Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа
Целью работы изучить факторы, определяющие преимущества и перспективы использования мультимедийных учебников по географии.
Задачи:
изучить отличительные особенности использования мультимедийных учебников как средства обучения;
провести анализ некоторых мультимедийных учебников.
Введение
3
Глава 1. Особенности электронных мультимедийных учебников
5
1.1. Структурная организация мультимедийного учебника 5
1.2. Требования, предъявляемые к мультимедийным учебникам 9
Глава 2. Методика работы с мультимедийными учебниками по географии
12
2.1. Особенности работы с мультимедийными учебниками 12
2.2. Анализ мультимедийных учебников по географии 17
2.3. Анализ мультимедийного учебника по географии класса 23
Глава 3. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 26
3.1. Использование мультимедиаучебника по географии на уроках в 7 классе 26
3.2. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 31
Заключение
37
Список литературы
40
Приложения
Из таблицы видно, что в экспериментальном классе каждый четвёртый учащийся занимается на «отлично», почти половина (46%) на «хорошо» и треть на «удовлетворительно», а в контрольном классе на «отлично» 22%, 41% на «хорошо», 33% на «удовлетворительно» и один учащийся на «неудовлетворительно. В результате проведения данного среза было выявлено, что в контрольном классе средняя оценка – 3,7 балла, а в экспериментальном – 4,0 балла.
Таблица 4.
Оценки, полученные учащимися в результате проведения второго (контрольного) среза
Оценки | Экспериментальный 7 «А» класс | Контрольный 7 «Г» класс | ||
Количество | % | Количество | % | |
5 | 10 | 37 | 7 | 22 |
4 | 14 | 50 | 12 | 44 |
3 | 4 | 13 | 8 | 34 |
2 | - | - | - | - |
После проведения эксперимента
по результатам контрольного
среза можно сделать вывод
о том, что в
По результатам таблицы №1 и №2 были построены круговые диаграммы уровня успеваемости учащихся в экспериментальном и контрольном классах до и после эксперимента.
Рис.
1. Уровень успеваемости учащихся до эксперимента
Рис.
2. Уровень успеваемости учащихся после
эксперимента
Выводы
В
результате проведенного эксперимента
нами было установлено, что экспериментальный
класс показал более высокий
уровень знания предмета, нежели контрольный.
В экспериментальном классе использование
дополнительного материала
Заключение
Пока еще не придумали образование без учебников. Наверное, это правильно: учебник содержит весь необходимый теоретический и практический материал для получения минимума информации, необходимой для того чтобы считать себя образованным человеком. Дальнейшее совершенствование, копание вглубь предмета зависит только от стремления человека. Но как должен выглядеть учебник для дистанционного образования? Не высылать же посылку с книгами по почте? Методический материал зачастую содержит информации еще меньше, чем учебник, - по сути это выжимка из материала учебника, хотя, казалось бы, что там можно еще сократить. Как быть с проверочными материалами, тестами... Электронный ящик может быть не в состоянии принять весь материал хотя бы в силу ограниченности своего объема. Вот еще одна проблема дистанционного образования. К счастью, решаемая. И решение - мультимедийные учебники на дисках. Кстати, на диск помещается далеко не один учебник, даже если он содержит не только текст. Это значительно удешевляет их массовое производство. Содержат такие учебники не только бумажный аналог в полном виде, но и систему самопроверки, возможно, в виде списка заданий, которые традиционно задает лектор в аудиториях, плюс рекомендации к выполнению. Это делается для того, чтобы студент мог в любой момент проверить свои знания, не задавая преподавателю дополнительных вопросов и не тратя потом время на ожидание ответа. Кстати, чтобы не было действительно ненужных вопросов, лучше снабдить учебник "руководством к действию", или, проще говоря, подсказками, как наиболее эффективно с этим учебником работать.
Разумеется, вопросы неизбежно возникнут. Их студент будет направлять по электронной почте. Там же, в Интернете, студент будет выполнять итоговые задания. Впрочем, возможно, что они тоже будут записаны на диск, с которого он их распечатает, выполнит и вышлет уже традиционной почтой. Процесс обработки данных, таким образом, затянется, но нужно учитывать, что само получения удаленного образования к моменту сдачи итогового теста может считаться завершенным.
Разумеется, чтобы использовать электронный учебник, его нужно разработать. Просто скопировать статическое изображение и голый текст на диск глупо, ибо технологии позволяют снабдить электронные учебники различными видами мультимедийной информации (аудио и видеозаписями, например). Для создания такого - более совершенного - учебника, безусловно, понадобятся и время, и дополнительные средства. Не стоит забывать и о том, что он должен быть доступен, в противном случае стоимость дистанционного образования возрастет в разы. Плюс электронного учебника заключается в том, что его легко постоянно обновлять с помощью самых совершенных программных средств. Таким образом, самые последние разработки можно включать в него ежегодно, хотя бы как дополнительный материал или раздел "К сведению". Постепенно, по мере появлений все большего количества исследований, подтверждающих новые теории, их можно будет систематизировать и переводить уже в один из основных разделов электронного учебника. По сути, в этом и заключается его главный плюс: при грамотном и ответственном подходе электронный учебник никогда не устареет
Таким
образом, электронный мультимедийный
учебник должен, сохраняя все возможности
обычных учебников, обладать принципиально
новыми, по сравнению с ними, качествами,
включающими элементы гипермедиа и виртуальной
реальности, обеспечивающими высокий
уровень наглядности, иллюстративности
и высокой степени интерактивности, обеспечивать
новые формы структурированного представления
больших объемов информации и знаний,
возможности эффективного поиска требуемой
информации (в том числе используя "дерево
знаний", индексы, различные способы
навигации и т.д.). Главными достоинствами
этих учебников, на наш взгляд, являются:
во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность
связи с развитием компьютерных сетей,
в-третьих, адекватность уровню развития
современных научных знаний.
Литература
1. Абасов З. Подготовка учителей к работе в инновационной среде// Высшее образование в России.-2002, №6.- С.151-156
2. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении // Учебно-методическое пособие для учителей – СПБ., 2006. – 176с.
3. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 3. с. 2-8.
4. Лакоценина Т.П. Современный урок. Интегрированные уроки. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2008. – Ч. 6. – 256с.
5.
Поташник М.М. Требования к
современному уроку.
6.
Новые педагогические
7.
Новые педагогические
8.
Примерные программы по
9.
Сергеев И.С. Как организовать
проектную деятельность
10. Эртель А.Б. География. Подготовка к ЕГЭ – 2010. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009. – 240с.
11. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224с.
12. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. М.: Феникс, 2004. –с.204
13. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. - Самара, 2001. –с.79
14.
Литовченко О.А. Современные
15. Заболотнова Е.Ю. Гриценко В.А. Использование информационных ресурсов в преподавании географии // Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании: ученые записки Института информатизации образования РАО.- М.: ИИО РАО, 2004.- Т. 13.- С. 101-106.
16. География 6-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий (CD) – М.: Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, Республиканский мультимедийный центр, 2003, (mmedia @ rnmc.ru) , (http://www.rnmc.ru).
17.
Экономическая и социальная
18. Программы спецсеминаров по методике обучения географии /Под ред. Е.А.Таможней.– М.:МПГУ, «Прометей»,2002.
19. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. География в школе, 2004, №4, С.46-50.
20. Лезнова Т.В. Применение компьютерных технологий в 8 классе, География в школе, 2005, №2 С. 49-51.
21. Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе: Методическое пособие. – М.: Владос, 2008. – 303с.
22.
Баранов А. С. Методика
23. Душина И. В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей географии и студентов географических специальностей высших педагог. ин-тов и ун-тов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
24. Дьяконов В., Новиков Ю., Рычков В. Компьютер для студента. – СПб., М., 2001.
25.
Захарова И. Г. Информационные
технологии в образовании:
26. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
27. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. – М., 2001.
28.
Роберт И. В. Современные
29.
Сборник нормативных
Информация о работе Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии