История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ № 1. История возникновения  социальной педагогики

 

Термин «социальная педагогика»  активно употребляется с начала ХХ в., несмотря на то, что само название было предложено немецким педагогом  Фридрихом Дистервегом в середине ХIХ в.

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы. Церковь продолжала занимать главенствующее место в воспитании людей, но все же потеряла авторитет. Появление некоторой пустоты дало возможность социальной педагогике занять определенное место в сфере воспитания и становления человека. Педагогика развивалась, и новой ступенью стало появление андрогогики – педагогики взрослых. Но она с самого начала (т. е. с середины XIX в.) и по настоящее время занималась в основном проблемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отсоединилась герогогика, которая стала заниматься развитием людей пожилого возраста. В XIX в. зародилась и в течение нашего столетия сформировалась педагогика перевоспитания детей и подростков, которые имеют трудности и проблемы поведения в обществе. Ответы, которые дала традиционная педагогика на изменившийся социальный заказ, оказались ограниченными. Консерватизм педагогики оказался столь силен, что даже появившуюся новую отрасль – социальную педагогику – ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиентов» педагогики – детей, подростков, юношей. Это нашло отражение в том, что ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Другое определение предмету «социальная педагогика» дал  немецкий ученый Пауль Наторп. По его мнению, социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.

В России социальная педагогика появилась в конце ХIХ в. в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С. Т. Шацкого, а также в трудах и опыте ряда ярких педагогов.

Проблемы, которые характерны для социальной педагогики, стали  проявляться в обществе в 1970-е  гг. Возник новый кризис системы  воспитания. Появились разработки новых  вариантов работы с детьми по месту  жительства и соответствующие методические рекомендации. В своем становлении  в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа.

Первый этап – этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной  деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в  свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые  этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в  своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный  анализ в определенной форме

После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что  она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и  институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.

Второй этап развития социальной педагогики – научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов  деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.

 

Третий этап становления  социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.

Социальная педагогика –  отрасль знания, которая дает ответы на вопросы:

1) что произойдет или  может произойти в жизни людей  разных возрастов в тех или  иных обстоятельствах;

2) как можно создать  благоприятные условия для успешной  социализации человека;

3) как можно уменьшить  эффект влияния неблагоприятных  обстоятельств, которые случаются  с человеком в процессе социализации.

Социальная педагогика как  учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности.

Социальная педагогика как  отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно в контексте  социализации.

 

Это определяет построение учебного курса «социальная педагогика». Он начинается с рассмотрения социализации как со-циально-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации.

ЛЕКЦИЯ № 2. Основные положения и сущность социализации

 

В 1887 г. американский социолог Ф. Г. Гидденс употребил в своей книге «Теория социализации» термин «социализация». Говоря о социализации, почти всегда имеется в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Только в последнее десятилетие изучение социализации перешло с детства на зрелость и даже старость.

 

Существует два подхода  в социализации: субъект-объектный и субъект-субъектный.

 

Первый подход рассматривает  человека с позиции отсутствия какой-либо деятельности его в процессе социализации. Первый, кто изучал этот подход, был  Э. Д. Т. Парсонс.

Все, кто считает, что человек  активно участвует в процессе социализации, являются сторонниками второго подхода, т. е. субъект-субъектного. Основали этот подход американцы Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид. Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно объяснить как развитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Сущностью социализации является сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного этноса.

Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат  встречной активности субъекта и  социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация подразумевает согласование требований и ожиданий общества по отношению к человеку с его  установками и социальным поведением; согласование самооценок, т. е. самоанализ и притязания человека, с его возможностями  и с реалиями социальной среды. Таким  образом, адаптация – это процесс  и результат становления индивида социальным существом.

Обособление – процесс  автономизации человека в обществе.

Из сказанного следует, что  в процессе социализации заложен  внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации  человека к обществу и степенью обособления  его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и  обособления.

 

Изложенное понимание  сущности социализации справедливо  в рамках субъект-субъектного подхода, в котором социализация трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.

В современном обществе социализация имеет особенности в зависимости  от среды, культуры, но есть и общие  характеристики. О них и пойдет речь дальше.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных  этапах. В самом общем виде этапы  социализации можно соотнести с  возрастной периодизацией жизни  человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Будем исходить из того, что  человек в процессе социализации проходит следующие этапы:

1) младенчество (от рождения  до 1 года)

2) раннее детство (1–3  года),

3) дошкольное детство (3–6  лет),

4) младший школьный возраст  (6—10 лет),

5) младший подростковый  возраст (10–12 лет),

6) старший подростковый возраст (12–14 лет),

7) ранний юношеский возраст  (15–17 лет),

8) юношеский возраст (18–23 года),

9) молодость (23–30 лет), 10)ранняя  зрелость (30–40 лет), 11)поздняя зрелость (40–55 лет), 12)пожилой возраст (55–65 лет), 13)старость (65–70 лет), 14)долгожительство  (свыше 70 лет).

Далее будет рассмотрена  социализация человека до этапа молодости, т. е. социализация подрастающих поколений.

 

При социализации детей, подростков действуют условия, которые принято  называть факторами. Из известных факторов далеко не все изучены, а знания о  тех, которые исследовались, весьма скудны и неравномерны. Более или  менее изученные условия или  факторы социализации объединяют в 4 группы.

 

Первая – мегафакторы (от англ. «мега» – «очень большой, всеобщий») – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

 

Вторая – макрофакторы (от англ. «макро» – «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.

 

Третья – мезофакторы (от англ. «мезо» – «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); принадлежности к определенным субкультурам.

 

На социализацию влияют мезофакторы как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы.

 

К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные  и контрсоциальные организации, микросоциум.

 

Важнейшую роль в том, каким  вырастет человек, как пройдет его  становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает  его жизнь. Их называют агентами со-циализации. Пока индивид в подростковом возрасте, агентами выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.

 

По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости  от того, насколько они значимы  для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении  и какими средствами они оказывают  свое влияние. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных  средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним относят:

 

1) способы вскармливания  грудного младенца и ухода  за ним;

 

2) формируемые бытовые  и гигиенические умения;

 

3) окружающие человека  плоды материальной культуры;

 

4) элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок  до скульптур); стиль и содержание  разговоров;

 

5) методы поощрения и  наказания в семье, в группах  сверстников, в воспитательных  и иных социализирующих организациях;

 

6) последовательное приобщение  человека к многочисленным видам  и типам отношений в основных  сферах его жизнедеятельности  – общении, игре, познании, предметно-практической  и духовно-практической деятельностях,  спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

 

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая  и малая) вырабатывают в своей  истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций  – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения  и давления вплоть до применения физического  насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и  целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в  данной культуре образцами, нормами, ценностями. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно  говоря, «механизмов». Существуют различные  подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард считал основным подражание. Американский ученый У. Бракфепбрепер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности, а А. В. Петровский – смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития человека. Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

Информация о работе История возникновения социальной педагогики