнонаучного цикла, в том числе и к географии, которое объясняется применением довольно старых наглядных пособий, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. И это печально, поскольку именно география дает знания о Земле как о природном теле, она формирует правильное восприятие окружающего мира и играет значительную роль в формировании личности в целом.
В
современных условиях перед учителями-географами
стоит основная, на наш взгляд,
довольно интересная задача: повысить
интерес учащихся к изучению своего
предмета через активизацию
Используются
в школе следующие мультимедиа-
Каждый мультимедиа-учебник состоит из 4 разделов:
«Учебный материал» используется на этапе изучения нового материала и этапе актуализации знаний. Материалы разделов «Тесты» и «Практика» - на этапах повторения, закрепления, проверки домашнего задания.
Такая форма использования компьютера в нашей школе: один компьютер на класс, когда изображение выводится на экран телевизора, не позволяет использовать материалы разделов «Тесты» и «Практика», так как необходимо, чтобы каждый ученик сидел за персональным компьютером. Поэтому в основном используем возможности раздела: «Учебный материал», чаще всего видео и анимацию.
Возможности электронного учебника помогают наглядно показать причинно-следственные связи, доступно и понятно объяснить сложные для понимания темы. Например, «Принципы размещения металлургического комбината». Предлагаю вашему вниманию объяснение, которое дает электронный учебник (демонстрация видеофрагмента).
2.
Однако, таких видеофрагментов в
электронных учебниках очень
мало. Перечисленные учебники
Компьютерные презентации на основе электронных учебников удобны тем, что их можно использовать как на отдельном этапе урока (например, удобно выводить на экран определения, типовые планы, планы характеристик, описаний, планы практических работ, статистические материалы), даже домашнее задание.
Презентации можно использовать и в течение всего урока (например, при изучении новой темы, когда учебного материала нет в учебнике – «География Мурманской области») – создала 5 тематических презентаций, фрагменты из которых сегодня демонстрирую. Презентации удобны тем, что при их подготовке можно отобрать материал именно тот, который нужен для конкретного урока, разместить его в нужной последовательности.
Мультимедиа-технологии
позволяют построить
На уроке закрепления я использую программы – контролеры, которые позволяют осуществлять контроль усвоения изученного материала на уроках географии. Преимущество данных программ заключается в том, что ученик, совершив ошибку или выполнив работу на «2», может снова вернуться к заданию, В этом случае школьник работает в темпе, соответствующем его природным задаткам. Он не боится отстать от других одноклассников или ответить хуже их, потому что в данном случае процесс соревнования отсутствует. Такую возможность дают мультимедийные электронные учебники, цифровые образовательные ресурсы, а также, используя соответствующее программное обеспечение, учитель может их создавать самостоятельно.
На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами, делать выводы. Для этих целей предлагаю ребятам дополнительную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей или из Интернета.
Бесспорно,
что основным прорывом в последнее
время в педагогической практике
географического образования
Информация о работе Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии