Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 11:25, дипломная работа
Цель данного исследования – разработка технологии работы с блогами в качестве образовательного материала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятию «блог»;
исследовать историю возникновения блога как феномена;
проанализировать свойства блогов и определить, какие из них позволяют использовать блоги в качестве образовательного материала;
предложить классификацию блогов;
исследовать структуру блога как текстового материала;
выявить критерии отбора блогов для занятий по иноязычному чтению;
на основе исследованного материала предложить технологию работы с блогами в качестве образовательного материала.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Блоги как средство обучения иноязычному чтению……...6
Блоги в киберпространстве: понятие, история возникновения, классификация……………………………………………………….6
Возможности использования блогов в образовательном процессе…………………………………………………………….16
Блоги как средство повышения мотивации к чтению…………...28
Выводы по главе 1………………………………………………………...38
Глава 2. Практическое использование блогов в процессе обучения иноязычному чтению…………………………………………………………..40
2.1. Виды и структура текстовых блогов………………………………..40
2.2. Выбор блогов для занятий…………………………………………...43
2.3. Обработка материала и подготовка к занятиям с использованием блогов……………………………………………………………………………..47
Выводы по главе 2………………………………………………………...51
Заключение………………………………………………………………..53
Приложение……………………………………………………………….55
Список литературы……………………………………………………….64
Современные исследования в области педагогики доказали важность социального взаимодействия в процессе обучения. Основываясь на теории Л. С. Выготского, исследователи подчеркивают важность процесса конструирования знаний учеником и предполагают, что интериоризация знаний происходит в социальном процессе использования языка в течение определенного периода времени [10, 68]. Таким образом, конструирование знаний по своей природе дискурсивно, основано на отношениях и общении, поэтому в процессе получения и трансформации знаний обучаемые должны иметь реальные возможности для публикации своих работ.
Для преподавателей опубликованные работы учащихся – это «возможность сделать выводы о том, как учащиеся трансформируют и присваивают смыслы и стратегии, освоенные в рамках социального опыта». [71, 187] Для учащихся подобная публикация – это материал для последующей рефлексии и анализа, который позволяет им еще раз обратиться к своим работам и переосмыслить их, обогатив таким образом свой учебный опыт. [72, 41; 77, 25] Кроме того, такая публикация позволяет получить обратную связь, что, в свою очередь, помогает ученикам в процессе конструирования знаний. Использование блогов в этом аспекте очень полезно, поскольку они дают возможность учащимся осмыслить изучаемый материал и представить его понимание. Имеющаяся в блогах возможность размещения комментариев к сообщениям способствует получению обратной связи и потенциальной поддержки новых идей, а возможность включения в текст гиперссылок на другие ресурсы помогает учащимся осознавать взаимосвязи и контекст знаний, их конструирования и освоения.
Блоги можно использовать в преподавании любой дисциплины ученикам любого возраста, умеющим читать и писать. Блоги могут не только служить средством организации процесса обучения и общения преподавателей и учеников, но и предоставлять учащимся возможность поделиться с классом своими размышлениями или дополнительными материалами. Ниже дается несколько практических рекомендаций для успешной интеграции блогов в учебный процесс.
1. Заведите себе блог. Во многих образовательных учреждениях сотрудники и преподаватели, прежде чем приступить к реализации программ дистанционного обучения, должны сами пройти какой-либо дистанционный курс. Очевидное преимущество этого подхода заключается в том, что преподаватель получает представление об использовании дистанционных технологий, находясь в положении ученика. Этот подход применим и к блогам, поэтому потратьте время на то, чтобы понять, как работает блог и каковы возможности этого ресурса, до того, как вы начнете использовать его в классе.
2. Посетите блоги, созданные другими преподавателями. Цели создания учебных блогов могут быть различными. Найдите блоги, которые соотносятся с вашей практикой преподавания, чтобы увидеть, как они используются в учебном процессе. Можно также связаться с преподавателем, ведущим заинтересовавший вас блог, и узнать, что было сложным или особенно удачным при использовании блога на практике.
3. Смоделируйте блог для своих студентов. Использование блогов в обучении имеет ряд особенностей, поэтому выделите время для того, чтобы познакомить учащихся с концепцией блогов, с целями их создания, с тем, как ведутся блоги, покажите примеры удачных и неудачных блогов и т.п. Кроме того, разработайте для вашего учебного блога строгие правила, которые будут определять частоту размещения сообщений, их объем, количество гиперссылок, необходимость придерживаться темы обсуждения. Эти правила разрабатываются вместе с учениками, и в них также нужно оговорить и определенные запреты: поскольку общение в блогах – это неофициальная онлайн-коммуникация, то учащиеся иногда используют в своих блогах слишком неформальный язык и, кроме того, не всегда соблюдают правила оформления цитат и ссылок на источники.
4. Сделайте учебные блоги более доступными широкой публике. Мы уже упоминали о таком преимуществе блогов как безграничная аудитория. Старайтесь, чтобы блоги учеников были доступны не только одноклассникам/однокурсникам. С этой целью можно использовать ссылки, а также привлекать экспертов и всех желающих к чтению и комментированию блогов учащихся. Общение с экспертами не только делает полученные знания более значимыми, но и свидетельствует о том, что блоги учеников читают реальные люди. Большая открытость блогов заставит учеников уделять подготовке сообщений больше времени и критичнее относиться к тому, что они пишут.
5. Объясните ученикам, что доступ к блогам открыт для всех. Донесите до учеников, что блоги – это открытые публикации, поэтому работодатели, друзья или родители могут прочитать все, что в них написано. Ученик должен помнить: как только текст опубликован в сети, он может быть прочитан через мгновение – и это момент коммуникации необратим, даже если позже сообщение будет отредактировано или удалено.
