Использование социальных блогов в процессе обучения иноязычному чтению

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 11:25, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования – разработка технологии работы с блогами в качестве образовательного материала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать определение понятию «блог»;
исследовать историю возникновения блога как феномена;
проанализировать свойства блогов и определить, какие из них позволяют использовать блоги в качестве образовательного материала;
предложить классификацию блогов;
исследовать структуру блога как текстового материала;
выявить критерии отбора блогов для занятий по иноязычному чтению;
на основе исследованного материала предложить технологию работы с блогами в качестве образовательного материала.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3

Глава 1. Блоги как средство обучения иноязычному чтению……...6

Блоги в киберпространстве: понятие, история возникновения, классификация……………………………………………………….6
Возможности использования блогов в образовательном процессе…………………………………………………………….16
Блоги как средство повышения мотивации к чтению…………...28
Выводы по главе 1………………………………………………………...38

Глава 2. Практическое использование блогов в процессе обучения иноязычному чтению…………………………………………………………..40

2.1. Виды и структура текстовых блогов………………………………..40

2.2. Выбор блогов для занятий…………………………………………...43

2.3. Обработка материала и подготовка к занятиям с использованием блогов……………………………………………………………………………..47

Выводы по главе 2………………………………………………………...51

Заключение………………………………………………………………..53

Приложение……………………………………………………………….55

Список литературы……………………………………………………….64

Работа содержит 1 файл

Использование социальных блогов в процессе обучения иноязычному чтению.doc

— 366.50 Кб (Скачать)

      UserLand software, главный игрок в данной  индустрии, дал следующее определение веблогам: «Это персональные вебсайты, которые предоставляют возможность легко опубликовать разнообразный контент в Web: заметки, аннотированные ссылки, документы (в форматах Word, PDF и PowerPoint), графику и мультимедиа». [82] Userland также расширяет свое определение, добавляя, что веблоги не требуют особых программистских знаний, и любой может настроить отображение заметок на сайте в хронологическом порядке. Кроме того, он утверждает, что «веблоги далеко опережают e-mail. Электронная почта хороша для взаимодействия «один-на-один», однако совершенно непригодна для общения «одного-с-несколькими». Также е-mail не сортирует информацию. Вы, конечно, можете рассортировать принимаемую почту, однако e-mail не предоставляет вам контекстного упорядочивания писем, а веблоги могут это сделать».

      Чтобы оставаться эффективными, веблогам необходимо шагать в ногу со временем. Веблог, который нерегулярно обновляется (обычно они обновляются ежедневно), утрачивает свою свежесть. А ведь новизна и есть ключ к феномену блогов. Salon (www.salon.com) придает этому особое значение: «Хороший веблог обновляется часто, заметки пишутся в реальном времени, в виде импровизации в связи с интересными событиями, находками, историями и происшествиями где-нибудь в Интернете. Новые заметки появляются наверху страницы, старые постепенно уходят вниз». [81]

      Особо важно то, что благодаря регулярным пополнениям новыми комментариями, мнениями и ссылками, сайт становится эффективным фильтром и богатым источником информации. Блоги предоставляют средство легкого доступа к специфической информации, которое надежно и своевременно. Это стало очевидным во время последнего конфликта в Ираке, когда веблоги предоставляли всестороннюю информацию и комментарии задолго до того, как обычные СМИ могли получить и отредактировать сообщения репортеров. Фактически, во время войны многие журналисты просматривали веблоги каждый день, чтобы найти информацию и ссылки для своих статей. Так что веблоги – еще и новый издательский феномен. Без редакторской правки они могут выражать идеи и точки зрения свободно и быстро.

      Некоторые эксперты заявляют, что блоги начинают замещать традиционные формы публицистики. Перечислены некоторые возможные причины: блоги непосредственны, не подвергнуты давлению или скрытым намерениям редакторов и медиа-корпораций. Веблоги также могут строить сети сайтов, в которых комментарии читателей публикуются мгновенно. Гуру веблогов Дэвид Винер (David Winer) констатирует, что «люди теперь обмениваются информацией через веблоги. Популярность новостей в блогах также связана с тем, что многие испытывают недоверие к официальным репортажам СМИ. Когда происходит что-то важное, я не считаю нужным доверять сообщениям профессиональных журналистов. Если я могу получить информацию через блоги, от людей, которые сами имеют отношение к происходящему, я предпочту сделать это». [80]

      Некоторые характеристики блогов в сравнении со СМИ:

