История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

 

В зависимости от индивидуальных особенностей личности, норм и отношения  ближайшего окружения может произойти  и так, что вполне благополучный  человек может считать себя несчастным, жертвой жизненных обстоятельств. Это может вести к тому, что  его поведение и отношения  с окружающими определяются подобным самоотношением, что как минимум усложняет его жизнь и как максимум приводит к негативным последствиям – психическому и социальному отклонению, делая человека реальной жертвой.

 

Коррекционное воспитание –  создание особых условий в специальных  организациях для отдельной категории  людей с целью их приспособления к социальной жизни, преодоления  различных недостатков или дефектов в развитии. Этот вид воспитания необходим и реализуется по отношению к ряду категорий жертв неблагоприятных условий социализации: определенным группам инвалидов; детям, лишенным речи, зрения, слуха или имеющим тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющим тяжелые формы недоразвитости мозга и существенные задержки или дефекты психического развития; отдельным категориям правонарушителей.

 

Коррекционное воспитание осуществляется в специальных организациях (закрытого  и открытого типов), специализирующихся на воспитании определенных категорий  детей, подростков, юношей. Это и  закрытые специнтернаты, и школы-интернаты, и санаторно-лечебные учреждения, и центры адаптации и реабилитации и др.

 

Ряд групп инвалидов, а  также детей с задержками в  развитии, не имеющих органических поражений мозга, необходимо воспитывать  в организациях социального воспитания, создавая специальные дополнительные условия для выравнивания их развития.

 

Задачи и содержание коррекционного воспитания зависят от характера  и степени тяжести аномалии в  развитии ребенка. В наиболее тяжелых  случаях речь может идти лишь об элементарном приспособлении ребенка  к жизни в ближайшем социуме (например, обучение гигиеническим  умениям, умениям самостоятельно принимать  пищу и т. п. детей, страдающих тяжелым  аутизмом и некоторыми другими аномалиями).

 

В менее тяжелых случаях, не связанных с органическими  поражениями систем и органов, речь идет о максимально возможном  для конкретной аномалии и конкретного  ребенка развитии дефектных функций  и параллельной адаптации ребенка  к жизни в доступных пределах. Особое значение имеет развитие и использование компенсаторных возможностей ребенка. Так, глухих детей учат произношению, словесной речи, чтению. Слепого ребенка учат ориентироваться в пространстве, восприятию окружающего мира при помощи осязания и слуха.

 

С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация – это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил А. Адлер, «центрация на полезной стороне жизни», что ведет к формированию чувства собственной ценности.

 

В данном случае требуется  специальная работа, связанная с  переориентацией отношения человека к собственной жизни. Это возможно в случае формирования у него определенных социальных установок на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окружающих, на различные сферы  жизнедеятельности и отношений  как на возможность самореализации. Большую роль может сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания становится работа с семьей и ближайшим окружением, так как от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспитателями, или, наоборот, они будут блокироваться.

 

Особое место занимает перевоспитание, которое в идеале включает в себя коррекцию личностных свойств, установок, ценностных ориентаций ряда категорий правонарушителей и  адаптацию их к просоциальной жизнедеятельности. Поскольку среди правонарушителей немало ребят с различными дефектами и отклонениями в развитии, постольку перевоспитание реально лишь при сочетании медицинских, психологических и педагогических мер.

 

Коррекционное воспитание становится более эффективным в том случае, если в обществе создаются условия  для вовлечения детей, подростков, юношей (да и взрослых) в участие в  различных сферах социальной практики. Так, в последние десятилетия  развернулась большая работа по вовлечению инвалидов в спортивные соревнования, конкурсы музыкантов, умельцев и т. д. (вплоть до международного уровня). Аналогичные  тенденции можно отметить в социальной практике развитых стран и по отношению к некоторым другим типам жертв неблагоприятных условий социализации.

 

Особо следует отметить то обстоятельство, что в последнее  время в наиболее экономически развитых странах помощь тем или иным группам  людей-жертв в их приспособлении к жизни в обществе дополняется  законодательными и экономическими мерами по приспособлению среды обитания к особенностям этих людей. Наиболее яркий пример – законы, принятые в ряде штатов США, стимулирующие создание и резервирование рабочих мест для инвалидов, требующие строительства жилья, общественных зданий таким образом, чтобы они были доступны для инвалидов-колясочников; создание специально приспособленных для этой категории людей общественных средств транспорта и т. д. (кстати, аналогичные решения приняты в 1993 г. в Москве).

 

Однако если иметь в  виду само социальное явление в целом  – наличие в любом обществе многообразных типов людей –  жертв неблагоприятных условий  социализации, то мероприятия в социальной практике, как правило, не имеют системного характера. Объясняется это многими  обстоятельствами. Одним из них можно  считать отсутствие специальной  отрасли знания, ориентированной  на исследование и решение проблем, характерных как для жертв  неблагоприятных условий социализации в целом, так и специфических  – для каждого типа жертв в  отдельности.

