Использование социальных блогов в процессе обучения иноязычному чтению

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 11:25, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования – разработка технологии работы с блогами в качестве образовательного материала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать определение понятию «блог»;
исследовать историю возникновения блога как феномена;
проанализировать свойства блогов и определить, какие из них позволяют использовать блоги в качестве образовательного материала;
предложить классификацию блогов;
исследовать структуру блога как текстового материала;
выявить критерии отбора блогов для занятий по иноязычному чтению;
на основе исследованного материала предложить технологию работы с блогами в качестве образовательного материала.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3

Глава 1. Блоги как средство обучения иноязычному чтению……...6

Блоги в киберпространстве: понятие, история возникновения, классификация……………………………………………………….6
Возможности использования блогов в образовательном процессе…………………………………………………………….16
Блоги как средство повышения мотивации к чтению…………...28
Выводы по главе 1………………………………………………………...38

Глава 2. Практическое использование блогов в процессе обучения иноязычному чтению…………………………………………………………..40

2.1. Виды и структура текстовых блогов………………………………..40

2.2. Выбор блогов для занятий…………………………………………...43

2.3. Обработка материала и подготовка к занятиям с использованием блогов……………………………………………………………………………..47

Выводы по главе 2………………………………………………………...51

Заключение………………………………………………………………..53

Приложение……………………………………………………………….55

Список литературы……………………………………………………….64

Работа содержит 1 файл

Использование социальных блогов в процессе обучения иноязычному чтению.doc

— 366.50 Кб (Скачать)

      Титульный лист

      Использование социальных блогов

      в процессе обучения иноязычному чтению

 

      

      Оглавление 

      Оглавление………………………………………………………………….2

      Введение………………………………………………………………….…3

      Глава 1. Блоги как средство обучения иноязычному чтению……...6

    1. Блоги в киберпространстве: понятие, история возникновения, классификация……………………………………………………….6
    2. Возможности использования блогов в образовательном процессе…………………………………………………………….16
    3. Блоги как средство повышения мотивации к чтению…………...28

    Выводы  по главе 1………………………………………………………...38

      Глава 2. Практическое использование  блогов в процессе обучения иноязычному  чтению…………………………………………………………..40

      2.1. Виды и структура текстовых блогов………………………………..40

      2.2. Выбор блогов для занятий…………………………………………...43

      2.3. Обработка материала и подготовка к занятиям с использованием блогов……………………………………………………………………………..47

      Выводы  по главе 2………………………………………………………...51

      Заключение………………………………………………………………..53

      Приложение……………………………………………………………….55

      Список  литературы……………………………………………………….64 

 

      

      Введение 

      В современной методике преподавания иностранного языка обучение иноязычному чтению является одной из интереснейших задач, поскольку фактическое знание грамматики и лексики не может заменить практического опыта в чтении на иностранном языке. Чтение является неотъемлемой частью изучения иностранного языка, и именно поэтому важно создать условия не только для чтения как части стандартизированного образовательного процесса, но и повысить мотивацию у учащихся самостоятельно и сознательно уделять этому моменту больше времени и внимания. В нашей работе мы предлагаем в качестве нового инструмента обучения чтению использовать блоги. Эта практика уже очень активно применяется на Западе, однако, в России она не столь распространена, хотя и является очень эффективной и интерсной.

      В первой главе данной работы – теоретической  – рассматриваются возможность  использования блогов в процессе обучения иностранному языку, в том  числе приводится теоретический  материал о понятии и истории  возникновения блога как явления, свойства блогов, которые позволяют им быть использованными в качестве учебного материала, а также предлагается наша точка зрения на то, почему именно блоги могут стать эффективным средством повышения мотивации к иноязычному чтению. По данной тематике практически не достаточно специализированной русскоязычной литературы, поэтому нам пришлось провести собственное серьезное исследование, большей частью базируясь на зарубежных источниках, в результате которого мы вышли на практический аспект нашей работы. Мы определили виды и структуру текстовых блогов, привели алгоритм отбора блогов для образовательного процесса, а также предложили свой взгляд на то, как подготовить интересное и полезное для образовательного процесса занятие по иноязычному чтению, используя блоги как основной материал.

      Наиболее  интересной авторам представляется идея использования блогов в процессе обучения чтению по той причине, что в современном мире, когда большую часть информации можно найти в Интернете, ученики и студенты читают довольно мало печатных изданий. Интерес к Интернету у молодых людей не угасает с годами, поэтому мы считаем, что повышение их мотивации к обучению можно произвести посредством материала, находящегося во всемирной сети. Этот вопрос представляется авторам актуальным потому, что он не изучался до настоящего момента в заслуживающем того объеме, а в итоге проведенного исследования мы предлагаем технологию работы с блогами в качестве образовательного материала, которой могут пользоваться преподаватели любого иностранного языка.

      Объект нашего исследования – блоги как феномен, а его предмет – использование блогов в процессе обучения иноязычному чтению.

      Цель данного исследования – разработка технологии работы с блогами в качестве образовательного материала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение понятию «блог»;
  • исследовать историю возникновения блога как феномена;
  • проанализировать свойства блогов и определить, какие из них позволяют использовать блоги в качестве образовательного материала;
  • предложить классификацию блогов;
  • исследовать структуру блога как текстового материала;
  • выявить критерии отбора блогов для занятий по иноязычному чтению;
  • на основе исследованного материала предложить технологию работы с блогами в качестве образовательного материала.

      В ходе выполнения работы, с целью приобретения широты взгляда на явление блога, использовалась немногочисленная литература, имеющаяся по данной теме, однако, в большей степени мы прибегали, конечно же, к Интернет-источникам, поскольку блоги прямо и непосредственно связаны с Интернетом и функционируют только во всемирной сети. Кроме того, оказалось необходимым глубокое изучение теории мотивации по трудам русских и иностранных педагогов-теоретиков и педагогов-практиков.

      Положения данной работы были изложены в двух статьях: «…» и «…». Первая работа прошла апробацию…, вторая – ….

 

      

      Глава 1. Блоги как средство обучения иноязычному  чтению 

1.1. Блоги в киберпространстве:

понятие, история возникновения, классификация 

      Слово blog появилось на свет тринадцать лет  назад, когда Интернет только набирал обороты: в декабре 1997 года Йорн Баргер предложил называть «Интернет-дневник» кратко – weblog (от англ. logging the web – «записывая события Сети»). Слово прижилось, но в апреле 1999 года стало короче на две буквы: Питер Мерхольц, автор веб-лога Peterme, расщепил неологизм надвое. Получилось выражение we blog – «мы делаем блог». С тех пор blog (блог) стал устоявшимся определением для Интернет-дневника. В 2004 году самый полный англоязычный словарь Merriam-Webster назвал «блог» – сетевой дневник – словом года. Но еще до изобретения термина люди делали блоги, не зная, как назовут плоды их труда.

      Дадим определения другим терминам, которые  будут употребляться в нашей  работе.

      Блоггер (blogger) – человек, который ведет блог (либо личный, возможно тематический, либо корпоративный, то есть от имени компании).

      Блогосфера – совокупность всех блогов, сообщество авторов дневников и их постоянных читателей, включая все связи между ними.

      Веб-дневник – то же, что и блог. Дневники делятся на публичные и закрытые (для личного пользования).

      Первым  веблогом был вебсайт, созданый Тимом  Беренс-Ли (Tim Berners-Lee) в CERN (info.cern.ch/). Контент сайта был заархивирован в World Wide Web Консорциуме. Существовало много известных блогов, которые направляли посетителя на другие сайты с новостями или просто интересным контентом. Это такие страницы как What's New сайта NCSA и What's New сайта Netscape (1993-96). Некоторые ранние веблоги все еще популярны: Robot Wisdom, Tomalak's Realm и CamWorld. [37, 6]

      Веблоги, действующие в качестве фильтров информации, связанной с интересными  страницами или темами, имеют очевидную  ценность для пользователя. Во-первых, они делают возможным мгновенное проникновение в «большой Интернет», предоставляют информативные ссылки, поиск которых у пользователя занял бы часы, если не дни. Однако веблоги – это нечто большее, чем список ссылок. В них видна личность автора, влюбленного в свою тему. Авторы не только выкладывают особо интересные ссылки, но и дают расширенные комментарии к каждой из них. Во-вторых, многие блоги также дают читателям возможность делать комментарии к заметкам, что роднит блоги с новостными группами Usenet. В-третьих, веблоги выполняют важную функцию, предоставляя необычную точку зрения или дополнительную информацию, т. е. то, что правительство и СМИ могут опустить. Сущность блогов – в свободе самовыражения и возможности открыто критиковать и расследовать какие-либо события [52].

