Использование социальных блогов в процессе обучения иноязычному чтению

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 11:25, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования – разработка технологии работы с блогами в качестве образовательного материала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать определение понятию «блог»;
исследовать историю возникновения блога как феномена;
проанализировать свойства блогов и определить, какие из них позволяют использовать блоги в качестве образовательного материала;
предложить классификацию блогов;
исследовать структуру блога как текстового материала;
выявить критерии отбора блогов для занятий по иноязычному чтению;
на основе исследованного материала предложить технологию работы с блогами в качестве образовательного материала.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3

Глава 1. Блоги как средство обучения иноязычному чтению……...6

Блоги в киберпространстве: понятие, история возникновения, классификация……………………………………………………….6
Возможности использования блогов в образовательном процессе…………………………………………………………….16
Блоги как средство повышения мотивации к чтению…………...28
Выводы по главе 1………………………………………………………...38

Глава 2. Практическое использование блогов в процессе обучения иноязычному чтению…………………………………………………………..40

2.1. Виды и структура текстовых блогов………………………………..40

2.2. Выбор блогов для занятий…………………………………………...43

2.3. Обработка материала и подготовка к занятиям с использованием блогов……………………………………………………………………………..47

Выводы по главе 2………………………………………………………...51

Заключение………………………………………………………………..53

Приложение……………………………………………………………….55

Список литературы……………………………………………………….64

Работа содержит 1 файл

Использование социальных блогов в процессе обучения иноязычному чтению.doc

— 366.50 Кб (Скачать)

      Для закрепления грамматического материала можно предложить учащимся переделать определенные предложения так, чтобы они соответствовали изучаемой конструкции, но не меняли при этом своего значения, или же можно просто попросить их найти в тексте эту конструкцию и перевести.

      Для повторения уже изученной лексики можно дать им определение какого-то понятия на иностранном языке и предложить им найти слово, которое оно обозначает, а для запоминания новых слов можно дать задание на составление предложений с ними.

      Для развития навыков речевого общения можно попросить учащихся разделиться на две группы – те, кто согласны с изложенной в тексте точкой зрения, и те, кто с ней не согласны, – а затем предложить каждому высказать минимум по одному аргументу «за» или «против», при этом не повторяя уже названные.

      На  наш взгляд, также важным является чередовать задания по параметрам: устно – письменно, в группах  – индивидуально, с предложенными  вариантами ответов – без них, и так далее, чтобы варьировать ритм урока и переключать внимание учащихся; в таком случае вероятность ощущения усталости в конце занятия снижается.

      В конце урока можно дать учащимся дополнительное задание на дом – связаться с автором блога и высказать свое согласие или несогласие в комментарии к его записи – конечно же, на изучаемом языке; таким образом, появится и возможность развития навыка письменного общения.

      Все выше предложенные варианты заданий  – лишь малая часть того, что  можно сделать во время и после прочтения текста. Таким образом, имея необходимый для работы материал, далее следует определиться, в какой именно форме этот материал будет прорабатываться. Здесь все зависит только от широты кругозора и творческих способностей самого преподавателя, однако, нельзя забывать и о стандартных методах проверки усвоенного материала: тестах, общих и специальных вопросах, открытых вопросах, грамматических заданиях и так далее.

      Мы, проводя занятия с учащимися, предпочитали начинать и заканчивать  устным общением. То есть для начала задать некий вопрос, который позволит в ходе обсуждения создать атмосферу, желательную для того, чтобы настроиться на изучаемую тему. Так, когда мы проводили занятие с 11 классом на тему “Spirituality”, мы начали с вопроса “What supernatural phenomena do you know about?”. И несмотря на то что это обсуждалось на предыдущем уроке, живая беседа позволила учащимся настроиться на необходимую тему и создало желательную для этого атмосферу. (План этого и другого уроков можно посмотреть в Приложении.) Под конец занятия проходило обсуждение прочитанного материала, в ходе которого закреплялась новая и уже пройденная лексика и практиковались навыки монологической и/или диалогической речи. 