 

Социально-педагогическая виктимология (от лат. viclime – «жертва» и греч. logos – «слово, понятие, „учение“) – раздел социальной педагогики, исследующий различные категории людей, являющихся реальными или потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации.

ЛЕКЦИЯ № 16. Социальная педагогика как отрасль знания

 

Существуют различные  определения социальной педагогики. «Социальная педагогика – это  научная дисциплина, раскрывающая определение, объект и предмет, социальную функцию  общей педагогики и исследующая  воспитательный процесс во всех возрастных группах» (Х. Мискес, Германия).

 

«Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации  к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е. Моллеихауер, Германия).

 

«Социальная педагогика –  это наука о воспитательных влияниях социальной среды» (В. Д. Семенов, Россия).

 

Социальная педагогика –  раздел педагогики, изучающий воспитание в условиях социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, которое осуществляется не только в специально созданных  организациях, но и в организациях, где воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части  и др.).

 

Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее предметом исследования воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций  в целях создания условий для  развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека.

 

Социальная педагогика включает в себя ряд разделов. Знания, полученные в результате изучения данных разделов, дают возможность охарактеризовать социальное воспитание в качестве одного из видов социальной практики и разработать  определенные подходы и рекомендации по его улучшению.

 

Разделы социальной педагогики

 

Философия социального воспитания разрабатывается на стыке философии, этики, социологии и педагогики. В  ней рассматриваются фундаментальные  методологические и мировоззренческие  вопросы. В частности, дается трактовка  сущности социального воспитания и  его задач; на основе определенного  понимания образа человека разрабатываются  общие подходы к соотношению  развития, социализации и воспитания; определяются ценности и принципы социального  воспитания и т. д.

 

Социология социального  воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную  часть социализации. Полученные знания создают возможность поиска путей  и способов использования их воспитательных потенций, регулируют соотношение положительных  и отрицательных влияний на развитие человека в условиях социализации. А в целом знания, полученные социологией социального воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил общества (они нашли отражение в разделах о государственной, региональной и муниципальной системах воспитания и в некоторых других).

 

Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им (о чем шла речь в разделе об издержках социализации).

 

Основными задачами теории социального  воспитания являются описание, объяснение и прогнозирование функционирования социального воспитания. Исходя из положений философии социального  воспитания, учитывая данные социологии социального воспитания и социально-педагогической виктимологии, теория социального воспитания, например, исследует: что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания и как они между собой взаимодействуют; содержание жизнедеятельности воспитательных организаций; содержание и характер индивидуальной помощи человеку и т. д.

 

Психология социального  воспитания на основе социально-психологических  характеристик групп и человека, их особенностей на различных возрастных этапах выявляет психологические условия  эффективности взаимодействия субъектов  социального воспитания.

 

Методика социального  воспитания отбирает из практики и  конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания. Экономика и менеджмент социального  воспитания исследуют, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а  с другой – экономические ресурсы  общества, которые могут быть использованы для организации социального  воспитания. Кроме того, в этом разделе  рассматриваются вопросы управления социальным воспитанием. Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или  менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко-и обществознания, а с другой – трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики.

 

Социальная педагогика складывалась как практика воспитания на различных  этапах развития человечества в целом  и в отдельных странах, обществах (государствах, в частности).

 

Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и исследовательские взаимосвязи социальной педагогики с конфессиональными, семейной и коррекционной педагогиками.

 

Социальная педагогика очень  тесно связана с теми отраслями  педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации  различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских  организаций, клубная, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др.

 

Совершенно очевидно, что  в каждом из названных выше случаев  разделы социальной педагогики становятся лишь общим основанием, требующим  конкретизации в связи с теми функциями, которые присущи той  или иной воспитательной организации (например, философия школьного воспитания имеет некоторые отличия от философии  военного воспитания, а методика социального  воспитания в средней школе существенно  отличается от методики профессионального  воспитания и т. д.).

 

Этика и социальная педагогика

 

Этика исследует общие  законы развития нравственных норм и  моральных представлений, а также  регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную  деятельность.

 

Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя  цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.

 

Социология социального  воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологий возраста, города и  деревни, досуга, массовой коммуникации, молодежи, морали, образования, преступности, религии, семьи.

 

Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания, социальная педагогика принимает во внимание данные социологии, характеризующие  социальный контекст, в котором осуществляются воспитание, анализ особенностей, свойственных различным регионам и типам поселений, ценностных ориентаций отдельных возрастных и социально-профессиональных групп  населения.

 

Этнография, этнопсихология и социальная педагогика

Информация о работе История возникновения социальной педагогики