Блоги Традиционные  СМИ
Один  автор (как правило), с которым  можно общаться напрямую Множество разных авторов, нет прямого контакта
Независимое мнение автора, авторитетное для читателей Редакционная  политика
Свободный выбор тем Направленность издания задана форматов
Публикуется информация, интересная автору. Это  могут быть слухи Информация, как  правило, проходит проверку перед публикацией
Высказывание  мыслей и идей в авторском стиле Литературная  обработка новостей и статей
Моментальная обратная связь с читателями (асинхронная) Медленная обратная связь или ее отсутствие
Отторжение  навязывания, невозможность контроля высказываний Возможность купить рекламное место, повлиять на редакцию
Попытка навязать неинтересные материалы может  быть описана в блоге Тихое игнорирование  неинтересных материалов
Запись  в дневник – летопись с метками, по которой легко вести поиск Уход заметок  в архив, сложность поиска по событиям прошлого
Бесплатный  доступ к материалам для читателя Как правило, нужно  платить за получение контента
Оперативность, широкая «корреспондентская сеть» 
Отставание  от событий в силу редакционного  цикла, вынужденное использование  вторичных материалов, в том числе  из блогов
 

      За  последние тридцать лет отношения  между медиа и их аудиторией существенно изменились.

      В 1980-е в России было условно два  телеканала и относительно однообразный набор контролируемых радиостанций и печатных средств массовой информации.

      В 1990-е появилось множество возможностей для получения и сравнения  информации, она стала дробиться и искажаться. Медиа в то время становились нишевыми, старались найти своего зрителя. Борьба за людское внимание среди СМИ обострилась.

      Начало XXI века дало людям возможность не только пассивно потреблять информацию, не только выбирать между массой предложений, но и создавать свой собственный контент. За минувшие семь лет пользователи Интернета породили столько информации, сколько вся человеческая цивилизация произвела со времен ее зарождения! [37, 9]

      Мир коммерции относится к технологии блогов более положительно после того, как стала заметна потенциальная выгода их использования. С ростом спама e-mail перестал быть полезным для бизнеса, как это было раньше. Сложность поддерживания деловых отношений при помощи обработки кипы электронных писем сделала блоггинг заманчивым выбором для коммерческого сектора. Писать в веблог гораздо удобнее и приятнее, чем прикреплять кучу комментариев и документов к электронным письмам и слать их огромному количеству адресатов, а потом сортировать, формировать папки, анализировать и в результате отвечать... Более эффективно слать сообщения в веблог, который дает членам компании возможность добавлять комментарии и релевантные документы.

      Важная  сторона блогов – это то, что они реальный голос, а не еще одно официальное письмо или директива какой-то корпорации. По существу, они оказывают сильное влияние на маркетинговые и PR кампании и очень хорошо смотрятся на фоне старых, просроченных документов, которые обычно предоставляются компаниями. Блоги легки в запуске, они не только предоставляют уникальное средство публикации, но и дают толчок корпоративным и бизнес-начинаниям. Легкость распространения и обсуждения информации коренным образом изменит существующие схемы частного общения.

      Вполне  очевидно применение веблогов в качестве средства публикации аналитических изданий. Несколько лет назад книга «Cluetrain Manifesto» шокировала бизнес-сообщество (см. www.cluetrain.com/book.html). Основной упор в книге был сделан на «личностном» аспекте бизнеса. Личность может быть отлично представлена в веблоге, довольно удобном для наработки мотивационных методик общения с клиентами. Дух личной сопричастности, витающий вокруг блогов, может быть использован для написания более доступных бизнес-посланий. [52]

      Конечно же, блоги бывают разными. Определим классификацию блогов по различным критериям.

  1. По авторству:
    • Личный блог – это блог, который наполняется одним лицом.
    • Безличный блог – он ведется от третьего лица, причем личность его не известна.
    • Коллективный блог – данная разновидность ведется группой людей, но с соблюдением установленных единых правил.
    • Коммьюнити – такой блог создается определенной компанией и наполняют его сотрудники. Может также называться корпоративным блогом.
  1. По типу контента:
    • Текстовый блог – основная масса информации представлена в виде текста.
    • Фотоблог – в нем собирается фотоматериал.
    • Мьюзик-блог – в нем основу контента составляет музыка. Сюда же относится аудио-блог, в котором выкладываются не музыкальные файлы, а аудио-записи хозяина блога.
    • Видео-блог – соответственно наполнен видео файлами.
  1. Специфика контента:
    • Первичный блог – уникальная авторская информация.
    • Линковый блог – данная разновидность содержит информацию и комментарии к другим сайтам.
    • Моби-блог – его содержимое наполняется с мобильных устройств (КПК, моблильные телефоны).
    • Спам-блог – единственной целью такого журнала является привлечение посетителей по ключевым словам и перенаправление их на другие сайты.
    • Блог цитат – на нем собираются понравившиеся автору цитаты и высказывания.