      Массовое  признание пришло к блогам тогда, когда возможность просто и бесплатно  завести личный блог появилась у каждого, даже не слишком опытного Интернет-пользователя. В 1999 году был открыт сайт Blogger, а потом и «Живой журнал» (Livejournal.com). Эпитет «живой» хорошо отражает идею общения между многими людьми, которые пишут заметки сами и могут оставлять комментарии в чужих дневниках.

      Первыми оценили преимущества такого общения  политики: в ноябре 2000 года, в разгар выборов президента США, открылся блог TalkingPointsMemo, посетители которого обсуждали  подсчет голосов в штате Флорида.

      По  мере того как увеличивалось количество блогов и ширилась их аудитория, ими  все больше интересовались бизнесмены, хотя поначалу с трудом отличали блог от форума или сайта. Зато в 2006 году маркетологи ведущих компаний США  назвали блоги одним из самых  популярных инструментов в своем деле.

      В наши дни Интернет является самым доступным местом общения, а на роль законодателей моды и торговцев влиянием в нем претендуют блоггеры.

      Блог  – это общение. От статичного сайта  и ленты новостей блог отличается в первую очередь тем, что дает посетителю возможность прокомментировать каждую запись и при желании стать полноправным оппонентом автора или высказать ему свое одобрение. Без комментариев блог превращается в ленту новостей.

      Более того, блог – это со-общение, сообщество. Каждый блог рано или поздно обзаводится читателями, и у части из них возникает желание подписаться на получение уведомлений о появлении записей. На коллективных блог-хостингах таких подписчиков называют друзьями (или френдами, от англ. friends), а сообщения от всех друзей – френдлентой.

      Журнал Time в 2006 году присвоил звание «Человек года» Интернет-пользователю как таковому, вынеся на свою обложку зеркальный монитор с надписью You, в котором отражается тот, кто взял в руки журнал. Редакция Time тем самым хотела подчеркнуть то, что каждый становится создателем уникального контента, может участвовать в наполнении общего информационного пространства.

      Журналисты  не могут быть повсюду. А рядовой  пользователь может – вооруженный  своей любительской камерой или даже телефоном со встроенным фотоаппаратом. Развлекать или информировать людей под силу почти любому, благо фотоаппарат, камера и Интернет есть практически у каждого десятого жителя России. Завести и обновлять блог не сложнее, чем отправлять письма по электронной почте. Появляющиеся в личных дневниках записи, снимки и видео с комментариями часто попадают в «большие» СМИ.

      Известно, что информационное агентство Reuters договорилось с крупными сообществами блоггеров о том, чтобы его собственные новости сопровождались комментариями блоггеров и ссылками на онлайновые дискуссии. А «Ведомости» предоставляют блоггерам возможность вставлять свои красиво оформленные цитаты и собирают их комментарии к статьям на страницах онлайновой версии газеты.

      Сегодня русскоязычная блогосфера насчитывает свыше 2,8 миллиона блогов, и их количество удваивается за год. И у бизнесменов возникают новые возможности для общения со своими настоящими и потенциальными клиентами – напрямую.

      Во  всем мире политические комментаторы, аналитики и журналисты постоянно посещают страницы Интернет-дневников в поисках свежих идей и необычных точек зрения на события. Многие журналисты тоже ведут блоги, а блоггеры со временем могут найти постоянную работу в издательских домах или на радиостанциях. И это здорово: опыт живого общения с читателями меняет привычную модель одностороннего вещания, принятую в СМИ. [37, 8]

      Как мы уже сказали, блоги выступают в качестве фильтров массовой онлайновой информации, и это одна из многих причин, способствующая их популярности. Блоги предоставляют уникальную возможность общения посредством Интернета, начинают оказывать воздействие на онлайн-коммерцию, корпоративный бизнес и журналистику.

      В целом, блоги – это регулярно обновляемые сайты, содержащие коллекцию ссылок, комментарии и другие элементы: статьи, изображения и медиа-информацию. Такое описание может относиться к любому интерактивному вебсайту, однако блоги отличаются тем, что разработаны для быстрого и удобного доступа к статьям через гиперссылки, для публикации аналитики и комментирования определенных тем. Кроме того, блоги позволяют персонализировать сайт, придать ему индивидуальный стиль. Это путешествие по определенным темам: каждый гид или блоггер подбирает аудиторию сообразно своим взглядам, стилю или чувству юмора. Обычно блоги ставят ссылки друг на друга, создавая информационные сети.

Информация о работе Использование социальных блогов в процессе обучения иноязычному чтению