Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 19:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современных моделей обучения и возможности применения их в процессе изучения географии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятия «модели», понятие «инновации»;
2. Определить основные черты и типы инновационного подхода к обучению;
3. Сравнить и определить основные черты различия традиционного и инновационного подхода;
4. Изучить варианты применения различных моделей обучения на уроках географии;
5. Изучить продуктивность применения различных инновационных моделей.
1. Введение……………………………………………………………стр.3
2. Глава I.
§1. Понятие модели обучения…………………………………….стр.6
§2. Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения…………………………………………стр.7
§3. Типы инновационных подходов……………………………...стр.8
§4. Личностно-ориентированные модели обучения……………стр.9
3. Глава II.
§1. Проектная деятельность……………………………………..стр.10
§2. Адаптивная модель обучения……………………………….стр.12
§3. Эвристическая модель обучения……………………………стр.15
§4. Модель разноуровневого обучения………………………...стр.17
4. Заключение……………………………………………………….стр.21
5. Список литературы………………………………………………стр.23
6. Приложения………………………………………………………стр.24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ рф МГГУ ИМ. м.а. шОЛОХОВА |
Курсовая
работа.
студентки 4 курса заочного отделения биолого-географического факультета Ленковой М.В. на тему: |
«Инновационные
модели обучения на уроках географии».
Научный руководитель
кандидат педагогических наук
Аксакалова
Г.П.
Москва 2010г.
Оглавление
§1. Понятие модели обучения…………………………………….стр.6
§2. Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения…………………………………………стр.7
§3. Типы инновационных подходов………
§4. Личностно-ориентированные
§1. Проектная
деятельность……………………………………..
§2. Адаптивная модель обучения……………………………….стр.12
§3. Эвристическая модель обучения……………………………стр.15
§4. Модель разноуровневого обучения………………………...стр.17
Введение.
Настоятельной
потребностью современного
Меняется
общество, в котором мы живем,
меняются приоритеты. А вместе
с ними и цели географического
образования. Наступивший XXI век
требует от преподавателя
Развитие
индивидуальных качеств
- гибко адаптироваться
к изменяющимся жизненным
- самостоятельно
критически мыслить, уметь
- уметь творчески
мыслить и генерировать
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь работать в команде;
Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
В
условиях личностно-
В
таких условиях педагогу
Таким образом, объектом данного исследования являются инновационные модели обучения, предметом – способы их применения на уроках географии.
Целью данной работы является изучение современных моделей обучения и возможности применения их в процессе изучения географии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В
первой главе работы
Во второй главе исследования рассматриваются
несколько инновационных моделей образования
и варианты их применения.
Глава I
§1. Понятие модели обучения.
Одно
из ключевых употребляемых
Базовым основанием для разграничения моделей является заложенный в них в качестве основного ориентира характер учебной деятельности. Мы выделили два типа таких ориентиров:
а) следование заданным эталонам (т.е. репродуктивная деятельность, усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности), что соответствует традиционным дидактическим целям обучения как усвоения предъявленных образцов. Классическим примером такой модели обучения является традиционный урок;
б) продуктивная, поисковая деятельность, направленная на создание учащимися нового продукта (прежде всего, интеллектуального, познавательного). В качестве дополнительных характеристик модели обучения выступают следующие: характер и последовательность этапов обучения во времени, характер взаимодействия учителя и учащихся (соотношение и характер ролей учителя и учащихся, типичные способы реагирования учителя на действия учащихся), характеристика ожидаемых результатов обучения (педагогическая направленность модели). Такими моделями образования являются: проектная деятельность, адаптивная модель обучения, эвристическая модель обучения и другие, в основании которых лежит принцип активного познания.
Как
уже говорилось выше, современной
школе необходимо внедрение инновационных
моделей образования. Преподавание
географии особенно остро нуждается
в инновационных моделях
§2. Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения.
Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. В этой работе в качестве инновационных рассматриваются модели, которые преобразуют характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.
Данные сравнительно-педагогических исследований показывают, что, несмотря на различия школьных систем, содержания учебных программ, общие представления о традиционном учебном процессе в разных странах мира имеют сходные черты. Традиционным является урок — одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; учитель является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. В качестве итога такой деятельности могут служить пересказы учащимися материала, ответы на стандартные вопросы по учебнику, нанесение на контурные карты географических объектов по заданным спискам.
Нетрадиционным подходом к преподаванию для педагогов разных стран мира является построение обучения в контексте непрерывного образования, курс на создание для учащегося возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. В этом ключе ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем.
§3. Типы инновационных подходов.
В нашей систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:
- По отношению
к структурным элементам
- По отношению
к личностному становлению
- По области
педагогического применения: в учебном
процессе, в учебном курсе, в
образовательной области, на
- По типам
взаимодействия участников
- По функциональным
возможностям: нововведения-условия
(обеспечивают обновление
- По способам
осуществления: плановые, систематические,
периодические, стихийные,
- По масштабности
распространения: в
Информация о работе Инновационные модели обучения на уроках географии