Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция
В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы
В зависимости от индивидуальных
особенностей личности, норм и отношения
ближайшего окружения может произойти
и так, что вполне благополучный
человек может считать себя несчастным,
жертвой жизненных
Коррекционное воспитание –
создание особых условий в специальных
организациях для отдельной категории
людей с целью их приспособления
к социальной жизни, преодоления
различных недостатков или
Коррекционное воспитание осуществляется в специальных организациях (закрытого и открытого типов), специализирующихся на воспитании определенных категорий детей, подростков, юношей. Это и закрытые специнтернаты, и школы-интернаты, и санаторно-лечебные учреждения, и центры адаптации и реабилитации и др.
Ряд групп инвалидов, а также детей с задержками в развитии, не имеющих органических поражений мозга, необходимо воспитывать в организациях социального воспитания, создавая специальные дополнительные условия для выравнивания их развития.
Задачи и содержание коррекционного воспитания зависят от характера и степени тяжести аномалии в развитии ребенка. В наиболее тяжелых случаях речь может идти лишь об элементарном приспособлении ребенка к жизни в ближайшем социуме (например, обучение гигиеническим умениям, умениям самостоятельно принимать пищу и т. п. детей, страдающих тяжелым аутизмом и некоторыми другими аномалиями).
В менее тяжелых случаях, не связанных с органическими поражениями систем и органов, речь идет о максимально возможном для конкретной аномалии и конкретного ребенка развитии дефектных функций и параллельной адаптации ребенка к жизни в доступных пределах. Особое значение имеет развитие и использование компенсаторных возможностей ребенка. Так, глухих детей учат произношению, словесной речи, чтению. Слепого ребенка учат ориентироваться в пространстве, восприятию окружающего мира при помощи осязания и слуха.
С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация – это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил А. Адлер, «центрация на полезной стороне жизни», что ведет к формированию чувства собственной ценности.
В данном случае требуется
специальная работа, связанная с
переориентацией отношения
Особое место занимает перевоспитание, которое в идеале включает в себя коррекцию личностных свойств, установок, ценностных ориентаций ряда категорий правонарушителей и адаптацию их к просоциальной жизнедеятельности. Поскольку среди правонарушителей немало ребят с различными дефектами и отклонениями в развитии, постольку перевоспитание реально лишь при сочетании медицинских, психологических и педагогических мер.
Коррекционное воспитание становится
более эффективным в том
Особо следует отметить то обстоятельство, что в последнее время в наиболее экономически развитых странах помощь тем или иным группам людей-жертв в их приспособлении к жизни в обществе дополняется законодательными и экономическими мерами по приспособлению среды обитания к особенностям этих людей. Наиболее яркий пример – законы, принятые в ряде штатов США, стимулирующие создание и резервирование рабочих мест для инвалидов, требующие строительства жилья, общественных зданий таким образом, чтобы они были доступны для инвалидов-колясочников; создание специально приспособленных для этой категории людей общественных средств транспорта и т. д. (кстати, аналогичные решения приняты в 1993 г. в Москве).
Однако если иметь в
виду само социальное явление в целом
– наличие в любом обществе
многообразных типов людей –
жертв неблагоприятных условий
социализации, то мероприятия в социальной
практике, как правило, не имеют системного
характера. Объясняется это многими
обстоятельствами. Одним из них можно
считать отсутствие специальной
отрасли знания, ориентированной
на исследование и решение проблем,
характерных как для жертв
неблагоприятных условий
Социально-педагогическая виктимология (от лат. viclime – «жертва» и греч. logos – «слово, понятие, „учение“) – раздел социальной педагогики, исследующий различные категории людей, являющихся реальными или потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации.
ЛЕКЦИЯ № 16. Социальная педагогика как отрасль знания
Существуют различные определения социальной педагогики. «Социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая определение, объект и предмет, социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах» (Х. Мискес, Германия).
«Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е. Моллеихауер, Германия).
«Социальная педагогика – это наука о воспитательных влияниях социальной среды» (В. Д. Семенов, Россия).
Социальная педагогика – раздел педагогики, изучающий воспитание в условиях социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, которое осуществляется не только в специально созданных организациях, но и в организациях, где воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной
педагогики позволяет считать ее
предметом исследования воспитательных
сил общества и способов их актуализации,
путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных
Социальная педагогика включает в себя ряд разделов. Знания, полученные в результате изучения данных разделов, дают возможность охарактеризовать социальное воспитание в качестве одного из видов социальной практики и разработать определенные подходы и рекомендации по его улучшению.
Разделы социальной педагогики
Философия социального воспитания
разрабатывается на стыке философии,
этики, социологии и педагогики. В
ней рассматриваются
Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации. Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, регулируют соотношение положительных и отрицательных влияний на развитие человека в условиях социализации. А в целом знания, полученные социологией социального воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил общества (они нашли отражение в разделах о государственной, региональной и муниципальной системах воспитания и в некоторых других).
Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им (о чем шла речь в разделе об издержках социализации).
Основными задачами теории социального
воспитания являются описание, объяснение
и прогнозирование
Психология социального
воспитания на основе социально-психологических
характеристик групп и
Методика социального
воспитания отбирает из практики и
конструирует новые способы целесообразной
организации социального
Социальная педагогика складывалась как практика воспитания на различных этапах развития человечества в целом и в отдельных странах, обществах (государствах, в частности).
Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и исследовательские взаимосвязи социальной педагогики с конфессиональными, семейной и коррекционной педагогиками.
Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др.
Совершенно очевидно, что в каждом из названных выше случаев разделы социальной педагогики становятся лишь общим основанием, требующим конкретизации в связи с теми функциями, которые присущи той или иной воспитательной организации (например, философия школьного воспитания имеет некоторые отличия от философии военного воспитания, а методика социального воспитания в средней школе существенно отличается от методики профессионального воспитания и т. д.).
Этика и социальная педагогика
Этика исследует общие законы развития нравственных норм и моральных представлений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.
Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.
Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологий возраста, города и деревни, досуга, массовой коммуникации, молодежи, морали, образования, преступности, религии, семьи.
Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания, социальная педагогика принимает во внимание данные социологии, характеризующие социальный контекст, в котором осуществляются воспитание, анализ особенностей, свойственных различным регионам и типам поселений, ценностных ориентаций отдельных возрастных и социально-профессиональных групп населения.
Этнография, этнопсихология и социальная педагогика
Информация о работе История возникновения социальной педагогики