      Итак, при непосредственной подготовке текста к занятию, преподавателю необходимо, определив основные задачи урока, во-первых, совершить пять шагов: 1) выделить в  тексте фактическую информацию, 2) выделить основную мысль текста и каждого абзаца, 3) выделить изучаемые грамматические явления и конструкции, 4) выделить относящуюся к теме лексику, 5) составить список предполагаемых вопросов; и, во-вторых, определив, в какой форме будет проводиться выполнение поставленных задач – устно или письменно, в виде теста или с открытыми вопросами, в группах или же индивидуально и др., составить конкретные задания. 
 

 

      

      Выводы  по главе 2 

      В практической части нашей работы мы рассмотрели два основных вида текстовых блогов: персональные и  тематические – и определили, что для педагогической деятельности в процессе обучения иноязычному чтению интерес представляют, скорее всего, тематические, поскольку они обладают большей информативной ценностью с точки зрения фактического содержания.

      Относительно структуры тематических блогов уже существуют некоторые правила. Обычно она включает в себя шапку блога (header), блок с основным контентом, одну колонку и футер. Мы заинтересованы собственно в тексте, поэтому для нас, в целом, важен только блок с основным контентом, при этом желательно, чтобы текст имел четкую и логически завершенную структуру.

      Тексты, предлагаемые учащимся для иноязычного  чтения, должны удовлетворять требованиям  к языковой и содержательной составляющей, поэтому далее мы предложили технологию подготовки к занятию с использованием блогов, которая состоит из двух основных этапов. Первый этап – это выбор текста, по которому будет проводиться занятие, а второй – непосредственная работа над выбранным текстом с целью интеграции его в ход занятия.

      Первый  этап (выбор текста) мы предлагаем проводить следующим образом:

    1. Найти в поисковике несколько блогов по необходимой тематике.
    2. Получить общее представление о блоге путем просмотрового чтения, чтобы определить, подходят ли стиль и логика изложения автора, а неподходящие отсеять.
    3. Понять, какие из оставшихся блогов соответствуют возрастным особенностям учащихся, а также их интересам и потребностям (по заголовкам и ключевым словам, опять же методом просмотрового чтения).
    4. Отобрав выше описанными действиями блоги, которые соответствуют требованиям содержательной стороны текста, далее необходимо проанализировать, подходят ли эти тексты с точки зрения языка. Для этого нужно полностью прочитать тексты и выбрать только те из них, которые соответствуют языковому уровню учащихся. Желательно, чтобы в итоге было 2-3 текста, а не один.

      Второй  этап (непосредственная подготовка текста к занятию) содержит две фазы. Первая должна содержать следующие шаги:

      1. выделить в тексте фактическую информацию;
      2. выделить основную мысль текста и каждого абзаца;
      3. выделить необходимые грамматические явления и конструкции;
      4. выделить в тексте лексику по теме;
      5. предположить, какие могут возникнуть вопросы.

      Основываясь на полученном материале, следует перейти  ко второй фазе этого этапа: выбрать  тип заданий, в которых будет даваться и проверяться уже изученная и новая информация: ответы на вопросы, групповое обсуждение, тестовые задания, упражнения на грамматику, задание на проверку логической последовательности и другие, и составить эти задания. Важно при этом чередовать тип: групповое – индивидуальное, устное – письменное, с вариантами ответов – без них. Хорошей мотивацией может служить домашнее задание о вынесении обсуждения в комментарии к блогу – на изучаемом языке. 
 

 

      

      Заключение 

      В рамках нашего исследования мы осуществили анализ блогов как разностороннего явления, которые могут быть использованы в образовательном процессе. Теоретической основой исследования послужили работы русских и зарубежных исследователей, большинство из них – наши современники, поскольку внедрение информационных технологий в процесс обучения иностранным языкам началось не так давно. В связи с поставленными в начале исследования задачами и по итогам выполненной работы можно сделать следующие выводы.