Рассмотрим положительные стороны использования учащимися своих собственных блогов как с точки зрения эффективности образовательного процесса, так и с точки зрения повышения мотивации к обучению.
1. Использование блогов помогает ученикам стать экспертами в изучаемой области. R. Blood [66, 51] говорит о том, что в процессе ведения блога можно выделить три этапа: «поиск», «фильтрация» и «публикация». Чтобы найти информацию, которую можно использовать в Интернет-дневнике (прокомментировать, покритиковать, сослаться), авторы блогов посещают множество сайтов по определенной тематике. В процессе работы блоггеру необходимо ознакомиться с огромным количеством информации по теме, даже если не вся она потом будет упоминаться в блоге. Затем блоггер должен выбрать ту информацию, которая будет размещена в дневнике. Необходимость регулярной работы – новые сообщения должны публиковаться по меньшей мере раз в неделю – делает непрерывным процесс пополнения знаний учащихся по определенным темам.
2. Использование блогов усиливает интерес к процессу обучения. Новизна технологий является одним из мотивирующих факторов в обучении. Мотивация учащихся при использовании блогов обусловлена не только технологическими возможностями, но и тем, что учащиеся пишут о том, что важно лично для них. Ученики сами управляют процессом своего обучения, занимаясь активным поиском информации и получая комментарии от других людей.
3. Использование блогов дает учащимся право принимать участие в социальных процессах. Одна из целей обучения – аккультурация, включение учащихся в жизнь общества [74, 58]. В процессе ведения блогов ученики быстро понимают, что их сообщения могут читать не только преподаватели и одноклассники/однокурсники. Блоги выводят выполняемые задания за рамки учебного процесса и взаимоотношений «преподаватель-ученик», позволяя всем желающим оценить и прокомментировать работы учащихся.
4. Использование блогов открывает новые возможности для работы в классе и за его пределами. При традиционной организации обучения из-за недостатка времени на занятиях и ограниченности объема учебных курсов не у всех учащихся есть шанс высказаться и быть услышанными. Ведение блога позволяет каждому ученику принять участие в дискуссии, что открывает новые перспективы для обучения. С помощью блогов класс переходит свои физические границы и расширяется до бесконечной интернациональной аудитории. Возможно, кто-то за пределами класса просмотрит и прокомментирует учебный блог, и это позволит расширить возможности получения представления о том, как опубликованная информация воспринимается представителями «внешнего мира».
Рассмотрим теперь типы блогов, которые можно использовать в преподавании иностранных языков (и не только) в контексте ведения собственных блогов преподавателями, учениками или же классом в целом. Соответственно, Аарон Кэмпбел [67] выделил три типа блогов, используемых на уроках иностранного языка:
1. Блог учителя ведётся учителем, преподающим в том или ином классе. Данные блоги могут содержать учебный план, информацию по курсу, домашние и другие задания. Однако, учитель может просто выражать свои мысли по поводу своей жизни, делиться впечатлениями о местной культуре, культуре изучаемого языка или самого языка для того, чтобы дать толчок для дальнейшего обсуждения. В блогах подобного рода право учеников писать комментарии на посты учителя обычно ограничено. Также учительский блог может использоваться, чтобы публиковать новости для учащихся, комментарии на сочинения, дополнительные материалы для чтения или домашней работы, ссылки на сайты для дополнительного чтения, аудирования, краткое содержание урока для учащихся, которые не могут посещать занятия.
2. Блог класса это общее онлайн-пространство, где учителя и учащиеся могут вносить изменения. В большинстве случаев подобные блоги успешно применяются для совместных онлайн-дискуссий, продолжение урока вне аудитории. Учащихся нужно стимулировать более глубоко анализировать материал урока в письменном виде. В блоге класса у учеников есть больше свободы, чем в примере с учительским блогом. Блог, используемый всем классом, может содержать комментарии по определенным темам, отзыв на фильм, статью, тему урока, текущие события, а также классный проект по любой теме.
3. Блог учащихся – это третий тип блогов, который требует наибольшего времени для того, чтобы начать функционировать, но он, возможно, наиболее полезный и приносящий плоды. В этом случае блог заводится каждому студенту. Плюс в том, что каждый учащийся получает индивидуальное пространство, что может спровоцировать учащихся писать чаще о том, что интересует именно их, и больше комментировать посты сверстников. В личных блогах учащихся, созданных по просьбе учителя, может размещаться личная и семейная информация (включая фотографии), регулярные комментарии на текущие события, фотоблог о стране, каникулах, городе учащегося и др.
Многие учителя, которые начинают использовать блоги, думают, что чувства новизны будет достаточно, чтобы удержать интерес студентов. Несмотря на это, блоги наиболее эффективны, когда у учеников вырабатывается привычка пользоваться ими. Если их никак не мотивировать писать в блоге, то учащиеся очень быстро забывают об их существовании. В данном случае необходимо, чтобы учитель не забывал о своей курирующей роли. Предлагаем некоторые идеи:
Однако, мы не можем не упомянуть и о трудностях, с которыми можно столкнуться при интегрировании блогов в учебный процесс. Среди них:
Все, что было сказано выше, имеет отношение к использованию собственных блогов, созданных преподавателями, учащимися или же классом в целом. А теперь перейдем к использованию чужих, уже созданных блогов, в образовательных целях. Итак, чем они могут быть полезны?
Как говорилось выше, блоги, в основном, наполняются в режиме реального времени, поэтому информация в них актуальна и зачастую – с места событий, либо же это заимствованная из других источников информация, но в обработанной и проанализированной форме. Таким образом, читая (слушая, смотря) блоги, мы имеем возможность:
Информация о работе Использование социальных блогов в процессе обучения иноязычному чтению