      Нам бы хотелось сказать еще несколько  слов об аудио-блогах. Аудио-запись в  блоге принято обозначать английским термином podcast. Изначально подкастинг был синонимом аудиоблога или любительского Интернет-радио. «Википедия» определяет подкастинг как «способ публикации медиапотоков (как правило, звуковых или видеопередач) во Всемирной сети (обычно в формате MP3), при котором они анонсируются особым образом, позволяющим автоматизировать загрузку новых выпусков на устройство воспроизведения». 

      Итак, блог – это сайт, пополняющийся записями (в том числе ссылками, изображениями и мультимедийными элементами, такими, как аудио- и видео-файлы, а также презентациями), которые располагаются в обратном хронологическом порядке. На данный момент можно сказать, что блоги составляют конкуренцию традиционным средствам массовой информации и представляют собой никем не отредактированный взгляд человека или группы людей на тот или иной вопрос или событие. Волна блоггерства в течение последних лет не идет на спад, а, наоборот, увеличивается, и именно поэтому блоги можно рассматривать как один из возможных инструментов, которые могут быть использованные в процессе обучения. 

 

    1. . Возможности использования блогов в образовательном процессе
 

      Интерес к новым средствам обучения позволил увидеть образовательные возможности современного аппаратного и программного обеспечения – ноутбуков, карманных компьютеров, беспроводных систем и виртуальных сред обучения. Особый интерес в настоящее время вызывают онлайн-дневники, или блоги.

      Хотя  в учебном процессе блоги пока используются нечасто, к образовательным возможностям Интернет-дневников проявляют интерес многие зарубежные преподаватели [79, 23; 70, 7]. Например, существует мнение, что блоги могут служить средством дальнейшей демократизации Интернета и преодоления цифрового неравенства [68, 13]. Мы рассмотрим причины, по которым блоги могут использоваться в обучении, и потенциальные преимущества блогов по сравнению с другими электронными ресурсами. Исследование это мы проведем с двух сторон: во-первых, в контексте ведения собственных блогов преподавателями, учениками или же классом в целом, а во-вторых, в контексте использования уже готовых блогов в качестве материала для обучения.

      Итак, почему следует начать использовать блоги со своими студентами? Существует несколько причин. Одна из самых главных – это то, что появляется реальная аудитория для письменных работ учащихся. Обычно учитель – это единственный человек, который их читает, фокусируясь больше на форме, чем на содержании. Используя сетевые журналы, студенты пишут для настоящих людей – их одноклассников, учеников из параллельных классов и даже для людей из других стран, родителей и потенциально всех пользователей Интернета.

      Блоги полезны и по ряду других причин, так как они:

    • Предоставляют дополнительное чтение для учащихся. Это могут быть записи учителя, посты других учащихся или комментарии других людей со всего мира.
    • Блоги могут быть использованы как онлайн-дневники. Ценность использования ученических онлайн дневников давно уже была доказана. Использование блога как дневника может привлечь дополнительных читателей. 
    • Позволяют публиковать списки онлайн-ресурсов, подходящих для возраста учащихся. Интернет содержит невероятное количество ресурсов, которые могут быть потенциально полезными для учащихся. Проблема всегда состоит в том, чтобы направить студентов. Учительский блог очень подходит для этих целей.
    • Упрочняют чувство общности в классе. Классный блог позволяет воспитывать чувство общности в классе, особенно если учащиеся обмениваются информацией о себе, о своих интересах, отвечают на вопросы. 
    • Помогают застенчивым студентам высказаться. Есть основания полагать, что студентам, которые неактивны в классе, легче выразить свое мнение в письменной форме на блоге.
    • Стимулируют внеклассную дискуссию. Блог может стать идеальным местом для дискуссии как до, так и после урока. А то, что учащиеся пишут в блоге, может быть использовано в качестве материала для дискуссии непосредственно на уроке.
    • Стимулируют учащихся писать, и писать хорошо. Из-за того, что учащиеся пишут посты для публикации онлайн, они обычно более озабочены правильностью написанного. Им становится более важно исправить ошибки, чем если бы единственным, кто читает работу, был учитель.
    • Могут служить онлайн-портфолио студенческих работ. Существует много преимуществ портфолио. Например, учащимся становится легче оценивать свой прогресс в течение года.

Информация о работе Использование социальных блогов в процессе обучения иноязычному чтению