  1. Проведен теоретический обзор имеющейся литературы по явлению блогов, истории их возникновения и возможным классификациям, а также некоторым другим понятиям, связанным с этим явлением. Кроме того, было проделано исследование вопросов мотивации в процессе обучения в целом, и в процессе обучения иноязычному чтению в частности.
  2. Исследованы различные свойства блогов, которые позволяют им быть использованными в образовательном процессе как таковом, а также в применении к обучению иностранному языку.
  3. Проанализированы характерные черты блогов, повышающие мотивацию учащихся при использовании онлайн-дневников в качестве материала для иноязычного чтения.
  4. Сделан вывод о широком поле возможностей, которые предоставляют блоги, если использовать их в процессе обучения иностранному языку, исходя из теоретических положений и практического применения нами наших воззрений.
  5. На основе проведенного исследования сделано заключение о необходимости разработки технологии подготовки к занятиям, которая помогла бы использовать блоги в процессе обучения иноязычному чтению.
  6. Сформулированы основные этапы предлагаемой технологии, аналогов которой нет в ранее изданной литературе.
  7. Составлена схема технологии подготовки к занятию с использованием блогов с комментариями каждого этапа работы преподавателя, что рассматривается как элемент научной новизны в данной работе.

      Технология  подготовки к занятию с использованием блогов в полном виде изложена в выводах ко второй главе нашего исследования.

      Таким образом, в нашей работе поднимается актуальная проблема использования Интернет-коммуникации, представленной в форме блогов, в процессе обучения иноязычному чтению, а также даются поэтапные рекомендации преподавателям, которые решат прибегнуть к этому новому методу обучения.

      В дальнейшем мы планируем разработать  подобные рекомендации для использования аудио-подкастов и видео-блогов в процессе обучения иностранному языку. Возможно, по итогам всей проделанной нами работы будет издано методическое пособие, так как именно эта сфера представляет на данный момент сферу наших научных интересов. 
 

 

      

      Приложение 

      План-конспект открытого урока английского  языка в 8 классе

      Тема «The current events in sport» 

      Задачи:

      - закрепление грамматического материала на тему «Модальные глаголы» (could, was/were able to, managed to)

      - знакомство с освещением последних важнейших событий в мире спорта на примере иностранного блога

      - развитие умения читать публицистический материал (формирование грамматических навыков чтения)

      - повышение мотивации и интереса к уроку

      - расширение объема знаний по теме «Спорт»

      - воспитать познавательный интерес  к стране изучаемого языка. 

      Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, листочки для домашнего задания (статья из блога «Спорт», фразы для пересказа) 

      Ход урока 

      I. Организационный  момент.

      Dear pupils, we’ve already learned some material about people who stand out. Last lesson we talked about the record breakers. Today we’ll continue this topic. We’ll try to look through the foreign blog about Sport and we’ll see the way how people discuss the main event in this sphere of activity. 

      II. Речевая зарядка.

      Answer the questions:

      1) What famous record breakers do you know?

      2) Who is Robert Wadlow?

      3) Who is Strongman David Huxley

      4) Dominic O’Brien

      5) Ashrita Furman

      It was very good of you. Thank you very much for your answers.  

      III. Проверка домашнего задания.

      At home you had to write 6 sentences for the modal verbs (could, was/were able to, managed to)  

      IV. Закрепление грамматического материала на тему «Модальные глаголы» (could, was/were able to, managed to)

      (учитель предлагает учащимся выполнить упражнение ex.2 p.65) 

      V. Работа с материалом зарубежной прессы (блог на тему «Спорт»).

      Now I’d like to offer you to look through the foreign blog about Sport.

      Сначала учащиеся открывают сайт (www.blogcatalog.com), выбирают категорию блога (Sports), нажимают на «Collegiate Hoops», потом находят статью “Duke Crushes Princeton at home”  и выполняют следующие задания:

      1) Look at the first page of the blog and try to find in the title of the article words and expressions that you know.

      2) What do you think, what is the text about?

      3) Find the following words in the site “Wikipedia”:

      Duke Blue Devils

      Princeton Tigers

      Kyle Singler

      Nolan Smith

      4) Work with your dictionaries. Translate unknown words.

      5) Read the text and answer the questions:

      - Whom the Blue Devils started the season with?

      - Who is Kyrie Irving?

      - How many players had the Blue Devils in double-figures with Seth Curry?

      - What famous members of the team had Duke Blue Devils?

       - There were two players in double-figures for Princeton. What were their names? 

      Реферирование статьи осуществляется с использованием вводных фраз сначала коллективно  в классе, дома пересказ отрабатывается индивидуально в качестве домашнего  задания. 

      Let’s translate the introductory phrases that you can see at the blackboard then we’ll try to use them in our retelling.

      1. The headline of the article is…

      2. The article reviews the latest (current) events

Информация о работе Использование социальных блогов в процессе обучения иноязычному чтению